Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития рынка платных медицинских услуг'

Проблемы и перспективы развития рынка платных медицинских услуг Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
5224
807
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ / ПЛАТНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ / MARKET OF MEDICAL SERVICES / PAID MEDICAL SERVICES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Аристова Елена Витальевна, Волков Дмитрий Витальевич

Статья посвящена анализу проблем развития рынка платных медицинских услуг. Выявление специфических особенностей функционирования сферы платной медицины в России позволяет определить перспективы развития и обозначить направления совершенствования экономических отношений, возникающих в процессе предоставления платных медицинских услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Аристова Елена Витальевна, Волков Дмитрий Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems and prospects for the development of the market of paid medical services

This article is concerned with problem analysis of development of paid medical services market. The revelation of free-for-service medicine working peculiarities in Russia allows defining the prospects for further development and denoting the directions of improvement of economic relations that appear in the process of paid medical services supply.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития рынка платных медицинских услуг»

ЭКОНОМИКА. УПРАВЛЕНИЕ

УДК 338.46

Аристова Елена Витальевна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

[email protected]

Волков Дмитрий Витальевич

Военная академия войск радиационной, химической и биологической защиты и инженерных войск (г. Кострома)

[email protected]

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

Статья посвящена анализу проблем развития рынка платных медицинских услуг. Выявление специфических особенностей функционирования сферы платной медицины в России позволяет определить перспективы развития и обозначить направления совершенствования экономических отношений, возникающих в процессе предоставления платных медицинских услуг.

Ключевые слова: рынок медицинских услуг, платные медицинские услуги.

Рынок медицинских услуг - это рынок, который удовлетворяет потребности людей в сохранении и улучшении здоровья. Он дает возможность получать и оказывать медицинские услуги, гарантирующие необходимый объем и соответствующий уровень качества. Медицинские услуги обладают рядом специфических особенностей:

1) неосязаемость - ее невозможно увидеть, услышать, потрогать, любая предварительная информация о ней всегда будет иметь вероятностный характер, а оценка потребительских свойств, чаще всего, отражает субъективное восприятие самого пациента;

2) неотделимость от источника получения услуги - оказание медицинской услуги требует личных контактов потребителя и производителя;

3) несохраняемость - медицинские услуги, в отличие от товаров, не подлежат хранению и накоплению с целью последующей реализации;

4) вариабельность качества оказываемой медицинской услуги - согласно формулировке Всемирной организации здравоохранения [4, с. 19]; качество же медицинских услуг есть совокупность их характеристик и свойств, имеющих эмпирическую природу и способных удовлетворять установленным требованиям; в связи с этим, в диагностическом, тактическом и технологическом аспектах, качество медицинских услуг зависит от врачебной квалификации, оснащенности лечебно-профилактического учреждения, доступности медицинской помощи, а также многих других факторов;

5) неоднозначность оценки результата медицинской услуги - в отличие от других сфер профессиональной деятельности, в медицине неблагоприятный, и даже летальный, исход не всегда является противоестественным и противоправным, учитывая особенности организма и характер конкретного заболевания;

6) медицинская услуга - это продукт не только производителя (врача), но и потребителя (пациента), который представляет собой совокупность их согласованных действий в борьбе с недугом.

Специфическими особенностями обладает и сам рынок медицинских услуг, где можно выделить три группы субъектов [3, с. 49-50]:

1) производитель, продавец медицинских товаров и услуг (медицинское учреждение, врач);

2) покупатель (пациент, работодатель, государство);

3) посредник - территориальные фонды обязательного медицинского страхования, страховые медицинские организации.

Субъекты рынка медицинских услуг вступают в определенные экономические отношения в рамках особых правовых норм.

Право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь в России закреплено Конституцией РФ (ч. 1 ст. 41). Реализация права на медицинскую помощь граждан осуществляется в государственных, муниципальных и частных медицинских организациях.

Конституцией определено, что «медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений» (ч. 1, ст. 41).

В частных медицинских организациях медицинская помощь оказывается за плату, и плательщиком при этом может выступать как лично гражданин, так и страховые компании добровольного медицинского страхования, предприятия, организации и т.д.

В Конституции РФ 1993 г. наряду с другими задачами поставлена цель - формирование в России социального государства (ст. 7).

Социальная функция государства призвана обеспечить нормальные условия для всех членов об-

© Аристова Е.В., Волков Д.В., 2012

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2012

207

щества вне зависимости от их участия в производстве материальных благ. Проводя социальную политику в обществе, государство выделяет необходимые средства на здравоохранение, тем самым обеспечивая надлежащим образом право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Из-за стремления как можно быстрее запустить рыночные механизмы в России эта сторона общественной жизни была практически забыта и многие негативные явления в социальной сфере приобрели застойный характер, не только вызывая социальную напряжённость в обществе, но и препятствуя развитию рынка.

Реформы в России затронули и здравоохранение. Первым был принят Закон о медицинском страховании, установивший новую форму социальной защиты интересов населения в охране здоровья.

Затем 22 июля 1993 года были приняты Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, установившие обязанность государства по финансовому обеспечению деятельности государственных лечебно-профилактических учреждений. Тем самым бюджетное здравоохранение изначально рассматривалось как область социальных гарантий по оказанию медицинской помощи гражданам России.

Хроническое недофинансирование государственной медицины в 90-х годах породило развитие сектора платных медицинских услуг в государственных и муниципальных лечебных учреждениях. Огромный разрыв между заявленными государством гарантиями по оказанию медицинской помощи населению и реальной поддержкой, который сложился в 90-е годы, привел к тому, что пациент в большинстве случаев стал выступать соплатель-щиком своего лечения. При этом государство само фактически указало путь для поиска дополнительных источников финансирования ЛПУ, выпустив документ «Правила предоставления платных медицинских услуг населению», утверждённый постановлением правительства РФ от 13 января 1996 года № 27. «Правила», не раскрывая самого понятия «платные медицинские услуги», устанавливали ряд норм при их оказании.

Ожидалось, что в этот период произойдут изменения организационно-правовых форм государственных медицинских учреждений, ряд которых станут унитарными предприятиями, хозяйственными товариществами и обществами и, соответственно, будут работать в гражданском обороте, тем самым формируя рынок медицинских услуг. Однако этого не произошло, а вот платные медицинские услуги прочно закрепились в их деятельности.

Отдельные аналитики считают появление платных услуг в государственной медицине определённым достижением политики в области здравоохранения, так как развитие платных медицинских услуг позволило сохранить кадры и даже обеспе-

чить развитие медицинских учреждений [2, с. 2325]. Однако последствия данного шага породили ряд проблем.

За 15 лет доля платных медицинских услуг достигла в деятельности отдельных государственных учреждениях 70%, при этом качеством медицинской помощи удовлетворено только 30% населения. Кроме того, по данным агентства DISCOVERY Research Group, около 40% жителей Москвы осуществляло в той или иной форме неофициальные платежи врачам.

Отдельно нужно сказать об изменении морали медицинского сообщества за эти годы. У пациентов прочно сформировалась психология, что врачу «нужно дать», санитарке и медсестре «нужно дать», для лечения нужно самому всё купить и только тогда можно выздороветь. Главное, что и врач, и медсестра, и санитарка зачастую берут это уже не в виде благодарности, а в виде законного соплатежа к своей зарплате. В государственной медицине параллельно официальным платным медицинским услугам прочно сформировался дополнительный теневой «рынок».

Теневой «рынок» прочно занял свою нишу в государственной медицине при оказании так называемой «бесплатной» медицинской помощи. Например, можно лечить лекарствами, прописанным в стандартах, а можно лечить эффективными лекарствами, это и дополнительные обследования, рекомендуемые «конфиденциально» пациенту за плату, с помощью которых диагноз будет поставлен уж точно на 100%.

Сам факт ползучего замещения «бесплатных» услуг платными теневыми говорит о том, что медицинское сообщество уже привыкло не к тем платежам, которые им гарантирует государство в виде заработной платы, а к тем, которые они смогут самостоятельно получить дополнительно с пациента.

Делая первый вывод, можно сказать, что одним из итогов 15-летней платности в государственной медицине является потеря доверия пациента к врачу В обществе прочно сформировался принцип: «не заплатишь - не вылечат».

Существующая система государственного здравоохранения не в состоянии оперативно реагировать на изменение потребности граждан в медицинских услугах, компенсируя свою неповоротливость простым введением платных медицинских услуг. Тем самым в государственном здравоохранении сформировался принцип - «платно сегодня или бесплатно через месяц».

Оказание платных медицинских услуг в государственных лечебных учреждениях не может быть признано предпринимательской деятельностью. В соответствии с Гражданским кодексом «предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная

208

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2012

на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» (ч. 3, п. 1, ст. 2 ГК РФ).

Согласно статье 50 ГК РФ некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

По Закону основными признаками предпринимательства являются:

1. Самостоятельная деятельность.

2. Риск.

3. Систематическое получение прибыли.

Руководители государственных лечебных учреждений не обладают никакой самостоятельностью в принятии решений. Для оказания платных медицинских услуг они должны получать разрешения органа управления. Все их действия зарегулированы вышестоящим руководством. Даже смета на доходы и расходы от платных медицинских услуг утверждается органом управления.

Оказывая платные услуги, больница и поликлиника ничем не рискуют, так как все их возможные убытки компенсирует государство.

Отсутствие самостоятельной деятельности, риска и несоответствие получения прибыли достижению целей, ради которых созданы государственные учреждения, прямо свидетельствует о том, что оказание платных медицинских услуг в государственных учреждениях не является предпринимательской деятельностью. Можно констатировать, что эта деятельность не укладывается в рамки Закона.

Раз торговля услугами разрешена повсеместно в России, то необходимо вносить изменения в Конституцию РФ и заменять понятие бесплатной медицинской помощи на платную. Это будет объективная реальность.

Частная медицина была и будет всегда в рыночном государстве. Учреждения здравоохранения смогут продержаться лишь какое-то время на коррупционном фундаменте незаконных платных медицинских услуг.

Несомненно, медицинские работники - врачи, средний медицинский персонал - должны иметь достойную зарплату за свой труд, позволяющую достойно наравне с работниками иных отраслей рыночного государства жить в России. Иначе многие из них уйдут из профессии или будут использовать свои теоретические знания и практический опыт в тех странах, где профессиональное медицинское сообщество не только уважаемо, но и имеет реальную правовую и экономическую самостоятельность.

Политика государства в социальной сфере должна быть направлена на создание условий для развития цивилизованного рынка медицинских услуг, на достижение баланса между бесплатной медицинской помощью и её финансовым обеспечением, на обеспечение прав пациентов.

В заключение можно отметить, что развитие рынка платных медицинских услуг, как отмечают исследователи [1], неизбежно. Эффективность этого развития требует: более углубленной оценки экономических условий функционирования государственных и частных медицинских учреждений; анализа рыночной стратегии государственных и частных медицинских учреждений в существующих экономических условиях; оценки экономических последствий существования диспропорций на рынке медицинских услуг для государства, населения и самих медицинских учреждений различных форм собственности.

Библиографический список

1. Кадыров Ф.Н. Проблемы развития рынка частных медицинских услуг. - СПб., 2011.

2. Лазарев С., Мисюлин С. Кому мешают платные медицинские услуги в государственных учреждениях здравоохранения // Главный врач: хозяйство и право. - 2011. - № 4.

3. Медик В.А., Юрьев В.К. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению. Ч. III. Экономика и управление здравоохранением. - М.: Медицина. 2003.

4. Ушаков Е.В. Права и гарантии в системе медицинской помощи. Что нужно знать каждому пациенту. - М.: ТК Велби, 2004.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2012

209

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.