Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ХОЛОДНОЙ ЛОГИСТИКИ'

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ХОЛОДНОЙ ЛОГИСТИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
355
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОЛОДНАЯ ЛОГИСТИКА / СКЛАДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / УПРАВЛЕНИЕ ЛОГИСТИКОЙ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ / МЕНЕДЖМЕНТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бекмурзаев Иса Дуквахович, Серба Владимир Яковлевич, Волкова Альбина Алексеевна

В статье проанализированы подходы к толкованию холодовых цепей снабжения, холодной логистики, логистики скоропортящихся товаров. Анализ показывает, что данные понятия могут использо -ваться как синонимы. Рассмотрены вопросы управления холодовой цепью снабжения. Определены ключевые логистические решения для эффективного управления, такие как обеспечение и контроль температурного режима в процессе транспортировки, хранение в специализированных складских комплексах, информационная поддержка холодной логистической цепи. Оценено современное состояние логистического обслуживания холодовых цепей снабжения. Определены перспективные направления развития и повышения конкурентоспособности предприятий на принципах логистики, факторы развития логистики скоропортящихся товаров, такие как объемы транспортировки продукции, расширение структуры товаров, которые хранятся в холодильных складах, увеличение ассортимента свежих продуктов и продуктов длительного хранения, заморозки и полуфабрикатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF THE COLD LOGISTICS MARKET

The article analyzes approaches to the interpretation of cold supply chains, cold logistics, logistics of perishable goods. The analysis carried out shows that these concepts can be used as synonyms. The issues of cold supply chain management are considered. Key logistics solutions for effective management have been identified, such as ensuring and controlling the temperature regime during transportation, storage in specialized warehouse complexes; information support of the cold supply chain. The current state of the logistics service of cold supply chains is assessed. Perspective directions for the development and increase in the competitiveness of enterprises on the principles of logistics, factors for the development of the logistics of perishable goods, such as the volume of transportation of products, expanding the structure of goods stored in refrigerated warehouses, increasing the range of fresh products and products of long-term storage, freezing and semi-finished products are determined.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ХОЛОДНОЙ ЛОГИСТИКИ»

DOI 10.47576/2712-7559_2023_1_27 УДК 338.2

Бекмурзаев Иса Дуквахович,

кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Чеченский государственный университет им. А. А. Кадырова, г. Грозный, Россия, e-mail: bekmurzaev71@mail.ru

Серба Владимир Яковлевич,

доктор военных наук, профессор, профессор кафедры военно-политической работы в войсках (силах), Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулева, г. Санкт-Петербург, Россия, e-mail: Serba-Vlad@mail.ru

Волкова Альбина Алексеевна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры военно-политической работы в войсках (силах), Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулева, г. Санкт-Петербург, Россия, e-mail: albvolkova@yandex.ru

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ХОЛОДНОЙ ЛОГИСТИКИ

В статье проанализированы подходы к толкованию холодовых цепей снабжения, холодной логистики, логистики скоропортящихся товаров. Анализ показывает, что данные понятия могут использо -ваться как синонимы. Рассмотрены вопросы управления холодовой цепью снабжения. Определены ключевые логистические решения для эффективного управления, такие как обеспечение и контроль температурного режима в процессе транспортировки, хранение в специализированных складских комплексах, информационная поддержка холодной логистической цепи. Оценено современное состояние логистического обслуживания холодовых цепей снабжения. Определены перспективные направления развития и повышения конкурентоспособности предприятий на принципах логистики, факторы развития логистики скоропортящихся товаров, такие как объемы транспортировки продукции, расширение структуры товаров, которые хранятся в холодильных складах, увеличение ассортимента свежих продуктов и продуктов длительного хранения, заморозки и полуфабрикатов.

Ключевые слова: холодная логистика; складское хозяйство; управление логистикой; информационные технологии; продукты питания; менеджмент.

UDC 338.2

Bekmurzaev Isa Dukvahovich,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration, Chechen State University Named after A. A. Kadyrova, Grozny, Russia, e-mail: bekmurzaev71@mail.ru

Serbs Vladimir Yakovlevich,

Doctor of Military Sciences, Professor, Professor of the Department of Military-Political Work in the Troops (Forces), Military Academy of Logistics named after General of the Army A. V. Khrulev, St. Petersburg, Russia, e-mail: Serba-Vlad@mail.ru

PROBLEMS AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF THE COLD LOGISTICS MARKET

Volkova Albina Alekseevna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Military-Political Work in the Troops (Forces), Military Academy of Logistics named after General of the Army A. V. Khrulev, St. Petersburg, Russia, e-mail: albvolkova@yandex.ru

The article analyzes approaches to the interpretation of cold supply chains, cold logistics, logistics of perishable goods. The analysis carried out shows that these concepts can be used as synonyms. The issues of cold supply chain management are considered. Key logistics solutions for effective management have been identified, such as ensuring and controlling the temperature regime during transportation, storage in specialized warehouse complexes; information support of the cold supply chain. The current state of the logistics service of cold supply chains is assessed. Perspective directions for the development and increase in the competitiveness of enterprises on the principles of logistics, factors for the development of the logistics of perishable goods, such as the volume of transportation of products, expanding the structure of goods stored in refrigerated warehouses, increasing the range of fresh products and products of long-term storage, freezing and semi-finished products are determined.

Keywords: cold logistics; storage facilities; logistics management; information Technology; Food; management.

Актуальность исследования заключается в необходимости повышения эффективности управления движением товаров, требующих соблюдения температурного режима. Логистические решения имеют ключевое значение при поставке продуктов питания с различными температурными режимами, например фармацевтических товаров, цветов и т. п. Использование логистического подхода дает возможность потребителям получить товары соответствующего качества, в необходимом количестве, в указанном месте, в указанное время, с оптимальными затратами и, что самое важное, с соблюдением температурного режима в течение всей хо-лодовой цепи. Поэтому в процессе использо -вания логистических подходов к организации товародвижения скоропортящихся товаров может расти также доля и экспорта (импорта) фруктов и овощей в нашей стране. Когда речь идет о скоропортящихся товарах, то под качеством можно понимать наличие (отсутствие) недостатков у товара, поскольку некачественный, испорченный товар невозможно в дальнейшем использовать или продать. Несоблюдение сроков и условий хранения товара может быть опасным для конечного потребителя. Учитывая важность вышеизложенного, производители продуктов питания и сети продуктовых ритейлеров развивают собственные логистические процессы, которые позволят самостоятельно управлять

холодовой цепью поставок. Предприятия, которые не могут организовать холодовую цепь снабжения, обращаются к услугам логи -стических операторов. Как следствие, рынок холодной логистики остается привлекательным для логистических операторов. Несмотря на риски, предприятия инвестируют в строительство логистических комплексов, распределительных центров, обновление автопарка рефрижераторов и т. п.

Также об актуальности свидетельствует проведение специализированных выставок в 2020 г.: «Фрукты. Овощи. Логистика»; Международная выставка логистики и поставок свежих продуктов питания и холодовой цепи поставки - Fresh Logistics Asia. На выставках есть возможность ознакомиться с современным оборудованием для перевозки и хранения охлажденных и замороженных продуктов питания, технологий переработки и сохранения. Ощутимый дефицит низкотемпературных складов приводит к строительству в регионах современных универсальных холодильных комплексов. Объемы транспортировки продукции, расширение структуры товаров, которые хранятся в холо -дильных складах, увеличение ассортимента свежих продуктов и продуктов длительного хранения, заморозки и полуфабрикатов являются главным толчком развития логистики скоропортящихся товаров. Проблемам определения условий для развития потенциала

отечественного рынка холодной (холодовая) логистики не отводится должного внимания, что предопределяет актуальность исследований в этом направлении. Логистические цепочки поставок могут резко измениться из-за региональных ограничений, изменения климата, быстрой урбанизации, демографического развития и динамических изменений структуры спроса [3].

Большое количество исследований посвящено холодовой логистике как фактору конкурентоспособности фармацевтической отрасли, поэтому малоизученными остаются аспекты организации холодных цепей поставок в розничной торговле, дистрибуции. Мало внимания уделяется формированию интегрированных логистических систем распределения продуктов питания с соблюдением температурных режимов. Несмотря на наличие исследований, ряд теоретических и методических проблем, связанных с управлением логистическими цепями, именно на рынке скоропортящихся товаров требуют проведения дальнейших исследований. А именно обеспечение и контроль температурного режима в цепи поставок от начала до конечного потребителя, хранение товаров с соблюдением надлежащего температурного режима.

Целью статьи является анализ состояния и тенденций развития холодной логистики, логистических операторов холодовой цепи поставки и современного состояния логистического обслуживания холодовых цепей поставок.

Холодовая цепь представляет собой непрерывно функционирующую систему мероприятий практического характера, обеспечивающую оптимальную температуру при хранении и перевозке продуктов питания для обеспечения их сохранности в пределах установленного нормативного срока годности [5]. Доля железнодорожного транспорта в перевозках скоропортящихся грузов составляет около 12 %, доля автотранспорта - около 88 %. На расстояние менее 3000 км 90 % грузов перевозятся автотранспортом. Только при превышении расстояния более 5000 км железнодорожный транспорт начинает конкурировать с автотранспортом [2].

Понятие «холодовые цепи снабжения» появилось в логистике фармацевтических товаров и закрепилась и в других отраслях,

таких как продукты питания с различными температурными режимами: от глубокой заморозки, для биологических субстанций (70), для мяса и рыбы (18 до 40) к продуктам питания, которые требуют зоны свежести во время хранения и транспортировки (0 + 2 градусов) для фруктов и овощей.

Развитие рынка холодной (холодовая) логистики связано с необходимостью поддержания температурного режима во время хранения и перевозки продукции. Основными потребителями услуг холодной логистики являются производители и дистрибьюторы скоропортящихся продуктов питания. Продукты питания и непродовольственные товары, которые требуют соблюдения температурного режима, имеют различные температурные требования, что приводит к необходимости повышения эффективности организации цепи поставок. Требования существенно отличаются для товаров с сокращенным сроком хранения, а именно свежих (fresh) и товаров, требующих специальных условий хранения и транспортировки (frozen). Логистические решения на рынке свежей и замороженной продукции имеют ключевое значение для возможности выхода на новые рынки сбыта, более отдаленные от мест выращивания или производства продукции. Спрос на специальные помещения для хранения скоропортящихся товаров и продуктов питания в охлажденном или замороженном виде существенен и значительно превышает предложение.

Рынок охлажденных и замороженных товаров является узкоспециализированным и требует постоянного усовершенствования в процессе хранения и транспортировки. Отечественный рынок холодовой логистики имеет перспективы развития, поскольку, в отличие от зарубежных рынков, где преобладают замороженные овощи и фрукты, в нашей стране на первом месте находится продукция замороженных полуфабрикатов. Отсутствие четкой структуры замороженной продукции искажает реальную информацию, что существенно влияет на оценку рынков этих продуктов. Поэтому перспективы развития в области логистики холодовой цепи безграничны.

По результатам анализа источников [1; 2; 5; 6; 7], посвященных вопросам управления логистической деятельностью предприятия

скоропортящихся товаров, можно выделить такие понятия, как холодная логистика, холо-довая цепь поставки, логистика скоропортящихся товаров, fresh logistics, frozen logistics, склад-холодильник. Во многих случаях понятия не имеют четких различий в своих определениях, а иногда используются как синонимы.

Холодовая цепь (Cold chain) - это система мероприятий, обеспечивающих безопасную транспортировку и хранение термозависимых товаров в условиях, которые исключают изменение их свойств и качества при влиянии температур. Бесперебойные мероприятия во время производства, хранения, распределения требует специального оборудования для поддержания желаемого температурного режима.

Особого внимания требует так называемая Fresh logistics - свежая логистика, которая занимается товародвижением именно скоропортящихся товаров, рынок закупок и распределение которых характеризуется короткими сроками хранения, разным качеством продукции, значительными колебаниями спроса и предложения. Основные группы скоропортящихся товаров - фрукты и овощи; мясо и птица; рыба и мясо, кондитерские товары. Современный склад-холодильник -это специализированное предприятие, работающее в отдельном строении. Оно оснащено холодильными камерами, имеет в своем составе вспомогательные и технические помещения.

Следующей отличной от других является логистика группы товаров глубокой заморозки. Для того чтобы обеспечить сохранность и безопасность замороженной продукции, необходимо качественные и профессиональные низкотемпературные транспортировка и хранение с четким соблюдением температурного режима во время складской обработки и транспортировки. Низкие температуры (-18-25°С) накладывают ограничения на характеристики оборудования, техники. Если на складе установлена WMS (система управления складами), то нужны специальные морозостойкие сканеры и терминалы. В условиях дефицита специализированных низкотемпературных складов и персонала, необходимости многофакторной системы контроля всю холодовую цепь поставок замороженной продукции целесообразно

передавать на аутсорсинг, что позволит концентрировать ресурсы на ключевых компетенциях, сосредоточить внимание на основных бизнес-процессах предприятия.

Холодная логистика в деятельности торговых предприятий - сравнительно молодой вид бизнеса. Анализ источников [1-3; 5; 6] дает основания считать, что эволюция этого научного направления предполагает обязательное присутствие следующих элементов в холодовой цепи поставок: холодильное оборудование во время транспортировки и хранения; механизм контроля за соблюдением регламентированных температурных условиях; квалифицированный персонал. Важным фактором для системы управления холодовой цепью является единый взгляд на управление всей цепи поставки. Решения, которые принимает каждое отдельное звено холодовой цепи, могут быть оптимальными только для него, но негативно влиять на работу логистической цепи в целом. Итак, во время управления холодовой цепью поставки требования по соблюдению температурного режима должны неукоснительно выполняться всеми участниками цепи поставок: предприятием-изготовителем; транспортной компанией; дистрибьютором или логистическим оператором, если процесс передан на аутсорсинг.

В нашей стране, где данная отрасль слабо развита и ее услуги не пользуются должным спросом из-за высокой стоимости создания логистических объектов, отсутствует достаточная государственная финансовая поддержка, что ограничивает возможности применения в полной мере эффективных современных материалов и оборудования. Но, несмотря на различные проблемы, отечественные предприниматели производят уверенные шаги в направлении развития этой сферы. Важным для отрасли являются разработка и внедрение единых стандартов холодной логистики.

Направление Fresh Logistics только начинает активно развиваться. Услуги логистических операторов, которые предоставляют предприятиям логистическое обслуживание свежих продуктов, требующих соблюдения температуры 2-6°С, а также технологии кросс-докинга: увеличение скорости обработки грузов, более низкие цены для грузов с неполной загрузкой автомобиля, отсутствие

расходов на складирование, современные технологии, пользуются спросом. Некоторые логистические операторы имеют собственный автопарк, оборудованный для перевозки продукции в режиме «холодовая цепь».

Основная проблема холодовых цепей снабжения - соблюдение условий хранения на всех этапах цепочки. Для этого нужны разветвленная система холодных складов, большое количество оборудованного транспорта и отсутствие длительных задержек при погрузке и разгрузке товаров между всеми точками хранения. Отсюда вытекает проблема обеспеченности холодными составами: недостаточное количество современных конструкций с оборудованием, которое может обеспечить различные варианты температурного режима - от категории fresh logistics до глубокой заморозки. Сезонное колебание температур имеет значительное влияние на управление холодовой цепью снабжения.

Как отмечено в источниках [2; 5; 6], некоторые логистические операторы предоставляют потребителям услуги комплексного решения задач холодной логистики, начиная от изучения потребностей заказчика и заканчивая выбором и поставкой оптимального решения. Холодовая цепь - это комплекс технологических процессов, которые обеспечивают сохранение качества продуктов во время их закупки, производства, хранения, отгрузки, транспортировки, хранения в распределительных центрах, складах, в процессе доставки в торговые предприятия.

В процессе транспортировки также предъявляются требования к температурному режиму перевозки продукции, и это одна из главных задач логистики во время управления холодовой цепью поставок. Прежде всего это касается скоропортящихся продуктов питания. В международных перевозках эти требования регулируются Женевской конвенцией «О международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок» [5]. В нашей стране действует Постановление Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 № 2200 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения РФ» [4].

Во время перевозки свежих продуктов, продуктов глубокой заморозки, фармацевтической продукции, цветов или чувствительных к температурам химических веществ не допускается прерывание холодовой цепи поставок. Передача транспортных данных точно в срок сертифицирована по DIN EN 128, во время доставки груза отправляется на электронную почту на компьютер или смартфон, что обеспечивает возможность настройки длительности хранения архива и извлечения из него необходимых данных. Цифровые температурные режимы обеспечивают постоянный мониторинг технических параметров трейлера, холодильной установки и товара.

Итак, в процессе исследования цепи поставок охлажденной продукции выявлены следующие проблемы: неудовлетворенный спрос на холодные склады, недостаточное количество автотранспортных средств рефрижераторного типа, минимальное количество логистических операторов, готовых работать с товарами, которые требуют соблюдения температурного режима. Для обеспечения холодной цепи необходимы: регулярный контроль на каждом этапе в цепи поставок, большие инвестиции, сохранение постоянного температурного режима на всех участках цепи, поскольку колебания температуры его разрушают, взаимодействие всех участников цепи поставок.

Основная проблема холодной логистики - соблюдение условий хранения на всех этапах цепочки. Для этого нужна разветвленная система холодных складов, большое количество оборудованного транспорта и отсутствие длительных задержек при загрузке товаров между всеми точками хранения. Наблюдается острый дефицит качественных холодных составов: недостаточное количество современных конструкций с оборудованием, которое может обеспечить различные варианты температурного режима. Основной причиной является высокая стоимость создания логистических объектов и отсутствие государственной поддержки. Мониторинг соблюдения температурного режима позволит избежать влияния человеческого фактора, чтобы испорченная продукция не попадала на прилавки.

Холодовая цепь поставок - возможность выхода на новые рынки сбыта, более отда-

ленные от места выращивания или производства продукции. В глобальном масштабе, холодная логистика - очень молодой вид бизнеса. Высокая стоимость финансирования создания логистических объектов не дает возможности в полной мере применить современные материалы и оборудование. Необходимо совершенствовать системы управления парками транспортных средств, нормативно-правовые базы, отраслевые законы и технические регламенты [1].

Таким образом, можно выделить следующие направления развития для холодовых цепей поставок: инициирование государственных программ поддержки для снижения финансовых затрат на создание складов; снижение накладных расходов за счет масштаба; снижение затрат на энергопотребление путем улучшения изоляции, минимизации времени открытия дверей, увеличение доли ночной активности для использования более низкой температуры окружающей среды; увеличение доли автоматизации и усиления мониторинга по всей холодной цепи.

Список литературы

1. Атжанова А. Н., Симакова З. Л., Сидоренко Ю. А. Проблемы холодовых цепей поставок // Научная конференция с международным участием «Неделя науки СПбПУ». 2018. С. 155-158

2. Внедрение современных логистических технологий транспортировки скоропортящихся грузов. URL: http://fish.gov.ru/files/documents/presscentr/vystavki/ mrf2017/p_9-2.pdf (дата обращения: 10.01.2023).

3. Курбанов А. Х., Бекмурзаев И. Д. Роль провайдеров логистических услуг в стратегии устойчивого развития // Вестник Чеченского государственного университета им. А. А. Кадырова. 2020. № 1. С. 16-21.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 № 2200 (с изм. от 12.03.2022) «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022).

Доступ из справочной правовой системы «Консуль-тантПлюс».

5. Проблемы холодной логистики: сайт Николая Лобанова. URL: https://www.lobanov-logist.ru/ library/353/63397 (дата обращения: 10.01.2023).

6. Рынок логистики для холодной цепи 2019-2026 гг. Холодильная индустрия. URL: https://holodcatalog.ru/ news/issledovaniya-rynka/rynok-logistiki-dlya-kholodnoy-tsepi-2019-2026-gg/ (дата обращения: 10.01.2023).

7. Соглашение о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок. URL: https://unece.org/DAM/trans/main/wp11/ ATP_publication/ATP-2016r_-def-web.pdf (дата обращения: 10.01.2023).

References

1. Atzhanova A. N., Simakova Z. L., Sidorenko Yu. A. Problems of cold supply chains. Scientific conference with international participation "SPbPU Science Week". 2018. Pp. 155-158

2. Introduction of modern logistics technologies for the transportation of perishable goods. URL: http://fish.gov. ru/files/documents/presscentr/vystavki/mrf2017/p_9-2.pdf (accessed: 10.01.2023).

3. Kurbanov A. Kh., Bekmurzaev I. D. The role of logistics service providers in the strategy of sustainable development. Bulletin of the Chechen State University named after A. A. Kadyrov. 2020. No. 1. Pp. 16-21.

4. Resolution of the Government of the Russian Federation No. 2200 of 12/21/2020 (with amendments dated 12.03.2022) "On approval of the Rules for the Carriage of Goods by Road and on Amendments to paragraph 2.1.1 of the Rules of the Road of the Russian Federation" (with amendments and additions, intro. effective from 01.03.2022). Access from the ConsultantPlus legal reference system.

5. Problems of cold logistics: Nikolay Lobanov's website. URL: https://www.lobanov-logist.ru/library/353/63397 (accessed: 10.01.2023).

6. Cold Chain Logistics Market 2019-2026 Refrigeration industry. URL: https://holodcatalog.ru/news/issledovaniya-rynka/rynok-logistiki-dlya-kholodnoy-tsepi-2019-2026-gg (date of application: 10.01.2023).

7. Agreement on International Transportation of Perishable Foodstuffs and on Special Vehicles Intended for These Transportation. URL: https://unece.org/DAM/ trans/main/wp11/ATP_publication/ATP-2016r_-def-web.pdf (accessed: 10.01.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.