Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития рынка гостиничных услуг в городе Великий Новгород'

Проблемы и перспективы развития рынка гостиничных услуг в городе Великий Новгород Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
660
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТИЧЕСКИЕ УСЛУГИ / ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПОТОК / ИСТОРИЧЕСКАЯ ДЕСТИНАЦИЯ / TRAVEL SERVICES / TOURIST FLOW / HISTORICAL DESTINATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ильина Ирина Витальевна, Моложанова Алиса Вадимовна

В данной статье рассматривается рынок гостиничных услуг в городе Великий Новгород. Входе исследования были проанализированы ключевые показатели гостиничного рынка Российской Федерации, проведен анализ рынка гостиничных услуг Великого Новгорода, как одной из наиболее привлекательных исторических дестинаций России. Также, был осуществлен последовательный обзор статистики рынкагостиничных услуг в Великом Новгороде. Принимая во внимание все перечисленные аспекты, в результатеисследования были выявлены ключевые проблемы и тенденции развития гостиничного бизнеса в городеВеликий Новгород на 2020 год.This article discusses the market for hotel services market in Veliky Novgorod. The study analyzedkey indicators of the hotel market in the Russian Federation, particularly in Veliky Novgorod, as one of the mostattractive historical destinations in Russia. Consistent review of the statistics of the hotel services market in VelikyNovgorod was carried out. Taking into account all the listed aspects, the research identified key problems and trendsin the development of the hotel business in Veliky Novgorod for 2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ильина Ирина Витальевна, Моложанова Алиса Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития рынка гостиничных услуг в городе Великий Новгород»

УДК 338.48

https://doi.org/10.31775/2305-3100-2020-2-93-97

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ В ГОРОДЕ ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД

И.В. Ильина, А.В. Моложанова

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург,

Российская Федерация

Аннотация. В данной статье рассматривается рынок гостиничных услуг в городе Великий Новгород. В ходе исследования были проанализированы ключевые показатели гостиничного рынка Российской Федерации, проведен анализ рынка гостиничных услуг Великого Новгорода, как одной из наиболее привлекательных исторических дестинаций России. Также, был осуществлен последовательный обзор статистики рынка гостиничных услуг в Великом Новгороде. Принимая во внимание все перечисленные аспекты, в результате исследования были выявлены ключевые проблемы и тенденции развития гостиничного бизнеса в городе Великий Новгород на 2020 год.

Ключевые слова: туристические услуги, туристический поток, историческая дестинация Для цитирования: Ильина И.В., Моложанова А.В. Проблемы и перспективы развития рынка гостиничных услуг в городе Великий Новгород // Научный вестник Южного института менеджмента. 2020. №2. С. 93-97. https://doi.org/10.31775/2305-3100-2020-2-93-97 Конфликт интересов отсутствует

PROBLEMS AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF HOTEL SERVICES MARKET IN VELIKY NOVGOROD

Irina V. Ilina, Alisa V. Molozhanova

Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, Saint Petersburg, Russian Federation

Abstract. This article discusses the market for hotel services market in Veliky Novgorod. The study analyzed key indicators of the hotel market in the Russian Federation, particularly in Veliky Novgorod, as one of the most attractive historical destinations in Russia. Consistent review of the statistics of the hotel services market in Veliky Novgorod was carried out. Taking into account all the listed aspects, the research identified key problems and trends in the development of the hotel business in Veliky Novgorod for 2020.

Keywords: travel services, tourist flow, historical destination

For citation: Ilina I.V., Molozhanova A.V. Problems and Prospects for the Development of Hotel Services Market in Velikiy Novgorod. Scientific bulletin of the Southern Institute of Management. 2020; (2): 93-97. (In Russ.) https://doi.org/10.31775/2305-3100-2020-2-93-97

There is no conflict of interests

Гостиничная индустрия - одна из самых бы-строразвивающихся, наиболее динамичных отраслей двадцать первого века. Очевидно, что каждая страна подчеркивает важность гостиничного рынка, так как он является источником занятости, распространяя доход страны и способствуя её прогрессу, в особенности России. Считается, что гостиничная индустрия приносит стране высокий доход. Таким образом, гостиничная индустрия является

неотъемлемой и незаменимой частью не только мирового рынка, но и рынка России.

В настоящее время рынок гостиничной индустрии в России представлен многообразием средств и форм размещения. Главной целью деятельности предприятий гостиничной индустрии является получение прибыли, которая находится в прямой зависимости от качества и количества предоставляемых услуг.

Рисунок1.Численностьлиц,размещенныхвколлективныхсредствахразмещенияза20П-2018гг. вРоссии

(составлено на основе данных Ростуризма)

80,00 70,00 60,00 50,00 40,00 30,00 20,00 10,00 0,00

Hill

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

■ Чтмленномап лиц, размещенных в коллективных средствах размещения, млн. ч.

Российскийгостиничный бизнес за послядние годыукыеплиет свои позиции. Исиовя издиаграм-мв оыедставленннй ниже, числгнностьлин, лаз ~ мещинныи в коылектывным средеивах иа-мещкиия за 2011-2018 гг. в Росши увеличилось с 33,18 млн. человек в 2011 году до 73,69 в 2018 году, то есть на 40,51 млн. человек.

Развитие гостиничного бизнеса в 2018 году довольно сильно ускорил Чемпионат мира по футболу FIFA, проходящий в России. Поток туристов в Великий Новгород в 2018 году вырос на четверть и составил 501 тыс. человек. В 2019 году динамика роста турпотока прошлого года уменьшилась лишь на 1 тыс. человек и составила 500 тыс. человек. В связи с подъёмом туризма, в стране также вырос и спрос на услуги гостиниц и аналогичных средств размещения на 10,78%.

Таким образом, по данным графика динамики численноституристов вВеликом Новгороде, можно заметить резкий подъем показателей, что говорит об увеличении популярности города. В связи с этим, следовательно, увеличивается и число туристов, размещаемых в городе ВеликийНовгород в

ко ллекти вных средств ахразмещ е ния,таких как отели, го стиниты, ркстелы и я д.

ДекикийНквгород является довясьно попу-лтрным местодкосещения,дрсди тявистов. По данным сервиса онлайн-бронирования booking. com, в Великом Новгороде находится 17 отелей и гостиниц. При этом, основная часть отелей и гостиниц расположена в центральном районе города, где находится множество достопримечательностей, таких как знаменитый кремль и огромный парк. Торговый район, который считается одним из главных, находится на втором месте по количеству отелей, что обусловлено большим проходящим потоком туристов. Процентное соотношение гостиничного рынка по уровню комфорта (класса) отображено на диаграмме 1.

На основе данных диаграммы 1, можно сказать, что основную долю структуры занимают отели и гостиницы без звезд, они составляют 47%. Так же 29% занимают отели категории «3 звезды». Категория «2 звезды» составляет 29%, в то время как наименьшую долю занимают отели «4 звезды», они составляют18%. В городе Великий Новгород нет

600 000 500 000 400 000 501 000 500 000

300 000 200 000

236 000

100 000

0 2017 год 2018 год 2019 год

Рисунок 2. Динамика численности туристов в Великом Новгороде за 2017-2019 гг.

Диаграмма 1. Структура гостиничного рынка города Великий Новгород по классу отелей на 2020 год (составлено на основе данных электронного ресурса booking.com)

однозвёздночных и пятизвёздочных отелей, что указы в аетна недостаточно д ифференцированный характер рынки.

Гостиничные предприятия, имеющие 2 звезда, предлагают такие услуги, как бесплатный Wi-Fi, бесплатные туалеано-еосиеттческие приаадлежетсфи, услуга «звасок-буеафьнфк» /буавганиа. Гфеимащт-схаомтреееве здечтыс пет«д гыстинпееми

более низких классов города Великий Новгород являются собственная ванная комната, телевизор с пеоскнм экраном, звыкоиаолят;ня, кохдициомар. Птаимущесывачм иеты/^е^-^в^з^д^^г^ых г остениц нхд остальными категориями, помимо перечисленных ранее, являются бассейн, спа и оздоровительный центр, а также удобства для гостей сограниченны-сы фыаическимс еызможноетяма.ОыелиЫяз зеезд г^р^ат^^а^с^ры такие у^т^фги«ак И^с^ее^^ытяе^р^к^^да и бар.

Также отличается и ценовая политика. Сред-ыяя цены за двыа\аестныш атмтр в дв)омездычнве иаееоЦ 60 0 рцТ.) оылиг аетвя от гостиницы без звезд в сего лиы ь на ыПцеблей, ы то вт«мята и аазыица в цене за номер в отеле трех звезд (2 100 руб.) и четырех (2 600 руб.) составляет 500 руб.

Рынод костяничные рстух гароца Ыелекай Новгород может предоетжвить IT гасаиничнрдх предприятий. В эксплуатации можно найти такие отели, как Park Inn by Radisson, который насчиты-выет 2°с ножертв.ля гытгеЫ атакжа АмаксмеФлы «Poc^c^i^i^» со 110 нтвекаме. Пыога^/^в^^е десятилес тия гостуничнто и ндус т рия актманорагииысо а а. Устойчивый рост наблюдался в городах Санкт-Петербург и Москва, показатели стабильно уве-личвкелгсь, в частносаыероииошее цезеды роств ыОЗ« гс^е^д, еозабый пеатедеыия демп ирустх мара в России. Однако, всвязи споследними событиями 2020 года, распространением коронавирусной инфекции (COVID-19), отели несут значительные потери. По некоторым данным, на сегодня из-за ко-ронавируса убытки гостиниц Москвы составляют

210 млн рублей в день, Санкт-Петербурга - более 48 млн рублейвдень.Соответстоенно, гостиличная ин^д^с^т^рия, ни у дувлие сферрг услуг, пелкжжвает жесткий кризис из-за эпидемии коронавирусной инфекции.

Исиодя из да^иаыиСивЬт^п & Шске^Ы, по га -стояною не серединр 2ОЫД ^с^ы^а в Рнссии лвсчигава-лдс1> бн С4Ы номелкваретесрш олелях современного качества. В стадии разработки или строительства (с середины 2019 г. по конец 2024 г., включительно) чисветса еще 16 И08 номироа.

Рассмааеиваа Иолюмий Новгииод, тикжеиа-блюдается стремительное развитие гостиничной индустрии.

Из-за негативных экономических процессов во нием миее в 200Тг^г^м ос уднлоср ^^Т^вмат1> ссара на гнсаинич ном рынвт.П равм'^^таыт^с! со тиего ми а закрыли границы своих стран, а также ввели ограничения на поездки с отсутствием внутренних или меыедународиымрежвв. (Зкачсла 2уа0 годе милкие местные и международные мероприятия, где ожи-даииср ррастие л оыее 1Д00 тритч несыт итолей, р ыли либо отложены, либо отменены. Гостиничная индустрия является одним из наиболее пострадавших и ктлрнв, мспытывающих вр сеХ е посыидствия пан-дем ии. Некоторые отели испытали до 90% потерь в бронированиях, в то время как некоторые были вынуждены закрыться.

Чемплынат влща поф^^лу ИРА 2018 оказал ирайие сиирное ллияные на внвтлежние и вчлшние турисинческие потрвм Иоссир. Огор^р^т^о^г^ (^онР1^ое количество гостиниц, а также улучшилась инфраструктура во многих городах России, в том числе и н оороодИалиюмИНовтород. Дезко увеничивось имеро ироздск, а вместю сним л нл^т на г^о^т^лнот-ные услуги.

Тем не менее, гостиничная индустрия претерпевает ряд существенных проблем. По некоторым источникам восстановление гостиничного бизнеса после пандемии коронавируса займет 3-4 года.

Среди проблем гостиничного бизнеса, с которыми сталкивается регион, можно выделить нехватку квалифицированных кадров на рынке, рост конкуренции, ошибки маркетинговой политики, такие как неправильный выбор целевой аудитории, а также отсутствие плана продвижения, неверное стратегическое планирование, некорректные цели бизнес проектов, неверная ценовая политика и нерациональное использование инвестиционных вложений.

Таким образом, основные ошибки связаны с некачественным стратегическим планированием. Так же одной из первостепенных проблем данного бизнеса является дефицит квалифицированных кадров, так как в России отсутствуют резервы подготовленных работников. Не стоит забывать о стремительном росте конкуренции на рынке гостиничных услуг, в особенности появление на рынке крупных сетевых гостиниц, которые поглощают конкурентов. Для стремительных изменений в индустрии необходимо укрепление позиций предприятий в конкурентной борьбе, в частности следует задуматься о внедрении инновационных технологий.

На сегодняшний день гостиничный бизнес - это динамично развивающаяся отрасль, которая имела отличный прогноз в долгосрочной перспективе, однако из-за непредвиденных обстоятельств 2020 года, связанных с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19), спада на гостиничном рынке не удалось избежать. Более половины населения мира было изолировано, что привело к практически полной остановке деятельности в сфере путешествий и развлечений, ресторанного бизнеса. Это оказывает сильное влияние на гостиничную отрасль. Восстановление - это длительный процесс, который, по некоторым источникам, может занять несколько лет. Индустрия отелей переживает период беспрецедентных, необратимых изменений, что требует от участников рынка кардинальных изменений.

Большое значение имело проведение чемпионата мира по футболу FIFA 2018, так как к данному событию было открыт ряд гостиниц, а также улучшена туристическая инфраструктура. Однако после завершения мероприятия возникло незначительное снижение спроса, после чего он восстановился до традиционного уровня. Растет конкуренция между средствами размещения, а также появляются новые форматы, занимающие ранее свободные ниши, что способствует улучшению качества обслуживания.

Великий Новгород, будучи довольно популярным местом посещения среди туристов, активно развивается. Тем не менее, рынок услуг города не разнообразен, так как нельзя найти предприятие всех существующих классов, что указывает на недостаточно дифференцированный характер отрасли в текущих условиях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Saenko N.R., Prokhorova V.V., Ilyina O.V., Ivanova E.V. Service management in the tourism and hospitality industry // International Journal of Applied Business and Economic Research. 2017. Vol. 15. № 11. P. 207-217.

2. Воронова О.В., Харёва В.А., Хныкина Т.С. Современные тенденции развития рынка услуг российской федерации в условиях цифровой трансформации (на примере индустрии гостеприимства) // Международный научный журнал. 2019. № 1. С. 19-25.

3. Зенкин М.А., Кромкина М.Ю. Разработка нового туристского продукта «Святыни древней Руси» с элементами водной экскурсии // Современный гостинично-ресторанный бизнес: экономика и менеджмент. Материалы пятой научно-практической конференции (Симферополь, 31 мая 2018). Симферополь: ИП Зуева Т.В., 2018. С. 177-180.

4. Омарова Н.Ю., Минин Д.Л. Исследование максимального туристского потенциала Новгородской области по видам туризма на основе бенчмар-кинга ведущих российских и зарубежных туристских городов // Научные труды Вольного экономического общества России. 2019. Т. 218. № 4. С. 519-527.

REFERENCES

1. Saenko N.R., Prokhorova V.V., Ilyina O.V., Ivanova E.V. Service management in the tourism and hospitality industry. International Journal of Applied Business and Economic Research. 2017; (11):. 207217.

2. Voronova O.V., Khareva V.A., Khnykina T.S. Current trends in the development of the services market of the Russian Federation in the context of digital transformation. International Scientific Journal. 2019; (1): 19-25. (In Russ.)

3. Zenkin M.A., Kromkina M.Yu. Development of a new tourist product «Shrines of Ancient Rus» with elements of a water excursion. In: Modern hotel and restaurant business: economics and management. Proceedings of the fifth scientific-practical conference (Simferopol, May 31, 2018). Simferopol, Entrepreneur Zueva T.V., 2018. P. 177-180. (In Russ.)

4. Omarova N.Yu., Minin D.L. Study of the maximum tourist potential of the Novgorod region by type of tourism based on benchmarking of leading Russian and foreign tourist cities. Scientific works of the Free Economic Society of Russia. 2019; (4): 519-527. (In Russ.)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Ильина Ирина Витальевна,

ассистент Высшей школы инженерной педагогики, психологии и прикладной лингвистики Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, г. Санкт-Петербург, Россия. Тел.: (812) 552 67 18, е-шаИ: ireneilina.stud@yandex.ru Моложанова Алиса Вадимовна, студент Высшей школы сервиса и торговли Института промышленного менеджмента, экономики и торговли Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, г. Санкт-Петербург, Россия. Тел.: (812) 297 55 33, е-шаП: molozhanova.av@edu.spbstu.ru

ABOUT THE AUTHORS Ilyina Irina Vitalievna,

Assistant professor at Graduate School of Teaching Methods in Engineering, Psychology and Applied Linguistic of the Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, Saint Petersburg, Russia. Ph.: (812) 552 67 18, е-mail: ireneilina.stud@yandex.ru Molozhanova Alisa Vadimovna,

Student at Graduate School of Service and Trade of Institute of Industrial Management, Economics and Trade of the Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, Saint Petersburg, Russia. Ph.: (812) 297 55 33, е-mail: molozhanova.av@edu.spbstu.ru

Статья поступила в редакцию 11.05.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.