УДК 640.4.04
Чимонина И.В., к.биол.н.
доцент кафедра «Сервис» Технологический институт сервиса (филиал) ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет»
Шульга А.А. студент магистрант Северо-Кавказский федеральный университет
Россия, г. Ставрополь ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕСТОРАННОГО
БИЗНЕСА В РОССИИ
Аннотация: В данной статье рассмотрены особенности, проблемы развития ресторанного бизнеса в России.Особое внимание уделено причинам быстрого роста отечественного рынка ресторанных услуг.Отделъно рассматривается развитие чайных клубов и предприятий casualdining. Авторами предпринята попытка обосновать причины короткого жизненного цикла российских ресторанных заведений.
Ключевые слова: ресторанный бизнес, предприятия питания, чайный клуб, предприятия casualdining, рынок ресторанных услуг.
Chimonina I. V., Candidate of Biological Science, Associate Professor Department of Service, Don State Technical University
Russia, Stavropol Shulga A.A.
Undergraduate North Caucasus federal university Russia, Stavropol PROBLEMS AND THE PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF RESTAURANT BUSINESS IN RUSSIA
Abstract: In this article features, problems of development of restaurant business in Russia are considered. Special attention is paid to the reasons of rapid growth of the domestic market of restaurant services. Separately development of tea clubs and the casual dining enterprises is considered. Authors have made an attempt to prove the reasons of short life cycle of the Russian restaurant institutions.
Keywords: restaurant business, enterprises of food, tea club, casual dining enterprises, market of restaurant services.
В современных реалиях ресторан перестал считаться роскошью для представителей среднего класса. Ушли в прошлое представления о том, что ресторан заведение только для высшего общества. Сегодня этот тип предприятия питания стал неотъемлемой частью нашей жизни.
В последнее время следует отметить стремительный рост рынка
ресторанных услуг. В качестве причины такого ускоренного роста мы можем отметить увеличение числа торгово-развлекательных центров, строительство которых все продолжается. Согласно данным мировой статистики, строительство крупных супермаркетов начинается в регионе тогда, когда средний уровень дохода населения больше 300 долларов, а предприятий сферы питания превышает 400 долларов. Открытие сети ресторанов сопряжено со средним уровнем дохода в 500 долларов. Таким образом, мы можем проследить зависимость числа предприятий питания от уровня доходов населения [1].
Тем не менее каждый регион имеет свои особенности развития, поэтому говорить о четких тенденций в развитии ресторанного бизнеса не представляется возможным. Если рассматривать развитие ресторанного бизнеса в Москве, то на данный момент отметим большое разнообразие специализаций в сфере питания: блинные, кондитерские, караоке-бары, клубные заведения и т.п. Перечисленные представители предприятий питания направлены на удовлетворение различных потребностей клиентов, для которых более приоритетным аспектом в выборе заведения является не столько разнообразие меню, сколько процесс оказания услуг и дополнительные опции (трансляция спортивных матчей, показа мод, участие в конкурсах и т.п.). [2, 4]
Особую популярность, согласно нашим наблюдениям, стали приобретать чайные клубы, которые имеют более обширное меню, чем кофейни. В Москве особой популярностью пользуются «Клуб чайной культуры» на ул. Малая Дмитровка, клуб «Чайная высота», Тайная чайная «Chainaya. Tea&Cocktails», чайная «Дом белого журавля», пространство «Души не чаю» и др. Данные заведения располагаются в центре и исторических местах столицы и предлагают более 300 сортов чая, необычные арт-напитки в хрустальных бокалах и авторские настойки. Возрастающую популярность таких предприятий, по нашему мнению, можно объяснить желанием возвратиться в советское время, а также расслабиться после напряженного рабочего дня с кружкой свежезаваренного чая.
Нельзя не обойти вниманием и еще одну новинку в России - «Магазин готовой пищи». В этом случае потребление блюд происходит дома или на работе. К такого рода заведениям относятся предприятия casualdining, в том числе familystyle. Отличие такого концепта от различных форматов предприятий быстрого питания в его высоком уровне сервисных услуг и уникальном дизайне, который, как правило, разрабатывается именитым дизайнером. От формата премиум-класса он отличается доступным уровнем цен. Ярким примером является ресторан Сергея Ерошенко «Честная кухня», отличительной особенностью которого отмечается честная ценовая политика. Атмосферный ресторан «TILDA» предлагает самобытную кухню, являясьотличным образцом датского хюгге с французским акцентом в деталях.
Не смотря на новинки, рынок ресторанных услуг России сильно отличается от европейского. В Европе рынок услуг питания сформировался давно - открытие или закрытие предприятия питания большая редкость. Залог такого постоянства - приверженность традициям. Некоторые заведения десятки лет не меняют интерьер, меню, предлагаемые услуги. Традиции же российского ресторанного бизнеса были прерваны советской властью. Говорить о традициях можно лишь с 90-х годов прошлого столетия. Тем не менее в ресторанный кругооборот стали втягиваться все больше средств, что существенно обострило конкурентную борьбу. И борьба эта проходит очень агрессивно: средний период жизни российского ресторана -2-3 года (за этот период он уже успевает обанкротиться). Не способствует длительному существованию и тот факт, что если в Европе клиенты ценят многовековые традиции, то в России - только новизну [3]. Поэтому российские рестораторы должны постоянно работать на опережение: совершенствовать процесс предоставления услуг, расширять предложения, менять меню, обновлять интерьер. По мнению большинства российских представителей ресторанного бизнеса потребуется немало времени, прежде чем на отечественном рынке сложатся определенные традиции, а российский потребитель станет ценить не новизну, а качество предоставляемых сервисных услуг.
Использованные источники:
1. Богданова Е.Н., Лазарева Н.В.Сфера сервиса в российском предпринимательстве - залог быстрых темпов развития конкурентоспособности предприятий // Электронный научно-практический журнал Культура и образование. 2014. № 5 (9). С. 57.
2. Жидков В.Е., Чимонина И.В., Горлова Т.В. Перспективы и проблемы развития предприятий быстрого питания южного региона // Kant. 2017. № 2 (23). С. 136-139.
3. Лисицына А.С., Чимонина И.В.Обоснование необходимости модернизации предприятия питания в сельской местности В сборнике: Современные вызовы и реалии экономического развития России материалы IV Международной научно-практической конференции. Ставрополь, 2017. С. 187-188.
4. Фурсов В.А., Чимонина И.В.Современное состояние индустрии питания: проблемы и перспективы развития В сборнике: Инновационные направления развития в образовании, экономике, технике и технологиях Сборник статей межвузовской научно-практической конференции: в 2-х частях. Под общей научной редакцией В.Е. Жидкова. 2017. С. 8-12.