кегианааистика
' " " ' '•"' •■ -■• te:«;.' .• I ?ЯВЫгл~г \ ....... ,-%V.
/
и
ш кл
ЛЗ>ЕЛ Г.
ЗАОСТРОВСКИХ Елена
Анатольевна
младший научный сотрудник Институт экономических исследований ДВО РАН, ул. Тихоокеанская, 153, Хабаровск, Россия, 680042
ZAOSTROVSKIKH Elena
Anatolyevna
Junior researcher Economic Research Institute FEB RAS, 153, Tikhookeanskaya Street, Khabarovsk, Russia, 680042
zaost@ecrin.ru
© Заостровских Е.А., 2014 © Хижняк В. Д., картография, 2014
д \\// Д
DOI: 10.14530/reg.2014. _
■■ 4*4,- ■ 1 -
Ш
=СР ■! Л * SBB
УДК 339 + 338.49
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПУНКТОВ ПРОПУСКА ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ
В работе рассмотрена сеть пунктов пропуска, сложившаяся на российском Дальнем Востоке. При этом учитывался различный характер трансграничных связей, осуществляемых посредством пунктов пропуска. Определены основные проблемы и возможные направления развития сети пунктов пропуска.
Пункт пропуска, трансграничные связи, Дальний Восток
DEVELOPMENT PROBLEMS AND PROSPECTS OF CHECKPOINTS OF RUSSIAN FAR EAST
The paper considers the network of checkpoints established in the Russian Far East. This takes into account the different nature of cross-border linkages, implemented through the checkpoints. The main problems and possible development of the network of checkpoints are defined.
Checkpoint, cross-border communications, Far East
Работа выполнена в рамках проекта 12-ЬООН-01 «Модернизационный вектор стратегии экономической безопасности российского Дальнего Востока».
кегноналмстика
/ Ж
£
-V
Ж
N
'Ш
ш
• П. К Г.
йО!: 10.14530/гед.2014. _
- у
ш
В настоящее время в России уделяется большое внимание развитию трансграничных связей. В частности, одним из ключевых направлений развития российской экономики декларируется трансграничное сотрудничество со странами АТР, в котором разнообразные ресурсы (в том числе и инфраструктурные) регионов Дальнего Востока в силу их географического положения не могут быть не задействованы.
Пункты пропуска через государственную границу выполняют важнейшую роль «проводника» при формировании трансграничных связей. Согласно действующему законодательству, под пунктом пропуска понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского (торгового, рыбного, специализированного), речного (озерного) порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полётов), а также иной специально выделенный в непосредственной близости от государственной границы участок местности, где в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется пропуск через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных1.
В пределах пункта пропуска могут осуществляться следующие виды контроля: транспортный, пограничный, таможенный, санитарно-карантинный, ветеринарный, карантинный, фитосанитарный. В зависимости от вида транспорта выделяются и различные виды пунктов пропуска: воздушный, автомобильный, железнодорожный, речной, морской и смешанный (в период навигации - речной, в период ледостава - автомобильный).
Можно выделить три типа трансграничных связей, в которых задействованы дальневосточные пункты пропуска:
- двусторонние связи, которые в основном осуществляются через автомобильные, смешанные и железнодорожные пункты пропуска;
- многосторонние связи, которые осуществляются через морские и воздушные пункты пропуска;
- транзитные связи, которые осуществляются через сухопутные и морские пункты пропуска (в рамках международных транспортных коридоров Приморье-1 и Приморье-2).
В настоящее время на Дальнем Востока России расположено 62 пункта пропуска (рис. 1), из них 17 осуществляют двухсторонние связи, 39 - многосторонние связи, а 7 пунктов пропуска являются транзитными (железнодорожные: Махали-но и Пограничный; автомобильные: Крас-кино и Пограничный; морские: Зарубино, Владивосток, Находка и Восточный).
Из 62 пунктов пропуска 14 не функционирует, как правило, в силу существующих инфраструктурных ограничений.
В частности, в морском пункте пропуска Беринговский (Чукотский автономный округ) отсутствуют здания, сооружения и помещения для размещения контрольных органов (оформление судов в экстренных случаях проходит на рейде).
Железнодорожный пункт пропуска Махалино (Приморский край) не функционировал с 2005 г. Здание пункта пропуска было выведено из эксплуатации, а хозяйственная деятельность, кроме охранной, не велась. В августе 2013 г. в целях проверки эксплуатационной готовности линейной части железнодорожных путей был осуществлён демонстрационный пробег поезда с углём из России в КНР через железнодорожный пункт пропуска Маха-лино - Хуньчунь, и в настоящее время через него осуществляется перевозка российского угля в Китай.
1 Закон РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации».
Рис. 1. Размещение пунктов пропуска на Дальнем Востоке РФ
Примечание: рисунок выполнен В. Д. Хижняком на основании данных, предоставленных автором.
Двухсторонний смешанный пункт пропуска Джалинда (Амурская область) не функционирует с 2006 г. Его здания и сооружения находятся в аварийном состоянии.
Многосторонние смешанные пункты пропуска Константиновка, Ушаково и автомобильный пункт пропуска Кани-Курган (Амурская область) никогда не оснаща-
лись необходимой инфраструктурой и не функционировали с момента подписания соглашения между правительствами РФ и КНР в 1994 г. С соответствии с данным соглашением, перевозка в период навигации осуществлялась судами, в зимний период - автомобилями по льду. Но сезонный режим работы этих пунктов пропуска с перерывом на 110 дней в межсезонье
Л
Е-1ГГ 1
►егионалмстика
% Ш __
П К I
иИГ
(период ледостава и ледохода) приводит к удорожанию грузоперевозок, вынуждая участников внешнеэкономической деятельности использовать обходные транспортные маршруты [1].
Морские пункты пропуска Алексан-дровск-Сахалинский, Крабозаводский, По-ронайск, Шахтёрск и Углегорск (Сахалинская область) не соответствуют требованиям по обустройству и техническому осна-
ванием, погрузо-разгрузочной техникой и современными средствами связи1.
Вместе с тем, анализ деятельности пунктов пропуска свидетельствует об активном росте товарооборота и пассажиропотока в последние годы. Так, за 4-хлетний период (2009-2012 гг.) товарооборот пунктов пропуска вырос в 3,9 раза (табл. 1).
Таблица 1
Товарооборот пунктов пропуска, млн тонн
2009 2010 2011 2012 Изменение (2012 / 2009), раз
Суммарный товарооборот 54,2 120,2 151,9 210,7 3,9
В том числе через различные виды пунктов пропуска:
двусторонние 0,3 2,3 12,8 80,8 269,3
многосторонние 28,9 55,8 68,8 55,4 1,9
транзитные 25,0 62,1 70,3 74,5 3,0
Источник: рассчитано на основе данных Дальневосточного таможенного управления.
щению, необходимых для эффективной работы контрольных органов. Кроме того, дорожная инфраструктура во многих пунктах пропуска находится в неудовлетворительном состоянии. В настоящее время рассматривается вопрос объединения пунктов пропуска Шахтёрск и Углегорск, а пункты пропуска Поронайск, Кра-бозаводский и Александровск-Сахалин-ский предлагается закрыть.
В конечном счёте, для пунктов пропуска характерны следующие общие проблемы:
- отсутствие единого комплекса зданий и сооружений для размещения государственных контрольных органов;
- значительная степень износа имеющихся зданий, помещений, сооружений и соответствующей инфраструктуры;
- низкий уровень обеспечения складскими площадями, холодильным оборудо-
За период 2009-2011 гг. пассажиропоток увеличился в 1,3 раза (в том числе через двусторонние пункты пропуска - в 1,4 раза, через многосторонние - в 1,2 раза, через транзитные - в 1,5 раза).
Прирост товарооборота в основном обеспечила реализация проектов, предполагающих транспортировку топливно-энергетических грузов (пункты Сковоро-дино, Козьмино, Пригородное и Ванино).
Наибольшая доля грузопотоков приходится на морские пункты пропуска - более 60% внешнеторговых грузов. В экспортных грузах преобладают топливно-энергетические, в импортных - машины и
1 О создании и обустройстве пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации на территориях морских терминалов, предназначенных для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота, включённых в границы морских портов / Материалы Дальневосточного территориального управления Росграницы.
Ь N Е
кегноналмстика
/ Ж
£
-V
Ж
N
'Ш
игТ 1-Й
оборудование.
В целом можно отметить следующие тенденции развития пунктов пропуска:
- концентрация грузовой деятельности в нескольких многосторонних пунктах пропуска, которые образуют систему грузовых центров;
- увеличение нагрузки на морские пункты пропуска;
- сужение номенклатуры грузов (в первую очередь - исходящих грузов);
- низкие темпы обновления транспортной инфраструктуры.
Важными условием развития трансграничного сотрудничества является совершенствование системы пунктов пропуска.
С учётом сложившихся типов трансграничных связей можно выделить различные варианты проработки вопросов, связанных с развитием пунктов пропуска.
В частности, вопросы развития двусторонних и многосторонних пунктов пропуска между Россией и Китаем могут решаться в рамках комиссии по подготовке встреч глав правительств РФ и КНР1 . Исследования же, предполагающие оценку грузовой базы и пассажиропотоков, могут выполняться совместно китайскими и российскими профильными институтами.
Для проработки вопросов развития транзитных перевозок через пункты пропуска могут привлекаться эксперты (или группы экспертов) из разных стран в рамках специальных исследований. Так, например, подобные исследования были проведены Расширенной туманганской инициативой (РТИ) в отношении Международного транспортного коридора в Северо-восточной Азии . Полученные результаты могут быть положены в основу
йО!: 10.14530/гед.2014. _
Консультативная комиссия по приграничным и транспортным вопросам, которая ежегодно обсуждает вопросы взаимодействия между двумя страна-
ми.
' Подробнее см. [2].
согласованного планирования развития не только самих пунктов пропуска, но и всей транспортной инфраструктуры в рамках Международного транспортного коридора.
В рамках федеральной целевой программы «Государственная граница Российской Федерации (2012-2020 годы)» на территории Дальнего Востока предусматривается строительство либо реконструкцию 16 пунктов пропуска (рис. 2). В том числе 12 морских пунктов пропуска (Ва-нино, Советская гавань, Корсаков, Холмск, Шахтёрск, Углегорск, Невельск, Северо-Курильск, Курильск, Южно-Курильск, Петропавловск-Камчатский и Анадырь), речного (Хабаровск), воздушного (Петропавловск-Камчатский) и 2 железнодорожных (Пограничный и Нижнеленинское).
В настоящее время прорабатываются вопросы открытия новых морских пунктов пропуска (Певек, Уэлен и Лаврентия в Чукотском автономном округе), включения в пределы пунктов пропуска ранее незадей-ствованных в процессе государственного контроля терминалов морских портов (терминал Рудная Пристань морского порта Ольга, грузовые терминалы в морском порту Находка), а также строительства новых терминалов для обработки грузов на экспорт (угольный морской терминал ООО «Порт Вера» в морском порту Владивосток), вывод территорий за пределы пункта пропуска в целях снятия режимных ограничений на хозяйственную деятельность операторов порта (ООО «Восточная стивидорная компания» в пункте пропуска Восточный). В рамках государственно-частного партнёрства планируется строительство трёх пунктов пропуска (морского - в Ванино, автомобильных - в Марково и Полтавке).
Другим важным направлением развития трансграничного сотрудничества является расширение сети международных транспортных коридоров на территории СВА. В частности, в связи с открытием реки Амур для захода судов под иностранным флагом обсуждается проект нового
Ь \ мл. w
Л^1
Рис. 2. Перспективы расширения дальневосточной сети пунктов пропуска Примечание: рисунок выполнен В.Д. Хижняком на основании данных, предоставленных автором.
маршрута, начинающегося в порту Фую-ань с последующим выходом в Тихий океан через порт Николаевск-на-Амуре.
Разрабатывается также масштабный международный круизный проект «Амур-батюшка», предусматривающий два направления деятельности: организацию туристических круизов на теплоходах по маршруту Хабаровск - Николаевск-на-
Амуре с заходом на Шантарские острова и международных туристических круизов с выходом в Китай.
Список литературы
1. Жандаров В. Ф. О работе пунктов пропуска в Амурской области. URL: http://dvforum.ru/2005/Doklad/Zandarov.PDF (дата обращения: 9.10.2014).
vT >
■ XNji1".-/'
V^-i'J-
X U .СЛ.— «ЕВДЙЙГ'
Ofes»®
5>-ll:T E
кегионалмстика
v\.:\ R Vk '
. (
1 &Ж
N
/// 'Li. ■
'I
Ж-â
u\
7 / Vjh -J) Г1 ■ ^«A f " \rb-E \L %
2. Integrated Transport Infrastructure and Cross-Border Facilitation Study for the Trans-GTR Transport Corridors. URL: http://tumen programme.org/?info-584-1.html (дата обращения: 9.10.2014).
References
1. Zhandarov V.F. The Work of Checkpoints in the Amursk region. Available at: http://dvforum. ru/2005/Doklad/Zandarov.PDF (accessed 9 October 2014). (In Russian)
2. Integrated Transport Infrastructure and Cross-Border Facilitation Study for the Trans-GTR Transport Corridors. Available at: http://tumenprogramme.org/?info-584-1.html (accessed 9 October 2014).
DOI: 10.14530/reg.2014. _
Для цитирования:
Заостровских Е.А. Проблемы и перспективы развития пунктов пропуска Дальнего Востока России // Регионалистика. 2014. Т. 1. № 3. С. 69-75. For citing:
Zaostrovskikh E.A. Development Problems and Prospects of Checkpoints of Russian Far East. Regionalistica [Regionalistics]. 2014. Vol. 1. No. 3. Pp. 69-75. (In Russian)