Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития подрядных торгов в строительстве в системе государственных закупок в России'

Проблемы и перспективы развития подрядных торгов в строительстве в системе государственных закупок в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
347
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПОДРЯДНЫЕ ТОРГИ / СТРОИТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / ПОДРЯДЧИК / ЗАКАЗЧИК / КОНКУРС / ТЕНДЕР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федорищева Т.А.

В данной статье рассматривается процедура проведения подрядных торгов в современных условиях в отрасли строительства. Рассматривается текущие состояние отрасли и условия, в которых строительным организация приходится быть участниками подрядных торгов, а также различные роли, в которых они могут выступать в данном процессе. Также дается характеристика процедуры проведения закупок в некоторых частных случаях, рассматривается нормативно-правовая база, регулирующая ее. Анализируется отечественный опыт в управлении закупками, в частности государственными, в области строительства. Отдельное внимание в статье уделяется проблемам, возникающих как непосредственно при организации процедуры закупок или торгов, так и при выборе конкретного подрядчика. При этом рассматриваются как проблемы, характерные для процедур конкурсов и тендеров в целом, так и сложности, вызванные спецификой строительства ка отрасли и строительной продукции. В заключении предлагаются возможные варианты совершенствования сложившихся процедур подрядных торгов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития подрядных торгов в строительстве в системе государственных закупок в России»

Проблемы и перспективы развития подрядных торгов в строительстве в системе государственных закупок в России

00

сэ

см

£

Б

а

2 ©

Федорищева Татьяна Александровна

магистрант, кафедра «Финансы и менеджмент», ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет», t-fedorishcheva@mail.ru

В данной статье рассматривается процедура проведения подрядных торгов в современных условиях в отрасли строительства. Рассматривается текущие состояние отрасли и условия, в которых строительным организация приходится быть участниками подрядных торгов, а также различные роли, в которых они могут выступать в данном процессе. Также дается характеристика процедуры проведения закупок в некоторых частных случаях, рассматривается нормативно-правовая база, регулирующая ее. Анализируется отечественный опыт в управлении закупками, в частности государственными, в области строительства. Отдельное внимание в статье уделяется проблемам, возникающих как непосредственно при организации процедуры закупок или торгов, так и при выборе конкретного подрядчика. При этом рассматриваются как проблемы, характерные для процедур конкурсов и тендеров в целом, так и сложности, вызванные спецификой строительства ка отрасли и строительной продукции. В заключении предлагаются возможные варианты совершенствования сложившихся процедур подрядных торгов. Ключевые слова: подрядные торги, строительство, государственные закупки, подрядчик, заказчик, конкурс, тендер.

Ситуация, складывающаяся сегодня на рынке строительства, характеризуется достаточно высоким уровнем конкуренции среди строительных организаций, сложными и многочисленными связями заказчиков, инвесторов и подрядчиков и непростой процедурой регулирования их взаимоотношений. В этой связи необходимым инструментом для обеспечения эффективности деятельности строительных компаний становятся подрядные торги.

Под подрядными торгами в соответствии с методическими рекомендациями в отрасли строительства понимается «форма размещения заказов на строительство, предусматривающая выбор подрядчика для выполнения работ и оказания услуг на основе конкурса» [1]. При этом термин «подрядные торги» напрямую в ныне действующем законодательстве, регламентирующим процедуры проведения государственных закупок - а именно в Федеральном законе «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ и в Федеральном законе «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 N 223-Ф3 - не встречается. На данный момент подрядные торги относятся к категории закупок работ в соответствии с классификацией по действующему законодательству, однако именно подрядные торги имеют ряд отличительных свойств, связанных в первую очередь с особенностями строительных объектов и строительства как отрасли. В частности можно говорить о высокой материалоемкости и трудоемкости строительных объектов, что способствует их капиталоемкости, индивидуальном характере отдельных строительных объектов, что затрудняет их стандартизацию и унификацию и усложняет строительное производство. Особенности отдельных объектов при этом зависят в ряде случаев от требований заказчика, можно говорить о том, что такие объекты имеют потребителя еще до стадии своей готовности. В целом же строительное производство характеризуется длительным инвестиционно-строительным циклом, зависимостью от многих внешних факторов, таких как природно-климатические, технологические и другие, нестабильностью численного состава рабочих вследствие многообразия технологических этапов строительства, а также большим количеством участников процесса строительства и сложностью взаимоотношений между ними [2].

Согласно статистическим данным, в первом полугодии 2018 года наибольшее число заключенных контрактов в разрезе видов деятельности пришлось на строительство автомобильных дорог, автомагистралей и т.д., если же учитывать и контракты на инженерные изыскания, проектирование и строительство объектов, то можно увидеть, что строительство является наиболее распространенных предметов контрактных отношений [3]. Сегодня строительный комплекс России развивается не вполне оптимистично: в 2017 году продолжилось сокращение объемов строительного производства, что наблюдается уже с 2014 г. Объем строительных работ составил тогда 7545,9 млрд. рублей, что а 1,4% ниже, чем в 2016 г. [4]. Сократился также объем введенных жилых домов (на 1,3% относительно 2016 г.), вырос уровень износа основных фондов отрасли (на 1,3 п. относительно 2016 г.). При этом положительная динамика наблюдалась в вопросе инвестиций в основной капитал - они выросли в 2017 г. на 4,4% и составили 15966,8 млрд. руб., а также в финансовом состоянии организаций отрасли - число убыточных организаций составило около 0,8 тыс., что меньше на 6,2 п. относительно предыдущего года. Что касается уровня цен на строительную продукцию, то он в 2017 г. вырос на 5,9% по сравнению с 2016 г. [4]. Описанные выше обстоятельства указывают на то, что сегодня строительство в России развивается в условиях экономической и социальной нестабильности, довольно высокого уровня неопределенности и риска на рынке, но, несмотря на это, некоторые важные показатели имеют положительную динамику.

Подрядные торги выступают своего рода инструментом обеспечения добросовестной конкуренции между подрядчиками, особе место при этом занимают такие их формы, как конкурс и аукцион. На сегодняшний день процедура государственных закупок, к которым можно отнести и подрядные торги, поскольку они являются конкурентным способом определения регулируется двумя федеральными законами, уже упоминаемыми в данной работе: Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее ФЗ № 44) и Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 N 223-ФЗ (далее ФЗ № 223) [5,6]. Они являются взаимодополняющими и регулируют закупки товаров, работ и услуг на различных этапах: планирование закупки, определение поставщика, заключение контракта, его исполнение и последующий учет и анализ. Заказчиком в соответствии с ФЗ №44 могут выступать государственные и муниципальные бюджетные учреждения и унитарные предприятия, кроме признанных правительством особо значимыми, а по ФЗ №223 - круг организаций с государственной долей более 50%, естественные монополии, государственно важные унитарные предприятия и организации регулируемых видов деятельности [5,6]. Стоит отметить, что нынешним законодательством понятие закупки было расширено по сравнению с действующим ранее. Принципиальным отличием ФЗ №44 от ФЗ №223 является то, что первый жестко регламентирует все процедуры проведения государственных закупок, а второй описывает в общем виде идеи и принципы проведения закупок, предоставляя детализацию заказчику, которую тот прописывает в Положении. Таким образом, складывается ситуация, в которой закупки, проводимые в соответствии с Фз №44 подвергаются усиленному регулированию и регламентации, что ограничивает варианты используемых инструментов и методов закупочной деятельности, а по ФЗ №223, напротив, отрегулированы не так значительно, из-за чего заказчики пренебрегают конкурсным отбором претендентов на исполнение, делая выбор в пользу закупок у единственного заказчика [7]. В I полугодии 2018 г. 46% всех заключенных контрактов в разрезе способов заключения составили закупки у единственного поставщика, что

указывает на отсутствие конкуренции, что противоречит самой цели внедрения системы торгов для процедуры закупок [3]. Данные проблемы имеют глобальный характер и затрагивают не только отрасль строительства, а для их решения необходим пересмотр существующего законодательства и совершенствование регламентов проведения закупок.

Практика проведения государственных закупок в строительстве, сложившаяся в последние годы, позволила выявить ряд проблем, сопутствующих им. Их ук-рупненно можно разделить на несколько групп, первой и самой важной из которых являются проблемы цены предложения как основной критерий отбора победителя торгов. Как показывает практика, в ходе государственных закупок участники их часто используют ценовой демпинг - предлагают необоснованно низкие цены, что впоследствии приводит к низкому качеству выполнения строительных работ и расторжению уже заключенных контрактов. Происходит это в том числе из-за того, что начальная (максимальная) цена контракта рассчитывается заказчиками весьма не точно, что допускает значительные отклонения от нее при непосредственном производстве работ [8]. Нивелировать воздействие проблем данного характера поможет разработка и применение такой методики определения исполнителя, при которой цена предложения будет не единственным и основополагающим фактором принятия решения, а одним из ряда ценовых и неценовых критериев. Иными словами, необходима разработка комплексного подхода к определению исполнителя заказа, причем важное место в нем должны занимать качественные критерии оценки, в частности стоит предъявлять повышенные требования к квалификации участников. Кроме того, целесообразно определение не только максимального, но и минимального порога цены предложения, обеспечивающего должный уровень качества работ.

Другой проблемой, связанной с проведением закупок в области строительства, можно считать излишнюю унификацию процедуры их проведения, затрудняющую работы с нестандартными, индивидуальными заказами, к которым относятся и закупки строительной продукции [9]. Осложняется это и тем фактом, что большая часть государственных закупок сегодня проводится в электронной форме - на I квартал 2018 г. доля извещений посредством электронного аукциона составила 46 %, что в стоимостном

объеме составило 65% общей суммы размещенных заявок [3]. Электронная форма аукциона, наряду с такими достоинствами, как простота и оперативность подачи заявок, имеют и существенные недостатки, связанные с зависимостью от технического состояния электронных площадок и затруднение переговорного процесса с потенциальными подрядчиками, что необходимо для работы со строительной продукцией. Ввиду отличительных особенностей строительства как отрасли и строительной продукции, унификация и стандартизация в данном случае осложнены, что затрудняет и реализацию общей процедуры торгов. Если технически простую продукцию можно сравнивать исключительно по критерию цены, то в случае со сложными объектами это становится невозможным [10]. Выходом может стать формирование особого порядка проведения закупок строительной продукции с учетом ее особенностей.

Таким образом, складывающаяся в последние годы система государственных закупок в строительстве, целью которой является выбор наиболее эффективных исполнителей на основе конкуренции, имеет ряд недостатков, усложняющих достижение этой цели. Решить имеющиеся проблемы можно с помощью пересмотра принятых методик выявления победителей закупок, внедрения комплексного подхода к оценке участников, основанного на качественных характеристиках, а не только на принципе минимальной цены предложения, и дальнейшего совершенствования действующего законодательства в области государственных закупок.

Литература

1. МДС 80-8.2000 Методические рекомендации по разработке технической части тендерной документации и оферты претендента/ Москва 1999. [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/ document/1200008299 (дата обращения 09.10.2018).

2. Ширшиков, Б.Ф. Организация, управление и планирование в строительстве: Учебник / Б.Ф. Ширшиков. М.: АСВ, 2016. - 528 с.

3. Министерство финансов Российской Федерации. Официальный сайт. [Электронный ресурс] URL: https:// www.minfin.ru/ru/ (дата обращения 21.10.2018).

4. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] URL: http://www.gks.ru (дата обращения 21.10.2018).

О

3

в

S

ff

2 е

8

5. Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_144624/ (дата обращения 17.10.2018).

6. Федеральный закон от 18 июля 2011 № 223-Ф3 О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_116964/ (дата обращения 17.10.2018).

7. Демиденко М. В. Развитие подрядных торгов на строительство объектов в системе государственных закупок : дисс. на соиск. Ученой степени канд. экон. наук : 08.00.05 / Демиденко Михаил Васильевич ; С.-Петерб. гос. архитектур.-строит. ун-т. - СПб., 2017. - 151 с.

8. Цапко К.А. Особенности и проблемы государственных закупок в инвестиционно-строительном комплексе // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №4 (2015) [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ osobennosti-i-problemy-gosudarstvennyh-zakupok-v-investitsionno-stroitelnom-komplekse (дата обращения 24.10.2018).

9. Герасимов, Р.А. Повышение эффективности размещения госзаказа на выполнение геологоразведочных работ: диссертация ... кандидата экономических наук : 08.00.05. - Москва, 2006. - 156 с.

10. Государственные закупки: направления развития. Обзор международных практик и анализ ситуации в Российской Федерации / сост. Е. Абрамова, Б. Ткаченко. - Москва: Сектор, 2015. - 124 с.

Problems and prospects of development of contract tenders in construction in Russia Fedorischeva T.A.

Tula State University

this article discusses the procedure of contract trading in modern conditions in the construction industry. We consider the current state of the industry and the conditions in which the construction organization has to be Contracting parties, as well as the various roles in which they can act in this process. Also the characteristic of procedure of carrying out tenders in some special cases is given, the normative legal base regulating it is considered. Both domestic and foreign experience in procurement management, including public procurement, in the field of construction is analyzed. Special attention is paid to the problems arising directly in the organization of procurement or bidding procedures, and in the selection of a specific contractor. At the same time, both the problems typical for the procedures of tenders and tenders in General, and the difficulties caused by the specifics of the construction of the spacecraft industry and construction products are considered. In conclusion, possible options for improving the existing procedures of contract bidding are proposed.

Keywords: contract bidding, construction, procurement, contractor, customer, competition, tender

References

1. MDS 80-8.2000 Methodical recommendations on the development of the technical part of the tender documentation and the bidder's offer / Moscow 1999. [Electronic resource]

URL: http://docs.cntd.ru/document/ 1200008299 (date of appeal 09.10.2018).

2. Shirshikov, B.F. Organization, management and

planning in construction: Textbook / B.F. Shirshikov. M .: DIA, 2016. - 528 c.

3. Ministry of Finance of the Russian Federation.

Official site. [Electronic resource] URL: https:/ /www.minfin.ru/ru/ (request date 21.10.2018).

4. The Federal State Statistics Service [Electronic

resource] URL: http://www.gks.ru (appeal date 21.10.2018).

5. Federal Law of April 5, 2013 No. 44-FZ On the

contract system in the field of procurement of goods, works, services for state and municipal needs. [Electronic resource] URL: http:// www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_144624/ (access date 17.10.2018).

6. Federal Law of July 18, 2011 No. 223-FZ On the

procurement of goods, works, services by certain types of legal entities. [Electronic resource] URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_116964/ (appeal date 10/17/2018).

7. Demidenko M.V. Development of contract

bidding for the construction of facilities in the public procurement system: Diss. on the competition Degree Cand. econ Sciences: 08.00.05 / Demidenko Mihail Vasilevich; St. Petersburg state architecture.-builds. un-t -SPb., 2017. - 151 p.

8. Tsapko K.A. Features and problems of public

procurement in the investment and construction complex // Internet magazine «SCIENCE" Vol. 7, No. 4 (2015) [Electronic resource] URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/osobennosti-i-problemy- gosudarstvennyh-zakupok-v-investitsionno-stroitelnom-komplekse (appeal date 10/24/2018).

9. Gerasimov, R.A. Increase of efficiency of

placement of the state order for performance of prospecting works: the dissertation ... A Cand.Econ.Sci .: 08.00.05. - Moscow, 2006.

- 156 p.

10. Government procurement: development directions. Overview of international practices and analysis of the situation in the Russian Federation / comp. E. Abramova, B. Tkachenko.

- Moscow: Sector, 2015. - 124 p.

00

СЭ

CM

£

Б

a

2 ©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.