Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития образовательной (учебной) миграции в современной России'

Проблемы и перспективы развития образовательной (учебной) миграции в современной России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
507
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМИГРАЦИЯ / EMIGRATION / "УТЕЧКА УМОВ" / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ / INTELLECTUAL MIGRATION / РЫНОК ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATIONAL MARKET / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / CADRE POTENTIAL / BRAIN DRAIN

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Громова Елена Анатольевна, Бояркин Геннадий Николаевич

Рассматриваются основные причины активизации оттока студентов, аспирантов и высококвалифицированных специалистов из России за рубеж, а также анализируются проблемы, обострившиеся в результате потери страной научных кадров, интеллектуальных ресурсов. Авторами подробно описывается значительное влияние данных процессов на ситуацию в стране, высказываются опасения по поводу перспектив России, если не принимать никаких мер по регулированию потоков. В заключение, исходя из сложившейся в стране ситуации и изученных научно-исследовательских работ, предлагаются варианты решений проблемы «утечки умов» в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problem as perspectives of educational migration development in modern Russia

The paper considers the main reasons of students, postgraduate and highly qualified specialists abroad outflow activization, analyses problems strained in the result of the loss of scientific cadre, intellectual recourses. The authors describe in detail the great influence of such processes on the economic situation in the country, express apprehensions for Russian perspectives, if no measures would be taken to regulate outflows. In conclusion the authors offer different solutions of "brain drain" problem in Russia, proceeding from modern situation and examination of scientific and research papers.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития образовательной (учебной) миграции в современной России»

привлечение с обучением

проблемы и перспективы развития образовательной

(учебной) миграции в современнойроссии

_Аннотация

Рассматриваются основные причины активизации оттока студентов, аспирантов и высококвалифицированных специалистов из России за рубеж, а также анализируются проблемы, обострившиеся в результате потери страной научных кадров, интеллектуальных ресурсов. Авторами подробно описывается значительное влияние данных процессов на ситуацию в стране, высказываются опасения по поводу перспектив России, если не принимать никаких мер по регулированию потоков. В заключение, исходя из сложившейся в стране ситуации и изученных научно-исследовательских работ, предлагаются варианты решений проблемы «утечки умов» в России.

Ключевые слова: эмиграция, «утечка умов», интеллектуальная миграция, рынок образования, кадровый потенциал

Миграционные процессы в настоящее время охватывают все страны и поэтому требуют постоянного внимания, гибкого реагирования на происходящие изменения и своевременного регулирования. Межстрановые миграционные потоки обусловлены комплексным воздействием разнообразных, взаимопереплетенных социально-экономических, политических и демографических факторов и, в свою очередь, оказывают значительное влияние на все сферы жизни участвующих обществ и стран.

Приток студентов определяет престиж страны

В настоящее время Россия идет по пути пересмотра миграционной политики с целью ее ориентации на прием и удержание востребованной рынком

Громова

Елена Анатольевна

аспирант,

факультет экономики и управления, ассистент, кафедра прикладной математики и фундаментальной информатики g7elena@mail.ru

Бояркин

Геннадий Николаевич

д-р экон. наук, профессор, кафедра экономической теории и информационных технологий в экономике, факультет экономики и управления

Омский

государственный

технический

университет

_региональные

_вузы начинают

конкурировать между

_собой за российских

и иностранных

_абитуриентов/

студентов, поскольку

_от этого зависит их

_существование

_и престиж

категории мигрантов, обладающей необходимыми социальными параметрами и квалификационными характеристиками. Специфика российской действительности в том, что страна остро нуждается в специалистах высшей категории и низкоквалифицированных работниках в сферы с тяжелыми условиями труда, сезонностью, низкими заработками, которые расцениваются местным населением как непрестижные: нехватка собственных ресурсов для стабильного существования и дальнейшего развития с каждым годом все очевиднее. По прогнозу Федеральной службы статистики, в 2007-2025 гг. население РФ сократится на 8,3 млн человек, население в трудоспособном возрасте составит 16,2 млн человек (против 69,7 млн человек по данным на октябрь 2006 г.) [1]. Против таких потерь бессильны механизация и автоматизация труда, а меры демографической политики, в случае их быстрого и эффективного принятия, дадут ощутимые результаты минимум через два десятилетия. Угроза затяжной депопуляции для России крайне серьезна и абсолютно реальна; возможно, уже в ближайшей перспективе труд будет одним из самых дефицитных, если не самым дефицитным ресурсом в нашей стране [2]. Эффективная образовательная миграция может стать одним из механизмов решения проблемы, потому что ее экономические, политические и социальные выгоды очевидны. Сейчас безусловный лидер на мировом рынке образования - США, контролирующие треть мирового финансового образовательного оборота. По данным ЮНЕСКО, в Швейцарии отмечается максимальное число иностранных студентов среди общего количества студентов университетов - 16%, в России этот показатель составляет около 1,5%. Уже сегодня, ввиду ухудшающейся демографической ситуации, российские региональные вузы начинают конкурировать между собой за российских и иностранных абитуриентов/студентов, поскольку от этого зависит их существование и престиж. Пока, по данным ЮНЕСКО, число иностранных студентов среди общего количества студентов университетов 1,5% (в Швейцарии - 16%), поэтому необходимо постоянно совершенствовать методы учета, контроля и стимулирования учебной иммиграции:

• проводить мониторинг иностранцев, действительно намеренных получить образование в России, и гибко регулировать количество бюджетных мест в вузах и средних специальных учебных заведениях для иностранных граждан и соотечественников;

• модифицировать систему виз, что позволит продлить срок пребывания в России и уменьшит финансовые затраты на приобретение легального статуса.

Вуз, государство и бизнес: на гранях сотрудничества

Регулирование образовательной миграции необходимо сделать отдельным направлением миграционной политики, разрабатывать и совершенствовать правовую основу с учетом особенностей данной области. Пока законодательная база ограничивается введенными в действие с 15 января 2007 года Федеральным законом «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (№109-ФЗ) и Законом «О правовом положении иностранных граждан» (№110-ФЗ). Миграционная политика стала более либеральной:

• упростились правила регистрации мигрантов: прибывающие на короткий срок подлежат регистрации по месту пребывания, на длительный - по месту проживания;

• разрешительная регистрация по месту пребывания сменилась уведомительным порядком учета мигрантов;

• появилась возможность удлинения срока временного пребывания до 180 дней, который может быть увеличен до года.

Однако иностранные студенты до сих пор не имеют права работать в течение периода обучения (кроме как на территории или в подразделениях вуза), когда для любого студента подработка важна не только в финансовом плане, но и как возможность поучаствовать в реальном бизнесе, исследовательских работах и научных изысканиях, а значит, существенно повысить свой профессиональный уровень, качество и эффективность обучения. Поэтому необходимо стимулировать создание исследовательских лабораторий, бизнес-инкубато-

качество бытового обустройства и безопасность студентов не ограничивается их комфортным размещением в общежитиях, оно требует административной, финансовой и инфраструктурной помощирегиональных, муниципальных и коммерческих образований

Россия

заинтересована _в том, чтобы

иностранцы,

обучавшиеся

на ее территории,

продолжили здесь

_свою трудовую

_или научную

_деятельность

ров, специальных агентств для помощи студентам найти подработку или работу по специальности на старших курсах. Положительный результат гарантирован только при взаимовыгодном сотрудничестве вуза, государственных и бизнес-структур. Такое сотрудничество необходимо не только для трудоустройства студентов. Качество бытового обустройства и безопасность студентов не ограничивается их комфортным размещением в общежитиях, оно требует административной, финансовой и инфраструктурной помощи региональных, муниципальных и коммерческих образований. Почему важно увеличивать масштабы учебной миграции в общем потоке въезда?

1. Прежде всего, потому что это гарантирует высокое качество образовательного процесса и стандарты, которые воспроизводятся в определенной, достаточно редкой и с трудом повторяемой в ином пространстве социокультурной среде [3].

2. Кроме того, обучающихся за счет государства можно выгодно использовать для развития национальной экономики.

3. Выгода для экспортера образования очевидна: страна не несет затрат на детский период будущих абитуриентов, зато получает плату за предоставление образовательных услуг и молодого, интегрированного в принимающее общество, специалиста и члена социума.

4. Все-таки студент для принимающей страны -гораздо более перспективный и выгодный мигрант, чем беженец или вынужденный переселенец, гастарбайтер или приезжий для восстановления с семьей [3].

Итак, проводя более активную политику в сфере образовательных миграционных процессов, страна значительно повышает степень управляемости иммиграционными процессами, получает еще одну область сотрудничества с бывшими советскими республиками и, самое главное, новых молодых граждан, владеющих нужными специальностями, интегрированных в общество, знающих язык. Даже если после окончания обучения выпускники-иностранцы вернутся на родину, Россия получит положительный результат: иностранный гражданин увезет и будет распространять в своей стране сведения о качестве российского образования, элементы рос-

сийской культуры, технологии, а значит, появится перспектива использования нашего оборудования, стандартов и др.

Вчерашние студенты пополняют ряды рабочей силы, высококвалифицированных кадров и научных работников. А Россия заинтересована в том, чтобы иностранцы, обучавшиеся на ее территории, продолжили здесь свою трудовую или научную деятельность. Между тем в нашей стране для занятых наукой складывается крайне неблагоприятная обстановка. Прежде всего, в России распространена незащищенность прав собственности на продукт интеллектуального труда; недостаточное финансовое, материально-техническое и научно-информационное обеспечение исследовательских процессов; низок престиж профессии ученого и отсутствует желание ей заниматься [4]. Необходимо ограничить принятие законопроектов о положении зарубежных ученых в России, ибо таковое снизит и без того немногочисленный приток преподавателей в страну [5]. Необходимость законопроектов их разработчики объясняют тем, что в последнее время участились случаи пропаганды иностранными преподавателями экстремистской идеологии, национальной и религиозной вражды, что становится угрозой безопасности государства, поэтому предлагают законодательно обязать зарубежных преподавателей оформлять разрешение на работу, неоднократно доказывать свою компетентность и уровень квалификации. Такие бумажные трудности плюс неспособность большинства вузов предоставить иностранным научным сотрудникам достойный заработок резко сократят совместные с зарубежными учеными научные исследования на территории России и будут способствовать выезду наших кадров за границу для их проведения, затруднят обмен новейшими знаниями и технологиями, отдалят достижение поставленной перед страной задачи построения инновационной и открытой экономики. Сопоставление разных лет не оставляет надежды на тщательную проработку в ближайшем будущем отдельных вопросов управления и контроля учебной миграции и политики в ее отношении: расходы на миграционную политику сокращаются [6].

обильность

студентов и научных работников -основной инструмент повышения качества и продуктивности ученых и научных

_коллективов;

_механизм развития

новых направлений исследований, расширения кругозора и квалификации _ученых

Мобильность и привлечение кадров -залог успеха

Однако даже в таких условиях встречаются удачные и перспективные проекты, хотя пока единичные. В этом отношении показателен опыт Нижнего Новгорода по реализации нового механизма совместных исследований на территории России, по окончании которых ни один российский ученый не покинул страну, зато совместная работа с зарубежными коллегами продолжилась. Весьма полезным может стать и создание «зеркальных лабораторий». В Нижегородском Институте прикладной физики РАН была создана лаборатория, аналогичная зарубежной, под руководством эмигрировавшего ученого [7]. Преимущества такой формы сотрудничества очевидны: 1) возможность освоения зарубежного опыта и участия в зарубежных проектах, 2) повышение квалификации и развитие международных связей, 3) доступ к современному оборудованию и технологиям, 4) проведение части экспериментальных работ в России, 5) стажировки российских сотрудников в зарубежной лаборатории-аналоге. Мобильность студентов и научных работников -основной инструмент повышения качества и продуктивности ученых и научных коллективов; механизм развития новых направлений исследований, расширения кругозора и квалификации ученых [8]. Основным инструментом российской политики стимулирования мобильности научных кадров стали государственные фонды: Российский фонд фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд и др., которые финансировали стажировки и командировки молодых ученых в исследовательских целях, их участие в научных конференциях, привлекали научных деятелей в малый инновационный бизнес. Помимо фондов политика по стимулированию мобильности использует два подхода: 1) привлечение эмигрировавших именитых ученых к руководству институтами и созданию лабораторий; 2) приглашение ученых для проведения научных исследований и лекций. Однако этих мер недостаточно. Важно продолжать совершенствовать законодательство, и не только миграционное, развивать инфраструктуру, обеспечить иммигрантам личную безопасность, защиту их прав и свобод. Необходимо

отдельным направлением миграционной политики сделать регулирование образовательной миграции, формирование этнической и культурной толерантности принимающего населения. Президент России Дмитрий Медведев в Послании Федеральному собранию дал понять: стране необходима модернизация, экономике - инновации, а обществу - инициативные и активные представители [9]. Последних, видимо, в пределах страны недостаточно. Поэтому, по мнению Медведева, необходимо создавать комфортные условия для возвращения в Россию отечественных ученых, работающих сейчас за рубежом. «Нам нужны идеи и предложения, который учитывают опыт других стран - государств, в которых вы проживаете», - подчеркнул президент [9]. Взамен власти предлагают вернувшимся поддержку в области защиты их прав. Российская диаспора - одна из самых крупных в мире, она включает около 30 миллионов русских эмигрантов [9]. И с ними нужно поддерживать и укреплять связи, налаживать обмен идеями и технологиями, активизировать совместную научно-исследовательскую работу, привлекать к организации в нашей стране конференций и конкурсов, оказанию материальной и информационной поддержки оставшимся в России коллегам. При этом, с одной стороны, диаспора помогает российским студентам и ученым получить доступ к зарубежной литературе, периодике, делятся опытом, знаниями, достижениями. Однако с другой стороны, представители диаспоры отбирают лучших научных сотрудников, студентов, аспирантов, исследователей и приглашают их в страну своего пребывания для совместной работы. Пока трудно оценить масштабы такого оттока, но он есть и не лучшим образом сказывается на развитии российских экономики, науки и технологий.

Необходимо расширять международное сотрудничество, в том числе за счет устранения административных и институциональных барьеров; создавать «зеркальные лаборатории»; наращивать финансирование информационной и технической базы образовательных учреждений; поддерживать интеграцию образования и науки; стимулировать обмен кадрами между вузами и инновационными компаниями; активизировать государство и бизнес-структуры в

„важно начать вести статистику реальной

_потребности

значения мигрантов

_для российской

_экономики и

социальной жизни

поддержке и развитии образовательной миграции. По-прежнему остро стоят вопросы недостаточного информирования потенциальных и реальных мигрантов, возможных реэмигрантов о содержании миграционной политики и изменениях в соответствующем законодательстве; отсутствия эффективно действующих консультационных пунктов и некомпетентности персонала официальных структур.

Вывод

Итак, миграционная политика должна стать более гибкой, дифференцированной и результативной. Этого можно добиться на основе рационального сочетания административно-правовых, финансово-экономических и социально-психологических методов воздействия [10]. Важно начать вести статистику реальной потребности и значения мигрантов для российской экономики и социальной жизни. Необходимо решить проблему этно-, ксено-и мигрантофобий, экстремистских настроений среди молодежи. Роль государства состоит в умении приглашать и заинтересовывать остаться в стране наиболее квалифицированных, молодых, активных, образованных, предприимчивых и здоровых; предвидеть и предотвратить усиление напряженности на рынках труда и в обществе с помощью принятия своевременных интеграционных, социально-экономических и прочих мер.

Литература

1. Работа выполнена при поддержке фонда МакАртуров в рамках проекта «Иммиграция в Россию: социальное измерение» (грант № 06-88535-00-GSS).

2. Зайончковская Ж.А. Иммиграция: альтернативы нет [Электронный ресурс] // http://migrocenter.ru/ science/science023.php.

3. Выхованец О.Д. Образовательная миграция как часть миграционной политики России: Доклад на заседании Научного совета ФМС России. [Электронный ресурс] // http://www.fms.gov.ru/ about/science/science_session/forth/vih.pdf

4. Данные ВЦИОМ [Электронный ресурс] // http:// wciom.ru/biblioteka/zhurnal-monitoring.html.

5. Инновационная образовательная сеть. Учителей-иностранцев приравняют к обычным гастарбайте-

рам [Электронный ресурс] // http://www.svedom.ru/ ewww/promo_print/9648.html.

6. Открытый бюджет России. Парад приоритетов [Электронный ресурс] // http://www.openbudget.ru/ аП^/?ГО=772.

7. Семьянов А. «Возвращение мозгов»: тактика зеркальных лабораторий [Электронный ресурс] // http://opec.ru/analize%20doc.asp?d%20no=63767.

8. Дежина И.Г., Киселева В.В. Тенденции развития научных школ в современной России [Электронный ресурс] // http://www.demoscope.ru/ weekly/2009/0387/analit03.php.

9. ВЦИОМ: Публикации в СМИ. За российскую модернизацию ответят... за границей [Электронный ресурс] // http://wciom.ru/arkhiv/ tematicheskii-arkhiv/item/single/12837.html?no_ cache=1&cHash=a025554fa0.

10. Метелев С. Международная миграция и национальная безопасность [Текст] // Человек и труд, 2007. - №10.

Elena A. Gromova

Postgraduate, Faculty of Economics and Management

Assistant, Chair of Applied Mathematics and Fundamental Informatics

Gennady N. Boyarkin

Dr. of Econ. Sci., Professor, Chair of Economic Theory and Informational Technologies in Economy, Faculty of Economics and Management, Omsk State Technical University

Problem as perspectives of educational migration development in modern Russia

_Abstract

The paper considers the main reasons of students, postgraduate and highly qualified specialists abroad outflow activization, analyses problems strained in the result of the loss of scientific cadre, intellectual recourses. The authors describe in detail the great influence of such processes on the economic situation in the country, express apprehensions for Russian perspectives, if no measures would be taken to regulate outflows. In conclusion the authors offer different solutions of'brain drain" problem in Russia, proceedingfrom modern situation and examination of scientific and research papers.

Keywords: emigration, brain drain, intellectual migration, educational market, cadre potential

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.