Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ПЕРВИЧНУЮ МЕДИКО-САНИТАРНУЮ ПОМОЩЬ'

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ПЕРВИЧНУЮ МЕДИКО-САНИТАРНУЮ ПОМОЩЬ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
20
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Health Development
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Асылбекова Г.О., Абылкасимова Б.Р., Тюлюбаева С.А.

В работе рассмотрены актуальные проблемы непрерывного профессионального развития среди работников организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь. По результам проведенной работы предложены меры по совершенствованию непрерывного образования - разработка регламента процесса организации обучения в частных организациях образования, проведение информационно-разъяснительной работы по актуальным проблемам здравоохранения, проведение республиканскими организациями образования, имеющих государственный образовательный заказ обучение с выездом на базы организаций ПМСПЖұмыста алғашқы медико-санитарлық көмек көрсететін, ұйымдардың қызметкерлерінің арасында үздіксіз кәсіби дамытудың актуалды мәселелері қарастырылған. Істелінген жұмыстар нәтижесі бойынша үздіксіз білім беруді жетілдіру жөнінде жеке білім беру ұйымдарында оқытуды ұйымдастыру үдеріс тәртібін әзірлеу, денсаулық сақтауда актуальды мәселелері бойынша ақпаратты - түсіндіру жұмыстарын жүргізу, мемлекеттік білім беру оқуына тапсырыстары бар, республикалық білім беру ұйымдарымен өткізуThe paper reviews actual problems of continuous professional development among employees of organizations that provide primary health care. Based on the work done, the following measures of improving the continuing education were offered: development of process regulation for organization of education in private educational institutions, conducting info-explanatory work on actual problems of healthcare, training by the national educational organizations that hold the state educational order for training including visiting the base of medical organizations

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Асылбекова Г.О., Абылкасимова Б.Р., Тюлюбаева С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ПЕРВИЧНУЮ МЕДИКО-САНИТАРНУЮ ПОМОЩЬ»

Источники:

1. http://logen.ru/product/ziup/analiz_eifektivnosti_upravleniya_personalom.php ООО «Логен» (консалтинговая группа «Logic Engineering»).

2. Государственная программа развития здравоохранения «Саламатты Казахстан» на 2011-2015 гг.

3. Аксенов Е.А. Технологические аспекты проведения аттестации // Управление персоналом. №2, 1999.

4. Аксенова Е.А. Стратегический ассессмент. М.:Аспект Пресс, 2008.

5. Базаров Т. Ю., Беков Х. А., Аксенова Е.А. Методы оценки управленческого персонала государственных и коммерческих структур. М., 2000.

6. Баллантайн И., Пова Н. Центры Оценки и Развития/ Перевод с англ. - М.: HIPPO, 2003.

7. Иванова С.В. Формирование профиля кандидата на основе стратегических и текущих целей организации // Журнал «Справочник по управлению персоналом», №10, 2002.

8. https://ru.surveymonkey.eom/s/otsenka_kompetensii_topmenedzherov

Проблемы и перспективы развития непрерывного профессионального обучения медицинских специалистов, оказывающих первичную

медико-санитарную помощь

Асылбекова Г.О., Абылкасимова Б.Р.,

Министерство здравоохранения и социального развития РК

Тюлюбаева С.А. РГП «Республиканский центр развития здравоохранения»

Развитая страна в XXI веке - это активные, образованные и здоровые граждане

Н. Назарбаев

Резюме

В работе рассмотрены актуальные проблемы непрерывного профессионального развития среди работников организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.

По результам проведенной работы предложены меры по совершенствованию непрерывного образования - разработка регламента процесса организации обучения в частных организациях образования, проведение информационно-разъяснительной работы по актуальным проблемам здравоохранения, проведение республиканскими организациями образования, имеющих государственный образовательный заказ обучение с выездом на базы организаций ПМСП.

ТYЙiндеме

Ж^мыста алгашкы медико-санитарлы; кемек керсететш, уйымдардыц кызметкерлершщ арасында Yздiксiз кэаби дамытудыц актуалды мэселелерi карастырылган.

1стелшген ж^мыстар нэтижеа бойынша Yздiксiз бшм берудi жетiлдiру женшде жеке бшм беру уйымдарында окытуды уйымдастыру YДерiс тэртсбш эзiрлеу, денсаулы; сактауда актуальды мэселелерi бойынша акпаратты - тYсiндiру ж^мыстарын жYргiзу, мемлекеттiк бiлiм беру окуына тапсырыстары бар, республикалы; бiлiм беру уйымдарымен еткiзу.

№ 3 (12) 2014

Abstract

The paper reviews actual problems of continuous professional development among employees of organizations that provide primary health care.

Based on the work done, the following measures of improving the continuing education were offered: development of process regulation for organization of education in private educational institutions, conducting info-explanatory work on actual problems of healthcare, training by the national educational organizations that hold the state educational order for training including visiting the base of medical organizations.

Введение

Отрасль здравоохранения представляет собой совокупность мер экономического, правового, социального характера, требующая особого внимания, отношения и направлена на сохранение и укрепление физического и психического здоровья человека. Не менее важным аспектом здравоохранения является непрерывное профессиональное развитие, как успех к достижению доступного медицинского обслуживания населения.

Непрерывное профессиональное развитие - образовательный процесс, направленный на поддержание и развитие профессионального уровня квалификации кадров. Сегодня ценятся высокообразованные медицинские работники, имеющие качественное образование, которые способны наряду с большим объемом работы, также уделять время дополнительному образованию.

«Развитие первичной медико-санитарной помощи» - основной приоритет в Послании Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана. Первичная медико-санитарная помощь нуждается в качественном развитии для удовлетворения нужд пациентов страны.

Через непрерывное профессиональное развитие необходимо подготовить квалифицированных специалистов первичной медико-санитарной помощи с учетом потребностей отрасли здравоохранения и политики государства [1].

Данное направление развития образования активно выполняется медицинскими организациями, оказывающими стационарную и первичную медико-санитарную помощь. На обучение в стационарных организациях выделяется не менее 1% от годового республиканского бюджета, в амбулаторно-

поликлинических организациях не менее 5% по системе комплексного подушевого норматива [2].

Целью повышения квалификации является обновление и углубление теоретических знаний и совершенствование практических навыков по общим и отдельным разделам медицинской или фармацевтической специальности, ее смежным дисциплинам, в соответствии с квалификационными требованиями.

Координация, эффективное управление образовательными программами и целевое использование средств республиканских бюджетных программ - являются основными направлениями улучшения качества медицинского образования.

Анализ и обсуждение

По итогам мониторинга повышения квалификации за 6 месяцев 2014 года среди медицинских работников было обучено 9 364 медицинских работника, из них врачей 3 586, средних медицинских работников 5 778.

Выяснилось, что обучение в амбулаторно-поликлинических организациях прошли 4 559 медицинских работников, среди них врачей - 1 875, средних медицинских работников - 2 684.

Обучение проводилось государственными организациями образования, имеющими государственный образовательный заказ по повышению квалификации и переподготовке медицинских и фармацевтических кадров в области здравоохранения на 2014 год [3] и организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

В государственных медицинских организациях образования обучено 4 230 медицинских работников. Из 84 организаций, осуществляющих образовательную деятельность, только 21 организация обучала с вы-

МЕНЕДЖЕР! №3(12)2014 МЕНЕДЖЕР

здравоохранения Республики Казахстан

ездом на базы медицинских организаций в 26 поликлиниках (из 158 государственных на уровне города). Таким образом, охват обучением амбулаторно-поликлинических организаций остается также на низком уровне, необходима работа над формированием контингента слушателей со всех регионов страны с включением элементов обязательной явки и соответствующего отношения к дополнительному образованию.

35 частных организаций провели обучение в 15 (36% от всех охваченных) амбулаторно-поликлинических организациях.

При этом в 33% случаях представленные темы лекций не соответствовали задачам повышения квалификации.

Медицинские работники преимущественно проходят обучение с отрывом от

производства. Данное преимущественное обучение с отрывом от производства связано с причинами нахождения обучающей организации на дальнем расстоянии, сложностью совмещения работы и обучения, а также отсутствием лекторов (таблица 2).

В организациях, оказывающих ПМСП с отрывом от прозводства, ЮжноКазахстанская область провела обучение среди 841 медицинского работника, Павлодарская - 391, Жамбылская - 453 (таблица 2).

Обучение медицинских работников, для которых необходимость в обучении является обязательным компонентом, проведение его с отрывом от производства является наиболее затратным, при этом имеет наибольшей спрос. Чтобы обучение стало менее затратным, но при этом оставалось эффективным, можно организовывать обучение с приглашением лекторов, при этом, необходимо проведение дополнительной работы по потребности в данном обучении на уровне каждого региона.

Заключение

Повышение и поддержание профессионализма медицинских работников - одно из ключевых инструментов экономического и социального развития. В настоящее время повышение квалификации и переподготовку врачи и средние медицинские работники могут пройти как в государственных, так и

i/ ¿Г ¡8

> ИГ к? ,

У / У

¿f jp- # ¿г

V * tf #

¡государственные частные

Таблица 1.

Число обученных медицинских работников ПМСП в государственных и частных

организациях образования

МЕНЩЖЁИ № 3 (12) 2014

Таблица 2.

Количество обученных специалистов ПМСП с отрывом и без отрыва от производства

в частных медицинских организациях образования. Государством законодательно не регламентирован процесс организации непрерывного медицинского развития в прохождении аккредитации государственных и частных медицинских организаций, имеющих право на проведение обучения. Необходимо создание рабочей группы для осуществления постоянного мониторинга по прохождению повышения квалификации и переподготовки работников отрасли, проведение анализа по лекциям обучения, так как приоритеты тенденции развития здравоохранения должны быть напрямую связаны с обучением и актуальными проблемами.

Таким образом, для сохранения, укрепления, развития и углублениязнаний в области медицинской науки, работникам медицинской специальности необходимо поддерживать свой потенциал с помощью доступных путей совершенствования собственного образования.

На примере проведенного анализа обучения работников первичной медико-санитарной помощи мы увидели нецелевое обучение и необоснованные затраты, так как на многие циклы повышения квалификации специалисты амбулаторно-поликлинических организаций были направлены не в соответствии с профессиональным уровнем.

При соответствующем планировании контингента слушателей, утверждении актуальных программ обучения, тенденций развития отрасли кадровая политика здравоохранения принесет ключевой успех в

стратегию развития государства [4]. На сегодняшний день по представленным региональным потребностям в обучении актуальны такие темы, как реабилитация в условиях амбулаторно-поликлинических организаций, протокола диагностики и лечения, работа с инвалидами, профилактическая стоматологическая помощь, рейтинговая оценка медицинских организаций в выполнении индикаторов государственной программы «Саламатты-Казахстан», бизнес-планирование и разработка стратегических планов предприятий, возможности и перспективы внедрения аутсорсинга, методика распределения СКПН на основе оценки достижения значений индикаторов конечного результата деятельности организаций ПМСП.

Также, основными направлениями в амбулаторно-поликлиническом звене на перспективу и проблемы развития отрасли необходимо проводить обучение по введению обязательного медицинского страхования, внедрение программ управления заболеваниями на республиканском уровне, свободный выбор гражданами РК и оралманами организации, оказывающей ПМСП.

Для развития кадровой политики также необходим управленческий ресурс - это руководители медицинских организаций, которые определяют курс обучения на местах своих специалистов и компетентно направляют их на обучение.

В ходе организации обучения по повышению квалифицикации необходимо

МЁНЕДЖЕР1 №3(12)2014 МЕНЕДЖЕР

здравоохранения Республики Казахстан

учитывать порядок, процесс и контроль организации обучения. Потребность в дополнительном образовании вызвана развитием медицинской науки, появлением новых медицинских специальностей, неудовлетворительными показателями здоровья населения.

В нынешних условиях темпа роста и развития медицинской инфраструктуры спе-

циалисты должныпостояннообращатьсякне-прерывномупрофессиональномуразвитиюне только по специальным программам, но и по собственному желанию и самостоятельному дополнительному обучению для раскрытия собственного потенциала и представлению новых решений в существующих проблемах первичной медико-санитарной помощи.

Источники:

1. Приказ и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан «Об утверждении Правил повышения квалификации и переподготовки медицинских и фармацевтических кадров» № 691 от 11 ноября 2009 года;

2. Концепция развития медицинского и фармацевтического образования Республики Казахстан на 2011-2015гг. от 12 августа 2011 года;

3. Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства;

4. Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана от 18 января 2014 года;

5. Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан «О некоторых вопросах повышения квалификации медицинских работников организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь» № 119;

6. Приказ и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан «О внесении изменений в приказ и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 10 ноября 2009 года № 689 «О некоторых вопросах отраслевой системы поощрения и об утверждении Правил оплаты труда медицинских работников в зависимости от объема, качества оказываемой медицинской помощи и отраслевой системы поощрения»

7. http://www.moscom-psy.com/science/poslediplomnoe_obrazovanije_psikhiatrija.php

8.http://cyberleninka.ru/article/n/dopolnitelnoe-obrazovanie-meditsinskih-kadrov-v-rossii-istoriya-razvitie-perspektivy

№ 3 (12) 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.