Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития маркетинга в России'

Проблемы и перспективы развития маркетинга в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2224
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ / ИССЛЕДОВАНИЯ / ИННОВАЦИИ / РАЗВИТИЕ / MARKETING / RESEARCH / INNOVATION / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Саввиди Г. И.

В статье охарактеризованы инновационные технологии и механизмы маркетинга; представлены перспективы управления маркетинговой деятельностью; раскрыто содержание инструментария, позволяющего расширить охват покупателей и стратегий, призванных максимизировать релевантность маркетинговых подходов, основанных на научно-исследовательской деятельности; проанализированы исследования персональных запросов потребителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article describes innovative technologies and marketing arrangements; perspectives of managing marketing activities; disclosed content tools, allowing customers to expand the scope and strategies to maximize the relevance of marketing approaches based on scientific-research activity; research of personal inquiries of consumers is analyzed.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития маркетинга в России»

Г. И. Саввиди

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАРКЕТИНГА В РОССИИ

Аннотация

В статье охарактеризованы инновационные технологии и механизмы маркетинга; представлены перспективы управления маркетинговой деятельностью; раскрыто содержание инструментария, позволяющего расширить охват покупателей и стратегий, призванных максимизировать релевантность маркетинговых подходов, основанных на научно-исследовательской деятельности; проанализированы исследования персональных запросов потребителей.

Ключевые слова

Маркетинг, исследования, инновации, развитие.

G. I. Savvidi

PROBLEMS AND PROSPECTS OF MARKETING DEVELOPMENT IN RUSSIA

Annotation

Article describes innovative technologies and marketing arrangements; perspectives of managing marketing activities; disclosed content tools, allowing customers to expand the scope and strategies to maximize the relevance of marketing approaches based on scientific-research activity; research of personal inquiries of consumers is analyzed.

Keywords

Marketing, research, innovation, development.

2017 № 4 (60) Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

Теоретические основы и перспективные направления развития маркетинговых концепций на протяжении последних десятилетий являются ориентиром рыночного лидерства и позволяют значительно увеличить эффективность деятельности компании, улучшить конкурентные позиции, прогнозировать изменения рынка и проектировать реакцию на негативные проявления внешней среды. Маркетинг с каждым годом упрочняет свои позиции, доказывая необходимость и эффективность в достижении амбициозных рыночных планов как небольших организаций, так и глобальных корпоративных структур.

Управление маркетинговой деятельностью, основанное на уникальных стратегиях и технологиях, альтернативных механизмах и других ключевых результативных характеристиках, на результатах исследовательской практики, способно открыть новые горизонты для компаний любого уровня.

Новые тренды маркетинга предполагают персонализацию потребителя, четкую аналитику инновационных решений, проработку социальных активов, глобальное развитие интернет-технологий и практики электронных продаж, основанных на взаимодействии через специально сформированные каналы связи. Современному потребителю необходимо получать двустороннюю связь с организацией, на товаре или услуге которой он останавливает свой выбор. Персонализированные сообщения или разговор с чат-ботом уже достаточно плотно внедрены в практику маркетинговых решений.

Маркетинг взаимоотношений как элемент эффективной стратегии по-прежнему является актуальным, наиболее востребованным инструментарием в практике организации продаж. Оптимальные форматы информационной доступности электронные каналы связи получают в современном сетевом пространстве через социальные сети, такие

как Facebook и другие, релевантные для распространения информационных сообщений. В данном ракурсе интересна статистика американских компаний, согласно которой покупатели определяют наличие странички компании в социальных сетях как доминантный признак доверие. Фактически потребители могут с большей активностью приобретать товары, которые представлены в Facebook. Показатели маркетинговых исследований демонстрируют статистику, которая свидетельствует, что 75 % активных потребителей обращают на это внимание и даже декларируют, что это является основным критерием при выборе продукта или услуги.

Мобильный маркетинг набирает обороты с каждым годом, так как устройств, подключенных к Интернету, достаточно много по всему миру: по данным официальной статистики — более миллиарда. В данном контексте интересна для исследования современная стратегия продвижения в маркетинге, ориентированная на успех в бизнесе.

«Современная маркетинговая стратегия продвижения бизнеса: See -Think - Do - Care.

На этапе See мы охватываем наиболее широкую и максимальную целевую аудиторию, которая в принципе есть.

На этапе Think мы охватываем аудиторию, которая уже думает о покупке и выбирает среди каких-то вариантов.

На этапе Do работаем с аудиторией, которая уже приняла решение покупать.

Этап Care — коммуникация с существующей клиентской базой, которая уже 2-3 раза приобрела наши продукты».

Данная стратегия позволяет расширить охват покупателей и персонализировать подход к каждому сегменту, который необходим при работе с возрастающей аудиторией и формирования эффективных коммуникаций с уже существующей клиентской базой. Развитие интегрированных маркетинговых коммуникаций дополняется релевант-

ностью научных исследований, именно поэтому сегменты становятся все уже, а исследования их запросов расширяются, для того чтобы преодолеть или минимизировать разрыв между организацией и ее потребителями. На практике именно данный дисбаланс существенно ограничивает эффективность маркетингового воздействия, поэтому барьеры необходимо нивелировать, изменяя свой подход ключевым потребителям и переходя к сетевому взаимодействию с ним.

«В научно-методологическом осмыслении перспектив развития брендирова-ния экотехнологии обеспечат ведущие позиции только тем товарам, которые обеспечивают здоровье потребителям и охрану окружающей среды. Российский потребитель не всегда ожидает такого рода защиты, заботы о нем в процессе потребления товара или услуги, но ощущая ее, испытывает повышенную удовлетворенность». На практике никто не отменял существенность ценовой конкуренции, но при этом не следует забывать о целесообразности налаживания двустороннего контакта с потребителем. Конкурентоспособность организации на определенном этапе их жизненного цикла не должна основываться лишь на соблюдении относительно невысоких ценовых категорий и надбавок, необходимо донести до сознания клиентов всю социально-этическую значимость деятельности. Следует подчеркнуть не только социальные мотивы деятельности компании, но и значимость для нее каждого клиента, его вкусов и предпочтений.

Зачастую компании, которые специализируется на создании сетевых форматов, интегрируют благодаря устойчивым системам управления гибкие каналы многосторонних взаимодействий. Крупные корпорации уже научились управлять связями с клиентами, однако не все они понимают главенствующую роль потребителя. Необходимо не только обращаться к нему, следует предоставить ему инициативу для

построения взаимодействия, формируя маркетинговую экосистему, избегая стандартных решений в коммуникации.

Еще одним инновационным решением является формирование общих брендов, что происходит также в результате исследования запросов потребителей. Наглядным примером таких решений выступает разработка и выпуск в серийное производство спортивной одежды, адаптированной и приспособленной под мобильные устройства. По сути это абсолютно разные компании, которые объединили потребности клиентов, использовали их для того чтобы увеличить объем продаж, что на практике приносит значимые результаты. Развиваются и стратегии, призванные максимизировать релевантность маркетинговых подходов, основанные на научно-исследовательской деятельности и выборе наиболее действенных механизмов изучения запросов покупателей.

Повысить эффективность маркетинга возможно минимизируя стереотипы в деятельности маркетологов и торговых представителей, профессиональное обеспечение организационно-функционального менеджмента которых должно строиться на формировании долгосрочных прогнозов, мониторинге внешней и внутренней корпоративной структуры предприятий, проведении необходимых экспериментальных разработок.

Факторы и мотивы покупательского поведения должны быть исследованы досконально, но стоит отметить, что, к сожалению, маркетинг в российских реалиях часто воспринимается двойственно, то есть должен существовать по факту, но инвестировать в исследования и расширение экспериментальной базы, которые необходимы для его успешной работы, зачастую представители отечественных бизнес-кругов не считают нужным. И хотя с каждым годом теоретико-методическое обеспечение маркетинга существенно увеличивается, выпускается много новой научной литературы, в рамках образовательного про-

цесса существуют специальные программы, появляются объединения и ассоциации специалистов, которые могут принести реальную выгоду компании, этого недостаточно. Возможно из-за недостатка финансового обеспечения или из-за нехватки опыта российская действительность отчасти ставит эффективность маркетинга под вопрос. Действительно, найти квалифицированного специалиста-маркетолога достаточно сложно, и поэтому низкая отдача от работы отделов маркетинга напрямую связана с последующим минимальным финансированием данных разработок.

«Еще одна очень весомая проблема, мешающая внедрению маркетинга в нашей стране, с особой силой проявлялась на первых этапах становления рыночной экономики, но и сейчас продолжает оказывать крайне негативное воздействие — это монополизация во многих отраслях отечественной экономики, особенно в сфере энергетических и сырьевых ресурсов. Такой монополизм находит отражение в навязывании потребителю различного рода продуктов, товаров или услуг, необходимых для жизни, по завышенным ценам. При отсутствии выбора, крайне слабой законодательной базы, защищающей интересы потребителей, люди поставлены в абсолютную зависимость от организаций, которые предоставляют данные товары. Таким организациям не нужен маркетинг, они и без него легко реализовывают продукцию по очень высоким ценам». Но за последние годы российский рынок, даже в части монопольных отраслей, существенно изменяется, повышается конкурентоспособность отечественных товаров и услуг, растут методы и формы ценовой и неценовой конкуренции, совершенствуется товарная и ассортиментная политика, дифференцируются управленческие подходы, что свидетельствует о необходимости использования и дальнейшего развития маркетинга.

На самом деле не существует общих стандартных рекомендаций и уни-

фицированных подходов, которые позволили бы существенно повысить эффективность работы каждой организации, вне зависимости от ее специализации и объемов деятельности. За последние годы, как мы уже упоминали ранее, стремительное развитие получили интернет-технологии в маркетинге, забота о потребителе трансформируется в концепцию социально-этического маркетинга, а рекламные стратегии становятся все инновационнее, что позволяет достигать лучших результатов.

Уникальность исследования персональных запросов потребителей приводит к тому, что на рынке появляются продукты, индивидуализация которых предполагает повышение желания покупателя приобрести определенный товар (например персонифицируемые продукты компании Coca-Cola, которые выпускаются с именами, побуждая приобрести баночку напитка именно со своим именем). Индивидуальный маркетинг, разработанный для конкретного товара или услуги, — это еще один востребованный и оригинальный метод продаж.

Динамичный образ жизни современного потребителя предполагает адаптацию рекламных стратегий под мобильные системы и устройства, развивается видео-реклама, визуализируются контент и фирменных девайсов, для того чтобы предоставить потребителю качественное и удобное воспроизведение сообщения. Совершенствуется фирменный стиль, системы брендирования, развиваются интегрированные системы коммуникации, что позволяет организациям стать более узнаваемыми. Однако среди всего многообразия инновационных технологий и механизмов продвижения существуют определенные формы маркетинга, актуальность которых не уменьшается с течением времени. Непосредственно это касается ценностного маркетинга, согласно которому необходимо подчеркивать конкурентные преимущества товара, делая упор на одном-двух наиболее значительных.

В итоге следует отметить, что за последние годы эффективность маркетинга уже не раз ставилась под вопрос, но при этом современные методы формирования имиджа организации и разработка грамотных, научно выверенных программ продвижения и определенная часть завуалированного маркетинга, маркетинговые исследования как часть теоретико-методического обеспечения, всегда приносили заинтересованным в успехе рыночным игрокам желаемый результат.

Библиографический список

1. Albekov, A. U., Parkhomenko, Т. V., Polubotko, A. A. Green logistics in Russia: phenomenon of progress, economic and environmental security // European Research Studies Journal. — 2017. — № 1. — T. 20.—P. 13-21.

2. Баззел, P. Д., Кокс, Д. Ф., Браун, Р. В. Информация и риск в маркетинге. — М. : Финстатинформ, 2015.

3. Горбатов, С. А. Проблемы российского маркетинга [Электронный ре-сурс]. — Режим доступа : ekonomika. snauka.ru>2014/10/6006.

4. Инновационная маркетинговая стратегия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: 5sfer.com>...innovatsion naya... see-think-do.. .2017.html.

5. Котлер, Ф. 10 смертных грехов маркетинга. Важнейшие заповеди успе-

xa на современном рынке. — M. : СПб. : Нева, 2017.

6. Шонесси, Дж. Конкурентный маркетинг. Стратегический подход. — СПб. : Питер, 2017.

7. Эванс, Дж. Р., Берман, Б. Маркетинг. — М. : Экономика, 2015.

Bibliographie list

1. Albekov, A. U., Parkhomenko, T. V., Polubotko, A. A. Green logistics in Russia: phenomenon of progress, economic and environmental security // European Research Studies Journal. — 2017. — № 1. — T. 20. — P. 13-21.

2. Bazel, R IX, Cox, D. F., Brown, R V. Information and risk in marketing. — M. : Finstatinform, 2015.

3. Gorbatov, S. A. Problems of Russian marketing [Electronic resource], — Mode of access : ekonomika.snauka.ru> 2014/10/6006.

4. Innovative marketing strategy [Electronic resource], — Mode of access : 5sfer.com>...innovatsionnaya...see-think-do...2017.html.

5. Kotler, F. 10 Deadly Sins of Marketing. Most important commandments of success in current market. — M. : SPb. : Neva, 2017.

6. Shaughnessy, J. Competitive marketing. Strategic approach. — SPb. : Peter, 2017.

7. Evans, J. R, В er man, В. Marketing. — M. : Economics, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.