Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития малых инновационных предприятий Саратовского аграрного университета'

Проблемы и перспективы развития малых инновационных предприятий Саратовского аграрного университета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
34
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / БИЗНЕС-ПРОЕКТЫ / SMALL INNOVATIVE ENTERPRISES / RESULTS OF INTELLECTUAL ACTIVITY / INNOVATIVE ACTIVITY / FINANCING / BUSINESS-PROJECTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецов Николай Иванович, Воротников Игорь Леонидович, Власова Ольга Викторовна

В статье рассматриваются вопросы развития малых инновационных предприятий, образованных при вузах в соответствии с Федеральным законом РФ № 217ФЗ. Приводятся итоги мониторинга деятельности малых инновационных предприятий, созданных с участием вузов, дается оценка законодательного обеспечения инновационной активности вузов. Перечислены основные потенциальные источники финансирования деятельности малых инновационных предприятий на федеральном и региональном уровнях, выявлены причины слабой заинтересованности инвесторов в направлении своих активов на создание хозяйственных обществ с участием научных и образовательных учреждений. Обозначены проблемы и перспективы развития хозяйственных обществ, функционирующих при Саратовском аграрном университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кузнецов Николай Иванович, Воротников Игорь Леонидович, Власова Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems and prospects of development of the small innovative enterprises of the Saratov agrarian university

Epy article deals with the development of small innovative enterprises, established at universities in accordance with the Federal Law №. 217. They are presented the results of monitoring of activities created with the participation of universities of small innovative enterprises, legislative support of innovative activity of universities is evaluated. The main potential sources of financing for small innovative enterprises on the federal and regional levels are enumerated, and the causes of weak investor interest towards their assets to create business entities, involving scientific and educational institutions are revealed. The problems and prospects of companies, established in Saratov Agricultural University are marked.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития малых инновационных предприятий Саратовского аграрного университета»

Н. И. Кузнецов1, И.Л. Воротников2, О. В. Власова3

проблемы и перспективы развития малых инновационных предприятий саратовского аграрного университета

Федеральный закон № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» от 2 августа 2009 г. [2] предоставил государственным вузам и НИИ право учреждать хозяйственные общества (ХО) и распоряжаться доходами от использования доли в уставных капиталах ХО, которая может вноситься правами на результаты интеллектуальной деятельности (РИД), денежными средствами и иным имуществом.

22 ноября 2011 г. Государственная Дума приняла во втором чтении проект федерального закона № 501289-5 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» [3], который должен отменить ограничения для хозяйственных обществ по передаче по договору третьим лицам прав на использование РИД. Это обеспечит ХО дополнительный источник финансирования путем заключения сублицензионных договоров на РИД.

По данным мониторинга Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике, по состоянию на 01.09.2012 г. в Министерстве образования и науки Российской Федерации зарегистрировано 1547 ХО, из которых 95% создано на базе 247 вузов и 5% — на базе 55 научных организаций. Создано более 5 тыс. рабочих мест, в том числе для докторантов, аспирантов и студентов. Наибольшее число хозяйственных обществ действует в Центральном (451) и Сибирском (318) федеральных округах. Бюджетными учреждениями в уставной капитал ХО передан 1091 охраняемый РИД.

Средний размер арендной платы в 2010-2011 гг. составил около 700 р. / м2 в месяц. Объем основных фондов ХО равен 145,2 млн рублей. Объем выпущенной ХО продукции и выполненных работ в 2010 г. составил 521,0 млн рублей, в 2011 г.— 1523,0 млн рублей. Получено 700 охраноспособных РИД [1].

Развитию инновационной деятельности способствует внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (ч. 2, гл. 26.2) в части применения упрощенной системы налогообложения. Так, в соответствии со ст. 346.12 организациям, в которых доля участия других организаций составляет более 25%, запрещено применять упрощенную систему налогообложения. Исключение было сделано для ХО, созданных бюджетными вузами,

1 Николай Иванович Кузнецов, ректор Саратовского аграрного университета, д-р экон. наук, профессор, e-mail.: rector@sgau.ru

2 Игорь Леонидович Воротников, проректор по научной и инновационной работе, зав. кафедрой инновационной деятельности и бизнес-проектирования Саратовского аграрного университета, д-р экон. наук, профессор, e-mail.: nir@sgau.ru

3 Ольга Викторовна Власова, зам. начальника управления научно-инновационной деятельности Саратовского аграрного университета, канд. экон. наук, доцент, e-mail.: vlasik_vik@mail.ru

если деятельность ХО направлена на практическое применение (внедрение) результатов интеллектуальной деятельности. Однако нечеткость формулировки п. 3 указанной статьи позволяет в некоторых случаях налоговым органам трактовать изложенные в нем положения по своему усмотрению, т.е. запрещать хозяйственным обществам вузов переход на упрощенную систему.

Другой важной мерой, способствующей развитию малых инновационных предприятий (МИП) при вузах, является установление пониженного размера страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в переходный период 2011-2027 гг. (Федеральный закон № 217-ФЗ). Эти меры позволяют ХО использовать высвобождаемую часть средств на свое развитие, что делает их более привлекательными для инвесторов и соучредителей.

Однако применение пониженных тарифов страховых взносов в соответствии с законодательством возможно только при соблюдении следующих условий:

• применение упрощенной системы налогообложения;

• осуществление НИОКР и практическое применение или внедрение результатов интеллектуальной деятельности. Под НИОКР подразумеваются работы по усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг) или созданию новой (изобретательство).

Все сказанное указывает на необходимость системного совершенствования налогового законодательства в соответствии с интересами общества и государства.

Существенно затрудняет создание и развитие МИП при вузах и НИИ отсутствие заинтересованности предпринимателей в финансировании инновационных проектов вузов. Слабая заинтересованность инвесторов во вложении средств в создание ХО с участием научных и образовательных учреждений объясняется прежде всего законодательными ограничениями:

• бюджетные научные и образовательные учреждения, при которых созданы ХО, передают в уставной капитал ХО только право использования результатов интеллектуальной деятельности по договору неисключительной лицензии, поэтому данные РИД могут использоваться ими в деятельности других компаний;

• вузы и НИИ имеют блокирующий пакет долей (акций) в уставном капитале ХО, созданных на их базе;

• государственные вузы и НИИ могут распоряжаться своими долями (акциями) в уставном капитале создаваемых ими ХО только с согласия собственника, что часто затрудняет сам процесс привлечения инвестиций [1].

При этом основными потенциальными источниками финансирования деятельности МИП являются:

• кредитные организации — малым предприятиям этот вид финансирования предоставляется крайне редко, обычно под залог имущества или поручительство;

• частные инвесторы, инвестирующие в МИП собственные средства на ранних стадиях развития и получающие взамен пакет акций или долю в уставном капитале (как правило, не менее блокирующего пакета). Преимущества такого вида финансирования для МИП заключаются в длительном сроке финансирования (от 2 до 10 лет), а также в отсутствии залога имущества и других гарантийных обязательств;

• венчурные фонды, которые, в отличие от частных инвесторов, как правило, финансируют инновационные проекты со средней степенью риска. Объемы их финансирования значительно больше, поскольку они рассчитывают получить сверхприбыль от внедрения

новейших научных разработок. Однако для МИП, не имеющих «прорывных» разработок, шансы получить финансирование от венчурных фондов обычно невелики;

• государственные субсидии — ХО при вузах могут получить на создание опытного образца перед стадией посевного финансирования 2,5 млн рублей и на приобретение объектов основных средств — до 5 млн рублей в соответствии с государственной программой поддержки инновационного предпринимательства. Для этого необходимо получить положительное заключение экспертов о бизнес-плане предприятия по следующим критериям: количество создаваемых рабочих мест, распределение налогов в бюджеты разных уровней, способы соинвестирования проекта. Отражение в бизнес-плане расходов на получение патента (авторского свидетельства) на объект интеллектуальной собственности и затрат на создание РИД повышает шансы на успех [1].

Следует отметить стремление региональных властей стимулировать развитие инновационного предпринимательства. Так, в рамках указанной программы Правительство Саратовской области предоставляет:

• гранты субъектам малого предпринимательства на создание юридического лица — субъекта малого предпринимательства в сфере инноваций в сумме 500 тыс. рублей при условии внебюджетного софинансирования 15% суммы;

• субсидии на возмещение капитальных и текущих затрат действующим субъектам малого и среднего предпринимательства в сфере инноваций в сумме до 5 млн рублей также при условии внебюджетного софинансирования.

Малые инновационные предприятия, созданные вузами, действующими на территории Саратовской области, ежегодно участвуют в конкурсе на получение региональных субсидий. Так, в 2013 г. в конкурсе приняли участие 10 МИП (общее количество участников — 31).

При участии регионального правительства создана некоммерческая организация «Фонд микрокредитования субъектов малого предпринимательства в Саратовской области» (действует с 20 августа 2009 г.). Учредителем Фонда является министерство экономического развития и торговли Саратовской области.

Максимальная сумма займа для действующего бизнеса — 1 млн рублей на срок до 12 месяцев; для начинающего бизнеса — 300 тыс. рублей на срок до 12 месяцев. Процентная ставка по всем микрозаймам составляет 10% годовых. Займы выдаются на возвратной и платной основе. Механизм финансовой поддержки реализуется посредством предоставления субъектам малого предпринимательства микрозаймов под обязательное поручительство собственников бизнеса; по ряду программ предусмотрено предоставление залогового обеспечения (ликвидное имущество — транспорт, оборудование, недвижимость), что неприемлемо для МИП вуза.

Одним из элементов инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства является ОАО «Гарантийный фонд для субъектов малого предпринимательства Саратовской области», созданный для поддержки субъектов малого бизнеса в части развития их инновационной деятельности, расширения и модернизации производства, а также с целью привлечения коммерческих банков к их кредитованию. Поэтому основной задачей фонда является предоставление гарантий по возврату части банковских кредитов (до 50%), привлеченных субъектами малого предпринимательства для реализации проектов.

Однако для МИП вуза банковские кредиты остаются слишком дорогими, венчурное финансирование пока также недоступно.

Одним из крупнейших и ведущих учебно-производственных центров по подготовке соответствующих современным требованиям специалистов для агропромышленного комплекса Саратовской губернии, Поволжского региона и других субъектов Российской Федерации является Саратовский аграрный университет. В 2012 г. университет отметил

125-летнюю годовщину со дня рождения Н. И. Вавилова, чье имя он заслуженно носит, а в 2013 г.— свой столетний юбилей.

Основным направлением деятельности университета является инновационное развитие. Так, с 2011 г. в Саратовский аграрный университет реализует Программу развития инновационной инфраструктуры университета в соответствии с договором с Минобрнауки. За период с 2011 по 2012 г. в рамках реализации Программы создано 18 МИП различных сфер деятельности, соответствующих требованиям рынка и научным направлениям университета.

При создании обществ в качестве вклада в их уставной капитал университетом по договорам неисключительной лицензии переданы результаты интеллектуальной деятельности: базы данных и программы для ЭВМ, охраняемые свидетельствами, и объекты промышленной собственности (изобретения), охраняемые патентами РФ.

В качестве соучредителей выступили третьи лица, при этом в соответствии с законодательством доля вуза в уставном капитале создаваемых хозяйственных обществ (ООО) составила более 1/3, а доля третьих лиц оплачена денежными средствами не менее чем наполовину.

Два МИП университета получают поддержку Федерального фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере по программе «Старт» и «Участник молодежного научно-инновационного конкурса» (УМНИК), три — выиграли гранты правительства Саратовской области субъектам малого предпринимательства на создание юридического лица — субъекта малого предпринимательства в сфере инноваций — по 500 тыс. рублей.

Хозяйственные общества участвуют в различных федеральных и региональных конкурсах бизнес-проектов. Так, ООО «Индустриальное рыбоводство» стало победителем всероссийского конкурса на звание лучших предпринимателей России «Бизнес-Успех — 2012», организованного правительством Саратовской области совместно с Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «Опора России» при поддержке Министерства экономического развития РФ, в номинации «Лучший стартап».

Основным показателем успешности МИП является коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности. Уже по результатам первого года деятельности малые инновационные предприятия, созданные при Саратовском аграрном университете, заработали 6 млн рублей, организовано 120 рабочих мест. Наиболее эффективно работают ООО «Техносферная безопасность», «Активность воды» и «Центр индустриального рыбоводства».

Отметим, что МИП при вузах находятся на стадии становления, для их развития требуются совершенствование законодательной базы и значительные инвестиции. Лучшие из них имеют перспективы стать основой региональных отраслевых инновационных кластеров.

Анализ практической деятельности МИП при Саратовском аграрном университете показал, что отдельные положения Федерального закона № 217-ФЗ не соответствуют действующему законодательству, а нормативные акты различных ведомств достаточно противоречивы. Это приводит к следующим общим проблемам:

• вузы не могут передать в пользование ХО имущество и оборудование, а также использовать доходы от деятельности создаваемых ими МИП;

• в различных министерствах законодательная процедура предоставления МИП, созданным при вузах и НИИ, помещений в аренду различна и очень усложнена (в Минсель-хозе РФ занимает до 6-7 месяцев), что приводит к задержкам с открытием предприятий;

• МИП не могут получить финансовую поддержку кредитных организаций, венчурных фондов и частных инвесторов.

Кроме того, МИП Саратовского аграрного университета столкнулись со следующими проблемами, тормозящими их развитие:

• отсутствие аграрной тематики в фондах содействия развитию малого предпринимательства;

• отсутствие финансовой поддержки МИП со стороны Минсельхоза РФ;

• неясность целей и приоритетов у директоров большинства МИП (отсутствие бизнес-планов).

Итак, в соответствии с законом № 217-ФЗ целью создания МИП при вузах являлось практическое применение (внедрение) результатов интеллектуальной деятельности вузов с привлечением инвесторов. На практике установленная законом цель деятельности ХО ограничивает его правоспособность. Инвесторы не заинтересованы в передаче активов на создание ХО с участием научных и образовательных учреждений, поэтому основным участником процесса реализации данного закона пока остается вуз.

При всех недостатках закона N° 217-ФЗ и проблемах его реализации именно он стал движущей силой инновационной активности вузов, приблизив их к рынку наукоемких технологий и производству, обозначив современные мировые приоритеты их развития.

Список литературы

1. Актуальные вопросы законодательного обеспечения инновационной деятельности вузов Российской Федерации // Аналитический вестник.— 2012.— N 11 (454), www.council.gov.ru.

2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности: Федер. закон РФ от 02.08.2009 N 217-ФЗ (принят ГД ФС 24.07.2009) // Собрание законодательства Российской Федерации.— 1998.— N 7.— Ст. 785; 2009.— N 1.— Ст. 20.

3. О проекте Федерального закона N 501289-5 «О внесении изменений в статью 27 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и в статью 5 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике»: Постановление ГД ФС РФ от 03.06.2011 N 5424-5 ГД // Собрание законодательства РФ.— N 24.— Ст. 3395.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.