Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития логистической инфраструктуры экспорта зерна в России'

Проблемы и перспективы развития логистической инфраструктуры экспорта зерна в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
214
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / LOGISTIC INFRASTRUCTURE / ЭКСПОРТНЫЕ ПОТОКИ / EXPORT FLOWS / ЗЕРНОВЫЕ РЕСУРСЫ / GRAIN RESOURCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Афанасьева И.И., Гаврилов И.В.

В статье раскрыты ключевые проблемы функционирования логистической инфраструктуры экспорта зерна. Вместе с этим, рассмотрены перспективные направления и обоснована необходимость государственного участия в развитии логистической инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main problems of functioning grain export logistic infrastructure are revealed. Besides, perspectives and necessity of government participation in the development of grain export logistic infrastructure are consided.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития логистической инфраструктуры экспорта зерна в России»

И. И. Афанасьева, И. В. Гаврилов

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЭКСПОРТА ЗЕРНА В РОССИИ

Аннотация

В статье раскрыты ключевые проблемы функционирования логистической инфраструктуры экспорта зерна. Вместе с этим, рассмотрены перспективные направления и обоснована необходимость государственного участия в развитии логистической инфраструктуры.

Ключевые слова

Логистическая инфраструктура, экспортные потоки, зерновые ресурсы.

1.1. Afanasyeva, I. V. Gavrilov

THE PROBLEMS AND PERSPECTIVES OF THE DEVELOPMENT OF GRAIN EXPORT LOGISTIC INFRASTRUCTURE IN RUSSIA

Annotation

The main problems of functioning grain export logistic infrastructure are revealed. Besides, perspectives and necessity of government participation in the development of grain export logistic infrastructure are consided.

Keywords

Logistic infrastructure, export flows, grain resources.

2015 № 2 (50) Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

Зерновые культуры занимают весьма важное место в экономике нашей страны, обеспечивая основные продукты ежедневного рациона людей, служат важной составляющей сельскохозяйственной сферы, используются в животноводстве, пивоварении, при производстве спирта, в фармацевтической и технической промышленности, являясь, таким образом, основой экономического развития для многих отраслей [ 1].

В соответствии со стратегией развития инфраструктуры аграрного рынка в течение ближайшего десятилетия Россия планирует увеличить экспорт зерна до 40-50 млн т в год, в первую очередь за счет развития экспорта в страны

Юго-Восточной Азии, Западной Африки и Южной Америки. При этом импортерами российских зерновых ресурсов станут такие страны как Япония, Индонезия, Филиппины, Бангладеш, Вьетнам, Южная Корея за счет строительства и модернизации портов Дальнего Востока. Экспорт в Бразилию, Перу, Мексику, на Кубу и в страны Западной Африки будет увеличиваться за счет наращивания экспортных мощностей прибалтийских портов [2].

О перспективности развития новых направлений товародвижения экспортных потоков зерновых говорят статистические данные, приведенные в таблице 1.

Таблица 1 — Динамика экспорта зерна из России в страны мира

в 2013-2015 гг. [3]

Страна-импортер 2013/ 2014 гг. 2014/ 2015 гг. Экспорт с 1 по 22 мая 2014 г. Экспорт с 1 по 22 мая 2015 г. Изменения 2015 г. к 2014 г.

Всего 25405597 28408193 1411889 449307 -962582 -68,18

Р. Корея 902352 481643 29600 105826 76226 257,52

Саудовская Аравия 1493449 2602287 22659 74818 52158 230,18

Турция 4381063 5648000 365204 53697 -311508 -85,30

Иран 1410990 2694363 67799 36746 -31053 -45,80

Сирия 92951 80698 0 26250 26250 -

Испания 307572 144349 14174 24532 10358 73,08

Азербайджан 746126 1616826 16403 13051 -3352 -20,44

Грузия 567097 649516 19622 12846 -6776 -34,53

Узбекистан 5481 29826 0 8820 8820 -

Греция 237273 156053 12752 6293 -6459 -50,67

Израиль 855994 512920 71831 5925 -65906 -91,75

Латвия 216781 383069 12359 5901 -6458 -52,25

Египет 3595942 3435249 196595 5797 -190798 -97,05

Китай 5744 85812 436 3785 3349 767,89

Албания 188158 162760 18205 3221 -14983 -82,30

Италия 282668 126223 15626 3107 -12519 -80,12

Монголия 35881 31812 5501 904 -4597 -83,56

Однако низкий уровень развития инфраструктуры зернового рынка осложняет реализацию стратегических перспектив увеличения объемов экспорта зерна из России.

Отметим, что развитие экспортного товародвижения зерна является одним из

показателей экономической стабильности страны, обеспечивающим требуемый уровень продовольственной безопасности страны, и позволяет в стабильном объеме экспортировать на внешний рынок зерновые ресурсы, расширяя национальные

интересы и укрепляя позиции страны на мировом рынке зерна.

Практический опыт указывает на прямую пропорциональную зависимость уровня развития экспортного товародвижения зерна от эффективного функционирования всего комплекса смежных отраслей народного хозяйства.

Данное обстоятельство обусловлено тем, что экспорт зерна является доминантным фактором обеспечения самофинансирования сельскохозяйственных товаропроизводителей, а доля экспорта зерновых ресурсов определяется спецификой экономического потенциала страны в целом, наличием запасов минеральных ресурсов, общим уровнем экономического развития и пр.

Проблемная ситуация, сложившаяся на рынке зерна, сопряжена с неудовлетворительным состоянием логистической инфраструктуры. Так, износ основных средств и оборудования элеваторных мощностей, хлебоприемных предприятий и реализационных баз хлебопродуктов достигает уровня 7080 %. Такое состояние логистических объектов хранения и распределения зерна увеличивает энерго- и капиталоемкость процессов переработки на 3040 %, увеличивая при этом конечную стоимость зерновых ресурсов.

Такая ситуация привела к тому, что большая часть производителей зерновых перестают пользоваться логистическими услугами элеваторов, что, в свою очередь, приводит к сокращению поступления объемов зерна на элеваторы, дальнейшему росту тарифов на их услуги.

Учитывая, что издержки по хранению и переработке зерна на большинстве действующих элеваторов экономически не выгодны для производителей зерна, то многие из них оставляют на хранение зерно на своих зерноскладах, подвергая его высоким рискам утраты количества и снижению качества.

Таким образом, складывается парадоксальная ситуация: если судить по

данным о наличии логистических инфраструктурных объектов по хранению и распределению зерна в стране, то их вполне достаточно, однако уровень состояния их материально-технической базы, нерациональное размещение по территории страны обусловливают значительные трудности в товародвижении потоков зерна и его хранении, что негативно влияет на конкурентоспособность зерна и повышение его цены.

В целом, проблемные аспекты функционирования логистической инфраструктуры можно сгруппировать в следующие блоки:

- объективная необходимость реализации экспортного потенциала зернового производства России, связанная с тем фактом, что доля России в производстве зерновых составляет 5 %, в то время как ресурсное обеспечение России посевными площадями составляет 14 %.

- нерациональное использование сырьевых ресурсов;

- диспропорциональное развитие отраслей, входящих в агропромышленный комплекс;

- неравномерное развитие аграрной отрасли в регионах страны.

Важнейшим вектором решения указанной проблемы является разработка комплекса мер по развитию логистической инфраструктуры зернового рынка, которая представлена совокупностью объектов и видов логистической деятельности, обеспечивающих эффективное функционирование организационно-экономических отношений в сфере производства и распределения зерновых ресурсов, способствуя снижению издержек, повышению конкурентоспособности отечественного зерна на внешнем рынке.

В данном контексте основной целью развития логистической инфраструктуры рынка зерна является эффективная организация процесса производства, распределения (переработки, хранения, транспортировки), а также

информационно-консультационное обслуживание всех субъектов рынка. Являясь базисным элементом эффективного функционирования рынка, логистическая инфраструктура создает необходимые условия для функционирования развитого зернового рынка: обеспечивает рациональное соотношение между спросом и предложением, ускоряет оборачиваемость зерна, снижает уровень издержек товародвижения ресурсов, формирует цивилизованную конкурентную среду. Поэтому современная инфраструктура зернового рынка должна отвечать передовым информационным технологиям, возможностям использования логистических инструментов, обеспечивать минимизацию издержек в процессе товародвижения зерна, формировать условия для повышения его конкурентоспособности, способствовать сокращению сроков реализации зерна и сохранению качества зерна.

Вместе с этим основополагающими задачами эффективного функционирования логистической инфраструктуры зернового рынка, по нашему мнению, должны быть определены:

- минимизация различного рода издержек на основе формирования рациональной системы товарообращения зерновых ресурсов;

- обеспечение доступа всех хозяйствующих субъектов зернового рынка к информации о конъюнктуре рынка, состоянии инфраструктуры;

- оптимизация организационно-экономических отношений между всеми хозяйствующими субъектами рынка;

- создание рационального механизма закупок зерна на всех уровнях: для федеральных, региональных и муниципальных нужд;

- формирование необходимых условий хранения и транспортировки зерновых ресурсов.

Объективной необходимостью является участие государства в формировании развитой логистической инфраструк-

туры зернового рынка по следующим направлениям. Во-первых, стимулирование строительства и модернизации инфраструктурных объектов и совершенствование их территориально-отраслевого размещения, расширения емкостей хранения зерновых. Во-вторых, развитие системы государственно-частного партнерства, используя, например, опыт ведущих стран-экспортеров зерновых, где государство на бюджетные средства федерального и регионального правительств участвует в долевом финансировании ремонта инфраструктурных объектов, компенсирует значительную часть затрат на хранение и распределение зерна. Представляется, что политика государственно-частного партнерства для решения задач формирования логистической инфраструктуры зернового рынка представляет собой комплексный механизм, интегрирующий организационные, управленческие функции федеральных и региональных органов власти с финансовым потенциалом частного бизнеса, занятого в отрасли зернового производства и смежных сфер.

Таким образом, роль государства сводится к созданию максимально благоприятных условий для развития логистической инфраструктуры зернового рынка, ускорению процессов товародвижения и развитию экспортного направления.

Учитывая, что зерновой рынок России имеет все большую тенденцию зависимости от конъюнктуры мирового рынка, то повышение уровня его инфраструктурной обеспеченности в современных условиях будет способствовать развитию конкуренции на внутреннем рынке, что усилит стремление зерно-производителей увеличивать и диверсифицировать экспорт зерна.

Библиографический список

1. Митъко, О. А. Организационно-экономические проблемы и перспективы развития транспортно-логисти-ческого процесса зернового рынка // Сибирская финансовая школа. — 2015. — №2 (109). — С. 3-5.

2. Афанасьева, И. И. Логистическое обеспечение процесса товародвижения зерновых ресурсов // Вестник Института дружбы народов Кавказа. — 2011,—№3 (19).— С. 139-146

3. Рынок зерновых России: возобновление экспортного спроса на Юге [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http ://agro2b .ги/ш/analytics/ 223 3 .html.

Bibliographic list

1. Mitko, O. A. Organizational and economic problems and perspectives of the transport and logistic process of the grain market // Syberian Financial School. — 2015. — № 2 (109). — P. 3-5.

2. Afanasyeva, I. I. Logistic basis of the physical distribution of the grain resources // Vestnik of the Institute of the Caucasus people's friendship. — 2011. — № 3 (19).

3. Grain market in Russia: the resumption of export demand in the South [Electronic resource], — URL: http://agro2b.ru/ru/analytics/223 3 .html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.