Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития крестьянских (фермерских) хозяйств в переходной экономике России'

Проблемы и перспективы развития крестьянских (фермерских) хозяйств в переходной экономике России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1056
564
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / КРЕСТЬЯНСКИЕ (ФЕРМЕРСКИЕ) ХОЗЯЙСТВА / ПРОБЛЕМЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / COUNTRY (FARMER) FARMS / SSMALL BUSINESS / PROBLEMS / STATE SUPPORT / TARGET PROGRAM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лактюшина Елена Владимировна

Характеризуется положение крестьянских (фермерских) хозяйств в экономической системе страны. Рассматриваются проблемы, препятствующие деятельности современных фермерских хозяйств. Анализируются основные направления их государственной поддержки. Прогнозируются возможные результаты реализации отраслевой целевой программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems and prospects of the farms development in transition economy of Russia

State of the farms in the economic system of the country has been described. The problems, interfering with modern farms activities have been considered. The main directions of the farms government support have been analysed. Possible results of the sectoral target program realization have been.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития крестьянских (фермерских) хозяйств в переходной экономике России»

УДК: 332.2.021.012.32

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ)

ХОЗЯЙСТВ В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

Елена Владимировна Лактюшина, ст.. преп. кафедры финансы и кредит Тел.: 8-920-953-94-84, e-mail: e281085@mail.ru Филиал НОУ ВПО Московский университет имени С. Ю. Витте в г. Рязани

http://muiv. ru/ryazan

Характеризуется положение крестьянских (фермерских) хозяйств в экономической системе страны. Рассматриваются проблемы, препятствующие деятельности современных фермерских хозяйств. Анализируются основные направления их государственной поддержки. Прогнозируются возможные результаты реализации отраслевой целевой программы.

Ключевые слова: малый бизнес, крестьянские (фермерские) хозяйства, проблемы, государственная поддержка, целевая программа

Современный агропромышленный комплекс выступает основополагающей составной частью переходной экономики России, производя жизненно необходимую для общества продукцию. В аграрном секторе сегодня действуют все исторически возникшие формы производства: крупный, средний и малый бизнес, которые дополняют друг друга, занимая определенную рыночную нишу и внося огромный вклад в удовлетворение потребностей общества в продуктах питания, а также производство сельскохо-ш. зяйственного сырья для других отраслей.

Малый бизнес в современном агропромышленном комплексе Е.В. Лактюшина занимает особое место, сочетая многообразные формы хозяйствования и обеспечивая тенденции дальнейшего формирования рыночной экономики. Становление многоукладной экономики в нашей стране обусловило появление специфических малых форм хозяйствования - крестьянских (фермерских) хозяйств.

Крестьянское (фермерское) хозяйство, далее КФХ, - это форма коммерческой организации ведения сельского хозяйства на семейной основе с постоянной занятостью его главы и возможным привлечением наемного труда, в котором стоимость товарной сельскохозяйственной продукции составляет не менее 70% от выручки [1, гл.1, ст.1].

Для современных крестьянских (фермерских) хозяйств характерен огромный потенциал дальнейшего развития. Однако, существуют определенные проблемы, которые препятствуют повышению производительности и поступательному развитию К(Ф)Х.

В числе основных проблем, препятствующих деятельности современных фермерских хозяйств, АККОР отмечает следующие:

1. Отсутствие единого подхода к определению правового статуса фермерских хозяйств. Фактически они сегодня существуют в разных организационно-правовых формах: юридические лица, ИП, ООО, ОАО, СПК, ТОО и другие. Следствием этого является отсутствие полной, качественной и достоверной информация по фермерству, и, в конечном счете, несоответствие официальных данных Всероссийской сельскохозяйственной переписи, данным из регионов, государственной налоговой инспекции и Росстата.

2. Недостаточная эффективность и малая доступность мер государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств. Так, например, в 2008 году только 8,8% КФХ получили субсидированные кредиты. В целом же господдержка, по оценкам АККОР, составляет 2,5% от общей суммы выделяемых средств [2, с.1].

3. Слабость и недостаточность информационно-консультационного обслуживания фермеров, выступающая одним из наиболее действенных средств стимулирования сельского хозяйства и обеспечения наиболее высокой окупаемости инвестиций в аграрный

сектор. На текущий момент финансирование указанных мероприятий в рамках государственной целевой программы не планируется.

4. Неразвитость структуры сельскохозяйственной потребительской кооперации, призванной сделать крестьянские хозяйства более конкурентоспособными, а также убрать возможных посредников. Именно кооперация способна объединить фермеров, сформировать крупные партии продукции, обеспечить качественное хранение, переработку, транспортировку, реализацию [3].

5. Социальная незащищенность фермеров и членов их семей. Так, в современных условиях глава и члены фермерских хозяйств, оказались не включены в «Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов», что существенно осложняет вопросы оформления инвалидности, социального, пенсионного страхования и т.д.

6. Проблема ценообразования и обеспечения доходности сельскохозяйственного производства. Например, сложившаяся на зерновом и молочном рынках ситуация по ценообразованию в современных условиях не удовлетворяет сельскохозяйственных товаропроизводителей и требует срочной разработки и внедрения кардинальных мер.

Решить указанные выше проблемы призвана Отраслевая целевая программа «Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в АПК на 2009 - 2011 годы».

Реализация программы предусматривает увеличение доли и сбалансирование использования имеющихся в России земель сельскохозяйственного назначения, увеличение объемов производства КФХ, улучшение социального климата и повышение уровня жизни сельского населения, технологическое обновление ведения сельского хозяйства в целях повышения устойчивости и повышения конкурентоспособности КФХ, более полное использование предпринимательской творческой энергии сельских жителей за счет стимулирования создания фермерских хозяйств [4, р.3].

Для достижения ожидаемых результатов наиболее важная роль отводится созданию новых и совершенствование имеющихся механизмов финансово-кредитной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств, а также обеспечению предпосылок развития инфраструктуры сбыта, первичной переработки и хранения сельскохозяйственной продукции. Указанные направления предусматривается дополнить стимулированием инноваций в деятельность современных фермерских хозяйств.

В рамках переходной экономики создание условий для развития инфраструктуры сбыта, первичной переработки, хранения и транспортировки сельскохозяйственной продукции оказывается невозможным без внедрения государством системы субсидирования процентных ставок по кредитам, которые предоставляются КФХ на условиях реализации инвестиционных проектов по указанным направлениям. С этой целью для ликвидации острого дефицита необходимых инфраструктурных объектов предусматривается субсидирование 95% ставки рефинансирования на каждый объект (исходя из средней стоимости одного проекта 20 млн. руб.). В общей сложности Программой «Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в АПК на 2009 - 2011 годы» планируется реализация 500 таких проектов в 81 регионе страны.

Для стимулирования крестьянских (фермерских) хозяйств, применяющих высокопродуктивные породы сельскохозяйственных животных и сорта высокоурожайных сельскохозяйственных культур, в рамках мер государственной поддержки применяются субсидии на приобретение племенного молодняка высокого качества и стимулирование повышения генетического потенциала продуктивности сельскохозяйственных животных. Предполагается, что средний размер субсидии на одну голову нетели/телки составит 7700 рублей. Общая сумма расходов по данному мероприятию в составе Отраслевой программы выделена в составе 489,7 млн. руб.

Кроме того, предусматривается выделение субсидий на приобретение крестьянскими (фермерскими) хозяйствами семян высокоурожайных элитных сортов сельскохозяйст-

венных культур. Общая сумма расходов по данному мероприятию предусмотрена в сумме 712,2 млн. руб.

В целях субсидирования приобретения КФХ высокоценных пород сельскохозяйственных животных планируется проведение мероприятий по осеменению 10% поголовья крупного рогатого скота. На указанное направление планируется выделение из бюджета субсидий на сумму 16,5 млн. руб. [4, р.4. п.4.2.2.].

Еще одним важным направлением государственной поддержки и решения ключевых проблем крестьянских (фермерских) хозяйств является повышение общей привлекательности института КФХ. На эти цели в Программе заложен комплекс мероприятий, предусматривающий повышение возможностей привлечения кредитных средств на льготной основе с одновременным субсидированием части процентной ставки по кредитам, для вновь создаваемых и действующих КФХ, направляемых на приобретение материальнотехнических ресурсов, строительство животноводческих помещений, а также оптимизацию действующего порядка предоставления отчетности КФХ перед федеральными и региональными органами государственной власти. Указанные мероприятия планируется дополнить разработкой соответствующей нормативно-правовой базы.

Общая сумма затрат по этому направлению, определенная исходя из среднего количества, которые воспользуются возможностью субсидирования (4 тыс. К(Ф)Х), а также средней величины бюджетных расходов на финансирование субсидий по привлеченным одним хозяйством кредитным ресурсам, равным 300000 руб., планируется в сумме не более 3600 млн. руб.

Данное направление призвано создать предпосылки к увеличению количества реально действующих фермерских хозяйств, повысить эффективность и продуктивность их финансово-хозяйственной деятельности.

Кроме того, в области урегулирования правового статуса фермерских хозяйств предусматривается внесение в Гражданский Кодекс и в Федеральный Закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» соответствующих изменений, определяющих содержание понятия крестьянского (фермерского) хозяйства как юридического лица, а также установить существенные критерии для его выделения. [5, п.3.2.]

Итогом реализации Программы «Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в АПК на 2009 - 2011 годы» должно стать улучшение общей социально-экономической ситуации в секторе фермерских хозяйств и решение ключевых проблем, препятствующих их эффективному поступательному развитию. Достижение программных целей позволит увеличить площади сельскохозяйственных угодий, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями - на 1,9 млн. га (на 9,5%); количество созданных рабочих мест - на 1,5 тыс. рабочих мест.

Таким образом, состояние фермерских хозяйств в условиях переходной экономики оказывается не совсем радужным. Многие главы КФХ сетуют на нестабильность ситуации и неправильность ценовой политики. Однако если государство будет пересматривать ценовую политику и отношение к фермерам, определенные перспективы развития у сельскохозяйственных сфер имеются. Это и дальнейшее развитие/внедрение новых технологий, и применение современной техники, и расширение фермерского хозяйства и многое друго е.

Литература

1. Калинин Н. И., Удачин А. А. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11.06.2003 № 74-ФЗ. / URL: http://www.valnet.ru/.

2. Крестьянский съезд. // «Российская земля» - Общероссийская крестьянская газета - №4,

2010.

3. Общие вопросы развития сельскохозяйственной потребительской кооперации. О роли органов управления АПК и объединений сельхозтоваропроизводителей. / URL: http://fermer.org

4. Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 09.06.2009 г. №218 «Об отраслевой целевой программе по развитию малых форм хозяйствования» [официальный сайт Министерства сельского хозяйства Российской Федерации]. / URL:http://www.mcx.ru/documents/.

5. Современное состояние и проблемы развития российского фермерства. - Решение XXI съезда АККОР 12 февраля 2010 года. / URL:http://do.gendocs.ru

PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF COUNTRY (FARMER) FARMS IN

THE ECONOMY IN TRANSITION OF RUSSIA

State of the farms in the economic system of the country has been described. The problems, interfering with modern farms activities have been considered. The main directions of the farms government support have been analysed. Possible results of the sectoral target program realization have been.

Keywords: ssmall business, country (farmer) farms, problems, state support, target program

Elena Vladimirovna Laktyushina, the senior teacher of chair «Finance and the credit» NOU VPO Branch «Moscow university of a name of S.Yu. Vitte» in Ryazan city.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.