Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития хлебопекарной отрасли в Российской Федерации'

Проблемы и перспективы развития хлебопекарной отрасли в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
3934
606
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАТИСТИКА ХЛЕБОПЕКАРНОЙ ОТРАСЛИ / ПРОИЗВОДСТВО ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ / BAKING INDUSTRY STATISTICS / FOOD PRODUCTION

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Калинин Николай Николаевич

В статье рассматриваются современные тенденции в хлебопекарной промышленности изложением потенциальных проблем и возможностей развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF BAKING INDUSTRY IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article deals with current trends in baking industry outlining potential issues and opportunities in its development.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития хлебопекарной отрасли в Российской Федерации»

The essence and features of performance of various economic laws is considered at management of process of reproduction of a fixed capital. Influence on reproduction of means of work of such laws, as movements, developments, cost, a surplus value, accumulation of the capital, decreasing productivity, efficiency or feedback and monetary circulation is established.

Key words: economic laws and laws, a fixed capital, reproduction of means of work, the theory and the methodology, decreasing productivity.

Khlynin Edward Valentinovich, doctor of economics, professor of chair economy and management, hklynin@yandex.ru, Russia, Tula, Tula State University

Korovkina Natalja Ivanovna, candidate of technical sciences, associate professor of chair economy and management, korovkina-n-i@yandex. ru, Russia, Tula, Tula State University

УДК 311.42

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ХЛЕБОПЕКАРНОЙ ОТРАСЛИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Н.Н. Калинин

В статье рассматриваются современные тенденции в хлебопекарной промышленности изложением потенциальных проблем и возможностей развития.

Ключевые слова: статистика хлебопекарной отрасли, производство пищевых продуктов.

Производство пищевых продуктов является составляющей агропромышленного комплекса России и обеспечивает продовольственную независимость государства и его регионов, а также безопасность жителей страны. Доктрина продовольственной независимости России, утвержденная Президентом РФ в мае 2010 года, гласит, что стратегическая цель продовольственной безопасности состоит в обеспечении населения страны безопасной сельскохозяйственной, рыбной продукцией и продовольствием.

Оценка современного состояния хлебопекарной отрасли в России проводилась путем анализа таких показателей, как объем и динамика производства хлеба и хлебобулочных изделий, уровень среднедушевого потребления хлеба, распределение предприятий хлебопекарной отрасли в разрезе федеральных округов, структура производства хлеба и хлебобулочных изделий [1]. Это позволило создать комплексное представление о сложившихся тенденциях в отрасли за последние годы.

Выработка хлеба и хлебобулочных изделий в России на предприятиях всех форм собственности за 1990-2011 годы показана на рис.1. Так, в

1991 году зафиксирован максимальный объем производства хлеба и хлебобулочных изделий в размере 18845 тыс. тонн. Уже к 1994 году спад производства составил 16,7 процентов, а в 1996 году несколько ниже - 13,1 процента [2].

Рис.1. Производство хлеба и хлебобулочных изделий

Начиная с 1992 г. наметилось снижение выработки хлеба, годовое потребление хлеба на человека к 1995 г. упало до 70 кг. Потребление хлеба было уже существенно ниже рациональной нормы питания, что, несомненно, отразилось на здоровье населения. Такое положение привело к тому, что некоторые хлебозаводы были вынуждены консервировать технологические линии, сократить рабочие места, увеличить затраты на производство и реализацию продукции, прекратить инвестиции.

В 1999 году отметилось некое оживление: рост производства хлеба и хлебобулочных изделий составил 8,3 процента. Однако в последующие годы сохранилась устойчивая тенденция падения объемов производства.

Что касается скорости снижения объемов производства хлеба и хлебобулочных изделий, которые произошли после 2000 года, то наибольшее снижение было в 2009 году, которое составило 7,2% по сравнению с уровнем 2007 года.

Структура производства хлеба и хлебобулочных изделий по видам товаров в 2009 году, которая представлена на рис.2, свидетельствует, что почти 71% произведенной продукции приходится на 3 основных вида товаров или сегмента:

1. хлеб ржаной - 27,1%;

2. хлеб пшеничный из муки 1 сорта - 24,8%;

3. булочные изделия из муки высшего сорта - 18,7%.

Как видно из рис.3, такие хлебобулочные изделия как хлеб пшеничный из муки высшего сорта, 2 сорта и сдобные хлебобулочные изделия не имеют ярко выраженной тенденции изменения за анализируемый период, то есть не оказывают существенного влияние на общую тенденцию производства хлеба и хлебобулочных изделий. Поэтому дальнейший анализ целесообразно проводить по выделенным 3 сегментам хлебобулочной продукции.

Рис.2. Структура производства хлеба и хлебобулочных изделий

по видам товаров в 2009 году

Хлеб ржаной является лидером производства на протяжении 9 лет -с 2000 по 2009 годы, хотя объем его производства за этот период сократился почти в 1,6 раза - с 3070 тонн до 1954 тонн. Производство хлеба пшеничного из муки первого сорта сократилось на 43 процента за весь анализируемый период. Объем производства булочных изделий из муки высшего сорта до 2005 года постепенно возрастал, но в 2006 году уменьшился и достиг уровня 2000 года. В 2009 году снова произошло снижение производства булочных изделий до уровня 1352 тыс. тонн, что стало самым низким показателем за весь анализируемый период.

С 2010 года в структуре статистической отчетности показатели производства хлеба и хлебобулочных изделий отражаются по другому, так как в соответствии с ОКВЭД отрасль производства прочих пищевых продуктов включает в себя две следующие подотрасли:

1. производство хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения (производство хлебобулочных изделий из ржаной муки, из смеси ржаной и пшеничной муки, из пшеничной муки, сдобные неупакованные изделия);

2. производство сухих хлебобулочных изделий и мучных кондитерских изделий длительного хранения (производство сухарей, сушек и т.п. -производство печенья, тортов, пирожных и других мучных кондитерских изделий длительного хранения - производство сладких или соленых закусочных продуктов.).

Рис.3. Динамика производства хлеба и хлебобулочных изделий по видам

товаров, тыс. тонн

Поэтому современный российский рынок хлеба и хлебобулочных изделий условно разделяется на два сегмента: сегмент, включающий в себя продукцию длительного хранения (изделия с пониженной влажностью, полуфабрикаты), и сегмент продукции недлительного хранения (основные сорта пшеничного, ржаного, ржано-пшеничного хлеба, пирогов и т. п.).

По состоянию на начало 2012 года структура рынка по приведенной сегментации в сравнении с предыдущим годом практически не изменилась: доля сегмента хлебобулочной продукции длительного хранения была на уровне 5,3% общего объема производства, а доля сегмента хлебобулочной продукции недлительного хранения составила 94,8% (см.рис.4).

Рис. 4. Динамика объемов российского рынка хлебобулочных изделий в 2009-2012 годах в абсолютном выражении, тыс. тонн

Из этого следует, что доля хлебобулочных изделий длительного хранение столь незначительна, что не оказывает определяющего воздействия на показатели развития хлебопекарной отрасли в целом, поэтому в дальнейшем более подробно остановимся на хлебобулочных изделиях недлительного хранения.

Доля хлебобулочных изделий недлительного хранения на протяжении 2010-2012 годов находилась приблизительно на одном уровне - 95 процентов. Снижение объемов производства хлебобулочных изделий наблюдалось, начиная с 2011 года (в 2010 году по сравнению с 2009 годом изменений практически не было): в 2011 году - около 2%, в 2012 - около 1%.

Абсолютно иная ситуация на рынке хлебобулочных изделий длительного хранения, которая представлена на рис.5: в 2010 году отмечен значительный рост производства на 21%, в 2011 году падение почти на 5%, а в 2012 году вновь рост около 4%.

Рис. 5. Динамика объема российского рынка хлебобулочных изделий длительного хранения в абсолютном выражении в 2009-2012 годах,

тыс. тонн

Рассмотрим изменения, произошедшие за последние 3 года в структуре и динамике производства хлебобулочных изделий недлительного хранения - свежеиспеченного хлеба, бубликов, булочек и т.п.

Структура производства хлебобулочных изделий недлительного хранения за три года существенно не изменилась (см. рис.6):

- хлебобулочные изделия из пшеничной муки - около 50 процентов, хотя в 2011 году их доля превысила 51 процент;

- изделия из смеси ржаной и пшеничной муки - примерно 30 процентов;

- хлебобулочные изделия из ржаной муки - их доля в отличие от предыдущих изделий уменьшалась каждый год с 5,8 % в 2009 году до 4,4 процентов в 2011 году.

60,0%

50,0%

40,0%

30,0%

20,0%

10,0%

0,0%

2009 2010 2011

■ из ржаной муки

■ из смеси ржаной и пшеничной муки различных сортов I из пшеничной муки

Рис. 6. Структура производства хлебобулочных изделий недлительного

хранения, %

Анализ динамики производства хлебобулочных изделий недлительного хранения свидетельствует о ежегодном снижении объемов производства по всем видам продукции. В целом производство хлебобулочных изделий недлительного хранения в 2010 году уменьшилось на 2,4 %, а в 2011 году на 1,5 %.

Динамика объемов производства по видам хлебобулочных изделий недлительного хранения констатирует тот факт, что наибольшее снижение производства отмечено по хлебобулочным изделиям, произведенным из ржаной муки - пик падения в 2010 году составил 15,1 %, в 2011 году -13,6 %. Производство хлебобулочных изделий из пшеничной муки, а также из смеси ржаной и пшеничной муки в 2011 году смогло преодолеть падение 2010 года и совсем незначительно превзойти уровень 2009 года [4].

Размещение производства хлебобулочных изделий недлительного хранения по территориям свидетельствует о его неравномерном распределении (см. рис.7):

- почти половина всего производства сосредоточена в Центральном (28,7%) и Приволжском федеральных округах (20,7);

- Сибирский федеральный округ - 12,6%;

- Северо-Западный (10,0%) и Южный федеральные округа (10,3%), вырабатывающие примерно одинаковое количество хлебобулочных изделий;

- Уральский федеральный округ - 7,1% всего производства хлебобулочных изделий, а Дальневосточный - лишь 4,3%.

Рис. 7. Потребление хлебных продуктов на душу населения в 2012 году

по федеральным округам

Если рассматривать среднедушевое потребление хлебных продуктов по федеральным округам (см.рис.7), то в 2012 году максимальное потребление хлебобулочных изделий наблюдалось в Сибирском, СевероКавказском, Уральском и Южном федеральным округам - от 122 до 128 кг, а минимальное - в Северо-Западном на уровне 103 кг. Такие округа как Дальневосточный, Приволжский и Центральный характеризуются средним уровнем потребления, которое незначительно отличается от среднероссийского значения - 119 кг в год.

В 2012 году по сравнению с 2011 годом потребление хлебных продуктов на душу населения не изменилось в Приволжском (115 кг) и Северо-Западном (103 кг) федеральных округах, а также в целом по России (119 кг). Незначительное уменьшение (на 0,8%) менее одного % среднедушевого потребления наблюдалось сразу в четырех субъектах: Южном

(122 кг), Уральском (125 кг), Северо-Кавказском (127 кг) и Сибирском (128 кг) федеральных округах. Рост почти на 1 процент произошел в Центральном (118 кг) и Дальневосточном (116 кг) федеральных округах.

Таким образом, средний россиянин съедает в среднем около 119 кг хлеба в год. В Москве этот показатель составляет лишь 109 кг, в Курской и Липецкой областях - 143 кг, а в Алтайском крае все 167 кг. В то время как в странах Западной Европы (за исключением Италии), США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии потребляют в год в среднем на душу населения 64 кг пшеничных хлебобулочных изделий, а в странах Восточной Европы -116 кг, в Италии - 121 кг. В Швейцарии, например, растет потребление хлебобулочных изделий из ржаной муки (32 % от общего потребления) и смеси ржаной и пшеничной муки (21,4 %), а также хлеба с пониженным содержанием соли [3].

Доля расходов на покупку хлеба и хлебных продуктов в потребительских расходах домашних хозяйств России в 2010-2011 годах составляла 4,5%, в том числе в городской местности - около 4 %, а в сельской

- примерно 7%. А общая энергетическая ценность потребления хлеба и хлебных продуктов в суточном рационе домашнего питания в 2011 году составила 36,4%, в том числе в городской местности - 35 %, а в сельской

- 39,8%.

Доля продажи хлеба и хлебобулочных изделий в товарной структуре оборота розничной торговли за 2007-2011 годы составила около 2,3%. В абсолютном выражении в 2011 году продали хлеба на сумму 431,5 млрд. руб.

Индекс физического объема розничной продажи хлеба и хлебопродуктов свидетельствует, что в 2011 году объем товарооборота достиг лишь 75% от уровня продажи хлеба в 1990 году. В 2010 году объем розничной продажи составил 379 млрд. руб., а в 2011 году - 431,5 млрд. руб., то есть больше на 13,8%. Хотя индекс производства хлебобулочных изделий недлительного хранения в 2011 году составил 98%.

Динамика изменения средних потребительских цен на хлеб и хлебобулочные изделия за 12 лет имеет положительную тенденцию: так средние потребительские цены на хлебные продукты из пшеничной муки высшего сорта в 2012 году по сравнению с 2006 годом выросли в 2 раза, а по сравнению с 2011 годом - на 11%.

В свою очередь из рис.8 видно, что за период с 2000 года по 2010 год средняя потребительская цена на хлеб и хлебобулочные изделия из пшеничной муки выросла в 3,5 раза и является самой высокой. Так в 2010 году она в 1,5 раза выше цены на хлебные изделия из пшеничной муки 1 и 2 сорта, которая в свою очередь за 5 лет выросла в 3,2 раза.

Рис.8. Средние потребительские цены на хлеб и хлебобулочные

изделия, руб. за кг

В то же время изменения средних потребительских цен по сравнению с 2005 годом составили:

- на хлеб из пшеничной муки высшего сорта - рост почти в 2 раза;

- на хлеб из пшеничной муки 1 и 2 сорта рост в 1,8 раза или на 76,1%;

- на хлеб из ржаной муки - в 1,9 раза или на 88,5%.

Для сравнения приведем изменения средних потребительских цен на товары, формирующие себестоимость хлебобулочных изделий в 2012 году по сравнению с 2010 годом: по муке рост составил 14,6%, по маргарину - 15,4%, электроэнергии - 15,0%.

На сегодняшний день промышленная база хлебопекарной отрасли представлена 11,5 тыс. малых предприятий и 882 крупными и средними предприятиями и полностью обеспечивает население основным продуктом питания - хлебом на уровне рекомендуемых норм потребления.

В настоящее время развитие хлебопекарной промышленности сдерживают следующие основные проблемы:

- значительный физический износ основных производственных фондов, который находится в интервале 50-80 процентов;

- низкая рентабельность производства - около 1-3 %;

- зависимость от иностранных поставщиков ввиду недостатка отечественного хлебопекарного оборудования.

Вступление России во Всемирную торговую организацию, несомненно, повлияет на дальнейшее развитие российского рынка хлеба и хлебобулочных изделий. С точки зрения государственного регулирования рынка возможно его разделение на два крупных сегмента: сегмент натурального хлеба и хлебобулочных изделий и сегмент «хлебосодержащего продукта».

Начало этому процессу положила отмена обязательной сертификации продукции, повлекшая за собой ожидания потребителей о появлении на рынке хлеба и хлебобулочных изделий низкокачественной продукции, и информацию

в СМИ о случаях, подтверждающих такие ожидания. К тому же применение в изготовлении хлеба и хлебобулочных изделий, как и мучных кондитерских изделий ингредиентов-заменителей, комплексных пищевых добавок, эмульгаторов, пекарских порошков, продлителей свежести и срока годности, консервантов, усилителей вкуса, заквасок, улучшителей хлеба и т.п., не осталось без внимания потребителей массовых сортов хлеба и хлебобулочных изделий.

При этом существующий формат государственного регулирования отрасли, нацеленный на поддержание существующего определенного уровня цен на хлеб и хлебобулочные изделия, сужает границы ее возможностей в условиях рыночной экономики. Дифференциация доходов населения достаточно высока, платежеспособный спрос многих категорий граждан позволяет приобретать высококачественную хлебобулочную продукцию по достаточно высоким ценам. Однако производители не могут в полной мере использовать преимущества рыночной экономики, поскольку государственные дотации на хлеб пока еще не направляются целевым образом группам граждан с низкими доходами, которые могли бы сами выбирать хлеб и хлебобулочные изделия по социально-ориентированным ценам, соответствующим их покупательной способности. В таком случае у производителей появилась бы возможность выпускать в массовом порядке продукцию высококачественной натуральной рецептуры по соответствующим ценам, опираясь на существующий спрос, одновременно создавая условия как повышения уровня оплаты труда работников предприятий хлебной отрасли, так и дальнейшему ее развитию.

Список литературы

1. Официальный сайт Росстата РФ. -URL: http: //www. gks .ru/

2. Данные Росстата. - http://www.gks.ru/bgd/regl/b09 13/IssWWW .exe/Stg/html3/13-30.htm

3. Анализ европейского рынка хлебобулочных изделий - Электронный журнал «Пекарня» - http://www.pekamjaru/mdex.php?option=com content&view=article&id=225%3A2011 -05-01 -17-50-37&catid=42%3 Aadmin&Itemid=202&lang=de

4. Промышленность России. 2012: Стат.сб./Росстат - М., 2012.-216c.

Калинин Николай Николаевич, ассистент, Kalinin@,avangardhleb. ru, Россия, Тула, Российский государственный торгово-экономический университет, Тульский филиал

PROBLEMS AND PROSPECTS OF BAKING INDUSTRY IN THE RUSSIAN FEDERATION

N.N.Kalinin

The article deals with current trends in baking industry outlining potential issues and opportunities in its development.

Key words: baking industry statistics, food production.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Kalinin Nikolay Nikolaevich, assistant, Kalinin@avangardhleb.ru , Russia, Tula, Russian State University of Trade and Economics, Tula branch

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.