Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОГРАММЫ СОЗДАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КОРИДОРА «РОССИЯ – МОНГОЛИЯ – КИТАЙ»'

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОГРАММЫ СОЗДАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КОРИДОРА «РОССИЯ – МОНГОЛИЯ – КИТАЙ» Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
95
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Россия / Китай / Монголия / экономический коридор / Russia / China / Mongolia / economic corridor

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Н С. Кибалина

Данная научная статья представляет анализ проблем и перспектив программы создания экономического коридора «РоссияМонголияКитай». В статье освещаются ключевые аспекты данной инициативы, включая инфраструктурные проекты, торгово-экономическое сотрудничество и геополитические факторы. Автор рассматривает препятствия, с которыми сталкивается реализация программы, такие как транспортная инфраструктура, таможенные процедуры и экологические вопросы, а также обсуждают потенциальные пути их преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF THE PROGRAM FOR CREATING THE ECONOMIC CORRIDOR “RUSSIA – MONGOLIA – CHINA”

This scientific article presents an analysis of the problems and prospects of the program for creating the economic corridor "RussiaMongoliaChina". The article highlights key aspects of this initiative, including infrastructure projects, trade and economic cooperation and geopolitical factors. The author examines the obstacles facing program implementation, such as transport infrastructure, customs procedures, and environmental issues, and discusses potential ways to overcome them.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОГРАММЫ СОЗДАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КОРИДОРА «РОССИЯ – МОНГОЛИЯ – КИТАЙ»»

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОГРАММЫ СОЗДАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КОРИДОРА «РОССИЯ - МОНГОЛИЯ - КИТАЙ»

Н.С. Кибалина, докторант Шэнсийский педагогический университет (Китай, г. Сиань)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-3-4-52-55

Аннотация. Данная научная статья представляет анализ проблем и перспектив программы создания экономического коридора «Россия - Монголия - Китай». В статье освещаются ключевые аспекты данной инициативы, включая инфраструктурные проекты, торгово-экономическое сотрудничество и геополитические факторы. Автор рассматривает препятствия, с которыми сталкивается реализация программы, такие как транспортная инфраструктура, таможенные процедуры и экологические вопросы, а также обсуждают потенциальные пути их преодоления.

Ключевые слова: Россия, Китай, Монголия, экономический коридор.

Экономический коридор «Россия-Монголия-Китай» представляет собой важный механизм для содействия экономическому развитию, укрепления геополитической стабильности и региональной интеграции в Восточной Азии и Евразии. Создание такого коридора способствует интеграции экономик трех стран, укреплению торговых и инвестиционных связей, а также стимулированию общего экономического роста. Увеличение объемов торговли и инвестиций между этими странами может привести к улучшению уровня жизни населения и содействовать развитию бизнеса и промышленности.

В 2013 году председатель КНР Си Цзиньпин предложил инициативу сотрудничества по совместному строительству «Одного пояса, одного пути». Это важная для Китая мера по построению новой модели открытости внешнему миру в новой ситуации, а также важное средство для получения дивидендов. Инициатива «Один пояс, один путь» придерживается принципа «совместных консультаций, совместного строительства и обмена». В последние годы она продолжает соединять и уточнять маршруты сотрудничества для всех сторон во всем мире. По состоянию на январь 2022 год Китай осуществил сотрудничество со 147 странами, 32 международными организациями, было подписано более 200 документов о сотрудничестве по совместному строительству «Пояса и пу-

ти» [3]. С постоянным продвижением инициативы «Пояс и путь» изучение воздействия этой инициативы, особенно ее экономических показателей, стало важной темой, волнующей все слои общества. «Экономический коридор Китай-Монголия-Россия» является одним из шести основных коридоров международного экономического сотрудничества в рамках инициативы «Один пояс, один путь» [2].

В 2016 году Китай, Россия и Монголия совместно подписали «Концепцию плана строительства экономического коридора Китай-Монголия-Россия» (далее «Концепция»). Подписание «Концепции» не только знаменует собой реализацию первого многостороннего экономического коридора в рамках «Пояса и пути», но также знаменует собой официальный запуск первого плана планирования многостороннего сотрудничества. В 2022 году главы государств Китая, России и Монголии провели шестую встречу в Самарканде и подтвердили продление «Концепции» на пять лет. «Экономический коридор Китай-Монголия-Россия» соединяет два «Экономических пояса Шелкового пути» на суше и на море, придавая всей Азии сетевую форму экономического развития и обеспечивая неиссякаемую движущую силу для продвижения региональной экономической интеграции в Северо-Восточной Азии.

Россия и Монголия богаты сельскохозяйственными ресурсами, имеют очевидную взаимодополняемость в сельскохозяйственной продукции и обладают огромным торговым потенциалом. Китай является крупнейшим торговым партнером России и играет важную роль во внешнеэкономической и торговой деятельности России. По данным Министерства коммерции, объем двусторонней торговли между Китаем и Россией в 2021 году достиг 146,887 млрд долларов США, установив рекорд за четыре года подряд, из которых общий объем импорта и экспорта сельскохозяйственной торговли составил 5,955685 млн долларов США, увеличившись на 52,2% по сравнению с 2016 годом. В июле 2022 года министр экономического развития России Максим Решетников заявил, участвуя в работе подкомитета по экономическому и торговому сотрудничеству между Китаем и Россией: Объём торговли между Китаем и Россией в первом полугодии 2022 года увеличился на 16%, а объём торговли в год значительно увеличился, и вполне возможно, что он превысит 165-170 миллиардов долларов США, установив новый исторический рекорд.

Монголия - вторая по величине страна в мире, не имеющая выхода к морю, граничащая с Китаем на востоке, юге и западе и с Россией на севере. По данным Министерства коммерции, общий объем торговли между Китаем и Монголией в 2021 году составил 9,12 млрд долларов США, из которых общий объем импорта и экспорта сельскохозяйственной продукции составил 627,503 млн долларов США, что на 72,1% больше, чем в 2016 году. Региональное сотрудничество в торговле сельскохозяйственной продукцией между Китаем, Россией и Монголией в полной мере раскрывает сравнительные преимущества сельскохозяйственных ресурсов каждой страны. Оно не только способствует развитию двусторонней торговли между Китаем, Россией и Китаем, но и стимулирует строительство соседних отраслей промышленности, включая обмены и сотрудничество в сфере туризма, науки и техники, образования и других аспектов. Углубление и обеспечение регионального экономическо-

го сотрудничества в Азии в рамках проекта «Экономического коридора Китай-Монголия-Россия» является важной стратегической зоной развития геополитики, национальной безопасности и продовольственной безопасности между Китаем, Россией и Монголией. Это также важный внутренний экономический канал для Китая, соединяющий европейское экономическое кольцо и Азиатский экономический круг.

В 2014 году отношения Китая и Монголии были повышены до «всеобъемлющего стратегического партнерства». В 2019 году китайско-российские отношения были повышены до «Китайско-российского всеобъемлющего стратегического партнерства и координации в новую эпоху», а политическое взаимное доверие между Китаем, Россией и Монголией достигло самого высокого уровня в истории. Благодаря инновациям в методах и областях сотрудничества сотрудничество с Китаем, Россией и Монголией в качестве основного органа осуществляется упорядоченно в различных областях.

Однако в процессе развития торговли сельскохозяйственной продукцией между Китаем, Россией и Монголией она также столкнулась с серьезными проблемами и испытаниями на многих уровнях и в различных областях. С точки зрения внешней среды, украинский кризис нанес серьезный ущерб российской экономике и привел к прекращению торговли сельскохозяйственной продукцией; китайско-американские торговые трения вынудили Китай изменить свою торговую политику сельскохозяйственной продукции и диверсифицировать каналы импорта; пандемия СОУГО-19 привела к остановке сельскохозяйственного производства, пробкам на дорогах и серьезному экономическому спаду в России и Монголии. Эти международные проблемы оказали огромное влияние на торговлю сельскохозяйственной продукцией между Китаем, Россией и Монголией. Что касается внутреннего сотрудничества, существуют различия в политической среде и правовых системах, устаревшей инфраструктуре и логистических системах, несоответствии в структуре

и масштабах торговли сельскохозяйственной продукцией, относительной концентрацией торговых категорий и продуктов, низким уровнем либерализации и упрощения процедур торговли, а также эффективностью торговли. Существует много серьезных проблем, таких как большой разрыв между планируемым и фактическим объемом торговли. Пописанный в 2021 году «14-й пятилетний план и план долгосрочных целей до 2035 года» призван «активно осуществлять международное сотрудничество по важным сельскохозяйственным продуктам, совершенствовать механизм управления импортом сельскохозяйственной продукции, способствовать диверсификации источников импорта, культивировать международные крупные сельскохозяйственные предприятия, а также формулировать гарантии продовольственной безопасности. «Закон» включен в категорию «укрепление национальной экономической безопасности» [2].

С этой целью, в контексте новой эпохи, необходимо понимать, как в полной мере использовать преимущества и международную конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции Китая на основе вышеупомянутой сложной ситуации и се-

рьезных проблем, ускорить внутреннюю и международную политику, способствовать выгодному сельскохозяйственному производственному потенциалу Китая и, таким образом, искать пространство для развития международного торгового сотрудничества.

В целях содействия эффективной связи и синергии между совместным строительством инициативы «Один пояс, один путь» и региональной и международной повесткой дня развития необходимо решить практические проблемы, которые возникают в ходе развития торговли сельскохозяйственной продукцией между Китаем, Россией и Монголией. Также необходимо создать базовую основу для исследования торговли сельскохозяйственной продукцией между тремя странами, уделив особое внимание характеристикам, эффективности и потенциалу торговли сельскохозяйственной продукцией между Китаем, Россией и Монголией, чтобы понять ключевые факторы, влияющие на торговлю сельскохозяйственной продукцией и предпринять контрмеры и предложения по формулированию и совершенствованию стратегий торговли сельскохозяйственной продукцией с Россией и Монголией.

Библиографический список

1. «Национальная экономика Китайской Народной Республики» Четырнадцатая пятилетка социального развития и план долгосрочных целей на 2035 год». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gov.cn/xinwen/2021-03/13/content_5592681.htm (дата обращения 1.03.24).

2. Ван Х. Механизм гарантий и пути реализации строительства экономического коридора Китай-Монголия-Россия с точки зрения «Один пояс, один путь» // Журнал Восточно-Китайского педагогического университета: издание философии и социальных наук. -2016. - № 5. - С. 112-118.

3. По состоянию на январь 2022 года «в моей стране подписано более 200 документов о сотрудничестве по инициативе «Пояс и путь» со 147 странами и 32 международными организациями. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gov.cn/xinwen/2022-01/19/content_5669215.htm (дата обращения 1.03.24).

4. Экономический коридор «Монголия - Россия - Китай»: перспективы участия России 22.06.2017 // Группа инков «Война и мир». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.warand.com Peace.ru/ru/news/view/130854 / (дата обращения 1.03.24).

5. Исследование ключевых вопросов строительства экономического коридора Китай-Монголия-Россия. - Пекин: Народное издательство. - 2016. - 421 с.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF THE PROGRAM FOR CREATING THE ECONOMIC CORRIDOR "RUSSIA - MONGOLIA - CHINA"

N.S. Kibalina, Doctoral Student Shenxi Pedagogical University (China, Xi'an)

Abstract. This scientific article presents an analysis of the problems and prospects of the program for creating the economic corridor "Russia - Mongolia - China". The article highlights key aspects of this initiative, including infrastructure projects, trade and economic cooperation and geopolitical factors. The author examines the obstacles facing program implementation, such as transport infrastructure, customs procedures, and environmental issues, and discusses potential ways to overcome them.

Keywords: Russia, China, Mongolia, economic corridor.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.