Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ МЕТОДИК В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ МЕТОДИК В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самыгин Петр Сергеевич, Гафиатулина Наталья Халиловна, Самыгин Сергей Иванович

В статье анализируются проблемы применения дистанционных методов обучения в системе современного российского высшего образования, определяются перспективы развития дистанционного обучения в отечественных вузах с учетом опыта их активного применения в период пандемии COVID-19 в 2020-2021 гг. Авторы указывают на достоинства и недостатки дистанционных методов обучения, выделяя их на основе результатов социологических исследований, включающих опросы профессорско-преподавательского состава и студентов вузов России. Отмечается, что опыт применения дистанционных методик в настоящее время нуждается в изучении и осмыслении, направленном на дальнейшее усовершенствование образовательных программ и информационных ресурсов российских вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Самыгин Петр Сергеевич, Гафиатулина Наталья Халиловна, Самыгин Сергей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF USING DISTANCE LEARNING METHODS IN THE SYSTEM OF MODERN RUSSIAN HIGHER EDUCATION

The article analyzes the problems of using distance learning methods in the system of modern Russian higher education, determines the prospects for the development of distance learning in domestic universities, taking into account the experience of their active use during the COVID-19 pandemic in 2020-2021. The author points out the advantages and disadvantages of distance learning methods, highlighting them on the basis of the results of sociological research, including surveys of the teaching staff and students of Russian universities. It is noted that the experience of using distance learning methods currently needs further study and understanding, aimed at further improving the educational programs and information resources of Russian universities.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ МЕТОДИК В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 316

DOI 10.23672/h5394-1166-1481 -u

Самыгин Петр Сергеевич

доктор социологических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права, Ростовский государственный экономический университет samygin78@yandex.ru

Гафиатулина Наталья Халиловна

кандидат социологических наук, доцент,

докторант кафедры региональной социологии и моделирования социальных процессов, Институт социологии и регионоведения, Южный федеральный университет gafiatulina@yandex.ru

Самыгин Сергей Иванович

доктор социологических наук, профессор,

профессор кафедры управления персоналом и социологи, Ростовский государственный экономический университет darya.maksimovich@gmail.com

Petr S. Samygin

Doctor of Sociological Sciences, Professor of the Department of Theory and History of State and Law, Rostov State Economic University samygin78@yandex.ru

Natalya Kh. Gafiatulina

Candidate of Sociological Sciences,

Associate Professor,

Doctoral Student of the Department

of Regional Sociology

and Modeling Social Processes,

Institute of Sociology and Regional Studies,

Southern Federal University

gafiatulina@yandex.ru

Sergey I. Samygin

Doctor of Sociological Sciences, Professor,

Professor Professor of the Department of Management Staff and Sociologists, Rostov State University of Economics darya.maksimovich@gmail.com

Проблемы и перспективы

применения дистанционных методик в системе современного российского высшего образования

Problems and prospects

of using distance learning methods in the system of modern russian higher education

Аннотация. В статье анализируются проблемы применения дистанционных методов обучения в системе современного российского высшего образования, определяются перспективы развития дистанционного обучения в отечественных вузах с учетом опыта их активного применения в период пандемии COVID-19 в 2020-2021 гг. Авторы указывают на достоинства и недостатки дистанционных методов обучения, выделяя их на основе результатов социологических исследований, включающих опросы профессорско-преподавательского состава и студентов вузов России. Отмечается, что опыт применения дистанционных методик в настоящее время нуждается в изучении и осмыслении, направленном на дальнейшее усовершенствование образовательных программ и информационных ресурсов российских вузов.

Ключевые слова: образовательный процесс, дистанционное образование, дистанционное обучение, цифровизация высшего образования, дистанционные образовательные технологии, электронная информационно-образовательная среда, образовательные инструменты, образовательная деятельность.

Annotation. The article analyzes the problems of using distance learning methods in the system of modern Russian higher education, determines the prospects for the development of distance learning in domestic universities, taking into account the experience of their active use during the COVID-19 pandemic in 2020-2021. The author points out the advantages and disadvantages of distance learning methods, highlighting them on the basis of the results of sociological research, including surveys of the teaching staff and students of Russian universities. It is noted that the experience of using distance learning methods currently needs further study and understanding, aimed at further improving the educational programs and information resources of Russian universities.

Keywords: educational process, distance education, distance learning, digitalization of higher education, distance education technologies, electronic information and educational environment, educational tools, educational activities.

Пандемия COVID-19 и вынужденный перевод учебного процесса в большинстве российских вузов на удаленную или частично основу обусловили резкий рост как научного, так и практического интереса к дистанционным методам обучения, предусматривающим активный информационный обмен между преподавателями и студентами как основными субъектами образовательного процесса, который осуществляется на основе активного применения различных коммуникационных технологий [1]. Следует отметить, что в системе отечественного высшего образования имелся определенный опыт применения дистанционных методик и до событий 2020-2021 гг., однако, кризис, вызванный пандемией, обусловил практически полный перевод высших учебных заведений на работу на полностью удаленной основе [2]. Данный опыт является чрезвычайно полезным в плане определения основных достоинств и недостатков дистанционных методик, перспектив их дальнейшего использования в отечественной высшей школе.

Значимость дистанционных методов обучения для высших учебных заведений подчеркивается в текстах ряда нормативно-правовых актов, к числу которых относятся Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 20162020 г. [3], Закон «Об образовании в Российской Федерации» и ряд других. Так, в ст. 16 данного закона отмечается, что вузы вправе «применять дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ», однако при этом «должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные и образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся [4].

Практика показывает, что такие условия имеются далеко не у всех организаций высшего образования в нашей стране. Реализация цели настоящей статьи, связанной с анализом проблем и перспектив дальнейшего использования дистанционных методов обучения в образовательном процессе в высшей школе, предусматривает обращение к материалам конкретных социологических исследований, проведенных в российских вузах и включающих опросы студентов и преподавателей по проблемам применения дистанционного обучения. Данные одного из таких опросов, проведенного в Уральском федеральном университете, показывают, что современные дистанционные методики имеют существенные недостатки, к числу которых респондентами были отнесены «низкое качество преподаваемого материала», «низкое качество контроля уровня полученных знаний», «ограничение в получении практических навыков», «отсутствие возможности учета индивидуальных особенностей обучающегося», «зависимость от технических средств». Интересно, что, с точки зрения студентов, наиболее существенными недостатками дистанционного обучения являются «недостаток общения», «высокая

отвлекаемость, проблема самоорганизации», а, с точки зрения преподавателей - «ригидность преподаваемого материала» [5].

Необходимо отметить, что студенты и преподаватели выделяют и достоинства дистанционных методик, включающих «возможность самому планировать время», «возможность обучаться, не выходя из дома или офиса», «доступность для людей с ограниченными возможностями здоровья» и т.д. Основные опасения субъектов образовательного процесса связаны с перспективами де-индивидуализации процесса образования, которая с точки зрения респондентов, является закономерным следствием широкого применения методов удаленного обучения. Использование дистанционных методик может быть эффективным в случае высокой самоорганизации обучающихся, однако, в России, как показывает практика, далеко не все студенты мотивированы на активную учебную деятельность. Результаты социологического исследования, проведенного Институтом социального анализа и прогнозирования (ИНСАП) РАНХиГС свидетельствуют о том, что дистанционное обучение, несмотря на присущие ему положительные стороны, является неудобным для тех же преподавателей, а у студентов после перевода на удаленное обучение «стало меньше свободного времени». С точки зрения абсолютного большинства преподавателей (85,7 %), дистанционный формат работы способствовал существенному увеличению нагрузки, при этом не нравится работать дома большей половине педагогов (66 %), а у 34 % отсутствуют условия для того, чтобы комфортно проводить занятия [6].

Опрос более 30 тыс. преподавателей, проведенный сотрудниками ИНСАП РАНХиГС, позволил выявить как проблемы, так и возможности, связанные с применением дистанционных методик в системе современного российского высшего образования. Использованный данными исследователями метод контент-анализа, включивший подсчет форм, словосочетаний, использованных респондентами, позволил выявить наиболее частотные группы возможностей и угроз, высказываемых преподавателями отечественных вузов. Так, упоминания респондентами о негативных аспектах связанных с дистанционным обучением, чаще всего, оказываются связанными с опасением за снижение качества образования: в пятерку наиболее часто использованных слов вошли «образование», «студент», «качество», «снижение», «преподаватель». С точки зрения многих опрошенных экспертами преподавателей, активное использование дистанционных методов в вузах имеет следствием «снижение качества подготовки студентов и выпускников», способствует «утрате живого общения студентов и преподавателей», что, в свою очередь, приводит к «обезличиванию образовательного процесса». Важное значение имеют также такие негативные последствия, как «отсутствие возможностей для проведения воспитательной работы и «живого» обмена опытом [7].

Опасения преподавателей в связи с активным применением дистанционных методик связаны с

«возможным снижением качества из-за ограниченных возможностей контроля», а также «потерей специфических умений и навыков», которые могут вырабатываться у студентов только в процессе коллективного очного обучения, непосредственного общения с преподавателем и другими обучающимися. Наряду с недостатками, дистанционные методики имеют и несомненные достоинства, включающие, в первую очередь, более высокую доступность образовательных услуг: речь идет о возможностях получении образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья, студентов, проживающих в малых городах и сельских поселениях, испытывающих материальные, семейные и другие трудности. С точки зрения респондентов-преподавателей, внедрение дистанционных методик в систему вузовского образования будет способствовать «увеличению его доступности для массового потребителя из разных слоев общества и разных возрастных категорий, экономии средств и времени на получение качественного образования». Многими опрошенными отмечаются и такие позитивные аспекты дистанционного обучения, как «отсутствие привязки к географическому положению, сокращение затрат на транспорт и дорогу, возможность более демократичной доступности и повышения качества образования». Некоторые респонденты полагают, что активное внедрение дистанционных методик будет способствовать повышению конкурентоспособности отечественных вузов на мировом уровне, омоложению профессорско-преподавательского состава, снижению потребности вузов в площадях, приведению системы вузовского образования в соответствии с потребностями современных студентов и т.д. [7]. В то же время, негативные оценки дистанционных методик в рамках данного опроса значительно преобладают над позитивными.

С нашей точки зрения, значимым недостатком дистанционных методик является отсутствие прямых контактов визуального характера со студентами, что сопровождается отсутствием возможности для преподавателей контролировать поведение обучающихся как время занятий, так и при проведении экзаменов и зачетов. Так, на семинарских занятиях студенты могут зачитывать учебники, а на экзаменах - активно использовать различные гаджеты, что не позволяет объективно оценивать знания обучающихся и уровень владения ими материалом.

Как видим, большую роль в рамках практической реализации дистанционного обучения играет ответственность самих студентов, уровень мотивации к учебе, степень неприятия нелегальных приемов прохождения промежуточных аттестаций, которые являются достаточно распространенными в студенческой среде. В соответствии с замечанием, сделанным главой российского государства во время проведения совещания, посвященного проблемам развития сферы образования в период пандемии, полная замена дистанционного обучения традиционным будет нецелесообразной: по мнению В.В. Путина, «телекоммуникации не могут заменить живого общения учителя и ученика» [8]. Как полагает Президент РФ, миссия системы образования состоит не только в

обучении, но и в воспитании подрастающего поколения, в передаче тех ценностей и традиций, которые лежат в основе функционирования общества.

Не вызывает сомнений тот факт, что при дистанционном обучении процесс воспитания обучающихся не может осуществляться эффективно, поскольку воспитание предусматривает, в первую очередь, прямой контакт между преподавателем и студентами, эмоциональное сотрудничество и взаимодействие между ними. Воспитательный процесс в высшей школе предусматривает в качестве неотъемлемого компонента привитие обучающимся определенных ценностных установок и ориентаций по отношению к семье, обществу, государству и т.д. Отсутствие возможности осуществления эффективного воспитательного воздействия является, таким образом, существенным недостатком дистанционных методов обучения. В целом, очевидно, что в ситуации пандемии отечественной системой высшего образования был приобретен уникальный опыт существования на частично или полностью удаленной основе, могущий быть использованным в процессе преобразований высшей школы в ближайшем будущем.

Сложившаяся ситуация фактически вынудила многие отечественные вузы активизировать в экстремальных условиях деятельность, направленную на практическое применение дистанционных методик, образовательных электронных площадок, что во многих отечественных высших учебных заведениях до начала пандемии практически не осуществлялось. Здесь важным направлением вузовской политики выступает обучение и переобучение профессорско-преподавательского состава, многие представители которого в силу присущей им консервативности не использовали до пандемии информационно-коммуникационные технологии в учебном процессе. Нецелесообразным является также переход на полностью дистанционную основу преподавания в высших учебных заведениях: на данном обстоятельстве было акцентировано внимание и В.В. Путиным, по справедливому заключению которого «все слухи о том, что дистанционное образование полностью заменит или вытеснит очное, что будут закрыты традиционные школы и университеты» являются «откровенной провокацией») [8].

Миссия дистанционных методик обучения состоит не в полном замещении, а в дополнении и обогащении традиционных методов обучения, успешно применяемых в учреждениях высшего образования в нашей стране. Эффективность учебного процесса может возрасти в случае развития дистанционного обучения, усовершенствования соответствующих методик, информационного ресурсного обеспечения, электронных образовательных площадок и платформ [9].

Здесь требуется определить оптимальное соотношение дистанционных и других обучающих методик: существует точка зрения, в соответствии с которой обучающемуся следует тратить до 40 % учебного времени на обучение в дистанционном формате, 40 % - на традиционное очное

образование, реализующееся в процессе непосредственного взаимодействия преподавателей и студентов, и 20 % на так называемое самообразование, различные виды самостоятельной работы, основные направления которой определяются рабочими программами дисциплин [8].

Дистанционные технологии, по мнению, И.А. Кислу-хиной, «это инструмент активного самостоятельного обучения, проходящего под чутким руководством со стороны опытных преподавателей» [10].

Опыт применения дистанционных методик в настоящее время нуждается в комплексном изучении и осмыслении, направленном на дальнейшее усовершенствование образовательных программ и информационных ресурсов российских вузов. Необходимо понимать, что дальнейшее развитие систем дистанционного обучения предполагает обеспечение максимальной интерактивности.

Литература:

1. Gafiatulina N. Applying of information and communication technologies in the education process / N. Gafiatulina [et al.] // In the collection: E3S Web of Conferences. 13. Сер. «13th International Scientific and Practical Conference on State and Prospects for the Development of Agribusiness, Interagromash 2020» 2020. P. 15031.

2. Гафиатулина Н.Х. Российское общество в условиях самоизоляции. Социальные эффекты и последствия пандемии COVID-19 : монография / Н.Х. Гафиатулина [и др.]. М., 2020.

3. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 № 2765-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы. URL : http:www.Consultant.ru> document/cons_doc_LAW_173677 (дата обращения 20.09.2020).

4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. Федеральный выпуск № 303 (5976). 31 декабря 2012 г.

5. Ребышева Л.В. Проблемы дистанционного образования на современном этапе развития / Л.В. Ребышева, Е.В. Васильченко // Современные проблемы науки и образования. 2015.№ 2-2. URL : www.science-education.ru/ru/article/view?id= 22704 (дата обращения 20.09.2020).

6. Померанцева Н. Почему студенты и преподаватели невзлюбили дистанционное обучение / Н. Померанцева // Ведомости. 28 мая 2020 г.

7. Рогозин Д.М. Представления преподавателей вузов о будущем дистанционного образования / Д.М. Рогозин // Вопросы образования. 2021. № 1.

8. Совещание по текущей ситуации в системе образования. 21 мая 2020 г. URL : www. krem-lin.ru>events/president/news/63376

9. Гафиатулина Н.Х. Специфика онлайн-обуче-ния в российском образовательном пространстве высшей школы / Н.Х. Гафиатулина, Э.С. Абдула-ева, С.И. Самыгин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. № 6.

10. Кислухина И.А. Использование дистанционных образовательных технологий в системе высшего образования: проблемы и перспективы / И.А. Кислухина // Управление экономическими системами: электроннный научный журнал. 2017. № 1.

Literature:

1. Gafiatulina N. Applying of information and communication technologies in the education process / N. Gafiatulina [et al.] // In the collection: E3S Web of Conferences. 13. Сер. «13th International Scientific and Practical Conference on State and Prospects for the Development of Agribusiness, Interagromash 2020» 2020. P. 15031.

2. Gafiatulina N.Kh. Russian society in self-isolation. Social Effects and Consequences of the COVID-19 Pandemic : monograph / N.Kh. Gafiatulina [et al.]. M., 2020.

3. Decree of the Government of the Russian Federation № 2765-r of 29.12.2014 «On the Concept of the Federal Target Program for the Development of Education for 2016-2020». URL : www.Consultant.ru document/cons_doc_LAW_173677 (date of application 20.09.2020).

4. Federal Law № 273-FZ of December 29, 2012 «On Education in the Russian Federation» // Ros-siyskaya gazeta. Federal Issue № 303(5976). December 31, 2012.

5. Rebysheva L.V. Problems of distance education at the present stage of development / L.V. Reby-sheva, E.V. Vasilchenko // Modern problems of science and education. 2015. № 2-2. URL : www.sci-ence-education.ru/ru/article/view?id=22704 (date of application 20.09.2020).

6. Pomerantseva N. Why students and teachers dis-l iked distance learning / N. Pomerantseva // Ve-domosti. May 28, 2020.

7. Rogozin D.M. Representations of university teachers about the future of distance education / D.M. Rogozin // Education issues. 2021. № 1.

8. Meeting on the current situation in the education system. May 21, 2020. URL : www.kremlin.ru events/president/news/63376 (date of application 20.09.2020).

9. Gafiatulina N.Kh. Specificity of online learning in the Russian educational space of higher education / N.Kh. Gafiatulina, E.S. Abdulaeva, S.I. Samygin // Humanities, socio-economic and social sciences. 2020. № 6.

10. Kislukhina I.A. The use of distance learning technologies in the system of higher education: problems and prospects / I.A. Kislukhina // Management of economic systems: an electronic scientific journal. 2017. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.