ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ Каримова М.Н. Email: [email protected]
Каримова Махбуба Нутфуллаевна - преподаватель, кафедра технологии, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье исследуется выявление проблем и перспективы преподавания предмета «Технология» в общеобразовательных школах. Основным предназначением её в системе общего образования в нашей стране считаю формирование технологической грамотности, технологической компетентности,
технологического мировоззрения, технологической и исследовательской культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, профессиональное самоопределение в условиях рынка труда.
Ключевые слова: предмет «Технология», общеобразовательная школа, формирования, технологической компетентности.
PROBLEMS AND PROSPECTS OF TEACHING THE SUBJECT OF TECHNOLOGY IN SECONDARY SCHOOLS Karimova M.N.
Karimova Mahbuba Nutfullayevna - Lecturer, TECHNOLOGY DEPARTMENT, BUKHARA STATE UNIVERSITY, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article examines the identification of problems and prospects of teaching the subject "Technology" in secondary schools. I consider its main purpose in the system of general education in our country to be to form technological literacy, technological competence, technological outlook, technological and research culture of a schoolchild, a system of technological knowledge and skills, education of labor, civil and patriotic qualities of his personality, professional self-determination in the labor market. Keywords: subject "Technology", comprehensive school, formation, technological competence.
УДК 372.862
Сейчас трудно найти человека, который не слышал бы о технологии. Строится ли новый дом, спускается ли на воду современный лайнер или готовится к запуску космический корабль - во всех делах, великих и малых, всюду и везде в различных формах, проявлениях реализуется технология.
Возможности современной технологии так расширились, что ещё несколько десятков лет назад трудно было представить себе, какими гигантскими шагами пойдёт развитие этой области преобразования материалов, информации и энергии.
Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование технологического мировоззрения и технологической культуры, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств школьника, профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения [1].
В рамках "Технологии" происходит знакомство с миром профессий, осуществляется профориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства. Тем самым немаловажной особенностью курса является обеспечение преемственности перехода от общего к профессиональному образованию
и трудовой деятельности. В связи с этим необходимо менять технологию работы учителя, так как требования новых стандартов состоят в переходе от традиционных технологий к технологиям развивающего обучения, которые носят личностно -ориентированнный характер, вариативны, повышают ответственность школьников за результаты обучения.
Каким же должен быть учитель по предмету «Технология» нового поколения? Чтобы вырастить новое поколение детей, учитель должен быть другой формации. Впервые в истории человечества поколение «учеников» превзошло поколение «преподавателей» в скорости и способах овладения информационными технологиями: дети легче осваивают компьютер, чем завязывают шнурки. Одна из главных составляющих стандарта, без которого невозможно успешное внедрение ГОС в школе, - подготовка кадров. В соответствии с ГОС меняется характер педагогической деятельности. Реализуемые основы обучения требуют от педагогов умения учить детей способам добывания знаний, формировать учебную деятельность и мышление школьников. Современная педагогическая ситуация характеризуется разнообразием и динамизмом, и учитель должен умело адаптироваться к непрерывно происходящим изменениям в содержании обучения.
Задача учителя - выстроить учебный процесс, направленный на развитие личности. В этом и заключается его роль и координатора, и организатора продуктивной учебной деятельности на уроке и на внеурочных занятиях.
Результатом целенаправленной работы учителя по организации учебной деятельности обучающихся должна стать последовательно приобретаемая школьниками способность самостоятельно и осознанно организовывать все компоненты деятельности, т.е. становится субъектом деятельности, самостоятельной личностью, которая: ставит цель на очередной этап работы, осмысливает мотивы деятельности, выбирает адекватные цели средства ее осуществления, самостоятельно совершает действия, достигает результата (цели), производит самооценку, рефлексию.
Основной инструмент реализации деятельности является рефлексия, в результате которой возникает чувство уверенности, свободы, возможность и способность самостоятельно преодолевать трудности и достигать планируемый результат деятельности.
Вторая трудность: требуется совершенствование ресурсного потенциала -неумение включать в учебный материал цифровые образовательные ресурсы; неготовность перестраивать процесс обучения на использование ИКТ; отсутствие компьютеров и мультимедийной аппаратуры в кабинетах; недостаток или отсутствие лицензионных прикладных программ по технологии.
Третья трудность: устойчивая методика проведения урока еще тормозит внедрение новых форм и технологий; отсутствие диагностических материалов для оценки освоения метапредметных действий осложняет деятельность учителя; необеспеченность рабочими местами учащихся, оборудованием, инструментами, материалами, нет кабинетов и мастерских.
Мы предложим некоторые решение проблем: продолжить оснащение учебных кабинетов необходимым оборудованием в соответствии с требованиями ГОС; разработать целостную программу работы с педагогическими кадрами, обеспечивающей реализацию образовательной деятельности с позиции требований образовательных стандартов и способствующей повышению уровня компетентности педагогов в области обучения и воспитания; принять и применять новые критерии системы оценивания учащихся; обеспечить учителей информационно-методическими ресурсами в соответствии с планируемыми результатами освоения программ основного образования; совершенствовать банк по диагностическому инструментарию.
Сегодня, многие спорят о том, нужен ли предмет «Технология» в современной школе? Как учитель технологии я убеждён в том, что именно при изучении образовательной области «Технология» учащиеся получает исходные представления и умения творческого
решения возникающих практических проблем, а также, преобразования материалов, энергии и информации, конструирования, планирования, изготовления изделий, знания и умения в области технического или художественно-прикладного творчества. Вместе с тем важны представления о мире науки, влиянии технологий на общество и окружающую среду, о сферах человеческой деятельности и общественного производства, спектре профессий и путях самооценки своих возможностей.
Интересы нашей страны на данном этапе развития требуют, чтобы особое внимание было обращено на ориентацию учащихся на инженерно-техническую деятельность в сфере высокотехнологического производства.
Образовательная область «Технология» при наличии материального, методического и кадрового обеспечения является основой практико-ориентированной образовательной области в школе, в которой практически реализуются знания, полученные при изучении естественно-научных и гуманитарных дисциплин.
Основным предназначением её в системе общего образования в нашей стране считаю формирование технологической грамотности, технологической компетентности, технологического мировоззрения, технологической и исследовательской культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, профессиональное самоопределение в условиях рынка труда.
Выполняя своё предназначение, образовательная область «Технология» вносит существенный вклад в становление целостной личности, гармонично сочетающей в себе потребность к физическому и умственному труду, постоянному самообразованию и самосовершенствованию.
Список литературы /References
1. Постановление кабинета Министров Республики Узбекистан «Об утверждении Государственных образовательных стандартов среднего и среднего специального, профессионального образования». № 187. 6 апреля 2017 г. Ташкент.