УДК 339
КУЗЬМИНА Виолетта Михайловна Юго-Западный государственный университет г. Курск, Россия [email protected]
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ США НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
В статье представлены экономико-статистический анализ внешней торговли США, динамика экспорта и импорта США за 2007-2017 гг., проанализирован дефицит торгового баланса США на душу населения, произведен расчет торгового баланса США за 2008-2017 гг., рассмотрены торговые взаимоотношения США отдельно с некоторыми регионами мира (Канадой, странами ЕС, Азиатско-Тихоокеанским регионом, африканскими странами) и определена географическая структура внешней торговли Соединенных Штатов. Сделан вывод о том, что весь дефицит в торговом балансе США основывается на постоянно высоком уровне инвестиционных вливаний за рубежом. Иначе нельзя было бы объяснить политику протекционизма во внешней торговле, которая в последнее время начинает более явно выражаться. Однако на сегодняшний день внешнеторговая политика США претерпевает некоторые изменения, которые ведут к протекционистскому пути. В первую очередь это связано с тарифами, которые ограничивают импорт определенных товаров из некоторых стран. Подобная защита рынка США от импортной продукции была предпринята правительством новоизбранного в 2017 г. президента Дональда Трампа, который еще до вступления в должность оперировал лозунгом «Америка превыше всего». Несмотря на стремление американского правительства обеспечивать национальным экспортерам доступ на внешние рынки и защиту в области соблюдения другими странами международных норм и договоренностей, само американское правительство всячески нарушает эти нормы путем введения санкций против того или иного государства. Именно по этой причине современная внешнеторговая политика США направлена на защиту и стимулирование национального экспорта, на импортные ограничения и инвестиционные вливания. Американское правительство улучшает условия не только для крупного бизнеса, но и для мелких и средних предприятий, обеспечивая им как организационную, так и финансовую помощь для выхода на внешние рынки.
DOI: 10.17748/2075-9908-2019-11-1-111-121
Violetta M. KUZMINA South-West State University Kursk, Russia [email protected]
PROBLEMS AND PROSPECTS OF US FOREIGN TRADE LIBERALIZATION AT THE CURRENT
STAGE
The article submitted by: economic and statistical analysis of U.S. foreign trade, the dynamics of exports and imports of the United States for 2007-2017 years, and analyzed the trade deficit of the US per capita, the calculation of trading balance of the USA for 2008-2017, discussed trade relations the United States alone with some regions of the world (Canada, EU countries, with the Asia-Pacific region, with African countries) and the geographical structure of foreign trade of the United States. It is concluded that the entire deficit in the US trade balance is based on a constantly high level of investment injections abroad. Otherwise, it would be impossible to explain the policy of protectionism in foreign trade, which has recently begun to be more clearly reflected. However, to date, the US foreign trade policy is undergoing some changes that lead to a protectionist path. This is primarily due to tariffs that restrict imports of certain goods from certain countries. Such protection of the US market from imported products was undertaken by the government of the newly elected President Donald trump in 2017, who even before taking office operated with the slogan "America above all". Despite the desire of the American government to provide national exporters with access to foreign markets and protection in the field of compliance with international norms and agreements by other countries, the American government itself violates these norms in every way by imposing sanctions against a state. It is for this reason that modern US foreign trade policy is aimed at protecting and stimulating national exports, import restrictions and investment injections. The us government is improving the conditions not only for large businesses, but also for small and medium-sized enterprises, providing them with both organizational and financial assistance to enter foreign markets.
Ключевые слова: внешняя торговля, либерализация внешней торговли, «двойной дефицит», экспорт-импорт, экономическая стратегия США
Для цитирования: Кузьмина В.М. Проблемы и перспективы либерализации внешней торговли США на современном этапе. Историческая и социально-образовательная мысль. 2019. Том. 11. № 1. с. 111-121.
doi: 10.17748/2075-9908-2019-11-1-111-121
Key words: foreign trade, liberalization of foreign trade, "double deficit", export-import, economic strategy of the USA
For citation: Kuzmina V.M. Problems and prospects of US foreign trade liberalization at the current stage, Historical and Social-Educational Idea. 2019. Vol. 11. No.l. PP. 111-121 doi: 10.17748/2075-9908-2019-11-1-111-121 (in Russ)
Введение
Политика США в сфере внешней торговли основывается на том, что стратегическим планом государства является заинтересованность в развитии национального производства и продвижении интересов национальных производителей на международном рынке. Изначально США выступали сторонниками развития интеграционных экономических процессов, так как они представлялись выгодными для США, открывая доступ американских товаров и услуг в различные государства и стирая барьеры на пути продвижения американского экспорта.
На сегодняшний день проблема торгового дисбаланса становится угрозой для национальной безопасности США. Отрицательное сальдо торгового баланса влияет на множество других экономических показателей, сопутствующих данному явлению.
В Соединенных Штатах десятилетиями формируется «двойной дефицит» (дефицит федерального бюджета и торгового баланса одновременно).
Однако необходимо учесть, что в США присутствует проблема достоверности статистических данных по экспорту, в то время как по импорту данные значительно надежнее.
Ложные статистические данные возникают в связи со следующими проблемами:
- экспортерами товаров и услуг в США движет стимул к предоставлению заниженного уровня объемов продаж, что связано с высоким налогообложением в США;
- в США для экспорта товаров необходимы дорогостоящие лицензии, что ведет к росту контрабанды (теневого сектора);
- продажа товаров, относящихся к национальной безопасности США, также невидима в статистическом учете.
Учитывая высокую вовлеченность США в международные войны и активную продажу оружия, можно предположить, что значительная часть от суммы экспортируемых товаров просто выпадает из обнародованных расчетов. Следовательно, можно сделать вывод о том, что дефицит торгового баланса США несколько ниже данных, предоставленных национальной статистикой. Однако и это не может полностью разрешить проблему «устойчивого дефицита».
Теоретические основы изучения внешнеторговой политики США
Зарубежные и отечественные исследователи предпочитают, с одной стороны, анализировать отдельные аспекты международного экономического сотрудничества США с отдельными странами, с другой - отдают предпочтения обобщенному анализу внешнеторговой политике США.
Доктор Michael Ivanovitch (US foreign trade balances are absolutely national security problems, 2018) отмечает, что еще с начала 1980-х годов США начали испытывать нарастающий дефицит торгового баланса по сравнению с остальными странами мира [1]. В конце 2017 г. чистые потери в американской торговле достигли отметки в 11 трлн долл. Вместе с тем рос и внешний долг страны, и в первом квартале 2018 г. он достиг 7,9 трлн
долл. Необходимо также отметить, что подобные обстоятельства являются следствием либерализации внешней торговли США. Именно по этой причине Соединенные Штаты отходят от подобной политики, стремясь к протекционизму в целях защиты собственного рынка от нарастающих отрицательных последствий в виде вышеизложенных современных проблем в стране.
Директор глобальных экономических отношений в Исследовательском Центре Pew Stokes Bruce в одной из своих статей (American trade issues aren't just about China, 2016) также затронул вопрос торгового дефицита и подчеркнул, что виной этому является не только Китай [2].
Директор Института экономической политики в США Джош Бивенс в одной из своих аналитических работ (The benefits of the dollar's decline, 2003) подчеркивает преимущества низкого курса доллара. Эта проблема была особо актуально в 2003 г. Несмотря на то, что правительство Дж. Буша выступало за «крепкий доллар», в 2003 г. курс доллара снижался. Аналитик отмечает, что падение курса доллара позволит США увеличить экспорт товаров, которые станут наиболее доступными для всех остальных стран. Вместе с тем удалось бы в некоторой мере избавиться от дефицита рабочих мест в стране. В условиях высокого доллара тяжело обеспечить экономический рост и погашать внешние долги государства [3].
В работе L. Balcerowicz и A. Rzonca (The mysteries of economic growth, 2014) отмечается, что в последние годы можно наблюдать резкие перемены в американском внешнеторговом подходе. А эти изменения в свою очередь влияют на качественные перемены в особенностях внешнеторговой политики США [4]. По мнению данных исследователей, именно высокий курс доллара наносит ущерб экономике США.
Среди зарубежных исследователей можно также отметить работы Д. Шиян и Н. Ульянченко (Украина) (Роль экономических агентов ожиданий в формировании экономического цикла: на примере США, 2017). На основе анализа данных, связанных с ВВП США, сделан вывод о том, что пики экономических циклов в значениях валового внутреннего продукта (ВВП) точно отражают пики временных рядов общих скользящих ожиданий по значениям ВВП [5].
J. Hawksworth и D. Chan в работе (The world in 2050. Will the shift in global economic power continue?, 2015) делают прогноз об экономическом развитии США вплоть до 2050 г. [6]. В аналогичном контексте написана статья D.V. Shyian (The impact of expectations on the mechanism of the economic cycle. Economics and forecasting // Economics and forecasting, 2011) [7].
Источники и методы анализа
Чтобы достичь цели исследования, необходимо было собрать, систематизировать и проанализировать статистические данные по экспорту-импорту США за период с 2007 по 2017 г., представить эти данные в графическом виде, а также рассчитать торговый баланс США того времени. Эмпирические данные по развитию экспорта-импорта США представлены на официальных сайтах международных и американских организаций [8; 9; 10; 11; 12].
Результаты исследования
Уже многие годы США занимают первое место в списке крупнейших экономик мира, согласно подсчетам МВФ, ВБ и ООН. Это говорит о том, что у США самое высокое значение валового внутреннего продукта на душу населения. В 2017 г. ВВП США, согласно данным статистического американского агентства, составил 19 362 млрд долл. Однако немаловажным в экономико-статистическом анализе внешней торговли является сопоставление импорта и экспорта товаров и услуг в стране. Для этого необходимо просмотреть и
сделать сравнительный анализ по временному периоду, за который были взяты 2007-2017 гг. График был составлен согласно статистическим данным программного обеспечения World Integrated Trade Solution (WITS) [13].
Итак, для начала рассмотрим показатели импорта и экспорта с помощью рисунка.
Рис. 1. Динамика экспорта и импорта США за 2007-2017 гг. в млрд долл. Fig. 1. Dynamics of US exports and imports for 2007-2017 in billions of dollars
Источник: составлено автором научной статьи.
Source: compiled by the author of the scientific article.
При сравнении двух главных внешнеторговых показателей США становится ясно, что имеет место огромный дисбаланс. Отрицательное сальдо торгового баланса означает, что товары, ввезенные в страну, по своей стоимости выше, чем товары, вывезенные за границу. В свою очередь, большой дисбаланс оказывает влияние и на валюту страны. Однако в случае с США можно заметить, что подобной тенденции и вовсе не существует, об этом свидетельствует высокий курс американской национальной валюты. Это означает, что при эффективном регулировании и контроле данного процесса негативного эффекта отрицательного сальдо можно избежать.
Большинство американцев уверены, что Китай является основной причиной всех американских экономических проблем. Однако если рассматривать дефицит доллара США на душу населения с Германией, то по данному показателю Германия будет значительно опережать Китай.
В условиях рыночной экономики и плавающего курса при дефиците торгового баланса необходимо главным образом снижение курса валюты, которое может осуществляться при государственных манипуляциях в целях поддержания экспорта и сокращения импорта, что привело бы к повышению уровня притока капитала и, соответственно, уменьшению его оттока. Тем самым подобные условия смогли бы обеспечить автоматическое стремление торгового баланса к нулю.
Для более точного анализа динамики развития вешней экономики США необходимо провести сравнение с другими ведущими экономическими державами. В пятерку стран с самым высоким уровнем ВВП входят: США, Китай, Япония, Германия, Великобритания и Франция.
Согласно данным официального правительственного сайта США «Bureau of Economic Analysis», в 2017 г. экспорт товаров и услуг США во все страны составил 2 351,1
млрд долл. США, что на 6,1% больше, чем в 2016 г., а импорт из всех стран составил 2 903,3 млрд долл., что на 6,8% больше, чем в 2016 г. В результате дефицит торгового баланса со всеми странами в целом увеличился до 552,3 млрд долл. [14].
Имея данные по экспорту и импорту за 2007-2017 гг., определим торговый баланс США. Для этого необходимо создать таблицу с данными.
Расчет торгового баланса осуществляется соотношением между суммой цен товаров, которые вывезены из страны (США) страной или группой стран, а также ценовой стоимостью товаров, ввезенных ими за определенный период. В данном случае временной промежуток равен 10 годам.
Торговый баланс является показателем, отражающим всевозможные спектры международных торговых, а также финансовых операций государства с остальными странами. При расчете платежного баланса ведется двойная запись по дебету и кредиту. Дебет - это приток ценностей в государство. Стоимость за дебет оплачивает государство, в которое этот приток поступает; данный платеж осуществляется иностранной валютой. А кредит - это отток ценностей из страны, то есть обратное явление.
Таблица. Расчет торгового баланса США за 2008-2017 гг. [15] Table. The calculation of the US trade balance for the years 2008-2017 [15]
Год Кредит Дебет Баланс
2008 1841612 2550339 -708726
2009 1583053 1966827 -383774
2010 1853038 2348263 -495225
2011 2125947 2675646 -549699
2012 2218354 2755762 -537408
2013 2294199 2755334 -461135
2014 2376657 2866241 -489584
2015 2266691 2765216 -498525
2016 2215844 2717846 -502001
2017 2351072 2903349 -552277
Источник: составлено автором научной статьи.
Source: compiled by the author of the scientific article.
По данной таблице отчетливо видна отрицательная тенденция торгового баланса.
Согласно таблице торгового баланса США, самого критичного значения достигла отметка отрицательного торгового баланса в 2008 г., однако в 2009 г. наблюдается резкое сокращение дисбаланса, что говорит о явном вмешательстве и контроле государством импорта. Однако в последующие годы дисбаланс остается существенным и не имеет тенденции резкого спада.
Таким образом, рассмотрев динамику внешнеторгового оборота США и сальдо платежного баланса, мы выяснили, что во внешней экономике Соединенных Штатов существует значительный торговый дисбаланс, который в настоящее время остается стабильным. Согласно данным статистики, которая была опубликована в Бюро экономического анализа (BEA), к концу 2017 г. позиция прямых иностранных инвестиций США (или кумулятивный уровень инвестиций) увеличилась на 427,3 млрд долл. до 6 013,3 млрд долл. по сравнению с 5 586,0 млрд долл. в конце 2016 г.
Увеличение в основном отразило рост инвестиций из Европы на 243,6 млрд долл. Главными инвесторами стали Швейцария, Великобритания, Ирландия и Нидерланды. По отраслям наибольший рост приходится на американские филиалы в обрабатывающих и холдинговых компаниях. Соответственно, нужно иметь в виду, что на рост импорта это также будет иметь особое влияние. Однако в данном случае это не будет являться отри-
цательным явлением, а скорее объясняет столь высокий уровень импорта в США, так как речь идет о реимпорте.
Многонациональные предприятия США (MNE) инвестируют почти в каждую страну, но их инвестиции в зарубежные филиалы в пяти странах составили более половины от общей суммы в конце 2017 г. Позиция США за рубежом была самой значительной в Нидерландах (936,7 млрд долл. США), а затем в Соединенном Королевстве (747,6 млрд долл. США), Люксембурге (676,4 млрд долл. США), Ирландии (446,4 млрд долл. США) и Канаде (391,2 млрд долл. США).
По отраслям непосредственного зарубежного филиала инвестиции были в большей степени сосредоточены в холдинговых компаниях, на долю которых приходилась почти половина позиций в 2017 г. По отраслям материнской компании США инвестиции в производство MNE составили 55,6% от общей позиции, за которыми следуют MNE финансов и страхования (12,4%). Американские многонациональные предприятия получили доход в размере 470,9 млрд долл. США за свои инвестиции за рубежом в 2017 г. Рассмотрим инвестиции США по различным регионам на графике, который разработан US Bureau Economic Analysis [16].
Рис. 2. Позиции различных регионов в инвестировании США Fig. 2. Positions of various regions in US investment
Источник: составлено автором научной статьи. Source: compiled by the author of the scientific article.
Так, рассмотрев главную причину преобладания импорта над экспортом в торговом обороте США, мы обнаружили, что под высоким уровнем импорта скрываются процессы высокого уровня иностранного инвестирования в зарубежные филиалы американских компаний, что, в свою очередь, провоцирует рост производства и реимпорта в Соединенные Штаты.
Вывод
Таким образом, рассмотрев статистические данные по ВВП, а также уровню экспорта и импорта, мы выяснили, что США являются страной с сильной экономикой и занимают первое место во всем мире по уровню ВВП, однако у США существует проблема, связанная с отрицательным сальдо торгового баланса. Во многом протекционистские меры США объясняются именно попытками решения данной проблемы. Ограничение импорта
и повышение экспорта во внешнеторговом обороте страны становится одной из важнейших целей, так как разрыв между ними существенно велик.
Так, исследовав основные направления внешней торговли США, можно сделать определенные выводы. В результате экономико-статистического анализа удалось выяснить, что США являются главным экономическим лидером во всем мире и ВВП этой страны многие годы превышает ВВП других стран.
При изучении динамики и географической структуры внешней торговли США были рассмотрены взаимоотношения США со всеми регионами мира. Наиболее стабильные отношения наблюдаются со странами ЕС и Канадой. А общая динамика экспорта и импорта говорит о высоком торговом дефиците США.
Однако, изучив сохранявшуюся долгие годы тенденцию к отрицательному сальдо торгового баланса, мы выяснили, что одной из основных причин высокого уровня импорта в стране является рост иностранных инвестиций филиалов американских компаний за рубежом. При этом нельзя сказать, что весь дефицит в торговом балансе основывается на постоянно высоком уровне инвестиционных вливаний за рубежом. Иначе нельзя было бы объяснить политику протекционизма во внешней торговле, которая в последнее время начинает более явно выражаться.
Министерство торговли США выработало экономическую стратегию США на 2018-2022 гг. Основное внимание в данной стратегии уделяется вопросу увеличения экспорта товаров и услуг из США [17].
Стратегическими планами при решении проблемы, связанной с экспортом, являются:
- снижение затрат, а также упрощение условий экспорта для американских компаний в целях повышения уровня их успешности. Многие малые и средние предприятия в США обладают недостаточным количеством ресурсов для расширения производства до международного уровня. Планируется также снизить нагрузку на товары, перевозимые в рамках ВТО;
- подключение большого числа компаний, главным образом мелких и средник предприятий, к внешним рынкам и обеспечение предварительными покупателями. Большинство мелких компаний США не обладают необходимой информацией, связанной с ведением бизнеса за рубежом. Международная торговая администрация США будет оказывать помощь компаниям при осуществлении международных сделок путем предоставления информации продвижении экспорта, стратегических действий по выходу на рынок, а также руководства по преодолению различных препятствий и информации о вариантах торгового финансирования. Помощь будет осуществляться и в сферах предоставления доступа к цифровой экономике, путем самообслуживания на сайтах администрации. Немаловажным является помощь различным обществам по подготовке активов и их идентификации для дальнейшего экспортирования;
- осуществление информационно-пропагандистской поддержки американских предприятий за рубежом для стимулирования военных и гражданских закупок;
- обращение к зарубежным правительственным актам, препятствующим вывозу товаров и услуг из США на международный рынок. Для этого зарубежные страны и промышленность США призывают поддержать международные стандарты для облегчения торговли и отойти от индивидуальных технических регламентов разных стран.
Еще одним стратегическим направлением в США является увеличение иностранных инвестиций.
США на сегодняшний день, согласно данным ООН, занимают первое место по показателю притока прямых иностранных инвестиций в страну. Лидирующая позиция по данному направлению сохраняется с 1985 г. по настоящее время.
Однако доля иностранных инвестиций от мирового показателя сократилась с 40% в 1999 г. до 27% в 2016 г. Правительство США стремится к сохранению мирового инвестиционного направления в США. Особую роль в данном направлении играет программа Select USA.
Select USA является единственной в своем роде государственной программой США, которая возглавляется Министерством торговли США. Цель создания данной программы заключается в обеспечении инвестиций в инвестиционные соглашения в США, а также в повышении осведомленности о важной роли прямых иностранных инвестиций для американской экономики [18].
Еще одним приоритетным направлением во внешнеторговой стратегии США является защита торговых законов США, а также обеспечение должного выполнения зарубежными странами международных торговых соглашений. Особое внимание данному направлению уделяется в связи с высокой конкурентоспособностью американских компаний на международном рынке.
Таким образом, изучив основную внешнеторговую стратегию США на ближайшую перспективу, мы делаем вывод о том, что в целом в стратегии принято много различных мер по укреплению позиций американских компаний на международном рынке в целях стимулирования экспорта из США. Подобный подход можно объяснить главным образом желанием как «подравнять» торговый баланс, так и пополнить федеральный бюджет.
Бахманом и Маджумдаром были выделены четыре основных сценария с определенной долей вероятности развития того или иного варианта событий [19]:
- базовая линия (вероятность 55%);
- рецессия (25%);
- более медленный рост (10%);
- производительность (10%).
Прогноз «Базовая линия» предполагает поступательный рост расходов. Лишь с помощью иностранных инвестиций удается удерживать доллар и увеличивать спрос на экспорт в США. Введенная Дональдом Трампом в декабре 2017 г. новая налоговая реформа (значительно облегчающая налоговое бремя компаний) становится финансовым стимулом. Ситуацию усугубляют торговые тарифы и реакция зарубежных компаний и государств. Однако США быстро приходят к взаимопониманию со своими торговыми партнерами, тарифы быстро исчезают. Возникновение быстрого роста ВВП будет вести к инфляционным скачкам. Федеральная резервная система живо отреагирует на политику агрессивных процентных ставок, а долгосрочные ставки будут начинать расти, так как активы за рубежом станут гораздо привлекательнее.
Незначительное увеличение ограничений в сфере торговли в среднесрочной перспективе будет вести к росту стоимости бизнеса. Однако и это будет компенсироваться снижающимися нормативными издержками.
При сценарии «Рецессия» экономика США ослабнет уже к концу 2019 - началу 2020 г. Это произойдет в связи с воздействием на экономику тарифов, которые будут влиять на уменьшение иностранного стимула. При уже ослабленной экономике возникнет небольшой финансовый кризис, который приведет к некритическому спаду производства или замедленным темпам экономического развития, то есть к рецессии. На возникшую рецессию среагирует Федеральная резервная система и Европейский ЦБ, которые облегчат условия спада. Это в свою очередь приведет к быстрому восстановлению финансовой системы. ВВП США переживет спад в 2019 и 2020 гг., затем вновь восстановится и будет расти.
Согласно сценарию «Более медленный рост», введенная Д. Трампом налоговая реформа в бизнесе приведет к небольшим государственным затратам. При этом тарифы на торговлю будут продолжать действовать в связи с безуспешной дипломатией правительства, обусловленной провалами в попытках договориться с торговыми партнерами. В свою очередь тарифы будут повышать государственные издержки и нарушать цепочку поставок. При этом многие предприятия станут сдерживать свои инвестиции в связи с неопределенностью в дальнейшей политике правительства.
Государство станет не способно контролировать ситуацию на рынке путем манипулирования финансами. В течение 2018-2023 гг. ВВП упадет примерно на 1,5%, а уровень безработицы в стране будет расти.
Самым оптимистичным является сценарий «Производительность», при котором технологические достижения в производстве будут оказывать влияние на снижение корпоративных издержек, так как уменьшение доли государственного регулирования сектора экономики будет вести к повышению уровня доверия. Инфраструктура также будет совершенствоваться, что будет вести к повышению спроса в краткосрочной перспективе и тем самым будет повышаться уровень производительности частного капитала.
Тарифы будут существовать недолго и окажут незначительное влияние на экономику, невзирая на прогнозы многих аналитиков. Рост экономики будет наблюдаться уже в 2019 г. более чем на 3%. В 2021-2023 гг. процент экономического роста будет превышать 2%, а инфляция, в свою очередь, будет подавлена.
Так, изучив основные сценарии дальнейшего экономического развития США, мы склоняемся к тому, что в прогнозном анализе от ученых из Deloitte были выявлены самые разные варианты событий от пессимистичных («Рецессия», «Более медленный рост») до оптимистичного («Производительность»). Однако нужно отметить, что ученые считают сценарий «Базовая линия» наиболее вероятным. Ввиду краткосрочности этого прогноза можно предположить, что возможность воплощения данного сценария в жизнь вполне вероятна.
Таким образом, изучив проблемы и перспективы развития внешней торговли США, мы сделали вывод о том, что основными актуальными проблемами внешней торговли США являются отрицательное сальдо торгового баланса, а также дефицит государственного бюджета.
Именно поэтому одним из стратегических планов экономического развития США является стимулирование экспорта путем государственной поддержки мелким и средним предприятиям для выхода на международный рынок. Именно благодаря стимулированию экспорта удастся преодолеть проблему «двойного дефицита» в США.
Возможный прогноз развития событий не рассматривает решения главной из проблем США - выравнивание торгового баланса, однако рассматривает в краткосрочной перспективе влияние введенных тарифов на зарубежные товары в США. Наиболее вероятный сценарий в прогнозе относительно оптимистичен, так как США удастся с 2021 года добиться роста уровня ВВП после недолговременного спада.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Ivanovitch Michael. US foreign trade balances are absolutely national security problems / / CNBC. 2018. - 10 сентября / URL: https://www.cnbc.com/2018/09/10/us-foreign-trade-balances-are-absolutely-national-security-problems.html (дата обращения: 10.10.2018).
2. Stokes Bruce. American trade issues aren't just about China // Pew Research. 2016. - 10 марта / URL: http://www.pewresearch.org/fact-tank/2016/03/10/american-trade-issues-arent-just-about-china/ (дата обращения: 10.10.2018).
3. Бивенс Джош. The benefits of the dollar's decline // News Events. 2003. - 24 июля / URL: Institute https://www.epi.org/publication/briefingpapers_bp140/ (дата обращения: 10.10.2018).
4. Balcerowicz L., Rzonca A. The mysteries of economic growth. - Washington, DC: world Bank. DOI.: https://doi.org/10.1596/978-1-4648-0325-3
5. Шиян Д., Ульянченко Н. Роль экономических агентов ожиданий в формировании экономического цикла: на примере США / Экономичный часопис. - 2017. - № 165. - С. 8-12.
6. Hawksworth J., Chan D. The world in 2050. Will the shift in global economic power continue? / URL: https://www.pwc.com/gx/en/issues/the-economy/assets/world-in-2050-february-2015.pdf
7. Shyian D.V. The impact of expectations on the mechanism of the economic cycle // Economics and forecasting. - 2018. - № 2. - С. 40-52.
8. Бюро экономического анализа. Министерство торговли США (2017). Национальные Экономические Счета / URL: https://www.bea.gov/iTable/iTable.cfm?reqid=9&step=3&isuri=1&903=178#reqid=9&step=3&isuri=1 &903=3
9. Национальное Бюро экономических исследований (2010). Расширение и сокращение бизнес-цикла в США / URL: http://www.nber.org/cycles
10. Группа Всемирного Банка (2016). Ведение бизнеса 2016 / URL: http ://www. doingbusmess.org/~/media/WBG/DomgBusmess/Documents/Annual-Reports/English/DB 16-Full-Report.pdf
11. Всемирный экономический форум (2016). Отчет о глобальной конкурентоспособности 2015-2016 / URL: http://reports.weforum.org/global-competitivenessreport-2015-2016/
12. Всемирный экономический форум (2015). Глобальный отчет о стимулирующей ле - 2014 / URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF_GlobalEnablingTrade_Report_2014.pdf
13. Ильясова Ш.Ш. Торговая политика правительства Д. Трампа. Анализ и прогнозы / Ш.Ш. Ильясова // Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2018. - №. 7. - С. 97-101.
14. The statistics portal / URL: https://www.statista.com/statistics/268173/countries-with-the-largest-gross-domestic-product-gdp/ (дата обращения: 19.09.2018).
15. Информационный портал World Integrated Trade Solution (WITS) / URL: https://wits.worldbank.org/countryprofile/en/usa (дата обращения: 29.09.2018).
16. Chudik A., Mohaddes K., Pesaran M.H., Raissi M. Is There a Debt-Threshold Effect on Output Growth? / / Review of Economics and Statistics. - 2016. - 23 March.
17. Bureau of Economic Analysis - direct foreign investments / URL: https://www.bea.gov/data/intl-trade-investment/foreign-direct-investment-by-country-and-industry (дата обращения: 10.10.2018).
18. U.S. Department of Commerce strategic plan 2018-2022 / URL: http://www.decsocal.org/NewsEvents/us_department_of_commerce_2018-2022_strategic_plan.pdf (дата обращения: 12.11.2018).
19. U.S. government-wide program SelectUSA / URL: https://www.selectusa.gov/about-selectusa (дата обращения: 25.11.2018).
REFERENCES
1. Ivanovitch Michael. US foreign trade balances are absolutely national security problems. CNBC. 2018. 10 sentyabrya. Available at:: https://www.cnbc.com/2018/09/10/us-foreign-trade-balances-are-absolutely-national-security-problems.html (accessed: 10.10.2018).
2. Stokes Bruce. American trade issues aren't just about China. Pew Research. 2016. - 10 marta. Available at::http://www.pewresearch.org/fact-tank/2016/03/10/american-trade-issues-arent-just-about-china/ (accessed: 10.10.2018).
3. Bivens Dzhosh. The benefits of the dollar's decline. NewsEvents. 2003. - 24 iyulya. Available at::Institute https://www.epi.org/publication/briefingpapers_bp140/ (accessed: 10.10.2018).
4. Balcerowicz L., Rzonca A. The mysteries of economic growth. Washington, DC: world Bank. Available at: DOI.:https://doi.org/10.1596/978-1-4648-0325-3
5. SHiyan D., Ul'yanchenko N. Rol' ehkonomicheskih agentov ozhidanij v formirovanii ehkonomich-eskogo cikla: na primere SSHA. [The role of economic agents of expectations in the formation of the economic cycle: on the example of the United States]. EHkonomichnyj chasopis. 2017. no.165. pp.8-12
6. Hawksworth J., Chan D. The world in 2050. Will the shift in global economic power continue? Available at: https://www.pwc.com/gx/en/issues/the-economy/assets/world-in-2050-february-2015.pdf
7. Shyian D.V. The impact of expectations on the mechanism of the economic cycle // Economics and forecasting. 2018. No. 2. Pp. 40-52.
8. Byuro ehkonomicheskogo analiza. Ministerstvo torgovli SSHA. Nacional'nye EHkonomicheskie Scheta. [Bureau of economic analysis. U.S. Department of Commerce (2017). National Economic Accounts]. Available at::https://www.bea.gov/iTable/iTable.cfm?reqid=9&step=3&isuri=1&903=178#reqid=9&step= 3&isuri=1&903=3
9. Nacional'noe Byuro ehkonomicheskih issledovanij (2010). Rasshirenie i sokrashchenie biznes-cikla v SSHA.[ National Bureau of economic research (2010). The expansion and contraction of the business cycle in the United States]. Available at::http://www.nber.org/cycles
10. Gruppa Vsemirnogo Banka (2016). Vedenie Biznesa.[ World Bank Group (2016). Doing business 2016]. Available at::http://www.doingbusiness.org/~/media/WBG/DoingBusiness/Documents/Annual-Reports/English/DB16-Full-Report.pdf
11. Vsemirnyj ehkonomicheskij forum. Otchet O Global'noj Konkurentosposobnosti 2015-2016. [World economic forum (2016). Global competitiveness report 2015- 2016]. Available at: http://reports.weforum.org/global-competitivenessreport-2015-2016/
12. Vsemirnyj EHkonomicheskij Forum. Global'nyj Otchet o Stimuliruyushchej Torgovle 2014. [World economic forum (2015). Global trade facilitation report 2014]. Available at: http://www3.weforum.org/docs/WEF_GlobalEnablingTrade_Report_2014.pdf
13. Il'yasova Sh.Sh. Torgovaya politika pravitel'stva D. Trampa. Analiz i prognozy. Sh. Sh. Il'yasova. [Trade policy of the government of D. Trump. Analysis and projections. S. S. Ilyasov]. Skif. Voprosy studencheskoj nauki. 2018. no. 7. Pp. 97-101.
14. The statistics portal. Available at::https://www.statista.com/statistics/268173/countries-with-the-largest-gross-domestic-product-gdp/ (accessed: 19.09.2018).
15. Informacionnyj portal World Integrated Trade Solution (WITS). Available at:::https://wits.worldbank.org/countryprofile/en/usa (accessed: 29.09.2018).
16. Chudik A., Mohaddes K., Pesaran M.H., Raissi M. Is There a Debt-Threshold Effect on Output Growth? Review of Economics and Statistics . 2016. 23 March.
17. Bureau of Economic Analysis - direct foreign investments. Available at: https://www.bea.gov/data/intl-trade-investment/foreign-direct-investment-by-country-and-industry (accessed: 10.10.2018).
18. U.S. Department of Commerce strategic plan 2018-2022. Available at: http://www.decsocal.org/NewsEvents/us_department_of_commerce_2018-2022_strategic_plan. pdf (accessed: 12.11.2018).
19. U.S. government-wide program SelectUSA. Available at::https://www.selectusa.gov/about-selectusa (accessed: 25.11.2018).
Информация об авторе:
Кузьмина Виолетта Михайловна, кандидат исторических наук, доцент, Юго-Западный государственный университет, г. Курск, Россия [email protected]
Статья поступила в редакцию:05.01.2018. принята в печать 27.01.2019. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи
Information about the author:
Violetta M. Kuzmina, Candidate of Historical sciences, Associate Professor, South-West State University, Kursk, Russia
Received 05.01.2018.; accepted for publication 27.01.2019.. The author have read and approved the final manuscript.