ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ
24 (165) - 2012
УДК 338.9
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА К ОРГАНИЗАЦИИ МОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРИБРЕЖНО-МОРСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
A. М. ВАСИЛЬЕВ,
доктор экономических наук, доцент, заведующий отделом экономики морской деятельности в Арктике Е-таН: [email protected]
Институт экономических проблем им. Г. П. Лузина Кольского научного центра РАН
B. В. ДЕНИСОВ,
доктор географических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории океанографии и радиоэкологии Е-таН: [email protected] Мурманский морской биологический институт Кольского научного центра РАН
В статье обоснована необходимость разработки прибрежно-морского компонента и программы социально-экономического развития приморской территории Мурманской области в виде отдельного блока в составе Стратегии развития региона до 2030 года. Выполнен пространственный анализ основных видов прибрежной экономической деятельности — сухопутной и морской, требующих интегрированного управления. Выявлены проблемные вопросы и порядок их решения при разработке стратегических планов.
Ключевые слова: Мурманская область, прибрежные территории, экономическая деятельность, безопасность, эффективность, интегрированное управление, проблемы.
Мурманская область по своему местоположению является полуостровной, а по эколого-географичес-кому положению — приморской территорией.
В декабре 2010 г. была утверждена Стратегия морской деятельности Российской Федерации до 2030 года (далее — Стратегия) [9]. Важность этого документа определяется тем обстоятельством, что стратегические социально-экономические интересы Мурманской области реально шире ее административных границ, ведь именно в море реализуется существенная компонента перспективных планов развития области. Это всем известные проекты освоения Штокманского месторождения, специальная портовая экономическая зона и создание Мурманского транспортного узла, расширение и интернационализация транспортных перевозок по трассе Севморпути, стратегическая роль и значение Северного флота, экстенсивное развитие аквакультуры и интенсификация добычи и переработки традиционных и новых биоресурсов и др.
В Стратегии в раздел «Стратегические цели, задачи и целевые показатели развития морской деятельности Российской Федерации» включены следующие позиции.
1. Стратегическая цель — переход к комплексному подходу при планировании развития приморских территорий и прибрежных акваторий конкретных побережий страны путем выделения их в отдельный единый объект государственного управлении.
2. Стратегические задачи — разработка и реализация программ комплексного развития приморских территорий и прибрежных акваторий в качестве самостоятельного компонента комплексных стратегий и программ социально-экономического развития приморских субъектов РФ.
3. Перспективные пути развития основных видов морской деятельности — управление морским природопользованием должно быть интегрированным (межотраслевым) на всех уровнях, направленным на преодоление конфликтности и должно сопровождаться расширением морской составляющей программ комплексного развития приморских территорий и прибрежных акваторий, использованием и развитием инструментария морского пространственного планирования.
Разработка прибрежно-морского компонента и программ социально-экономического развития приморских территорий имеет определенную специфику, которая определяется такими факторами, как:
— необходимость интеграции стратегий и программ развития различных видов морской деятельности;
— взаимосвязанность комплексного социально-экономического развития и территориального планирования;
— специфика управления и планирования на региональном и муниципальном уровнях;
— необходимость учета региональной специфики приморских регионов, связанной с неоднородностью распределения морских ресурсов и различным уровнем развития приморских территорий.
Наиболее распространенной и хорошо апробированной в мировой практике природопользования является модель комплексного управления прибрежными зонами (КУПЗ) [11]. Ее можно определить как комбинацию адаптивных экономических, социальных и экологических управленческих систем, сфокусированных на устойчивое развитие приморских территорий.
Использование модели комплексного управления прибрежными зонами основано на рассмотрении приморских территорий и прилегающих к ним морских акваторий как единой природной, экономической и социальной системы, основу которой составляет морская деятельность.
Территориально побережье Баренцева моря от государственной границы Российской Федерации с Норвегией на западе до мыса Святой Нос на востоке носит название Мурманский берег (рис. 1) [2].
Прибрежное рыболовство традиционно охватывает сравнительно узкую часть прибрежных акваторий Рыбачьей и Кильдинской банок, Западного и Восточного прибрежных районов на протяжении примерно 50 миль от берега.
Основанное на богатых биоресурсах рыболовство — исторически традиционный и ключевой для Баренцева моря вид морской деятельности [1].
Заселение побережья Кольского полуострова было связанно с рыболовством — промыслом, который, естественно, начинался с прибрежной добычи рыбы. На начало XIX в. на побережье Кольского
Рис. 1. Районирование Баренцева моря, границы прибрежного рыболовства и местоположение пунктов переработки сырья [10]
полуострова от Варангер-фьорда до реки Поной существовало до 35 становищ, куда в промысловый период (обычно с марта по ноябрь) собиралось до 1,5 тыс. мелких судов (карбасов) и до 3,5 тыс. рыбаков. В середине 1930-х гг. в Мурманской области насчитывалось уже более 80 рыбацких поселков с населением 10—11 тыс. человек. В прибрежных районах в 1920—1940 гг. пассивными орудиями лова добывалось от 6 до 27 (в отдельные годы) тыс. т донных видов рыб.
В послевоенные годы с освоением дрифтер-ного и тралового морского и океанического лова, наращиванием его объемов промысел развивался экстенсивно, переместившись в более производительные открытые районы моря. Прибрежный промысел был практически полностью прекращен в середине 1960-х гг. с принятием концепции масштабного развития промышленного морского и океанического лова, концентрации производства в основных портах базирования флота и ликвидации «неперспективных» поселений.
Были созданы и развиты большие рыболовные флотилии, которые работали на всю страну. Между тем в соседней Норвегии до 75 % общей численности рыболовного флота относится к прибрежному (а в других странах Северной Атлантики — еще больше). Такая политика Министерства рыболовства Норвегии направлена на поддержку небольшого по тоннажу, но высокопроизводительного и экономически выгодного флота с такими средствами лова, как ярус, снюрревод, уды.
В начале 1990-х гг. в связи с переходом к рыночным условиям хозяйствования и ухудшением социально-экономической ситуации в прибрежных поселениях и в регионе началось постепенное возрождение прибрежного промысла на Мурмане. Необходимость возобновления прибрежного рыболовства диктовалась в первую очередь значительной численностью безработных среди населения, проживающего на побережье.
Общий объем добычи на прибрежном промысле в настоящее время составляет около 30 тыс. т, в том числе примерно 70 % — треска, 26,0 % — пикша, 4,0 % — прочие виды гидробионтов, в том числе краб.
Промыслом занимаются 124 организации, используются около 100 малых и маломерных судов. Переработка уловов до 2012 г. в основном была сосредоточена в г. Мурманске и его окрестностях. С организацией в 2011 г. процедур приемки рыбного
сырья в сельском поселении Териберка возросли выгрузки уловов на действующий там рыбозавод. По имеющимся данным, производственные мощности завода будут увеличены до 50 т переработки сырца в сутки. Следовательно, возрастут интенсивность заходов промысловых судов в Териберку, масштабы промысла в близлежащих районах моря. Развитие ярусного и удебного лова приведет к использованию значительных морских акваторий.
Наряду с биологическими ресурсами почти весь баренцевоморский шельф богат нефтью и газом. Технологически и экономически Штокма-новское газоконденсатное месторождение, расположенное на удалении около 650 км от Кольского полуострова, оказывается тесно связанным с Мурманской прибрежной зоной и должно рассматриваться как ее составная часть. Речь идет о проектной технологической связи добычного комплекса с побережьем Мурмана трехниточным подводным трубопроводом, заводом по производству сжиженного природного газа (1-я и 2-я очереди), портовой инфраструктурой.
На сегодняшний день существующая и планируемая деятельность в Мурманской прибрежной зоне сосредоточена в условном треугольнике с вершинами в районе Варангер-фьорда, губа Печен-га — г. Мурманск, Кольский залив — п. Териберка, губы Орловка, Корабельная Завалишина, Лодейная, Опасова (рис. 2) [3].
Именно на этой относительно небольшой в масштабах Кольского полуострова площади (около 5,3 тыс. км2) разворачиваются планировочные, изыскательские и строительные работы в рамках двух мегапроектов федерального значения: береговая инфраструктура Штокмановского проекта и инфраструктура Мурманского транспортного узла. В этой же зоне базируются военно-морские и пограничные силы, средства МЧС. Здесь имеется обширный потенциал прибрежного рыболовства, аквакультуры и рекреации.
Мурманская прибрежная зона отмечена значительными контрастами в размещении населения, подавляющее большинство которого сосредоточено в пределах Кольского залива (до 90 %). Согласно доступным статистическим данным вклад прибрежной зоны в экономику Мурманской области пока очень невелик (не более 10 %). Это не соответствует потенциальным возможностям Мурманской прибрежной зоны и тормозит перевод всей полуостровной области на модель устойчивого развития.
Рис. 2. Мурманская прибрежная зона
В большинстве прибрежных зон мира главной проблемой обычно выступает чрезмерный пресс на природную среду многих ресурсопользователей. В Мурманской области ситуация иная. Здесь без начальной интенсификации экономики невозможно обеспечить нормальный жизненный уровень местного населения, устранить нищету и браконьерство. Сегодня в Мурманской прибрежной зоне
муниципалитеты преимущественно дотационные, не имеющие достаточных собственных источников финансирования. Уровень дота-ционности бюджетов достигает от 19 % в Териберке и до 36 % в ЗАТО Александровск.
Одним из реальных социально значимых видов деятельности в прибрежной зоне Кольского полуострова следует назвать, как уже было отмечено выше, прибрежное рыболовство и переработку гидро-бионтов. Именно эти виды деятельности могут внести существенный вклад в закрепление присутствия населения на приморских территориях, в обеспечение его занятости и повышение уровня жизни, улучшение бюджетной обеспеченности местных муниципальных образований. Для улучшения ситуации с прибрежным промыслом в 2004 г. было принято решение Правительства РФ, согласно которому вся рыба, добытая по прибрежным квотам, должна доставляться на российский берег. Пока российская прибрежная квота составляет 22—23 % от квотируемого вылова рыбы в российской экономической зоне.
На рис. 3 показано местоположение фабрики по переработке рыбной продукции в районе Тери-берки (п. Лодейное). Там же приведено местоположение основных объектов инфраструктуры ШГКМ, а именно, завода по производству СПГ, хранилища
Рис. 3. Схема расположения объектов нефтегазодобычи и выпуска рыбной продукции в п. Териберка [7]: 1 — завод по производству сжиженного природного газа;
2 — портовая инфраструктура;
3 — завод по выпуску рыбной продукции; 4 — выход подводного газопровода на сушу
конденсата, нефтебазы, причалов грузовых операций с СПГ.
Традиционно используемая рыбаками прибрежная зона сегодня рассматривается (и частично используется) как интегральный пространственный ресурс для любой морехозяйственной деятельности, будь то рыболовство, аквакультура, морской транспорт, особо охраняемые территории, оборона либо рекреация. Такое совпадение запросов на одну и ту же территорию (акваторию) не может не вызвать конфликтных споров. На рис. 4 показаны взаимодействия между различными видами деятельности в открытом море и в прибрежных зонах, а также классификация возможных конфликтов между природопользователями [12]. Как следует из анализа этой матрицы, на практике наиболее типичны конфликтные пересечения, характеризуемые как многочисленные и частые (более 50 %). Индивидуальные (парные) конфликты случаются вдвое реже, а бесконфликтные взаимодействия почти отсутствуют.
При этом территориальные конфликты подразделяются на межсекторальные (парные и интегральные) и внутрисекторальные [3]. К первым следует отнести конкуренцию за ресурсы, необходимые для размещения своей инфраструктуры, например, земельные и акваториальные участки между аквакультурой, развитием нефтегазовой отрасли, морским транспортом, военной и пограничной инфраструктурой и др. Межсекторальные конфлик-
ты генерируют изменение двух из трех основных эколого-экономических функций, а именно, функции оккупации или пространственной «тесноты», функции эмиссии, поступление в систему чужеродных субстанций и энергии или загрязнение. К межсекторальным конфликтам, порожденным взаимодействием шельфовой нефтегазодобычи и промысловым рыболовством, следует отнести конфликт между береговой инфраструктурой завода по производству сжиженного газа в п. Териберка и промышленной переработкой биоресурсов в той же Териберке. При конкретном анализе обстановки в районе п. Териберка становится очевидно, что риски, вероятно, могут возникнуть не в результате эмиссии (традиционного загрязнения), а вследствие оккупации.
В губе Лодейная на ее обоих берегах предполагается разместить завод по переработке рыбного сырья и перегрузочный комплекс для конденсата и нефтепродуктов. Расстояние между этими промышленными объектами составляет около 2,5 км, что небезопасно для движения судов различных типоразмеров с учетом маневрирования. Регулярные поставки рыбного сырья для завода будут осуществляться сравнительно небольшими судами, а перегрузки конденсата планируется выполнять газовозами длиной до 300 м.
При такой тесноте риски безопасного судовождения существенно повышаются, что должно быть просчитано заранее. Кроме того, в целях
Промышленное рыболовство
Аквакультура
Туризм/ экологический туризм
Промышленность и транспорт
Оборона
Деятельность и отдых на природе
Загрязнение и охрана окружающей среды
Местное самоуправление и развитие
Многочисленные и частые конфликты
Отдельные конфликты
Нет конфликтов
1Н1 „аКЙ ш
¡■I
Промышленное Аквакультура Туризм/ Промышленность Оборона Деятельность Загрязнение рыболовство экологический и транспорт и отдых и охрана
туризм на природе окружающей
среды
Рис. 4. Матрица совместимости видов морехозяйственной деятельности
Местное самоуправление и развитие
достижения экологической безопасности рекомендуется газовозам соблюдать дистанцию (30 км) при движении вдоль побережья. Возможные аварии на перегрузочном комплексе могут приводить к эмиссии перевозимого газоконденсата, который в результате существующей в губе Териберская антициклонической циркуляции вод может затронуть и завод по обработке биоресурсов. Таким образом, становятся вполне реальными ситуации, когда аварийные инциденты вследствие пространственной «тесноты» могут реализовываться в эмиссию загрязняющих веществ.
Что касается завода по производству СПГ в губе Зава-лишина (продолжение цепочки губ Орлова, Териберка) и выхода трубы на берег в районе губы Опасово, то их местоположение практически минимизирует отрицательные последствия для морских экосистем, ведь общее морфологическое строение и последовательная «матрешечная» структура губы Териберская образует систему естественной защиты объектов различного призводственного назначения от эмиссионных воздействий.
Кроме рыболовной, газонефтяной и транспортной морской деятельности в губе Териберка намечается создание рыборазводной фермы, большую угрозу деятельности которой представляют предстоящие крупномасштабные дноуглубительные работы. Они также нанесут урон нерестилищам морских гидробионтов.
В Кольском заливе выбор в пользу морского транспорта был предопределен давно, с момента основания на его берегах г. Мурманска (рис. 5) [6]. По мере превращения этого некогда богатого биоресурсами фьорда в транспортную артерию военно-стратегического значения проблема межсекторальных конфликтов (например, между морским транспортом и промышленным рыболовством)
Рис. 5. Кольский залив
практически исчезла. Но при этом со временем обострилась внутрисекторальная конфликтность в связи с конкуренцией, во-первых, за местоположение плавучих и береговых перегрузочных терминалов. Во-вторых, что более существенно, возникла конфликтность между плавучими нефтяными терминалами, якорными стоянками судов-наполнителей и регулярным движением морского транспорта. С учетом интенсивности движения морского транспорта любое прогрессирующее увеличение числа помех судовому трафику чревато негативными последствиями.
На рис. 6 и 7 показаны потенциально конфликтные зоны в устьевой части реки Лавна и на участке перехода из южного колена Кольского залива в сред-
Рис. 6. Конфликтная зона в Кольском заливе
Рис. 7. Конфликтная зона (р. Лавна): 1 — территория, проектируемая под стационарный комплекс перегрузки нефти;
2 — территория, проектируемая под комплекс перевалки угля и генеральных грузов; 3 — территория, занимаемая ФГУП «АМНГР»; 4 — участок акватории, планируемый под РКП мазута; 5 — действующий РКП «южнее мыса Мишуково»;_— граница конфликтной зоны
8 -
нее [6]. Здесь базируются рейдовые комплексы перегрузки нефти. Если учесть судооборот торгового и рыбного портов, количество действующих и планируемых разгрузочно-перегрузочных комплексов (РПК), то необходимо заранее оценить возможную интенсивность судоходства в данной зоне с учетом соответствующих технических и экономических ограничений.
Для заливов фьордового типа с организацией пространственного размещения инфраструктуры различного назначения вдоль главной оси водоема (например, в Кольском заливе или в губе Печенга) максимально обостряется проблема оккупации или пространственной «тесноты».
Наиболее проблемной с этих позиций представляется губа Печенга (рис. 8) [8]. На настоящем этапе ее хозяйственного освоения приоритет отдан аквакультуре, хотя еще 3—4 года назад акватория губы рассматривалась как комплексный пространственный ресурс с возможностью размещения здесь объектов различной инфраструктуры. Сегодня аква-культурную деятельность в губе Печенга осуществляют компания «Гиганте Печенга» и быстро набирающая обороты компания «Русский лосось». Последняя уже превзошла «Гиганте Печенга» по объему выращиваемой рыбы в несколько раз.
При сохранении прежних планов освоения губы Печен-га именно в ней сказалась бы опасная интенсификация движения морского транспорта, обслуживающего разные виды
Рис. 8. Губа Печенга
морской деятельности: аквакультуру, прибрежное рыболовство, контейнерные грузовые перевозки, транспорт газоконденсата. Хотя на сегодняшний день рискованная экологическая ситуация в губе Печенга снята, однако в будущем она может возникнуть вновь [8].
Рассмотренные выше так называемые «горячие точки» в треугольнике высокой антропогенной активности Мурмана подчеркивают необходимость создания утвержденных на высоком уровне КУПЗ-программ для этих природно-антропогенных объектов.
Нужно признать, что в Арктике действовать придется «с нуля». В первую очередь будет необходимо обосновать приоритетные направления
развития прибрежных зон Кольского полуострова на основе концепции устойчивого развития региона, триединства экономики, социальных вопросов и экологии [5]. Включение прибрежно-морского компонента в стратегию и программы социально-экономического развития приморских территорий должно быть направлено на обеспечение баланса между получением кратковременной сиюминутной экономической выгоды и достижением долговременных целей развития. Для этого нужно прежде всего идентифицировать ограничения, связанные с использованием прибрежных зон, включая законодательные и нормативные документы.
Еще в 1998 г. авторами было введено понятие «административно-географический дуализм», опре-
- 9
деляющее противоречия на пересечении географических, законодательных и административно-территориальных областей знания [4]. Ярким примером такого противоречия выступают прибрежные зоны, где суша входит в компетенцию субъектов РФ, а море — в сферу компетенции федеральных органов (центра). По этой причине не вполне понятно, как совместить стратегические проблемы, остающиеся в ведении Минэкономразвития России, с проблемами, возложенными на местные власти. С учетом действующего законодательства объединение приморских территорий и прибрежных акваторий в рамках общего объекта государственного управления, как это предусмотрено Стратегией морской деятельности Российской Федерации до 2030 года, вряд ли возможно без внесения существенных изменений в целый ряд федеральных законов.
После решения этих принципиальных вопросов необходимо организовать сбор исходных данных для оценки ресурсного потенциала и рисков в прибрежной зоне, например, в упомянутом выше п. Териберка. И только решив перечисленные задачи, можно определить, какие методы из арсенала инструментов комплексного стратегического планирования (индикаторные методы, оценка природного качества прибрежных вод, ресурсные матрицы Леопольда, кластерный анализ, морское пространственное планирование, анализ потенциальной конфликтности, составление земельного кадастра) окажутся пригодными при разработке прибрежно-морского компонента стратегии.
Все перечисленные проблемы, характерные для прибрежных зон России, нужно начинать ставить и решать совместно и без промедления. Иначе реальная жизнь будет по-своему определять приоритеты, и они вполне могут быть отличными от здравых научных рекомендаций.
Список литературы
1. Васильев А. М., Куранов Ю. Ф. Рыбная отрасль Мурманской области: современное состояние, стратегия развития. Апатиты: Изд-во КНЦ РАН, 2009.
2. Географический словарь Мурманской области / Автор-составитель В. Г. Мужиков. Мурманск: Мурманский обл. ин-т развития регионального образования, повышения квалификации педагогических кадров, 1996.
3. Денисов В. В. Комплексное управление прибрежными зонами. // Основные концепции современного берегопользования. Т. 2. Гл. 7. СПб: РГГМУ, 2010. С. 224—286.
4. Денисов В. В. Экологическая география полиресурсных шельфов на примере Баренцева моря // Исследования в области океанологии, физики атмосферы, географии, экологии, водных проблем и геокриологии. М.: ГЕОС, 2001. С. 94—98.
5. Денисов В. В. Эколого-географические основы устойчивого природопользования в шельфовых морях (экологическая география моря). Апатиты: Изд-во КНЦ РАН, 2002.
6. Кольский залив. Освоение и региональное природопользование / отв. ред. акад. Г. Г. Матишов. М.: Наука, 2009.
7. Концептуальные направления инновационного развития морехозяйственного комплекса Европейского Севера России: отчет о НИР № 3-10-4002 // Институт экономических проблем Кольского научного центра Российской академии наук. Науч. рук. А. М. Васильев; отв. исп.: А. М. Васильев, Ю. Ф. Куранов, Э. Б. Грушенко [и др.]. Апатиты, 2011.
8. Отчет по НИР (ФЦП «Мировой океан»). Исследование комплексного управления прибрежной зоной района Печенгской губы, Мурманская область / отв. исп. д. г. н. В. В. Денисов. Фонды СОПС МЭРТ и РАН. Мурманск: ММБИ КНЦ РАН, 2008.
9. О Стратегии развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года: распоряжение Правительства РФ от 08.12.2010 № 2205-р. URL: http//govemment. ru/gov/results/13458.
10. Экономическое обоснование стратегии морской деятельности в Российской Арктике: отчет о НИР № 3-07-4002 // Институт экономических проблем Кольского научного центра РАН. Науч. рук. А. М. Васильев; отв. исп.: А. М. Васильев, А. Г. Столбов, Ю. Ф. Куранов, М. В. Ульченко [и др.]. Апатиты, 2009.
11. Mikhaylichenko Yu. G. Development of integrated coastal area management in Russia within the framework of Federal research programs. Proc. of the Int. Conf. on Integrated Coastal Area Management and Its Integration with Marine Sciences, 26-29 September 2000, Saint Petersburg, Russia, 2003. Р. 83-95.
12. The Future of the Coastal Planet Secretarial Norut Gruppen AS, Tromso, 1995. Р. 29.