► ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 378 ББК 74.48
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОММУНИКАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
PROBLEMS AND PROSPECTS OF COMMUNICATION IN CONTEMPORARY EDUCATION
Симонова Маргарита Михайловна
Доцент кафедры «Управление персоналом и психология» ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», кандидат социологических наук, доцент
Е-mail: m7230486@yandex.ru
Аннотация. В статье рассматриваются множественные направления использования объединяющей коммуникации в современном обществе, ее значение в социальной жизни. Изучение процессов коммуникации в современном образовании дает возможность обеспечить интенсификацию учебного процесса и использовать научный потенциал коммуникативности в конкретной учебной ситуации. Это позволяет вести диалог об информатизации системы образования, о подготовке специалистов для интенсивного развития информационных технологий и способных к обновлению современного образования в стране. Образование, являясь вариантом и средством коммуникации, призвано вводить обучающуюся личность в огромный целостный мир коммуникации. Сегодня требуется более интенсивное осмысление
Simonova Margarita M.
Assistant Professor at the Human Resource Management and Psychology Department, the Financial University under the Government of the Russian Federation, PhD in Sociology, Associate Professor E-mail: m7230486@yandex.ru
Abstract. The article considers multiple directions of using unifying communication in modern society, its importance in social life. The study of communication processes in modern education makes it possible to ensure the intensification of the learning process and to use the scientific potential of communicability in a specific learning situation. This makes possible a dialogue on the informatization of the education system, on the training of specialists for the intensive development of information technologies and who are capable of updating the modern education in the country. Education, being a variant and a means of communication, is called upon to introduce a learning personality into a vast, integral world of communication. Today, a more intensive understanding of the question of the worldview in education is required as a powerful
вопроса мировоззрения в образовании как мощного коммуникатора, соединяющего в пользу образования системы самых различных научных изысканий. В настоящее время усиливается направление социально-культурного подхода к организации образования, которое предполагает коммуникационный синтез, интеграцию социально-культурных и естественнонаучных оснований образования. Коммуникационные процессы в социуме, условно отделенные от непосредственных систем образования, но соединяющие между собой самые различные и сильные потоки науки, политики, идеологии, институтов гражданского общества, объективно служат более глубокому осознанию реалий глобализированного мира и ответственности каждого за место страны в нем. Задача образования, используя все современные достижения в области кибернетики и информатики, просветить подрастающее поколение о незримых течениях ускользания информационных смыслов в необозримых объемах коммуникационного пространства, о возможностях манипуляции коммуникативным пиаром, рекламой и пронизанной коммуникативными технологиями социально-политической сферой.
communicator, connecting a system of various scientific researches in favor of education. At present, the direction of the socio-cultural approach to the organization of education is being strengthened. It involves communication synthesis, integration of socio-cultural and natural-scientific bases of education. Communication processes in society, conditionally separated from direct educational systems, but connecting the most diverse and strong streams of science, politics, ideology, and civil society institutions, objectively serve to better understanding the realities of the globalized world and the responsibility of everyone for the place of the country in it. The task of education, using all the modern achievements in the field of cybernetics and informatics, to enlighten the younger generation about the invisible currents of the slipping away of information meanings in the vast volumes of communication space, about the possibilities of manipulating communicative PR, advertising and sociopolitical field penetrated with communicative technologies.
Ключевые слова: коммуникация, образование, метакоммуникация, информационные технологии, реформа образования, знания, средства коммуникации.
Keywords: communication, education, metacommunication, information technologies, education reform, knowledge, communication tools.
В многочисленных попытках ученых дать научное определение понятию «коммуникация» можно выделить направления, на которых сгруппирована деятельность самых известных специалистов. Они обозначены терминами «передача» и «взаимодействие». Передача всевозможной информации, знаний, образов на расстояние или тому, кто совсем рядом, словами, письменным текстом, кодом, символами, знаками, компьютерными схемами и диаграммами - это передача, принуждающая людей определенным образом мыслить, действовать, жить. Передача вызывает ответ. Обратная связь служит становлению взаимодействия.
Зарубежные исследователи микро- и макротеорий коммуникации, такие как Юрген Хабермас (немецкий социальный философ и социолог), Энтони Гидденс (англо-американ-
ский социолог), Никлас Луман (немецкий социолог), Пьер Бурдье (французский социолог и политолог), Элвин Тоффлер (американский социолог), Жиль Делез (французский философ) в центр своих концепций поставили коммуникацию как взаимодействие. В их исследованиях теория коммуникации была возведена на самый высокий уровень философского осмысления и получила широчайшую панораму научного обзора [1-5].
В целом работы этих признанных ученых отличает общий акцент на идее объединяющей роли коммуникации в обществе, на приоритете принципов взаимопонимания и согласования перед принципами лидерства и безусловной правоты одной из сторон. Они представили коммуникацию как взаимодействия не только информационные, но и непосредственно жизненные, событийные средства коммуникации (будь то пресса, телевидение или власть) в качестве посредников во взаимодействиях. Коммуникация, согласно их учениям, - это явление, ориентированное на достижение, сохранение или обновление консенсуса, важный фактор солидарности и стабильности общества, механизм, сводящий к единой схеме моменты детерминации и свободы как взаимосвязанные стороны одного и того же действия [6].
Отечественные исследователи занялись серьезным изучением процессов коммуникации, в основном когда пришло осознание одной из главных перемен в обществе - перехода от монологической коммуникации жестко иерархического советского общества к диалоговой, многоголосой. На Западе всерьез разрабатываемая коммуникативистика насчитывает уже полвека, рассматривая такие явления, как цивилизация, культура, история, культурный код, через выражение метакоммуникации.
Коммуникация - необходимое, существенное свойство социальной жизни, в ней осуществляется производство самого человека как мыслящего и интеллектуального существа. В связи с остающимся тем не менее акцентированием в понятии коммуникации фактора передачи информации на первое место часто выдвигается техническая сторона дела: средства передачи совершенствуются с молниеносной скоростью на наших глазах. Они интенсифицируют и все области взаимодействия. Новейшие средства и технологии передачи информации все больше становятся достоянием и частью учебного процесса. С их помощью процесс образования неизбежно интенсифицируется [6]. Образование, являясь вариантом и средством коммуникации, призвано вводить обучающуюся личность в огромный целостный мир коммуникации, формировать потребности и способности к сотрудничеству, выпускать личность в жизнь со знаниями не только узкоспециальных дисциплин, но и общекоммуникационными, использовать научный потенциал коммуни-кативистики в конкретной учебной ситуации всех учебных и воспитательных институтов.
Характер коммуникации в образовании многолинейный и многоуровневый, масштаб - всеохватный внутри сферы образования и одновременно выходящий за ее пределы в сферу различных объективных явлений и процессов, определенным образом коммуни-цирующих с основными фигурами образовательного диалога - учащимися и учителями, студентами и преподавателями.
В каждом обществе есть свой «проект образования», в котором определены теории, необходимые для реализации, содержательного наполнения проекта, прописаны функциональные роли, зафиксированы статусы ролевых позиций, ценности, согласованы механизмы контроля и санкций за нарушения норм и правил ролевого и статусного поведения.
Это не значит, что существует некий идеальный проект, одинаково приемлемый для всех. На самом деле, это общее проектирование задает лишь рамочные условия процессу образования, позволяющие разнообразие форм и содержательных программ.
«Считается, что благодаря школам дети смогут преодолеть ограничения социальной среды, из которой они происходят», - пишет Э. Гидденс [7]. Образование, квалификация - способ достижения целей, капитал для инвестирования. Получение необходимых ресурсов в сфере образования определяет социальную мобильность, доступ в дальнейшем к большему спектру общественных благ, поскольку в развитом обществе освоение многих ролей, обретение определенных статусов практически детерминируется учебой, прохождением через формальные организации института образования.
Это означает, что образование оснащает жизнь инструментальным багажом и квалифицированными проектами коммуникационного взаимодействия. Наличные характеристики образования, такие как доступность, качество, нормативно-правовая база, финансовое обеспечение, влияние на социальную дифференциацию, свидетельствуют не только о его месте в перспективах социума, но и о вкладе в содержательное развитие коммуникационных процессов на всех уровнях.
Осознание новой ситуации в образовании ввиду глобальных изменений в мире по мере развития информатизации определяет и задачи более осознанного анализа, чем принято, выхода за пределы непосредственной педагогики в мощную сеть общественных связей, то есть поиск резервов образовательных модификаций. Отсюда и необходимость осмысления образования как коммуникации.
Если до вступления в свою зрелость новейших средств коммуникации: телевидения, многообразной прессы, различных видов телесвязи, Интернета - не было явно видимого противоречия между двумя системами коммуникации и образования, то теперь встала проблема «культурного империализма», надвигающегося со стороны превратившихся в мировую сеть коммуникативных систем и технологий на статус образования. Образование стремится выдержать этот напор, с одной стороны, используя новейшее знание коммуникативных теорий, технологий, моделей и методик с целью повышения педагогического мастерства, с другой стороны, стремясь все-таки выйти победителем в том, что касается распространения через образовательные коммуникации классических ценностей жизни и образования.
В настоящее время образование все больше захватывается виртуальным фактором, обучением с помощью новейших информационно-коммуникационных сетей, что ведет к изменению принципа подготовки как в профессиональном, так и школьном образовании. Каждый может найти в мировой Сети нужную учебную литературу, поэтому возникает необходимость моделирования в будущем системы всеобщего электронного обучения. По прогнозам, через несколько лет дистанционное образование станет полноценной формой образования, эквивалентной очной форме обучения и все участники этого процесса будут общаться друг с другом исключительно в виртуальном пространстве [8].
Сама современная экономическая жизнь требует соответствующих изменений в социальной организации общества, и не только в способах производственной деятельности, но и в сфере образования. Знания, заключенные в технологиях, компьютерных системах, становятся естественным фактором развития. В настоящий период масштабы данного
процесса столь объемны, что придают ему новое значение, возникает общество, основой существования которого становятся знания, причем настолько профессиональные и сложные, что для их использования необходимы специальные средства и информационные и телекоммуникационные технологии. Эффективность знаний превращается в важнейшую функцию общества, обеспечивающую выживание и дальнейший прогресс общества [9].
В связи с этим требуется опережающая информатизация системы образования, чтобы обеспечить подготовку необходимого количества специалистов для интенсивного развития отечественной индустрии информационной экономики. Этому должно способствовать повышение качества российского образования в информационной сфере и формирование новой информационной культуры общества. Технологический фактор определяет возрастающую коммуницируемость всех составляющих элементов социума на основе новых носителей информации. Развитие средств коммуникации подвигает к серьезному обновлению образования.
Суть всех перемен в статусе учителя, преподавателя состоит в повышении его роли как коммуникатора, в замене авторитарности педагогической искусностью, опирающейся на коммуникативные технологии, переводящие учебный процесс в режим научного труда. И хотя требуется более яркая выраженность авторитетности по сравнению с авторитарностью, для школы никак не снята с повестки дня так называемая «директивная педагогика», поскольку полного равенства взрослого и ребенка не существует, а новым условиям труда требуется в высшей степени дисциплинированный работник.
Современное образование заслуженно подвергается критике за отрыв от современных достижений науки. Требуется иной характер знания, приближенный к современной науке и по содержанию, и по языку, и по форме подачи.
Одним из главных инструментов решения проблемы нового образовательного процесса становится всеобщая компьютеризация образования и внедрение новых информационно-коммуникационных технологий. Оно должно стать действительным ресурсом информационного общества. Необходимо видеть серьезный недостаток в научных разработках, а именно в том, что образование и информационное общество исследуются порознь и автономно, без попыток выявить их внутреннюю корреляционность, взаимозависимость.
В настоящий период современному образованию необходимо представить возможность развиваться в направлении перформативной инновационности и эффективности, гибко реагировать на государственное вмешательство и обеспечивать социализацию граждан, необходимую для поддержания социальной обобщенности, социальной коммуникативности.
Являясь одновременно и предметом, и инструментом социального контроля, образование выходит за эти рамки, выступая и вариантом, и средством коммуникации, самым прямым образом влияющей на гармонизацию общественных связей и отношений.
Важная сторона дела связана с осознанием всей системы коммуникационных линий, нитей, разграничений в потоках открытой и скрытой информации во всем пространстве образования, через которое человек проходит, начиная с дошкольного возраста и продолжая в школе, а затем в других формах образования - в колледжах, институтах, специализированных профессиональных училищах, на курсах, в бизнес-школах. Не только учебные программы и профессиональные преподаватели обеспечивают человеку его образовательную состоятельность, но и глубина коммуникативной преемственности от одного этапа
жизни к другому, от одной формы и ступени образования к другой. В этом смысле можно использовать понятие «след детства», «школьный след», «родимые пятна студенческого сообщества», «родительская коммуникация». Дело не только в их соединении, но и в том, чтобы предшествующий этап в образовании коммуницировал с последующим как наполненный высоко оцениваемым последующим этапом материалом.
Не зря известные педагоги неустанно думали о том, как не допустить разообщен-ности между детством «вольным» и детством «школьным». Если иметь в виду учебную аудиторию, то, казалось бы, существуют специальные науки (педагогика, психология, психофизиология и т. д.), дающие все необходимые рекомендации и методики, позволяющие добиваться нужного эффекта коммуникации, но общая теория коммуникации, накопившая в мире свой большой научный багаж, может во много раз усилить эффекты педагогической науки. Однако пока не только научный потенциал коммуникативистики остается в тени для педагогов, но и десятки тысяч непосредственно педагогических диссертаций и книг не востребованы самой педагогической общественностью.
В настоящее время принято, что в среде, основанной на знаниях, университеты и научные организации как по экономической эффективности, так и в социально-институциональном отношении должны занимать первичное место. Многие исследователи указывают на то, что это сильно контрастирует с реальным положением дел в России, где принятые концепции государственного управления наукой и образованием ориентированы на сильное сокращение числа университетов и научно-исследовательских организаций.
Сегодня требуется более интенсивное осмысление вопроса мировоззрения в образовании как мощного коммуникатора, соединяющего в пользу образования системы самых различных научных изысканий. В настоящее время усиливается направление социально-культурного подхода к организации образования. Оно предполагает коммуникационный синтез, интеграцию социально-культурных и естественнонаучных оснований образования. Эта идея о гуманизации образования предполагает избегать рационально-нормативного подхода к его организации и дает возможность объединить его с подходом, ориентированным на социально-культурные ценности, направленные на объективную специфику жизнедеятельности людей в конкретных геополитических, экологических, социально-экономических, культурных условиях [10].
Коммуникативная природа образования объективно требует усиленного взаимодействия образования со всем коммуникационным пространством социума. Коммуникация самых разных общественных сил призвана совместить мотивы, потребности, интересы, эвристические принципы, механизмы и стимулы движения в образовательных процессах. А более широкая информация о социуме призвана служить адекватному «коммуникационному вхождению» в жизнь поколений, идущих на смену сегодняшним. Коммуникационные процессы в социуме, условно отделенные от непосредственных систем образования, но соединяющие между собой самые различные и сильные токи науки, политики, идеологии, институтов гражданского общества, объективно служат более глубокому осознанию реалий глобализированного мира и ответственности каждого за место страны в нем.
В образовании очень важно правильно распознать негативные черты века интенсивной коммуникации. Коммуникация как бесконечное продуцирование информации, вызывающее соблазн использовать ее как средство манипуляции, как орудие против
кого-либо, оборачивается ее искажением, уходом от своей подлинности в лоно технологической спекуляции. Задача образования, используя для учебы все современные достижения телекоммуникационного века, просветить подрастающее поколение о незримых течениях ускользания информационных смыслов в необозримых объемах коммуникационного пространства, о возможностях манипуляции коммуникативным пиаром, лоббизмом, рекламой и пронизанной коммуникативными технологиями социально-политической сферой. В настоящее время мало тех, кто умеет сохранять собственную идентичность и целостность перед лицом манипулятивной коммуникации. Обретение такой идентичности должно начинаться с юного возраста, и образование тому обязано всемерно способствовать.
В рамках образовательной реформы еще предстоит решить многие социальные проблемы: уравнивания шансов получения образования детьми из всех социальных слоев; вовлечения большего количества ресурсов в процесс развития образования; достижения баланса интересов современной системы образования и рынка труда. И если этот процесс будет успешным, подготовка системой образования новых поколений наилучшим образом будет служить повышению производительности труда, конкурентоспособности отечественного производства, преодолению неравенства и бедности, переходу к инновационной экономике.
Список литературы
1. Бурдье П. О телевидении и журналистике. - М.: Прагматика культуры, 2002.
2. Делез Ж. Переговоры. - СПб: Наука, 2004.
3. Луман Н. Власть. - М.: Праксис, 2001.
4. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. - СПб, 2000.
5. Тоффлер Э. Третья волна. - М.: АСТ, 2002.
6. Бутырин Г. Н., Бутырина С. А. Политические аспекты коммуникации // Науч. вестн. МГИИТ. - 2014. - № 1 (27). - С. 19-36.
7. Гидденс Э. Социология. - М., 2005. - 632 с.
8. Гитлинг М. Социальная коммуникация как социокультурная проблема. - М.: ИНТЕР, 2005.
9. Симонова М. М. Речевая коммуникация и формирование компетенций специалистов сферы сервиса // Науч. вестн. МГИИТ. - 2016. - № 1 (39). - С. 82-86.
10. Борисов С. Феномен детского философствования и перспективы образования (по итогам международной научно-практической конференции «Философия - детям») // Alma mater. Вестник высшей школы. - 2005. - № 7. - C. 27-34.
11. Философия коммуникации: проблемы и перспективы: монография / под ред. С. В. Клягина, О. Д. Шипуновой. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2013. - 260 с.
12. Богуславский М. В., Неборский Е. В. Перспективы развития системы высшего образования в России // Интернет-журнал «Науковедение». - 2015. - Т. 7, № 3. -URL: https://naukovedenie.ru/PDF/111PVN315.pdf (дата обращения: 10.06.2018).
13. Богуславский М. В., Неборский Е. В. Концепция развития системы высшего образования в России // Интернет-журнал «Мир науки». - 2016. - Т. 4, № 5. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/07PDMN516.pdf (дата обращения: 10.06.2018).
14. Александрова В. Г. Богуславский М. В. Новые рубежи педагогической реальности: аксиология, духовность, гуманизм. - М.: МГПУ, 2007. - 311 с.
References
1. Bourdieu P. O televidenii i zhurnalistike. Moscow: Pragmatika kultury, 2002. (in Russian)
2. Deleuze G. Peregovory. St. Petersburg: Nauka, 2004. (in Russian)
3. Luhmann N. Vlast. Moscow: Praksis, 2001. (in Russian)
4. Habermas J. Moralnoe soznanie i kommunikativnoe deystvie. St. Petersburg, 2000. (in Russian)
5. Toffler A. Tretya volna. Moscow: AST, 2002. (in Russian)
6. Butyrin G. N., Butyrina S. A. Politicheskie aspekty kommunikatsii. Nauch. vestn. MGI-IT. 2014. № 1 (27). P. 19-36.
7. Giddens E. Sotsiologiya. Moscow, 2005. 632 p. (in Russian)
8. Gitling M. Sotsialnaya kommunikatsiya kak sotsiokulturnaya problema. Moscow: INTER, 2005.
9. Simonova M. M. Rechevaya kommunikatsiya i formirovanie kompetentsiy spetsialis-tov sfery servisa. Nauch. vestn. MGIIT. 2016, No. 1 (39), pp. 82-86.
10. Borisov S. Fenomen detskogo filosofstvovaniya i perspektivy obrazovaniya (po ito-gam mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii "Filosofiya - detyam"). Alma mater. Vestnik vysshey shkoly. 2005, No. 7, pp. 27-34.
11. Klyagin S. V., Shipunova O. D. Filosofiya kommunikatsii: problemy i perspektivy: monogr. St. Petersburg: Izd-vo Politekhn. un-ta, 2013. 260 p.
12. Boguslavskiy M. V., Neborskiy E. V. Perspektivy razvitiya sistemy vysshego obra-zovaniya v Rossii. Internet-zhurnal "Naukovedenie". 2015, Vol. 7, No. 3. Available at: https://naukovedenie.ru/PDF/111PVN315.pdf (accessed: 20.08.2018).
13. Boguslavskiy M. V., Neborskiy E. V. Kontseptsiya razvitiya sistemy vysshego obra-zovaniya v Rossii. Internet-zhurnal "Mir nauki". 2016, Vol. 4, No. 5. Available at: https:// mir-nauki.com/PDF/07PDMN516.pdf (accessed: 20.08.2018).
14. Aleksandrova V. G. Boguslavskiy M. V. Novyye rubezhi pedagogicheskoy realnosti: aksi-ologiya, dukhovnost, gumanizm. Moscow: MGPU, 2007. 311 p.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2019, № 1
Статья поступила в редакцию 16.07.2018 The article was received on 16.07.2018