Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы изучения детской речи'

Проблемы и перспективы изучения детской речи Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
627
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКАЯ РЕЧЬ / ОНТОЛИНГВИСТИКА / ДИСКУРС / DISCOURSE / НОМИНАЦИЯ / NOMINATION / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ / FICTION TEXT / ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР / CHILDREN''S FOLKLORE / CHILDREN''S SPEECH / DEVELOPMENTAL LINGUISTICS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Амзаракова Ирина Петровна

В статье представлены проблемы и перспективы изучения языкового мира ребёнка, описана многоаспектность объекта исследования. Приводится обзор отечественных диссертационных исследований последних лет, объектом которых является язык ребёнка, детский дискурс, атрибуты мира детства. Обращается внимание на аспекты языкового мира ребёнка, которые ждут своего исследователя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Issues and Trends in the Study of Children's Speech

The article deals with the problems and prospects of the study of child's language world, the complexity of the object of research. The article provides a review of recent home dissertational researches the object of which is the language of a child, children's discourse, the attributes of the world of childhood. Special emphasis is laid on the aspects of a child's language world which are waiting for their researcher.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы изучения детской речи»

УДК 811.112.2'232

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКОЙ РЕЧИ

И. П. Амзаракова

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье представлены проблемы и перспективы изучения языкового мира ребёнка, описана многоаспектность объекта исследования. Приводится обзор отечественных диссертационных исследований последних лет, объектом которых является язык ребёнка, детский дискурс, атрибуты мира детства. Обращается внимание на аспекты языкового мира ребёнка, которые ждут своего исследователя.

Ключевые слова: детская речь, онтолингвистика, дискурс, номинация, художественный текст, детский фольклор.

Детская речь - феномен языковой культуры, интерес любого человека к которому настолько естественен, что мыслей о серьёзности данного явления, о его высочайшей степени научности в сознании рядовых представителей языковой общности не возникает. Мы умиляемся, слыша детские ошибки. Копим детские словечки, включая их в фамилиолект. Смеёмся над «умными» словами в устах ребёнка, создающими комический эффект за счёт смешения стилей. Между тем речь ребёнка является настолько серьёзным объектом исследования, что упоминания о нём мы находим во всех областях гуманитарных наук, включая историю и юриспруденцию. Пристальное внимание к становлению речи присутствует в биологии, физиологии, медицине.

Известный детский писатель Корней Иванович Чуковский, он же - серьёзнейший исследователь речи ребёнка, считал, что детская речь, «прекрасная сама по себе, имеет высокую научную ценность, так как, исследуя её, мы тем самым вскрываем причудливые закономерности детского мышления, детской психики» [70, с. 345]. Его книга «От двух до пяти» содержит большое количество фактологического материала. Это яркие примеры детского словотворчества (Какой ты страшный спун!), ненормативные грамматические формы (Чтобы сейчас было встато!), необычные сравнения (В Анапе жарко, как сесть на примус), метафоры (Ой, мама, меня под коленкой тошнит!), смешение реального и фикционального мира (В книге есть картинка: к птичьему гнезду подбирается злая змея. Увидев картинку, приятель Наташи, пятилетний Валерка, набросился на змею с кулакамиНе бей! - закричала Наташа. - Я уже побила её дома), наивное объяснение предназначения объектов (Глаза, чтобы смотреть... Уши, чтобы слышать... Рот, чтобы говорить... А пуп зачем? Должно быть, для красоты...). Все эти высказывания, вызывающие улыбку у взрослого, являются следствием огромной когнитивной работы ребёнка и мыслятся им совершенно серьёзно.

Значимость детства и детского восприятия для дальнейшей жизни человека трудно переоценить. Многие биографы отмечают, что выдающиеся учёные и писатели до глубокой старости сохраняют детскую непосредственность, детское умение удивляться и радоваться (см., например, статью С. М. Толстой о В. Н. Топорове [58]1, воспоминания К. И. Чуковского [72]).

Сегодня наука о детской речи - онтолингвистика (термин С. Н. Цейтлин, ср. К. Ф. Седов [52]) - стремительно развивается как самостоятельное направление лингвистических исследований. Однако многогранность данного объекта не позволяет описывать его только лингвистическими методами. В настоящей статье предпринимается попытка обобщить исследования последних лет, в центре которых находится ребёнок и его язык.

Определяя в своё время параметры для комплексного описания мира ребёнка, мы исходили из того, что это описание возможно только с позиций теории дискурса с учётом особенностей языка ребёнка (лингвистический аспект), специфики коммуникативного поведения (социолингвистический и прагматический аспект) и содержания текстовой культуры соответствующей этнокультурной общности [2, с. 55-57].

Социолингвистическая сущность языкового мира ребёнка бесспорна. Детский язык, так же как язык подростка, представляет собой возрастной социолект, о чём свидетельствует целый ряд типично «детских» слов: ко-патка (лопатка), бибика, кляксить, клейный, проголадываться и др. Языковая личность школьника изучается с применением понятийного аппарата социолингвистики. Определённые социальные условия, в том числе возрастные, гендерные, локальные и этнокультурные формируют языковое поведение личности ребёнка (см. диссертации [54; 53; 39]).

Изучение языка и речи ребёнка тесно связано с психолингвистикой, которая, наряду с возрастной психологией, составляет методологическую основу исследования детской речи, заложенную в отечественной науке работами Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, А. А. Леонтьева. Сегодня в стране существует целый ряд центров изучения детской речи, наиболее значительным из которых является лаборатория детской речи при Российском государственном педагогическом университете (см. сайт http://ontolingva.ru/index.htm).

Предпринятый нами обзор поступивших в Российскую государственную библиотеку диссертаций за последние десять лет позволяет увидеть, что детская речь становится предметом кандидатских и докторских исследований на соискание учёных степеней не только филологических, но и психологических, педагогических, биологических наук, культурологии и искусствоведения. Нетрудно догадаться, что филологические и психологические работы составляют большинство в этом перечне.

Что привлекает к детской речи биологов? В первую очередь это проблемы артикуляции и просодии [19; 11], психофизиологические проблемы интеллекта, трудности обучения письму и чтению [47; 33] и даже такой, каза-

1 Обращаем внимание на то, что в данной статье библиографический список, ввиду его обширности, дан традиционно - в алфавитной последовательности для облегчения ориентирования читающих.

лось бы, вербально-коммуникативный аспект, как речевое развитие ребёнка в диаде «мать - ребёнок» [38]. Не случайно первыми исследователями детской речи были учёные в области естественных наук: физиологи (Б. Сигизмунд, А. Куссмауль), естествоиспытатель Ч. Дарвин (см. об этом [3, с. 13-14]).

Подавляющее большинство диссертационных работ начала «эры онтолингвистики», то есть конца 80-х -начала 90-х гг. XX века связано, так или иначе, с детским словом и номинацией [66; 12; 20]. В работах последнего времени акцент делается на коммуникативно-функциональном аспекте и категоризации [7; 36; 70; 13; 41], хотя интерес к проблемам номинации не угасает, см., например, работы [21; 58; 16].

Лингвистические исследования по теории языка экспериментально-фонетического свойства - нечастое явление в кругу онтолингвистических работ: [1; 11; 76; 17; 45]. Это связано не в последнюю очередь с недостатком в наших университетах необходимого экспериментального оборудования.

Исследования по теории языка рассматривают становление и языковую реализацию общелингвистических категорий в онтогенезе, как правило, на материале двух или нескольких языков: эмотивность [1; 61; 31], метафора [73], сегментные морфонологические чередования [8], когнитивные проблемы психолингвистики [43; 16], коммуникативной компетенции [32; 52]. Активно разрабатывается проблематика речевых жанров, их становление в речевом развитии и сознании ребёнка [57; 77]. Фундаментальные докторские исследования основаны на обобщении обширного языкового материала, полученного в результате психолингвистических экспериментов, как это имеет место в докторских диссертациях Н. М. Юрьевой и Г. Р. Добровой [78; 25].

Не удивительно, что основная масса отечественных лингвистических работ по детской речи выполнена на материале русского языка, то есть в условиях непосредственного наблюдения за речью и поведением ребёнка. Достаточно перечислить хотя бы те работы последних лет, в названии которых эксплицируется русский язык. Это докторские диссертации Н. В. Гагариной «Становление грамматических категорий русского глагола в детской речи» [18], М. Д. Воейковой «Квалитативные семантические комплексы и их выражение в современном русском литературном языке и в детской речи» [14]. К ним причисляются кандидатские сочинения: «Категория числа имени существительного в русской детской речи» [44], «Параметрические прилагательные русского языка в онтогенезе» [48], «Коммуникемы современного русского языка в онтолингвистическом аспекте» [65], «Выражение модальных значений возможности и необходимости в русской детской речи» [42].

Тем интереснее представляются наблюдения за детьми других языковых групп и общностей, либо за овладением вторым языком ребёнком [1; 35; 15; 17; 26; 2; 55; 40].

Стремление зафиксировать необычное детское слово или фразу ведёт к собирательству детских курьёзов, что создает основу для возможных лексикографических изданий. «Детская» лексикография, на которую в ряде работ обращал внимание профессор В. Д. Девкин [24; 23], до сих пор недостаточно разработанное поле для исследований. Наиболее значительные работы имеются на материале русского языка. Это словари-тезаурусы В. К. Харченко [62], С. Н. Цейтлин [66; 67], частотный словарь детской разговорной (бытовой) речи [60]. На материале немецкого языка известны словари детского языка Герхарда Аугста [81; 80], в которых представлены устная речь шестилетних детей и лексика школьных сочинений, а также изданные в 90-х годах прошлого века в Германии 16 томов транскрипций речи детей в возрасте от 1,5 до 14,5 лет, снабжённые частотными словниками РОКО].

Словарь фиксирует определённый исторический срез культуры, а словари детского языка и - шире -детского мира, в который включаются, помимо речи, предметы и образы мира ребёнка. Такие идеографические словари чрезвычайно полезны для изучающих иностранные языки и культуру, поскольку именно этот предметно-вещно-тезаурусный мир составляет основу ассоциаций этнокультурной концептосферы носителя языка.

Среди последних защищённых диссертаций по детской речи нами была обнаружена только одна работа лексикографического характера, связанная с русско-немецким двуязычием [6]. Между тем именно здесь молодые исследователи могли бы найти приложение своим филологическим навыкам и умениям, а кроме того, принести пользу для языкового образования. Наверняка имеются словари детской речи и на материале английского языка, тем более что в англоязычном ареале психолингвистика и изучение детской речи имеют давние и прочные позиции. Поэтому именно здесь могут появиться перспективы для молодых исследователей, для которых английский язык является одной из специальностей. Обратим попутно внимание на то, что билингвизм становится всё более востребованным в современном глобализованном мире, будь то естественное либо искусственное двуязычие.

Важный вопрос для исследователя-гуманитария - источник языкового материала. Относительно рассматриваемого нами объекта - детской речи - это в первую очередь живое наблюдение за детьми, с блокнотом и карандашом, либо с диктофоном. Сегодня благодаря продуктивной деятельности центров изучения детской речи имеются фонетические фонды и опубликованные транскрипции детских высказываний. Один из последних источников подготовлен В. К. Харченко (Белгород). Это «Корпус детских высказываний» [63], а также «Детская речь: аспекты исследования лонгитюда» [64], представляющая электронную базу детских высказываний. Электронная база создана на основе «последовательной фиксации детской речи в её уникальных, "детских" свойствах - отступлениях от "взрослой"» речевой истины. "Всё детское" - это факты слово- и формотворчества, слова с неправильным ударением, неверное согласование, детский вопрос, детское (подчёркнуто детское!) рассуждение, подражание взрослым» [64, с. 3].Указанные фонды и упомянутые выше словари могут послужить базой для собственных самостоятельных исследований не только языка русского ребёнка, но и сопоставительных работ.

Нельзя сбрасывать со счетов такой важный для филолога и лингвиста источник, как художественная литература. Образ ребёнка, реалистично представленный писателем, отражает, как правило, коммуникативные ситуации речи ребёнка и его восприятие мира. Более того, сам художественный текст является атрибутом языкового мира ребёнка; его роль в развитии языковой компетенции ребёнка рассматривается, например, в докторской диссертации О. И. Колесниковой [29]. Предметом исследования может стать образно-языковая картина мира, представленная в художественном произведении, где рассказчиком выступает ребёнок, отражая таким образом «путь мысли маленького человека от образа к понятию и слову». Анализ книги С. Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука» с данных позиций предпринимается в работе В. В. Сальниковой [51]; лингвистические средства создания эффекта детского мировосприятия в современной художественной автобиографии выявляются в работе Г. А. Шиповой [75]. Восприятие стиха и поэтическое творчество ребёнка анализируют в своих работах И. П. Грехова [22] и Т. А. Круглякова [34].

Еще один интереснейший аспект языкового мира ребёнка может стать темой филологического исследования. Речь идёт о детском фольклоре. Эта важная сторона детского дискурса становится предметом описания в ряде диссертационных исследований 2002-2011 гг. Анализируется марийский [46], осетинский [56], бурятский [4], башкирский [27] фольклор, детский фольклор Коми [49], русский фольклор старожильческих сёл Прибайкалья [74], Орловского области [5]. Детский музыкальный фольклор анализируется с педагогических позиций [79], с точки зрения искусствоведения исследуются жанрово-стилевые особенности детского музыкального фольклора Псковской области [50]. Теоретические основы изучения детского фольклора заложены в докторской диссертации С. М. Лойтер [37], в которой ставится вопрос о взаимодействии фольклора и детской литературы; в работах М. П. Чередниковой и М. В. Осориной подчёркивается важность устного игрового творчества ребёнка и потаённость некоторых жанров детского фольклора (см. [3, с. 148-149]). Русскому детскому фольклору как средству ранней инкультурации посвящает своё диссертационное исследование Е. О. Чубрик [71]. О жанрах детского фольклора и их полифункциональности на материале русского языка говорят Ф. С. Капица и Т. М. Колядич [28]; на материале немецкого языка данная проблема затрагивается нами в монографии [3, с. 148-159]. Остаётся не исследованным с филологической точки зрения хакасский детский фольклор, хотя имеются этнографические работы В. Я. Бутанаева, рассматривающие воспитание, игры детей-хакасов, хакасский исторический фольклор в целом [9; 10], которые могли бы служить отправной точкой для филологических исследований.

Объём статьи не позволяет остановиться на всех аспектах возможных исследований языкового мира ребёнка. Однако автор надеется, что приведённый выше обзор позволит молодым исследователям по-иному взглянуть на такой объект, как детская речь, и увидеть перспективы её изучения, особенно в сопоставительном и межкультурном аспектах, что для нашего региона представляется особенно актуальным.

Библиографический список

1. Абакумова, О. В. Параметры эмоционально окрашенной детской звучащей речи: на материале русской и испанской детской речи: дис. ... канд. филол. наук / О. В. Абакумова. - Воронеж: ВГУ, 2000. - 283 с.

2. Амзаракова, И. П. Языковой мир немецкого ребёнка младшего школьного возраста: дис. ... д-ра филол. наук: 10.02.04 / И. П. Амзара-кова. - М.: МПГУ, 2005. - 495 с.

3. Амзаракова, И. П. Ребёнок: язык, текст, коммуникация / И. П. Амзаракова. - Абакан: ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2012. - 332 с.

4. Бадмацыренова, Ц. Б. Детский фольклор бурят: жанрово-тематическое своеобразие: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.09 / Ц. Б. Бадмацыренова. - Улан-Удэ: Ин-т монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, 2005. - 21 с.

5. Бережнова, О. В. Жанры детского фольклора Орловского края: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.09 / О. В. Бережнова. - Орёл: Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М. А. Шолохова, 2002. - 23 с.

6. Бернгард, О. В. Речь ребёнка-билингва как предмет лексикографического описания: ситуация русско-немецкого двуязычия: автореф. дис. .канд. филол. наук: 10.02.19 / О. В. Бенгард. - Ярославль: Ярослав. гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского, 2009. - 22 с.

7. Блинова, Д. Е. Когнитивно-фреймовая характеризация детской речи на раннем этапе развития: на материале современного английского языка: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04 / Д. Е. Блинова. - Пятигорск: Пятигор. гос. лингвист. ун-т, 2012. - 29 с.

8. Бондаревич, А. А. Сегментные морфонологические чередования в онтогенезе: на материале речи русскоязычных детей: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19 / А. А. Бондаревич. - СПб.: Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена, 2013. - 24 с.

9. Бутанаев, В. Я. Детские игры и спортивные состязания народов Хакасии / В. Я. Бутанаев, А. А. Верник. - Абакан, 1995. - 54 с.

10. Бутанаев, В. Я. Хакасский исторический фольклор / В. Я. Бутанаев, И. И. Бутанаева. - Абакан: Изд-во Хак. гос. ун-та, 2001. - 148 с.

11. Бычкова, А. П. Характеристика гласноподобных звуков детей на ранних этапах онтогенеза: автореф. дис. ... канд. биол. наук: 19.00.02 / А. П. Бычкова. - СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2004. - 16 с.

12. Ваганова, А. К. Номинация в детской речи: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / А. К. Ваганова. - Таганрог, 1997. - 29 с.

13. Вишневецкая, Г. В. Предлоги в речи детей младшего школьного возраста: лингвокогнитивный и функциональный аспекты: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / Г. В. Вишневецкая. - Таганрог: Таганрог. гос. пед. ин-т, 2007. - 27 с.

14. Воейкова, М. Д. Квалитативные семантические комплексы и их выражение в современном русском литературном языке и в детской речи: дис. ... д-ра филол. наук в форме науч. доклада: 10.02.01 / М. Д. Воейкова. - СПб.: Ин-т лингвист. исслед. РАН (СПб), 2004. -117 с.

15. Войткова, Н. К. Лингвистическая специфика изображения повествователя-ребёнка в современном немецком художественном наррати-ве: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04 / Н. К. Войткова. - Иркутск: ИГЛУ, 2011. - 22 с.

16. Гаврикова, Э. О. Формирование антропонимии в детском речевом сознании: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / Э. О. Гаврикова. - Тюмень: Тюмен. гос. ун-т, 2005. 22 с.

17. Гавриленко, А. И. Просодические особенности немецкой детской речи: экспериментально-фонетическое исследование: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04 / А. И. Гавриленко. - М.: Моск. пед. гос. ун-т, 2009. - 18 с.

18. Гагарина, Н. В. Становление грамматических категорий русского глагола в детской речи: автореф. дис. ... д-ра филол. наук: 10.02.01 / Н. В. Гагарина. - СПб.: Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена, 2009. - 39 с.

19. Гайкова, Ю. С. Характеристики вокально-речевого взаимодействия в диадах «мать-младенец»: автореф. дис. ... канд. биол. наук: 03.03.01 / Ю. С. Гайкова. - СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2012. - 16 с.

20. Гарганеева, К. В. Явление мотивации слов в социовозрастном аспекте: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / К. В. Гарганеева. - Томск, 1999. - 265 с.

21. Глущевская, Н. В. Полисемантичное слово в речи ребёнка дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / Н. В. Глущевская. - Череповец: Череповец. гос. ун-т, 2004. - 24 с.

22. Грехова, И. П. Стихосложение как форма развития детской речи: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / И. П. Грехова. - М.: МГУ, 1998. - 240 с.

23. Девкин, В. Д. Идеографическая группа KINDERWELT / В. Д. Девкин // Лексика и лексикография. - Вып. 13. - М., 2002. - С. 31-48.

24. Девкин, В. Д. О неродившихся немецких и русских словарях / В. Д. Девкин // Вопросы языкознания. - 2001. - № 1. - С. 85-97.

25. Доброва, Г. Р. Онтогенез персонального дейксиса: личные местоимения и термины родства: автореф. дис. ... д-ра филол. наук: 10.02.01 / Г. Р. Доброва. - Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 2005. - 48 с.

26. Егорова, А. А. Звукоизобразительность в традиционной английской детской поэзии: на материале NurseryRhymes: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04 / А. А. Егорова. - М.: Моск. гос. ин-т междунар. отношений, 2008. - 24 с.

27. Кагарманова, С. М. Башкирский детский фольклор: жанровый состав и поэтика: диссертация на башкирском языке: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.09 / С. М. Кагарманова. - Казань: Ин-т яз., лит. и искусства им. Г. Ибрагимова АН Респ. Татарстан, 2011. -27 с.

28. Капица, Ф. С., Колядич, Т. М. Русский детский фольклор / Ф. С. Капица, Т. М. Колядич: учеб. пос. для студ. - М.: Флинта: Наука, 2002. - 320 с.

29. Колесникова, О. И. Художественный модус языка и языковая компетенция ребёнка: автореф. дис. ... д-ра филол. наук: 10.02.01; 10.02.19 / О. И. Колесникова. - Тверь: Вятский гос. гуманитар. ун-т, 2006. - 45 с.

30. Костина, Е. В. Авторские новообразования в языке отечественной детской литературы: функциональный и словообразовательный аспекты: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / Е. В. Костина. - Орел: Орлов. гос. ун-т, 2007. - 26 с.

31. Костогладова, Л. П. Национально-культурная специфика вербализации детских эмоций: на материале русской и немецкой языковых культур: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19 / Л. П. Костогладова. - Белгород: Белгород. гос. ун-т, 2008. - 24 с.

32. Кощеева, О. В. Речежанровый аспект становления коммуникативной компетенции в онтогенезе: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19 / О. В. Кощеева. - Саратов: Сарат. гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского, 2012. - 19 с.

33. Крещенко, О. Ю. Психофизиологические критерии трудностей обучения письму и чтению у школьников младших классов: дис. ... канд. биол. наук: 19.00.02 / О. Ю. Крещенко. - М.: Ин-т возраст. физиологии РАО, 2003. - 250 с.

34. Круглякова, Т. А. Модификация стихотворного текста в речевой деятельности ребёнка: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19 / Т. А. Круглякова. - СПб.: Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена, 2006. - 24 с.

35. Курочкина, М. В. Формирование творческой стратегии овладения младшими школьниками иностранным языком в школе полного дня: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / М. В. Курочкина. - М.: МГПУ, 2013. - 210 с.

36. Лемяскина, Н. А. Развитие языковой личности и её коммуникативного сознания: на материале речевого поведения младшего школьника: дис. ... д-ра филол. наук: 10.02.19 / Н. А. Лемяскина. - Воронеж: ВГУ, 2004. - 469 с.

37. Лойтер, С. М. Русская детская литература XX века и детский фольклор: Проблемы взаимодействия: автореф. дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.01 / С. М. Лойтер. - Петрозаводск: Петрозавод. гос. ун-т, 2002. - 41 с.

38. Ляксо, Е. Е. Речевое развитие ребёнка в диаде «мать-ребёнок» на ранних этапах онтогенеза: автореф. дис. ... канд. биол. наук: 19.00.02 / Е. Е. Ляксо. - СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2004. - 32 с.

39. Магерамова, Ю. Ю. Семантизация слов, называющих реалии Крайнего Северо-Востока России: на материале экспериментального исследования детской речи: автореф. дис ... канд. филол. наук: 10.02.01 / Ю. Ю. Магерамова. - М.: МПГУ, 2006. - 22 с.

40. Мальцева, Н. Г. Устный дискурс русских и английских детей в возрасте 5-6 лет: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19 / Н. Г. Магерамова. - Саратов: Сарат. гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского, 2002. - 20 с.

41. Мартынова, Е. В. Вербализация локативных ситуаций в речи детей дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19 / Е. В. Мартынова. - Саратов: Сарат. гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского, 2008. - 21 с.

42. Офицерова, Е. А. Выражение модальных значений возможности и необходимости в русской детской речи: автореф. дис. . канд. фи-лол. наук: 10.02.01 / Е. А. Офицерова. - СПб.: Ин-т лингвист. исслед. РАН (СПб.), 2005. - 24 с.

43. Павлова, М. С. Возрастная динамика языковой категоризации у детей среднего и старшего школьного возраста: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19 / М. С. Павлова. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2013. - 23 с.

44. Панфилова, Е. Н. Категория числа имени существительного в русской детской речи: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / Е. Н. Панфилова. - СПб.: Ин-т лингвист. исслед. РАН (СПб.), 2012. - 29 с.

45. Петрова, А. А. Становление просодической основы речи в раннем онтогенезе: автореф. дис. ... д-а филол. наук: 10.02.19 / А. А. Петрова. -Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2013. - 36 с.

46. Петухова, А. Н. Марийский детский фольклор: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.09 / А. Н. Петухова. - Казань: Ин-т яз., лит. и искусства им. Г. Ибрагимова АН Респ. Татарстан, 2002. - 27 с.

47. Попова, Е. В. Психофизиологический анализ интеллекта и стратегий принятия решения у детей предшкольного и школьного возраста: автореф. дис. ... канд. биол. наук: 19.00.02 / Е. В. Попова. - Архангельск: Помор.гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, 2009. - 19 с.

48. Пузанова, Ю. С. Параметрические прилагательные русского языка в онтогенезе: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19 / Ю. С. Пузанова. - СПб.: Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена, 2012. - 24 с.

49. Рассыхаев, А. Н. Детский игровой фольклор Коми: жанровый и семантический аспекты: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.09 / А. Н. Рассыхаев. - Ульяновск: Ульянов. гос. пед. ун-т им. И.Н. Ульянова, 2010. - 23 с.

50. Редькова, Е. С. Жанрово-стилевые особенности детского музыкального фольклора: по материалам экспедиций в Псковскую область: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Е. С. Редькова. - СПб.: С.-Петерб. гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова, 2009. - 25 с.

51. Сальникова, В. В. Динамика лексического компонента образно-языковой картины мира ребёнка: на материале книги С. Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука»: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / В. В. Сальникова. - Бирск: Бирская гос. социально-педагог. академия, 2006. - 261 с.

52. Седов, К. Ф. Онтолингвистика. Становление коммуникативной компетенции человека / К. Ф. Седов. - М.: Лабиринт, 2008. - 320 с.

53. Смирнова, Ю. В. Онтологический аспект гендерной идентичности: на материале анализа отрицания в детской речи: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19 / Ю. В. Смирнова. - Ярославль: Ярослав. гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского, 2009. - 18 с.

54. Стаценко, В. В. Фрагмент речевого портрета старшего дошкольника: на материале синтаксиса устной речи: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / В. В. Стеценко. - Таганрог: Таганрог. гос. пед. ин-т, 2007. - 25 с.

55. Степанова, И. В. Лингвоментальные и лингвокультурологические традиции английских детских стихов: автореф. дис. . канд. филол. наук: 10.02.19 / И. В. Степанова. - Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2003. - 23 с.

56. Тменова, Д. Г. Детский фольклор осетин: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.09 / Д. Г. Тменова. - Владикавказ: Сев.-Осет. гос. унт им. К. Л. Хетагурова, 2003. - 28 с.

57. Толмачёва, С. Ю. Речевые жанры в языковом сознании младшего школьника: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19 / С. Ю. Толмачева. - Белгород: Белгород. гос. ун-т, 2009. - 22 с.

58. Толстая, С. М. Гипертекст Владимира Николаевича Топорова / С. М. Толстая // Журнальный зал; НЛО, 2006. - № 77. - URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2006/77/to11-pr.html. Свободный доступ. Заголовок с экрана (дата обращения: 23.01.2014).

59. Фурман, Н. Г. Формирование механизма мотивации слов в детской речи: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / Н. Г. Фурман. -Томск: ТГУ, 2009. - 22 с.

60. Харакоз, П. И. Частотный словарь современного русского языка / П. И. Харакоз. - Фрунзе: Мектеп, 1971. - 180 с.

61. Харисов, Е. Б. Эмотивность англоязычной детской речи, отражённой в художественной литературе: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19 / Е. Б. Харисов. - Волгоград: ВГПУ, 2001 - 145 с.

62. Харченко, В. К. Словарь современного детского языка: ок. 10 000 слов: свыше 15 000 высказываний / В. К. Харченко. - М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2005. - 637, [3] с.

63. Харченко, В. К. Корпус детских высказываний / В. К. Харченко. - М.: Изд-во Литературного ин-та им. А. М. Горького, 2012. - 520 с.

64. Харченко, В. К. Детская речь: аспекты исследования лонгитюда, новые материалы, электронная база высказываний / В. К. Харченко. -М.: Изд-во Литературного института им. А. М. Горького, 2013. - 132 с.

65. Хованская, О. А. Коммуникемы современного русского языка в онтолингвистическом аспекте: на материале речи младших школьников: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19, 10.02.01 / О. А. Хованская. - Ростов-на-Дону: Юж. федер. ун-т, 2009. - 27 с.

66. Цейтлин, С. Н. Словарь детских словообразовательных инноваций / С. Н. Цейтлин. - München: VerlagOttoSagner, 2001. - 202 S. [SPE-CIMINA PHILO LOGIA ESLAVICAE. Band 132].

67. Цейтлин, С. Н. Говорят дети: словарь-справочник / С. Н. Цейтлин, М. Б. Елисеева. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. -147 с.

68. Цейтлин, С. Н. Детская речь: инновации формообразования и словообразования (на материале современного русского языка): автореф. дис. ... д-ра филол. наук: 10.02.01 / С. Н. Цейтлин. - Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1989. - 32 с.

69. Чередникова, М. П. «Голос детства из дальней дали.» (Игра, магия, миф в детской культуре) / сост. и научн. ред. В. Ф. Шевченко. -М.: Лабиринт, 2002. - 224 с.

70. Чернега, Е. Н. Антонимы в лингвистическом и лингвокогнитивном аспектах: на материале речи младших школьников: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / Е. Н. Чернега. - Таганрог: Таганрог. гос. пед. ин-т, 2005. - 27 с.

71. Чубрик, Е. О. Русский детский фольклор как средство ранней инкультурации: автореф. дис. ... канд. культурологии: 24.00.01 / Е. О. Чубрик. - Владивосток: Дальневост. гос. техн. ун-т, 2007. - 28 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

72. Чуковский, К. И. От двух до пяти / К. И. Чуковский. - М.: КДУ, 2005. - 400 с.

73. Шабалина, О. В. Структура и функционирование метафоры в детской речи: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19 / О. В. Шабали-на. - Пермь: Перм. гос. ун-т, 2007. - 21 с.

74. Шевелева, Л. А. Детский фольклор старожильческих сёл Прибайкалья: традиция бытования: XX - начало XXI в.: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.09 / Л. А. Шевелева. - Улан-Удэ: Ин-т монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, 2009. - 19 с.

75. Шипова, Г. А. Языковые средства создания эффекта детского мировосприятия в современной художественной автобиографии: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / Г. А. Шипова. - М.: Моск. гор. пед. ун-т, 2011. - 25 с.

76. Шурова, М. Е. Ритмические параметры звучащей детской речи: на материале русского и немецкого языков: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19 М. Е. Шурова. - Воронеж: ВГУ, 2001. - 433 с.

77. Эйсмонт, П. М. Семантика и синтаксис спонтанного нарратива: экспериментальное исследование на материале русского языка: авто-реф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19 / П. М. Эйсмонд. - СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2008. - 21 с.

78. Юрьева, Н. М. Речевой онтогенез в теории и эксперименте: автореф. дис. ... д-ра филол. наук: 10.02.19 / Н. В. Юрьева. - М. Ин-т языкознания РАН, 2006. - 51 с.

79. Яксина, Н. А. Детский музыкальный фольклор как компонент формирования профессиональной культуры учителя музыки: автореф. дис. ... канд. педагог. наук: 13.00.02 / Н. А. Яксина. - М.: МПГУ, 2005. - 16 с.

80. Augst, G. Schriftwortschtz: Untersuchungen und Wortlisten zum orthographischen Lexikon bei Schülern und Erwachsenen / G. Augst. - Frankfurt a. M.; Bern; New York; Paris: Peter Lang, 1989. - X, 307 S.

81. Augst, G. Kinderwort: der aktive Kinderwortschatz (kurz vor der Einschulung), nach Sachgebieten geordnet, mit einem alphabetischen Register / G. Augst. - 2. Aufl. - Frankfurt a.M.: Lang, 1985. - XXXI, 292 S.

© Амзаракова И. П., 2014

УДК 82-3+82. А/Я

ПРОБЛЕМА ДУХОВНОСТИ «ПЛАТОНОВСКИХ ЛЮДЕЙ»

А. В. Бимаев

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В настоящей статье автором рассматривается проблема духовности персонажей А. П. Платонова. Приводятся основные трактовки данной проблемы, существующие на сегодняшний день. Отмечаются точки соприкосновения мнений российских литературоведов.

Ключевые слова: «платоновские люди», духовность, основания духовности, трактовки духовности героев А. П. Платонова, исторические потрясения, преобразование мира («одухотворение»).

Проблема духовности «платоновских людей», несмотря на закономерность своего существования в отечественном литературоведении, является, тем не менее, феноменом, вызывающим жаркие споры и разногласия, что проявляется в первую очередь в достаточном многообразии взглядов на этот вопрос. В данной статье обозначаются основные трактовки указанной проблемы, существующие в современном литературоведении, отмечаются точки соприкосновения разных точек зрения, что позволяет сгладить наблюдающиеся в рассматриваемом вопросе противоречия.

Начнём обзор трактовок проблемы с рассмотрения позиции исследователя Л. В. Карасёва, который считает выражением духовности героев А. П. Платонова три главенствующих основания: «чувство стыда, жалости и тоски» [1, с. 189]. Каждое из этих оснований имеет своё собственное проявление: «...стыдящиеся платоновские люди. отрицают ту «дурную бесконечность» природного повтора, в которую против своей воли вовлечён человек и которая лишает его возможности сделаться существом духовным. Платоновские люди, которые не чувствуют в себе особой разницы с детством, не стремятся к продлению рода. Они тянутся не вперёд, а назад, к материнской и отцовской родине.» [1, с. 190]. Отсюда вытекает второе основание - чувство жалости, которое в своей сущности тесно взаимосвязано с основанием первым: «Платоновские люди испытывают жалость так же часто, как и стыд; они жалеют людей, животных, мёртвые останки растений и камней. Иначе говоря, стыд отрицает то, что «природа вечно, но напрасно строит жизнь на мёртвых костях», тогда как жалость «выражает

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.