Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы использования возможностей сети Интернет студентами'

Проблемы и перспективы использования возможностей сети Интернет студентами Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1870
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЬ ИНТЕРНЕТ / РЕКЛАМА В СЕТИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ РЕКЛАМА / СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА / ИССЛЕДОВАНИЕ СРЕДИ СТУДЕНТОВ / INTERNET / ADVERTISING IN A NETWORK / REGIONAL ADVERTISING / SOCIAL ADVERTISING / RESEARCH AMONG STUDENTS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Горбунова Ольга Николаевна, Гегамян Мариам Араиковна

В статье рассматриваются вопросы использования сети Интернет студентами, региональные возможности интенет-рекламы и социальной рекламы. Приведен анализ исследований среди студентов по вопросам использования интернет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Горбунова Ольга Николаевна, Гегамян Мариам Араиковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF USE OF INTERNET POSSIBILITIES THE STUDENTS

In article questions of use of the Internet by students, regional possibilities of Internet advertising and social advertising are considered. The analysis of researches among students concerning use of the Internet is resulted.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы использования возможностей сети Интернет студентами»

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ СТУДЕНТАМИ

О. Н. ГОРБУНОВА, М. А. ГЕГАМЯН

В статье рассматриваются вопросы использования сети Интернет студентами, региональные возможности интенет-рекламы и социальной рекламы. Приведен анализ исследований среди студентов по вопросам использования интернет.

Ключевые слова: сеть Интернет, реклама в сети, региональная реклама, социальная реклама, исследование среди студентов.

Интернет образует глобальное информационное пространство, служит физической основой для Всемирной паутины и множества других систем (протоколов) передачи, хранения данных. Сеть Интернет часто упоминается как «Всемирная сеть» и «Глобальная сеть».

Рынок интернет-услуг расширяется: появляется все большее количество предложений. Спектр предложений провайдеров и их услуг расширяется, становиться более доступным.

Главной отличительной чертой Тамбовского регионального рынка рекламы являются высокие цены рекламных продуктов, не всегда подтверждающиеся качеством предоставленных услуг. При исследовании регионального рынка рекламы мы установили, что в регионе конкурируют большое количество рекламных агентств, но при этом прослеживается монополизация на медиа-носители. Как и во всей России, на региональном уровне, не развита интернет-реклама, которая имеет большие перспективы, и в ближайшее время станет массовой. Бесспорно развитие интернет-рекламы, в нашем регионе значительно отстает, но имеет достаточно большие перспективы развития, так как в последнее время пользуется возрастающим спросом.

В ходе социологического опроса мы пришли к следующим основным выводам: уровень охвата интернетом за последние 5 лет вырос на региональном уровне в 5-7 раз, доступность его расширилась как с технической, так и с технологической точек зрения. Увеличилась доля пользователей интернет-услугами, расширился их диапазон. В плане доверия потребителей Интернет занимает твердое место, резко вытеснив печатные издания и радио.

Но для полноты картины необходимо углубить данное исследование в плане использования

потребителем услуг рекламы в сети Интернет, а также эффективность ее использования для региональных производителей.

В связи с этим мы были заинтересованы в проведении микроисследования среди студентов первого и второго курсов Академии экономики и управления, а также среди студентов ТГУ, получающих второе высшее образование. Целью данного исследования было получение сведений, показывающих, насколько активно и для чего пользуются интернетом студенты вуза.

Одну из задач, которую мы перед собой поставили в ходе исследования - это найти зависимость между количеством студентов, пользующимися интернетом, и различными тарифными планами, предоставляемыми интернет-провайдерами. Впоследствии чего предполагалось выявить наиболее адекватную для описания модель данной зависимости. К сожалению, все рассмотренные нами модели оказались не адекватными, так как мы получили достаточно высокую среднюю ошибку аппроксимации. Это свидетельствует о некачественном подборе модели к исходным данным.

Несмотря на это, мы продолжим исследования дальше. Нами будет предпринята попытка найти скрытые связи, и для наиболее подходящей связи построить адекватную модель.

Кроме того, мы считаем, что использование Интернета позволит решить некоторые проблемы регионального рынка услуг и рекламы, что приведет к их доступности производителям и улучшению их качества.

Тамбовская область одной из первых создала портал государственных услуг. На портале размещена информация о более чем 700 услугах, подробно разъяснено, какая организация оказывает ту или иную услугу, порядок ее получения. Так

с его помощью можно узнать, где и как получить выписку из домовой книги, какие нужно оформить документы на получение пособий, на предоставление земельных участков, загранпаспорта и многое другое. Кроме того, портал предоставляет возможность для жителей Тамбова записаться в поликлинику, к врачу через интернет, а также работает электронная запись в детские сады.

Особое место здесь занимает социальная реклама: она еще не очень привычна для современного российского общества, но необходима.

Социальная реклама - это особый вид распространяемой некоммерческой информации, направленной на достижение государством или органами местной власти определенных целей. Основным источником появления социальной рекламы является современная общественная жизнь, которая изобилует конфликтными ситуациями и противостоянием на уровне социальных групп и поэтому остро нуждается в созидательных стимулах и процессах. Социальная реклама представляет общественные и государственные интересы и направлена на достижение благотворительных целей [11].

Игнорирование социальной рекламы как одного из способов работы с общественным мнением, ее воспитательной и адаптивной функции, сказывается на эффективности работы социальных служб. Социальная реклама может и должна рассматриваться как один из методов социальных служб. В связи с этим уже сейчас многие учреждения социальной службы обращаются к социальной рекламе, понимая ее актуальность.

Социальная реклама - одна из составляющих РИ, есть смысл рассматривать ее не как отдельно существующий феномен, а в рамках общей системы связей с общественностью [13].

Вследствие социально-экономических преобразований, происходящих в России и приводящих к различным переменам в жизнедеятельности общества, к трансформации социальной системы, восстановление социальных связей в данный момент является актуальной проблемой общества.

Общественное мнение, будучи элементом культурно-идеологической подсистемы и взаимодействия со всеми остальными ее подсистемами -нормативной, организационной и информационно-коммуникативной, реализует прежде всего свои социологические функции (адаптирующие, культурного наследования и социального регулирования).

Данный феномен включается в предметное поле теории социальной работы и не должен игнорироваться социальными службами, государственными и муниципальными структурами.

Исходя из того, что цель социальной рекламы -изменить отношение общественности к какой-либо социальной проблеме, а в долгосрочной перспективе - выработать новые социальные ценности, понимание социальной рекламы как одного из способов работы с общественным мнением, понимание ее воспитательной и адаптивной функций сказывается на эффективности деятельности социальных служб.

Из выше перечисленного следует, что роль социальной рекламы высока, но вопрос об изученности формирования массовых социальных оценок, стереотипов, традиций и т. д. остается открытым, проблема социальной рекламы практически не освещена в научной литературе, необходима дальнейшая разработка и научное обоснование этих проблем в теории социальной работы.

И наконец, хотелось бы заметить, что сама по себе социальная рекламная кампания мало что может изменить в поведенческой модели общества, если общество к этому не готово. А готово оно должно быть и к принятию законодательства, снимающего социальную проблему, и к запуску комплексной программы по решению этой проблемы, и к финансированию ее реализации, и к отслеживанию и измерению эффективности рекламной кампании. Но главное - общество, именно общество в целом, должно хотеть решить эту проблему.

В процессе нашего исследования мы также выявили, что интернетом пользуется 98 % студентов, т. е. практически все обучающиеся, и большую часть своего времени они проводят в социальных сетях. 80 % опрошенных поставили использование социальных сетей на первое место, и лишь 10 % - на второе. Следовательно, подобные интернет-ресурсы предоставляют простор для активной рекламной деятельности. Как конкретный пример можно указать, что с первого марта 2011 г. стало официально разрешено размещение региональных рекламных баннеров на страницах социальных сетей. Наконец, было выявлена следующая проблема, заключающаяся в неосведомленности людей об интернет-услугах, о возможностях, целях использования интернет-услуг как таковых.

Кроме того, мы сделали вывод, что студенты первого и второго курсов Академии экономики и управления (91 %), а также студенты ТГУ, получающие второе высшее образование (89 %) больше доверяют книгам, чем интернету. Немаловажным является и тот факт, что студенты проводят большую часть своего времени в интернете (4 и более часов).

Была выявлена также следующая закономерность: студенты первого и второго курсов Академии экономики и управления пользуются электронными библиотеками, переводчиками, слова-

рями и энциклопедиями гораздо чаще, чем студенты ТГУ, получающие второе высшее образование. Данные ресурсы, предоставляемые интернетом, являются для них постоянными.

4,2%

2,1%

■ Яндекс

□ Google

□ Другое:

■ mail.ru

□ nigma

Рис. 1. Предпочтения респондентов в поисковой системе

В ходе анкетирования было также выявлено, что среди студентов первого и второго курсов Академии экономики и управления основной целью при использовании интернета является общение в социальных сетях - 53 %, на втором месте подготовка к занятиям - 32 %, далее скачивание мультимедийной информации - 8 %, он-лайн игры - 5 % и лишь небольшая часть студентов пользуются интернетом только с электронной почты - 2 %. Студенты ТГУ, получающие второе высшее образование наиболее приоритетной для себя целью ставят подготовку к занятиям - 42 %, а общение в социальных сетях составило 28 %, скачивание мультимедийной информации - 20 %, он-лайн игры - 6 %, пользуются только с электронной почты - 4 %.

В процессе исследования также были выявлены следующие факты: по возрастному признаку (номеру курса) все респонденты были разделены на 5 возрастных групп соответственно. Самая большая доля опрошенных пришлась на группу людей, обучающихся на 1 курсе (76,4 %), что примерно можно отнести к возрастной группе 17-19 лет; гораздо меньше составили группы респондентов, обучающихся на 3 курсе (13,9 %), и равное количество опрошенных со 2 и 5 курса (3,5 %). Примечательно, что доля студентов 1 курса значительно превышает остальные группы опрошенных. Это объясняется случайным распределением, так как строго определенной квоты не существовало; для задач данного исследования было нецелесообразно устанавливать зависимость по возрастному признаку.

На вопрос о том, сколько денежных средств Вы тратите на Интернет в течение месяца, 27,8 % опрошенных ответили, что ежемесячно за пользование сетью Интернет они платят 400 руб., что составило большинство. По 14,6 % респондентов заявили, что на оплату данной услуги у них уходит 500 и 600 руб. Интернет стоимостью 1150 руб. могут себе позволить лишь 0,7 % респондентов. Такие показатели могут свидетельствовать о достаточно невысоком материальном положении опрошенных,

о высоких ценах на Интернет, недостаточно развитом Интернет обеспечении Тамбовской области, нежелании респондентов использовать новые информационные технологии. На вопрос: «Сколько времени Вы обычно проводите в Интернете в день?» чуть менее половины опрошенных (46,5 %) ответили 4 часа и более, 13,9 % респондентов проводят в день в Интернете 3 часа, а 11,8 % - 2 часа.

Из всего этого следует, что использованию информационных технологий, а в частности Интернета среди студентов уделяется значительное количество времени (рис. 2).

По полученным данным опроса видно, что более половины опрошенных (54,9 %) ресурсами электронных библиотек, размещенных в Интернете пользуется иногда, 26,4 % прибегает к данным ресурсам часто, 11,1% постоянно использует электронные библиотеки для поиска нужной информации. Можно предположить, что поиск информации, подготовка к занятиям не является главенствующей целью респондентов, поэтому использование данного ресурса несильно распространено среди респондентов.

1,4%.

46,5%

1,4%

3,5% г°>7%

,3%

,6%

1,4%

4,2%

115 мин 30 мин 20 мин 45 мин 1 час

1 час 30 мин

2 часа

2 часа 30 мин

3 часа

3 часа 30 мин

4 часа

14 часа и более

Рис. 2. Количество времени на пользование Интернетом респондентами

Что касается частоты использования Интернета в свободное от учебы время, то для 52,8 % респондентов такое использование является постоянным, 35,4 % опрошенных в свободное от учебы время часто пользуется Интернетом, 11,1% - иногда, а 0,7 % использует Интернет только для учебы, и в свободное время к его помощи не прибегает.

На вопрос: «Приносит ли Вам какую-либо пользу или выгоду использование Интернета?» абсолютное большинство (92,4%) ответили да, 4,2 % затруднились с выбором ответа, 3,5 % респондентов считают, что никакой пользы от использования Интернета нет. Таким образом, зна-

чение Интернета в жизни большинства опрошенных студентов велико.

Особое внимание в ходе нашего исследования мы также уделили интернет-услугам.

Интернет-услуги - это те или иные виды материальных и нематериальных услуг, оказываемых дистанционно посредством глобальной сети. К материальным услугам можно отнести заказ авиа- и железнодорожных билетов, использование онлайн-магазинов различных направлений. К нематериальным же следует отнести интернет-консультации, онлайн-радио, заказ специалистов и прочее.

I нет средств

I нет необходимости

не знаем, к кому обратиться

не знаем об их существовании

да, пользуюсь

I Оплата счетов

Рис. 3. Пользование респондентами Интернет-услугами

Однако статистические данные показывают, что только менее 1 % студентов рассматривает интернет-услуги правильно (рис. 3). В основном студенты понимают интернет-услуги как процесс скачивания электронных книг, рефератов, курсовых, музыки и прочей информации подобного рода. 81,3 % опрошенных ответили, что у них нет в этом никакой необходимости, что может свидетельствовать о недостаточной осведомленности респондентов о данных услугах, их плюсах и достоинствах. У 6,3 % опрошенных на пользование Интернет-услугами нет средств, 5,6 % респондентов о таких услугах знают, пользуются ими, причем 4,4 % совершают при помощи Интернета покупки, а 1,2 % оплачивают счета.

Для подавляющего большинства опрошенных студентов (79,2 %) не представляет никакого интереса использование Интернет-услуг, 8,3 % респондентов посредством Интернета производят покупку билетов, 4,9 % совершают покупки товаров для дома. Среди предложенных вариантов ответов были следующие: 1,4 % приобретают одежду и бижутерию, такое же количество респондентов (1,4 %) покупают косметику, для 0,7 % такой Интернет-услугой является тотализатор.

В настоящее время практически все компании, занимаются продвижением своей продукции и услуг, закладывают средства на организацию рекламной компании в сети Интернет. Тем более что разнообразие форм воздействия на аудиторию через интернет весьма велико.

Основными причинами роста популярности интернет - рекламы на современном этапе являются:

- относительно невысокая стоимость размещения рекламы;

- интерактивное рекламное средство, что позволяет потребителю самому выбирать нужную информацию, что значительно понижает негативное отношение к данному виду рекламировании, а так же позволяет налаживать обратную связь, включая заказ и доставку продукции;

- возможность оперативного управления ходом рекламной кампании, так как автоматизированный процесс позволяет внести изменения практически на любом этапе мероприятия, а также изменить дальнейшее проведение кампании;

- высокая точность отбора целевой аудитории по заданным параметрам, так как интернет-реклама создается только для тех потребителей, которые заинтересованы данной, конкретной информацией;

- импонирование пользователям разнообразия средств, которое дает интернет;

- появление двойной роли рекламы: обеспечение притока посетителей на сайт компании-рекламодателя и выполнение роли имиджевой рекламы;

- возможность исследовать эффективность рекламы, так как компании-заказчику удобно предоставлять статистическую информацию о количестве показов и переходов на сайт.

Интернет позволяет рекламодателям эффективно решать маркетинговые задачи, открывает широкий простор для построения креативных коммуникаций, позволяющих оживить бренд, дать больше ассоциаций, больше информации, чем неподвижный печатный текст [1].

Реклама в сети Интернет обладает уникальной возможностью непосредственной оценки эффективности проводимой кампании - отследить заинтересовавшееся рекламой количество пользователей, кликающих в ответ на рекламное сообщение, достаточно просто [7].

Производители техники не отстают: выпускают нэутбуки, которые приспособлены в основном для работы в Интернете, обработки и хранения определенного количества информации они значительно меньше и легче ноутбука, но при этом они не приспособлены для игр или обработки больших графических материалов. Выпускают карманные персональные компьютеры, телефоны с возможностями компьютера, которые имеют свободный выход в интернет через мобильную связь.

Кроме свободного доступа к информации, интернет предоставляет и новые рабочие места, снижая уровень безработицы в регионе и по всей России. Необходимы специалисты, которые будут заниматься систематизацией информации на региональном уровне, продвижением сайтов рекламодателей, тем самым повышая конкурентную борьбу производителей за первые строки в поисковых системах. Найдут здесь работу те, кто занят непосредственно созданием сайтов, не только привлекающих внимание, но и имеющих хорошую защищающую систему [3; 6; 8].

В нашем регионе существует не много организаций, способных предложить разнообразные услуги, связанные с интернет. Так как эти услуги пока не пользуются большим спросом на нашем региональном рынке, кампании занимаются с заказчиками из других регионов России и зарубежья. Эти заказчики получают от этого хорошую выгоду, так как стоимость услуг в нашем регионе, из-за неразвитости данного сегмента, значительно дешевле.

Перспективы развития Интернет-рекламы в регионе связаны с тем, что:

- аудитория Интернет - это платежеспособные люди активного возраста, а это больше всего необходимо продавцу любого товара;

- благодаря сетевым технологиям рекламу можно направлять только на интересующих рекламодателя потребителей и только в определенное время;

- поскольку баннер занимает в среднем всего 9-10 % площади монитора, пользователи относятся к такой рекламе благодушно;

- реклама в интернете дешева, что позволяет ей конкурировать с другими средствами рекламы (прежде всего с печатными СМИ и ТВ) [7].

Таким образом, развитие рекламы в интернете имеет большие перспективы. Но те проблемы, которые англоговорящий мир пережил несколько лет назад, российский Рунет только начинает переживать.

К таким проблемам можно отнести следующие:

1. Интернет необходимо читать, так как он вообще есть текст, дополненный инструментами его просмотра. Среднестатистический пользователь просматривает (не обязательно прочитывает) 3-4 тыс. строк текста в день (это, примерно, номер журнала в 50 страниц). К сожалению, читать хотят далеко не все.

2. Содержание Интернета оказалось структурно и системно не готовым к большому количеству не обремененных профессиональными интересами потребителей. Так, например, в русскоязычном Интернете только около 19 тыс. зарегистрированных сайтов из 150 млн мировых. И, кроме того, среднестатистический русский плохо владеет английским языком и, скорее всего, будет зажат в тиски кириллицы.

3. Интернет стал накопителем пропаганды -в основном экстремистской. Так, например, в России запрещено убивать, но в Интернете вы легко найдете не только смешной сайт «мафия», но и инструкции по изготовлению пластиковой взрывчатки.

4. На Западе к сети приобщаются профессионалы масс-медиа и рекламного бизнеса, а в России существует явная проблема в профессиональных кадрах. Еще более резко это проявляется на региональном уровне.

5. Пространство Интернета переполнено открытой и скрытой рекламой низкого качества, бессмысленными и часто непристойными предложениями [2].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, виртуальные СМИ в ближайшей перспективе вряд ли лишат «бумажные» главного источника дохода. В России пользователей интернета на порядок меньше, чем читателей

газет и журналов. Кроме того, Интернет популярен далеко не во всех российских регионах, тогда как «бумажные» СМИ традиционно читает вся страна.

При этом необходимо отметить, что использование рекламы через интернет позволит улучшить следующие коммуникационные показатели, косвенно связанные с увеличением объемов продаж: рост уровня спонтанной известности торговой марки, увеличение количества людей, знающих адрес, месторасположение торговой точки, увеличение количества людей, знающих отличительные свойства товара.

В свою очередь, это приведет к улучшению коммуникационных показателей, прямо влияющих на увеличение объема продаж: увеличение количества обращений в фирму лично, по телефону, через Интернет, увеличение количества посетителей и количества покупок, увеличение количества покупателей в целом, новых покупателей, постоянных покупателей (сделавших повторную покупку). Все это приведет к росту эффективности вложений рекламодателей от рекламы.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что индустрия коммуникационных услуг, в том числе и рекламы как носителя информации, становится самым ключевым направлением прогресса, обеспечивающим наибольшие доходы, и дальнейшее ее развитие будет продолжаться. Задача России, в том числе и нашего региона, - приложить максимальные усилия для стабилизации его обстановки на рекламном рынке и для осуществления более качественного прорыва вперед [1; 10].

Интернет становится частью жизни человека, с его помощью можно с большей скоростью получить нужную информацию, просмотреть новости, выбрать место отдыха, заказать билеты на поезд или самолет. Все это можно сделать, не отрываясь от основных дел.

Все это позволяет сделать вывод: реклама в сети Интернет на региональном уровне - одно из перспективных направлений на современном этапе развития экономики, технологий и собственно рекламы [3].

Необходимо отметить и проблемы, связанные с данным направлением развития рекламы. Среди них отсутствие профессиональных кадров, технические возможности Сети, оказавшейся структурно и системно не готовой к большому количеству потребителей, среднестатистический русский плохо владеет английским языком, мало читает, пространство Интернета переполнено открытой и скрытой рекламой низкого качества, бессмысленными и часто непристойными предложениями.

При снижении роли традиционных рекламных носителей, можно выделить перспективы дальнейшего использования интернет-рекламы: невысокая стоимость размещения рекламы, интерактивное рекламное средство, возможность оперативного управления ходом рекламной кампании, высокая точность отбора целевой аудитории по заданным параметрам, ненавязчивость потребителям, возможность исследовать эффективность рекламы.

Литература

1. Бувалин М. Ю. Специфика развития регионального рынка рекламы как составляющей информационной рыночной инфраструктуры: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Казань, 2005.

2. Горбунова Ю. И. Проблемы развития регионального рекламного рынка (на примере г. Тамбова) // Актуальные проблемы рекламной деятельности: теория и практика: сб. науч. тр. / отв. ред. А. В. Прохоров. Тамбов, 2009.

3. Донишевская О. Оценка эффективности рекламных компаний в сети Интернет // Реклама теория и практика. 2009. № 4.

4. Замарацкая С. П. Интернет как современный и очень действенный инструмент РИ // Реклама. Теория и практика. 2007. № 6.

5. Зеваков О. П. Инвестиции на рынке рекламы: автореф. дис. . канд. экон. наук. СПб., 2007.

6. Карпова С. В. Международное рекламное дело: учеб. пособие. М., 2007.

7. Кубка А. Интернет-реклама: характеристики и возможности // Маркетинговые коммуникации. 2009. № 3.

8. Николайшвили Г. Краткая история социальной рекламы. М., 2008.

9. Реклама зависла в Интернете // Российская газета - Федеральный выпуск, №5107 (28), от 11 февраля 2010.

10. Умаров М. Новая реклама. Реклама в блого-сфере: плюсы и минусы // Реклама теория и практика. 2010. № 1.

11. Ученова В. В., Старых Н. В. Социальная реклама: учеб. пособие. М., 2006.

12. Уэллс У., Бернет Дж. Реклама. Принципы и практика. СПб., 2005.

13. Федотова Л. Н. Реклама в коммуникационном процессе: учебник. М., 2005.

14. URL: Pgu.tambov.gov.ru/

* * *

PROBLEMS AND PROSPECTS OF USE OF INTERNET POSSIBILITIES THE STUDENTS

O. N. Gorbunova, M. A. Gegamyan

In article questions of use of the Internet by students, regional possibilities of Internet advertising and social advertising are considered. The analysis of researches among students concerning use of the Internet is resulted.

Key words: Internet, advertising in a network, regional advertising, social advertising, research among students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.