Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы использования геоинформационных технологий в образовательном процессе'

Проблемы и перспективы использования геоинформационных технологий в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1515
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ГИС-ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES / GEOINFORMATION TECHNOLOGIES / GIS-TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аникеева Ольга Сергеевна, Лебедева Инна Викторовна, Плетухина Алла Алексеевна

В статье рассматриваются проблемы и перспективы использования геоинформационных технологий в образовательном процессе. Обозначенные проблемы внедрения и использования ГИС-технологий в образовательный процесс решаются путем реализации обучающего потенциала геоинформационных технологий в информационно-образовательной среде, что открывает дальнейшие перспективы целенаправленного формирования геоинформационной компетентности учащихся на основе обучения работы с географическими информационными системами (ГИС) в контексте требований ФГОС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аникеева Ольга Сергеевна, Лебедева Инна Викторовна, Плетухина Алла Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF THE USE OF GEOINFORMATION TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS

The article examines the problems and prospects of using geoinformation technologies in the educational process. The identified problems of introduction and use of geoinformation technologies in the educational process are solved by implementing the training potential of geoinformation technologies in the information and educational environment, which opens further prospects for the purposeful formation of geoinformational competence of students on the basis of training work with geographical information systems (GIS) in the context of GEF requirements.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы использования геоинформационных технологий в образовательном процессе»

более низких уровней развития познавательной активности, для профилирующих предметов вероятность достижения более высокого уровня повышается. В нашем исследовании основной акцент был сделан на развитие познавательной активности в контексте изучения информационных дисциплин. При этом актуализируется двусторонняя взаимосвязь процессов формирования информационных компетенций, являющихся значимым компонентом познавательной активности, и развития последней, которое, в свою очередь, является залогом успешного формирования данных компетенций.

Предложенную модель можно экстраполировать и на весь образовательный процесс в вузе. Тогда в качестве ситуационной познавательной активности следует понимать выборочную заинтересованность в изучении отдельных предметов. В процессе перехода студента на более высокие ступени обучения и развития его профессиональной компетентности познавательная активность будет иметь тенденцию к переходу на системный, а затем и на творческий уровни.

Литература:

1. Алтухова, М. А. Развитие познавательной активности студентов в образовательном процессе вуза: автореф. ... дисс. канд. пед. наук / М. А. Алтухова. - Челябинск: УралГУФК. - 2015. - 24 с.

2. Алтухова М. А. Структурная модель познавательной активности в контексте ее развития // Педагогическая наука и образование: тематический сборник научных трудов. Выпуск 13 / отв. ред. А. Я. Найн. - Челябинск: УралГУФК, 2013. - С. 30-36.

3. Данилов, М. А. Теоретические основы обучения и проблемы воспитания познавательной активности и самостоятельности / М. А. Данилов. - Казань, 2005. - 163 с.

4. Жуков, Ю. Ю. Признаки и факторы познавательной активности студентов вузов физической культуры в учебной деятельности / Ю. Ю. Жуков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта - 2013. - № 11 (95) - С. 30-35.

5. Красновский, Э. А. Активизация учебного познания / Э. А. Красновский // Советская педагогика, 1989. - № 5. - С. 9-15.

6. Матюшкин, А. М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности / А. М. Матюшкин // Вопросы психологии. - 1982. - № 4. - С. 5 - 17.

7. Найн, А. Я. Наука как основа развития социально-экономической модернизации страны: предисловие научного редактора / А. Я. Найн // Педагогическая наука и образование. - 2011. - Вып. 11. -С. 6-15.

8. Осипова, С. И. Познавательная активность как объект педагогического анализа / С. И. Осипова, Н. С. Агишева // Гуманизация образования: научно-практический журнал. - 2016. - № 2. - С. 90-96.

9. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 1979. - 160 с.

Педагогика

УДК:378.4

кандидат педагогических наук, доцент Аникеева Ольга Сергеевна

Институт информационных технологий и телекоммуникаций

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь); кандидат экономических наук, доцент Лебедева Инна Викторовна Институт информационных технологий и телекоммуникаций

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь); кандидат технических наук, доцент Плетухина Алла Алексеевна Институт информационных технологий и телекоммуникаций

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь)

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГЕОИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы и перспективы использования геоинформационных технологий в образовательном процессе. Обозначенные проблемы внедрения и использования ГИС-технологий в образовательный процесс решаются путем реализации обучающего потенциала геоинформационных технологий в информационно-образовательной среде, что открывает дальнейшие перспективы целенаправленного формирования геоинформационной компетентности учащихся на основе обучения работы с географическими информационными системами (ГИС) в контексте требований ФГОС. Ключевые слова: информационные технологии, геоинформационные технологии, ГИС-технологии. Annоtation. The article examines the problems and prospects of using geoinformation technologies in the educational process. The identified problems of introduction and use of geoinformation technologies in the educational process are solved by implementing the training potential of geoinformation technologies in the information and educational environment, which opens further prospects for the purposeful formation of geoinformational competence of students on the basis of training work with geographical information systems (GIS) in the context of GEF requirements.

Keywords: information technologies, geoinformation technologies, GIS-technologies.

Введение. Одной из главных задач современного образовательного пространства является его информатизация. Она может быть реализована за счет внедрения в учебный процесс новых информационных технологий, которые являются важным компонентом современных образовательных систем и реализуемых в них образовательных процессов. Цель внедрения и применения информационных технологий в образовании -создание новых возможностей в образовательных системах для всех ее участников (обучающих и воспитывающих, обучающих; организующих и управляющих образованием) и их взаимодействия [6]. Новые возможности позволяют: сократить время поиска и облегчить доступ к необходимой учебной и научной

информации; выполнить все требования по достижению в процессе обучения норм и стандартов, предъявляемых к качеству образования; обеспечить индивидуальный подход к каждому обучающемуся; повысить мотивацию к процессу обучения; предоставить свободу для активной самостоятельной деятельности учащихся; представить учебный материал в наглядной форме; обеспечить доступность информации в любое удобное обучающемуся время.

Появление геоинформационных технологий. Современный этап развития информационных технологий в образовании характеризуется внедрением в него информационных технологий нового поколения - геоинформационных. Геоинформационные технологии - это технологии и системы, которые позволяют пользователю работать с пространственными данными, строить модели и решать задачи пространственно-временного анализа.

В таком же контексте принято употреблять термин геоинформационная система (ГИС). Геоинформационные системы - это системы, задачей которых является сбор, хранение и анализ данных пространственного характера, а также их графическая визуализация. Сегодня под ГИС принято понимать и программные средства, и пакеты прикладных программ, позволяющих обрабатывать пространственные данные. Применение ГИС-технологий позволяет повысить оперативность и качество работы с пространственно-распределенной информацией по сравнению с традиционными методами.

Сегодня мы наблюдаем этап формирования мировой геоинформационной инфраструктуры, когда одним из векторов развития современной цивилизации является стремительное развитие геоинформационных систем. Геоинформационные технологии сегодня занимают очень значимое место - они помогают изучать города и страны, осматривать достопримечательности, прокладывать маршруты. Без ГИС-технологий сегодня немыслим бизнес - анализ местоположения, выбор маршрута, маркетинговый анализ, территориальное планирование - это самый малый спектр задач, решаемых с помощью ГИС.

Высокотехнологичная экономика требует от образования решения новых задач - высшая школа должна реагировать на изменения, происходящие в обществе - мы должны готовить специалистов, способных использовать новые технологии в своей профессиональной деятельности [1].

Реализация информационного подхода в теории и практике образования дала толчок к появлению качественно нового явления, получившего название информационно-образовательная среда. Информационно-образовательная среда обладает высоким образовательно-развивающим потенциалом. Благодаря этому качеству она является основополагающим и направляющим элементом современного образовательного процесса.

Научное обоснование сущности и проблемы ее создания исследовали в своих работах М. И. Башмаков, С. В. Зенкина, Е. О. Иванова, А. А. Кузнецов, И. М. Осмоловская, С. Н. Поздняков, Н. А. Резник, И. В. Роберт, Е. В. Чернобай и др. Основные положения из исследований этих и других авторов дали начало к созданию научных основ проектирования информационно-образовательной среды. С методологической точки зрения под информационно-образовательной средой понимается организованная на основе системного подхода совокупность технического, информационного, учебно-методического обеспечения, призванная удовлетворять образовательные потребности субъектов образовательного процесса.

Анализ педагогической и методической литературы (В. И. Загвязинский, А. А. Кузнецов, А. В. Железняков, Д. В. Новенко, И. В. Роберт, Н. Ф. Талызина), диссертационных исследований (С. В. Зенкина, Н. З. Хасаншина, Е. В. Чернобай) и практики работы школы показывает, что образовательный процесс с применением электронных образовательных ресурсов, включая ГИС-технологии, носит в настоящее время малоуправляемый, периодический характер, что уменьшает образовательные и развивающие эффекты от их применения. По разным причинам предпочтение отдается традиционному обучению. Практика подтверждает, что учащиеся успешнее выполняют задания, проверяющие качество усвоения знаний и умений в условиях репродуктивной деятельности и хуже задачи поискового, творческого характера, что напрямую связано и подтверждается с результатами итоговой аттестации учащихся по географии. ГИС-технологии и электронные образовательные ресурсы применяются как наглядные средства обучения. Игнорируется организация личностно-развивающей учебной деятельности, адекватной образовательному потенциалу этих ресурсов.

В свете сказанного выявляется ряд противоречий, на решение которых направлено наше исследование. Это противоречия в первую очередь между потребностью общества в выпускниках, владеющих современными информационными технологиями (ГИС-технологиями), и самой системой подготовки таких специалистов, которые обусловлены следующими сдерживающими факторами:

со стороны ВУЗов: нехватка квалифицированных преподавателей; слабая осведомленность; нехватка практических пособий; слабая материально-техническая база; агрессивный маркетинг от производителей проприетарных систем, которые являются частной собственностью авторов или правообладателей (заключение соглашений, меморандумов, организация лабораторий и т.п.); ориентация на запросы будущих работодателей.

со стороны студентов: слабое владение техническим английским; низкий уровень компьютерных навыков; требования потенциальных работодателей знать проприетарные системы, а не открытые;

со стороны потенциальных работодателей: слабая осведомленность; слабый интерес со стороны потенциальных работодателей.

Целью настоящего исследования является выявление проблем и перспектив использования геоинформационных технологий в образовательном процессе. В соответствии с поставленной целью перед нами стояла задача проанализировать использование геоинформационных технологий в среднем общем и профессиональном образовании и выявить проблемы данного процесса.

Использование геоинформационных технологий в школьном образовании. В США, Великобритании, Австрии и др. странах геоинформационные технологии широко применяются в школьном образовании. Необходимость внедрения их в системе общего образования России возникла еще в 2000 гг. Однако анализ литературных источников показал, что вопрос изучения геоинформационных технологий в рамках общеобразовательной школы является не разработанным. На сегодняшний день необходимость изучения геоинформационных технологий представляется в двух аспектах. В первую очередь необходимо развивать общекультурные компетенции будущих полноправных членов общества, расширив область изучения информационных технологии в рамках дисциплины «Информатика» [5].

Одновременно необходимо использование геоинформационных технологий при изучении географии. В

стандарте для среднего образования по географии сказано, что в результате изучения географии школьники должны овладеть умениями ориентироваться в пространстве с помощью географических карт, статистических материалов, современных геоинформационных технологий, обеспечивающих поиск, интерпретацию и демонстрацию необходимых в данный момент географических данных. Для достижения этой цели Н. З. Хасаншина [19], Л. Н. Макарова [12], Новенко Д.В. [13], Жигулина О.В. [7] и др. предлагают использовать геоинформационные технологии как многофункциональное комплексное средство обучения. По их мнению, использование геоинформационных технологий на уроках способствует раскрытию личностных качеств каждого учащегося, позволяет активизировать наглядно-образную, воспитывающую, развивающую, информационную, пропагандирующую функции.

Стандарт для среднего общего образования регламентирует, что в результате изучения географии школьники должны овладеть «.умениями использовать карты разного содержания., географического анализа и интерпретации разнообразной информации». В результате изучения школьного курса информатики школьники должны «овладеть опытом построения и использования компьютерно-математических моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов., умением оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов.». Достичь указанных умений можно только с использованием геоинформационных технологий, и в частности геоинформационных систем. Сегодня любые геоинформационные системы позволяют визуализировать статистическую информацию с географической привязкой, создавать и редактировать карты, производить дешифрирование и моделирование любых процессов. Геоинформационные технологии являются хорошим подспорьем для изучения практически всех тем школьного курса географии.

В соответствии с принципом наглядности обучения геоинформационные технологии также можно использовать при изучении таких дисциплин, как история и литература. Школьник лучше усвоит материал, если увидит конкретное событие в привязке к местности.

Использование геоинформационных технологий в профессиональном обучении. С вступлением в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в настоящее время система образования претерпевает период реформ.

В законе, ст.13 говорится: «при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение» [1]. В ст. 16 под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, информационно-телекоммуникационных сетей, позволяющих осуществлять передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие учащихся и педагогов [1].

В связи с вышесказанным очевидно, что одним из наиболее востребованных научных подходов к развитию отечественного образования является информационный подход, который сочетается с компетентностным и деятельностным подходами, представляющими методологическую основу Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) образования.

Направленность ФГОС на информационный подход при реализации учебного процесса определяет такое общее требование к новым образовательным результатам, как «информационная компетентность» учащихся. Частным проявлением информационной компетентности может быть понятие «геоинформационная компетентность», которая подчеркивает географическую специфику компетентности и это дает возможность установить родовидовые связи между выделенными понятиями.

Геоинформационная компетентность - это способность учащегося быть готовым и способным решать задачи географической направленности, которые возникают в различных сферах социальной деятельности и требуют принятия эффективных решений, которые реализуются на практике с учетом имеющегося опыта работы со средствами, предоставляемыми ГИС-технологиями.

Повсеместное внедрение и бурное развитие информационных технологий, совершенствование методов получения и обработки геоданных, потребность в пространственной информации привели в настоящее время к тому, что возросла необходимость в геопространственных технологиях и специалистах, владеющих инструментами географических информационных систем. Благодаря тому, что геоинформационные технологии предлагают новые эффективные подходы к анализу и решению различных проблем, они получают все большую популярность и признание. Можно сказать, что на сегодняшний день геоинформационные технологии вышли за пределы узкоспециализированных компетенций и эта тенденция находит свое отражение в образовании, где геоинформационная компетентность закреплена в Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения.

В высшем образовании увеличено число направлений подготовки, для которых умение работать со средствами, предоставляемыми геоинформационными технологиями, выступает в качестве формируемых базовых умений и навыков, необходимых для работы по специальности. Кроме профильных специальностей, таких как «Землеустройство и кадастр», «Геодезия и дистанционное зондирование», «Картография и геоинформатика», дисциплина «ГИС в географии» введена по направлению обучения «Географ» (бакалавриат), и аналогичная дисциплина с соответствующим названием есть по направлению обучения «Экология и природопользование». Умения, знания и навыки в работе с ГИС для специалистов лесного дела, гидрометеорологов, градостроителей также отмечены в новых ФГОСах. Следует также отметить, что важным является определение междисциплинарных связей ГИС с математическим и естественным учебным циклом.

На основе ФГОСа на федеральном уровне разрабатывается приблизительная образовательная программа, ориентирующаяся на местную специфику. Далее учебные заведения дорабатывают программу, которая в итоге призвана формировать определенные (в том числе и профессиональные) компетенции. Согласно ФГОС, обучение должно дать учащемуся навыки и знания, которые он будет уметь применять и успешно действовать на их основе.

В 2000 году были разработаны стандарты высшего образования. До этого момента был определен минимальный объем знаний и умений для выпускников ВУЗа по каждой специальности и далее эти требования были ужесточены. В 2005 году вступило в силу второе поколение стандартов, которое было ориентировано на приобретение учащимися компетенций по компонентам - знать; - уметь; - владеть. Новые стандарты, направленные на выработку общекультурных и профессиональных компетенций,

разрабатывались с 2009 года. В отличие от старой системы стандартов, где основополагающим было понятие знаний, в новой таковыми стали профессиональные и социальные компетенции.

С развитием в нашей стране цифровых технологий и цифровой экономики, цифровая пространственная информация стала играть решающую роль при решении задач экологического, социально-экономического и политического развития и управления природным, трудовым и производственным потенциалом в рамках национальной политики. Применение ГИС в решении различного рода задач привело к росту спроса на качественные ГИС, а также на специалистов в области геоинформационных технологий.

Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний день приоритетным направлением в дальнейшем развитии образования в нашей стране являются: получение образования в области геоинформационных технологий на всех уровнях образования начиная со школьного до профессионального; создание качественных обучающих геоинформационных систем; утверждение государственных стандартов по специализации «Геоинформационные технологии» для подготовки специалистов, бакалавров и магистров.

Выводы. Целью настоящего исследования было выявление перспектив и проблем применения геоинформационных технологий в образовательном процессе. Проанализировав российский и зарубежный опыт их использования, мы сделали вывод, что геоинформационные технологии являются одним из современных средств обучения и выполняют комплекс функций: воспитывающую, развивающую, наглядную, организационную, информационную и пропагандистскую. Использование ГИС-технологий в образовательном процессе позволит повысить интерес обучаемого к объекту изучения, станет стимулом к самостоятельной творческой деятельности, позволит постоянно усложнять уровень решаемых задач.

На уроках географии использование геоинформационных систем позволит сформировать требуемые знания, умения и навыки практической деятельности. Использование учебных ГИС позволит решать задачи при изучении различных школьных дисциплин с использованием межпредметных связей. Возможности применения геоинформационных технологий в образовательном процессе позволит учителю организовать обучение в соответствии с требованиями ФГОС, повысив при этом «информационную компетентность» учащихся [18].

Несмотря на все возможности, предоставляемые ГИС-технологиями в процессе обучения, имеется ряд проблем, которые были выявленные в ходе исследования.

Во-первых, невысокий уровень подготовки учителей.

Во-вторых, недостаточно разработаны методические рекомендаций по применению ГИС на уроках географии.

В-третьих, как следствие - неосведомленность учащихся о возможностях использования данного вида информационных систем.

И последнее - недостаточность технического оснащения школ. Геоинформационные технологии являются пока еще достаточно новой технологией даже для учителей с высоким уровнем ИКТ-компетентности. И как результат, реализовывается в школах в неполном объеме [10].

Такие же проблемы присутствуют и в профессиональном образовании - геоинформационные технологии используются лишь при профильном обучении по специальностям Землеустройство и кадастр», «Геодезия и дистанционное зондирование», «Картография и геоинформатика». Слабое информирование преподавателей о возможностях ГИС-технологий приводит к отсутствию междисциплинарных связей при изучении дисциплин других циклов.

Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний день приоритетным направлением в дальнейшем развитии образования в нашей стране является получение образования в области геоинформационных технологий на всех уровнях образовательного процесса.

Литература:

1. Капустин В.Г. ГИС-технологии как инновационное средство развития географического образования в России // Педагогическое образование, № 3, 2009, С. 68-76.

2. Жигулина О. В., Бочарникова Э. А. Использование геоинформационных систем на уроках географии // Молодой ученый. — 2014. — №12. — С. 255-257. — URL https://moluch.ru/archive/71/12269/ (дата обращения: 16.05.2018).

3. Ковтунова И.Н. Проблемы использования ГИС в школьном географическом образовании // Научное сообщество студентов XXI столетия. Естественные науки: сб. ст. по мат. XV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(15). URL: http://sibac.info/archive/nature/1(15).pdf (дата обращения: 16.06.2018)

4. Макарова Л. Н. Применение технических средств на уроках географии / Л. Н. Макарова // Вопросы Интернет образования. — 2006. — № 36.

5. Новенко Д. В. Использование геоинформационных технологий в школьном географическом образовании / Д. В. Новенко // География в школе. — 2007. — № 7. — С. 36-40.

6. Обух Г. Г. Методика обучения географии / Г. Г. Обух. — М.: Университетское, 2001. — 184 с. 3.

7. Кулмаганбетова А.О., А.И. Романюк. Перспективы использования геоинформационных технологий в образовании // URL: http://www.rusnauka.com/11_EISN_2010/Geographia/63655.doc.htm (Дата обращения 18.06.2018).

8. Пащенко Д.В. Перспективы использования геоинформационных технологий в образовании // Вопросы Интернет-образования, №10.

9. Уленгов Р.А., Уразметов И.А., Габдрахманов Н.К., Давлетбаева К.С. Проблемы и перспективы применения геоинформационных систем в школьной географии в условиях внедрения новых образовательных стандартов // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 3.; URL:http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26518 (дата обращения: 19.06.2018).

10. Хасаншина Н. 3. Геоинформационные технологии как средство интеграции знаний по информатике и географии / Н. 3. Хасаншина // Информационные технологии обучения-2002 /Секция II / Подсекция 3 (информационные технологии обучения).

Педагогика

УДК 372.881.111.1 ББК81.432.1

аспирант, старший преподаватель Анфилатова Ольга Викторовна

Федеральное государственное казённое военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточное высшее общевойсковое командное училище имени маршала советского союза К. К. Рокоссовского» (г. Благовещенск); кандидат педагогических наук, профессор Вотинцева Марина Владимировна Федеральное государственное казённое военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточное высшее общевойсковое командное училище имени маршала советского союза К. К. Рокоссовского» (г. Благовещенск)

ЭССЕ КАК ОДИН ИЗ ЭТАПОВ КОНКУРСНЫХ СОСТЯЗАНИЙ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ ОЛИМПИАДЕ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СРЕДИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

Аннотация. Статья посвящена организационным и методическим вопросам подготовки команды по английскому языку к конкурсному этапу - эссе. Особое внимание обращается на формулировку задания, его тематику и способы оценки. Эссе является одним из ключевых конкурсных состязаний на Международной Олимпиаде курсантов. На основе анализа системы оценки эссе с 2016 по 2018 гг. были выявлены основные проблемы, влияющие на подготовку к этому конкурсному состязания, а также на его результативность.

Ключевые слова: эссе, олимпиада по английскому языку, оценка эссе, методика подготовки к написанию эссе, курсанты военного вуза.

Annotation. The article is devoted to organizational and methodological issues of preparing a team in English for the competitive stage - an essay. Particular attention is drawn to the formulation of the task, its subjects and methods of evaluation. The essay is one of the key contests at the International Olympics of cadets. Based on the analysis of the essay evaluation system from 2016 to 2018.the main problems affecting the preparation for this competition were revealed, as well as its effectiveness.

Keywords: an essay, Olympiad in English, an essay assessment, a technique for preparing essays, cadets of a military high school.

Введение. Эссе - это жанр с интересной и долгой историей. В литературе с ним связаны имена знаменитых мыслителей и писателей. Помимо этого, эссе - это еще и важнейший образовательный инструмент, так как оно учит мыслить. При работе над эссе каждая мысль должна быть самостоятельной и отражающей личные представления о мире. С помощью эссе студенты учатся ассоциировать факты и утверждения из разных источников, делать свои знания более четкими и систематизированными.

Во многих высших зарубежных учебных заведениях, в том числе военных, эссе используется как один из главных способов оценки и обучения. Эссе там, как правило, - это результат работы студента над определенными темой, курсом или предметом.

В российской высшей школе эссе как образовательный инструмент пока еще не утвердился, но активно используется как один из видов заданий на различных олимпиадах и конкурсах.

Начиная с 2016 года, эссе является важнейшей частью конкурсных заданий на Международной Олимпиаде по иностранному языку среди курсантов Вооруженных Сил Министерства Обороны Российской Федерации. Эссе как этап конкурсных заданий предполагает выражение индивидуального впечатления и соображений автора по просмотренному видеофрагменту (новостному сюжет, в том числе).

Изложение основного материала статьи. Эссе как отдельный этап, а зачастую и самый ключевой, включен в содержание олимпиадных конкурсов с 2016 года. С 2016 по 2018 гг. эссе являлось первым туром Международной Олимпиады, предполагающим под собой написание эссе-мнения по заданной тематике.

Место/год проведения Олимпиады Тематика Олимпиады Формулировка задания 1-го тура - эссе

2016 год Военная академия радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко (г. Кострома). 1. Основное устройство, конструктивные элементы технических устройств, механика работы частей и агрегатов. Материалы, физические характеристики и параметры работы образцов. 2. Научные открытия и технические новшества, положенные в основу развития военной и специальной техники. 3. Назначение технических устройств. Взаимодействие системы человек-машина. 4. Обоснование решений о внедрении (приобретении) новых образцов специальной техники. Перспективные образцы. 5. Корабли, автомобильная и иная самоходная техника, на борту которой размещается экипаж. Первый тур (номинация «Технический прогресс в военном деле») - письменный конкурс. Задание предполагает сочинение на английском языке по указанной теме, в котором участники должны использовать определенные в задании опорные слова, выражения и фактический материал, представленный в предварительно демонстрируемом видеосюжете. Данный конкурс проводится в целях оценки умения письменно выражать свое отношение к мысли другого человека в форме эссе с опорой на ранее воспринятую аудиовизуальную информацию и с привлечением в качестве доводов других известных конкурсанту фактов.Объем работы - 150-200 слов. Время выполнения конкурса - не более 60 мин. Возможными вариантами могут быть поддержка идеи теоретика в 2-4 абзацах, либо приведение контраргумента в 4 абзаце при сохранении общей поддерживающей позиции.

2017 год Военная академии 1. Общие взгляды на ведение войн и военных действий, Первый тур - письменный конкурс. При выполнении первого задания участники

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.