Проблемы и перспективы инвестиционного развития региона Problems and prospects of investment development in the region Кабирова Резеда Селигзяновна,
старший преподаватель кафедры «Менеджмент и маркетинг» Г АОУ ВПО «Набережно-челнинский государственный
торгово-технологический институт», аспирант кафедры «Экономика и управление в городском хозяйстве» ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет»
reselig@mail.ru
Аннотация: В любой период развития экономики России приоритетными направлениями для инвестирования должны быть те отрасли народного хозяйства, которые по своим масштабам, техническому уровню производства способны оказать решающее влияние на развитие всех отраслей экономики, особенно региональное строительство. Именно в эту отрасль требуется больше инвестиционных вложений для решения принципиальных вопросов развития экономики региона. Решением инвестиционных проблем региона может стать внедрение проектного финансирования.
Abstract: In any period of Russia's economic development priorities for investment should be those sectors of the economy, which in scale, technical level of production can have a decisive influence on the development of all sectors of the economy, particularly the regional construction. It is in this sector needs more investments to address fundamental issues of economic development of the region. Investment decision of the region's problems can be the implementation of project financing.
Региональное развитие, инвестиционная активность региона, проектное финансирование
Regional development, investment activity in the region, project financing
В современных условиях деловая активность в инвестиционностроительном комплексе региона всеми экспертами воспринимается как ключевое условие для опережающих темпов социально-экономического развития и повышения благосостояния населения. В связи с этим создание условий для инвестиционной восприимчивости отрасли является одной из важнейших задач региональных органов государственной власти. При этом необходимо соблюдение интересов всех участников этого процесса -государства, бизнеса и общества.
Строительная система РФ и регионов последние 20 лет развивается в условиях формирования институтов рыночной экономики и характеризуется долговременным и постоянным ростом цен на вновь создаваемые объекты недвижимости. При этом, формирование и использование этих цен диктуется не только достижением естественного равновесия между спросом и предложением, но и специфическими условиями переходного периода развития экономики, прежде всего - монополизацией рынков строительной деятельности.
Наметившиеся тенденции заставляют нас призадуматься. Так, набирающий силу рынок первичного жилья имеет сильные «перекосы» (монополизм, рост цен и т.д.). Все больше фактов свидетельствует о том, что он обслуживает наиболее состоятельную часть общества и его игроки не заинтересованы в иной манере экономического поведения как в увеличении цен и извлечении максимальной прибыли - ни инвесторы, ни строительные организации, ни региональные власти, заинтересованные в увеличении налоговых поступлений.
В свою очередь, на сегодняшний день РТ имеет достаточно большой опыт по решению проблем активизации жилищного строительства с достаточно серьезным учетом социальной составляющей данного процесса. Так, в период с 1996 по 2004 годы Фондом ликвидации ветхого жилья при президенте РТ на цели строительства жилья, объектов инженерной и социальной инфраструктуры, а также выполнения прочих сопутствующих мероприятий было привлечено 21134,9 млн.руб., что в расчете на одного жителя РТ в действующих ценах составило 1000 рублей в год. В общей сложности было построено 1763 жилых дома на 51158 квартир общей площадью 2820,9 тыс.кв.м. Фондом на безвозмездной основе было предоставлено 49125 квартир общей площадью 2671,7 тыс.кв.м. [5].
Несомненно, если эти начинания будут эффективно продолжены в рамках реализации программы социальной ипотеки, будет создан серьезный задел по недопущению запуска процессов активного роста спекулятивной составляющей в стоимости жилой недвижимости республики.
Следует также отметить, положительной стороной Программы социальной ипотеки является не только ее социальная значимость для общества, но и интегрированность в законы рыночной экономики, предполагающая возмездность приобретаемых активов в виде жилой недвижимости.
В сущности, сегодня отсутствует приемлемая концепция регулирования цен на строительную продукцию, в равной степени учитывающая реальности рыночного способа производства и распределения и вменяемую государству функцию регулирования хозяйственной деятельности.
Более того, бюджетные средства необходимо рассматривать только как инструмент соинвестирования в различных механизмах государственночастного партнерства. Это позволит привлечь дополнительные средства в те отрасли, которые не могли обеспечить привлекательность для финансовых институтов.
Основные постулаты рекомендаций по активизации инвестиционного развития в рамках региональной инвестиционной политики выглядят следующим образом:
- необходимо повысить эффективность результатов градостроительного планирования развития урбанизированных и субурбанизированных территорий путем выработки рекомендаций по определению оптимального баланса элементов городской среды с учетом места и временных интервалов действия результатов планирования, а также их увязку с планами реализации национального жилищного приоритета, что позволит повысить инвестиционную привлекательность этих территорий и вести гармоничное их развитие;
- необходимо активизировать работу по увязке планов развития строительного комплекса, а также смежных отраслей экономики, прямым или косвенным образом влияющих на результаты реализации национального жилищного приоритета, что позволит предупредить возникновение локальных и (или) глобальных случаев дисбаланса спроса и предложения, который может стать толчком к неоправданному росту непроизводительной компоненты инвестиционных вложений;
- необходимо активизировать государственное участие в реализации национального жилищного приоритета путем интервенций государственных инвестиционных вложений и поощрения частных, стимулируя при этом рост социальной, так и экономической отдачи инвестиций, что позволит снизить долю спекулятивной составляющей предложения и оздоровить микроклимат рынка социального жилья;
- необходимо разработать концепцию регулирования цен на строительную продукцию, полученную с участием государственного капитала, в равной степени учитывающую реальности рыночного способа производства и распределения и вменяемую государству функцию регулирования хозяйственной деятельности;
- необходимо активизировать работу по стимулированию реализации проектов инновационного развития строительного комплекса, а также смежных отраслей экономики, что, в конечном счете, позволит снизить себестоимость результатов национального жилищного приоритета и увеличит привлекательность инвестиционных вложений не только в высокодоходные, но и низкодоходные на сегодняшний день сферы приложения капитала.
По нашему мнению, эти положения носят фундаментальную значимость и применение их на практике даст новый импульс инвестиционному развитию страны в рамках реализации национального жилищного приоритета, что позволит улучшить не только количественную, но и качественную составляющую результатов.
Г оворя о проблемах строительного комплекса, как «локомотива» инвестиционно-активного региона, надо отметить, что перестройка инвестиционного процесса и хозяйственного механизма в условиях перехода к саморегулируемости, по мнению российских специалистов, непосредственно должна быть связана с использованием некоторых элементов зарубежного опыта [2].
В последние 30-35 лет во многих развитых странах велась активная политика по вовлечению все большего количества населения в процесс приобретения жилья с использованием механизмов ипотечного кредитования. При этом повышение уровня доступности достигалось не за счет опережающего роста уровня доходов населения по отношению к ценам на жилье, а преимущественно вследствие постепенного снижения величины процентных ставок на ипотечные кредиты. Подтверждением этого является динамика одного из важнейших индикаторов спекулятивного роста стоимости недвижимости - отношение стоимости жилой недвижимости к размеру арендной платы. Как мы видим из таблицы 1, в последние в большинстве стран происходил процесс увеличения значения данного индикатора, та же тенденция сохраняется и сегодня.
Таблица 1
Страна Год Ипотечные кредиты (% от ВВП) Уровень доступности жилья (1985 = 100) Стоимость жилой недвижимости / Г одовой размер арендной платы (1985 = 100)
США 1970 28,82 100,34 96,51
1980 33,87 113,36 106,32
1990 44,59 107,14 112,68
2003 63,73 113.66 136,48
Г ермания 1970 - 129,41 96,97
1980 41,88 114,45 115,73
1990 42,52 94,81 99,32
2003 54,31 79,71 73,07
Франция 1970 - 122,75 90,97
1980 16,94 124,70 119,74
1990 19,73 118,64 115,96
2003 24,75 124,56 129,70
Италия 1970 - - -
1980 3,06 134,72 -
1990 3,62 129,89 100,00
2003 13,33 130,66 91,43
Испания 1970 - 146,83 62,03
1980 8,61 127,32 102,81
1990 10,59 198,92 207,05
2003 42,11 288,78 249,92
Нидерланды 1970 - 136,69 120,20
1980 33,62 151,42 161,13
1990 40,18 111,43 109,94
2003 99,88 243,14 203,58
Ирландия 1970 - - 57,07
1980 - 135,63 126,82
1990 18,45 110,47 100,79
2003 45,00 200,81 272,45
Япония 1970 5,59 107,96 76,44
1980 21,29 91,21 87,34
1990 30,26 121,72 123,32
2003 36,40 79,26 75,23
Великобритания 1970 - 97,21 89,61
1980 22,80 108,58 116,69
1990 52,65 137,00 117,20
2003 63,83 155,83 194,28
Канада 1970 27,57 112,51 79,17
1980 33,73 124,23 122,25
1990 39,81 138,47 140,73
2003 42,79 155,54 182,59
Австралия 1970 - 107,31 96,67
1980 15,66 101,00 96,57
1990 19,90 122,90 101,61
2003 57,30 183,12 212,93
В Российской Федерации используются, в основном, традиционные формы организации отраслевого инвестиционного процесса, что приводит к значительному запаздыванию, как отдельных стадий инвестиционного цикла, так и всего цикла. За рубежом же применяются разнообразные формы
организации в зависимости от конкретных инвестиционных задач, например -проектное финансирование, которое автор предлагает определять как метод направления денежных средств на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение, новое строительство (строительные проекты), при котором источником погашения долговых обязательств перед кредитором (банком) являются средства, которые формируются при реализации строительного проекта.
Рассмотрим методику применения проектного финансирования в региональном строительстве.
В схеме задействованы следующие составляющие (рис. 1):
1. Компания-заказчик инвестирует часть своих собственных средств, взамен получит прибыль в виде дивидендов от реализации строительного проекта.
2. Банк дает финансирование, взамен получая выплату своих фондов и прибыль в виде процентных платежей.
3. Генеральный подрядчик осуществляет строительство и сопутствующей инфраструктуры, давая гарантии по поводу завершения строительства в установленные срок и в рамках бюджета. Взамен он получает оплату своих услуг.
4. Власти региона поддерживают проект на общественном уровне. Взамен они получают гарантии создания определенного количества новых рабочих мест и налоговые поступления от проекта в будущем.
5. Потребителями могут быть как конечные потребители (например, владельцы квартир), так потребители-организации, например, арендаторы, подписывают долгосрочные соглашения на аренду помещений и по определенной установленной цене вне зависимости от «рыночной» цены, взамен получая гарантированный источник площади.
Рис. 1. Схема проектного финансирования регионального строительства
Системный подход в статистике производства товаров и услуг обеспечивает оптимизацию материального потока на всем его протяжении от источника «сырье» до конечного потребителя, что достигается следующими мероприятиями:
- переход от универсального оборудования к специализированному;
- построение гибких систем, способных к адаптации в условиях нестабильной внешней среды;
- использование общедоступных компьютерных сетей для организации информационных потоков. [3]
В случае с проектным финансированием кредиторы инвестируют не столько некий проект, сколько набор контрактов. Этот набор контрактов должен ясно показать (и практически 100% закрепить в контрактах), каковы
будут будущие денежные потоки проекта, и хватит ли их для выплаты долга и процентов.
На практике для запуска банком механизма проектного финансирования требуется существенная финансовая самостоятельность девелопера, что позволит снизить до минимума все риски.
В Республике Татарстан часто реализуются «пилотные» проекты и схемы финансирования проблем региона, поскольку является одним из наиболее благоприятных для инвестирования регионов РФ.
Наибольших успехов в развитии проектного финансирования в Республике Татарстан добился ведущий банк региона - «Ак Барс» банк. В частности, для успешной реализации проектов на рынке жилой и коммерческой недвижимости им создана полноценная система участников инвестиционностроительного процесса. Для эффективного использования целевых инвестиционных ресурсов существует подрядная организация, которой ведутся основные строительные работы. Выполнением функций застройщика занимается девелоперская организация. А для успешных продаж построенных объектов успешно функционирует брокерская компания, исполняющая обязанности ипотечного брокера и агентства недвижимости. В результате, предпринятых мер созданный по такой формуле холдинг занимает ведущее место не только на финансовом рынке региона, но и на рынке недвижимости.
Таким образом, в силу своей гибкости проектное финансирование является эффективным инструментом привлечения средств в региональное строительство в условиях нестабильной экономики.
Литература
1. Игонина Л. Л. Инвестиции: Учебник для вузов изд. 2-е, М: Магистр, 2008, с. 749
2. Романова А.И., Хабибуллина А.Г. Методика аккумуляции денежных средств частных инвесторов в рамках реализации программ воспроизводства
жилого фонда и оплаты жилищно-коммунальных услуг. - Известия КГАСУ.-Казань: КГАСУ, №3(17), 2011, С. 235-246.
3. Романова А.И., Миронова М.Д., Ильина Е.В. Методический подход к оценке рисков и принятию решений в условиях неопределенности на рынке услуг.- Управление экономическими системами, №3, 2012.
4. Шенаев В.Н, Ирниязов Б. С. Проектное кредитование. Зарубежный опыт
и возможности его использования в России. — М.: Изд-во АО
“Консалтбанкир”, 1996, 120 с.
5. http:// gilfondrt.ru/realization/zhilstroy