Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы гражданской критики СМИ в блогосфере'

Проблемы и перспективы гражданской критики СМИ в блогосфере Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
909
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАКРИТИКА / БЛОГОСФЕРА / КРИТИКА / ИНТЕРНЕТ / РЕСУРСЫ / МЕДИАГРАМОТНОСТЬ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сулейменова Айнур Эдрисовна

Критика средств массовой информации (так же именуемая медиакритикой), как и любая критика творческой деятельности (литературная, театральная, кинокритика и др.) развиваясь сама, создает возможности для качественного роста средств массовой информации. К известным видам медиакритики научная критика средств массовой информации, внутрикорпоративная, массовая сегодня смело можно добавлять гражданскую медиакритику. Использование в полной мере Интернета для рациональной оценки каких-либо явлений, в том числе деятельности средств массовой информации, как это не парадоксально, не имеет большой популярности у аудитории, которая предпочитает либо замалчивать недовольства, либо сразу обращается к судебным органам власти. Связано это в первую очередь с тем, что медиаграмотность населения не находится на должном уровне, чтобы граждане могли рационально анализировать работу средств массовой информации, что является важным фактором в развитии информационного общества в традициях демократического государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы гражданской критики СМИ в блогосфере»

УДК 070

А. Э. Сулейменова

Костанайский государственный университет им. Ахмета Байтурсынова, Костанай

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ГРАЖДАНСКОЙ КРИТИКИ СМИ

В БЛОГОСФЕРЕ

Критика средств массовой информации (так же именуемая медиакритикой), как и любая критика творческой деятельности (литературная, театральная, кинокритика и др.) развиваясь сама, создает возможности для качественного роста средств массовой информации. К известным видам медиакритики - научная критика средств массовой информации, внутрикорпоративная, массовая - сегодня смело можно добавлять гражданскую медиакритику. Использование в полной мере Интернета для рациональной оценки каких-либо явлений, в том числе деятельности средств массовой информации, как это не парадоксально, не имеет большой популярности у аудитории, которая предпочитает либо замалчивать недовольства, либо сразу обращается к судебным органам власти. Связано это в первую очередь с тем, что медиагра-мотность населения не находится на должном уровне, чтобы граждане могли рационально анализировать работу средств массовой информации, что является важным фактором в развитии информационного общества в традициях демократического государства.

Ключевые слова: медиакритика, блогосфера, критика, Интернет, ресурсы, медиаграмот-ность, медиаобразование.

В идеале медийная критика как область в журналистике подразумевает под собой оценочный анализ медийного произведения, продукта деятельности как журналиста, так и других работников средств массовой коммуникации. Под медиа понимается совокупность всех средств, обеспечивающих информационное взаимодействие и взаимовлияние людей, и не обязательно профессиональных работников средств массовой информации. В истории журналистики всегда существовали явления, связанные, так или иначе, с распространением информации гражданами, не являющимися журналистами. Со временем, как деятельность, журналистика начала предъявлять особенные требования к специалистам и сегодня, безусловно, для того, чтобы носить имя журналиста, мало просто писать, необходимо быть высокообразованным и высококультурным гражданином с активной позицией и умением продвигать свое имя и продукт детальности. Таким образом, гражданская активность дилетантов становится все более отдельным явлением в журналистике и спорным вопросом в науке.

Интернет и Web 2.0 стали основой для развития гражданской активности в интернете, где помимо простого информирования все чаще встречается анализ и критика, в том числе критика средств массовой коммуникации. Российский исследователь А.П. Корочеснкий разделяет медиакритику на три вида: академичсекая, внутрикопоративная и массовая [3. С. 60-63]. Помимо этого, автор первого в СНГ исследования по медиакритике, отмечает, что на сегодняшний момент активно развивается гражданская медиакритика, в которой субъектом деятельности выступают гражданские активисты, проводящие анализ и оценку деятельности СМК как в традиционных средствах массовой информации через письма читателей или специальные рубрики, так и через Интерне-ре сурсы.

Остается вопрос, какую же оценку в Интернете можно считать гражданской медиакритикой, ведь начиная с комментариев, которые есть на всех ресурсах и заканчивая авторскими сайтами можно встретить, так или иначе, мнение, разбор и анализ продукта СМК. Доцент Казанского Федерального университета Р. П. Баканов изучил Интернет-ресурсы в России, где присутствует гражданская медиакритика. По мнению исследователя данные проведенного мониторинга электронных ресурсов Рунета дают возможность разделить сайты, в которых может содержаться медиакритика, на следующие виды в зависимости от предлагаемой формы коммуникации: специализированные сетевые проекты, созданные с целью обмена мнениями о различных телепередачах, блоги телевизионных критиков, форумы как дискуссионные площадки на официальных

сайтах телекомпаний и комментирование текстов, которое предлагают сегодня сайты почти всех федеральных и региональных печатных изданий [1. С. 179]. Таким образом, автор в своем исследовании отвечает на наш вопрос положительно, любая оценка СМК в Интренете уже может считаться гражданской медиакритикой, однако Роман Петрович отмечает чрезмерную субъективность подобных текстов, отсутствие аргументации, отступления от темы и отсутствие четкости мысли.

В свою очередь исследователь Нижегородского госуниверситета В.А. Бейненсон считает, что «непрофессиональные тексты бездолжной аргументации, основанные на субъективных оценках, размывают представление омедиакритике как «области журналистики, <...> творче-ско-познавательной деятельности, в ходекоторой осуществляется критическое познание иоценка социально значимых <...> аспектов информационного производства в СМИ» [2. С. 419]. Некачественные тексты Интернет-пользователей не воздействуют в должной мере на читателей, упуская важные и основополагающие признаки медиакритичности - научность и публицистичность. Следовательно, по мнению В. А. Бейненсон на данном этапе относить непрофессиональные высказывания на тему деятельности СМИ к понятию «медиакритика» было бы некорректно.

Целью нашего исследования было определить проблемы и перспективы развития гражданской критики СМК в Интернете на примере двух ресурсов - сайта «Научи хорошему» и блогплат-формы <^оиг^юп». В задачах мы определили следующие шаги.

1. Изучить материалы сайта «Научи хорошему» за период одного месяца, так как сайт позиционирует себя как медиакритический, мы решили, что такого объема для статьи будет достаточно. Методом изучения мы выбрали структурный анализ.

2. Изучить материалы блогплатформы «^оиг^юп» за период одного года, используя контент-анализ.

3. Выявить проблемы и предложить пути их решения.

Даже если отодвинуть на второй план комментарии как простое средство рефлексии аудитории и форумы как виртуальный обмен мнениями, блоги и специализированные сайты все еще не могут быть серьезно восприняты как критика медиа. Взять, например, сайт «Научи хорошему», существующий на просторах Интернета с 2013 года и ставящий своей целью повышение нравственности общества через анализ медийных продуктов и распределения их на хорошее и плохое, на то, что может навредить и на то, что может помочь родителям в воспитании детей. Чаще всего авторы, среди которых нет профессиональных журналистов, пишут и монтируют свои материалы о телевидении и кино. Анализ материалов, размещенных за декабрь 2016 года (19 статей), показал нам, что, критикуя манипуляторные и отрицательные технологии подачи информации, авторы сами не брезгуют использовать их. Так в материале «28 панфиловцев» бьют рублём чернуху про ГУЛАГ» говорится о том, что в России за последние 25 лет было снято десяток крупнобюджетных картин про ГУЛАГ, но при этом не перечислены в пример даже несколько. В материале «Шаблоны ТНТ» автор говорит о заговоре против русского народа, играя на чувствах патриотизма и гордости людей: «Неужели кто-то вправду думает, что такая системность подачи информации может быть случайной или преследовать иные цели, кроме как превратить русский народ в пьяное, развращённое стадо?». В материале «О "психиологах" и ключах к фильмам» автором предлагается смотреть фильмы с точки зрения не зрителя, а «расшифровщика, разгадывающего перехваченное закодированное послание в оккупации врага, в самом разгаре информационной войны», и на протяжении всего материала автор использует военную терминологию - «враг», «боец», «оружие» и пр. Нужно отметить, что авторы проекта «Научи хорошему» ставят перед собой благородную цель - научить родителей серьезно относится к средствам коммуникации и быть ответственными за своих детей и применяют научность и публицистичность к своим материалам, но поиск «врага» и перекладывание воспитательных функций на телевизор скорее портит отношение и подкашивает доверие к ресурсу.

К счастью, для пользователей российского сегмента Интернета существует еще несколько ресурсов, где авторы не столь ревностны к пропаганде, а просто делятся своим мнение и оценкой. tv-kritik.ru - это ресурс-форум, в котором участники обсуждают продукцию телевидения и кинотеатров, стараются определить качество фильмов и оценивают их подобно американскому сайту RottenTomaten, где зрители через голосования и отзывы составляют рейтинги фильмам. Еще один интересный проект - это «Газета о газетах», ресурс, где анализируются не только теле-

визионные продукты, но и материалы печати и радио в России. Помимо прочего авторы ведут рейтинг правдивости СМИ, перепроверяя информацию, которую выдают журналисты.

Таким образом, в России, несмотря на то, что не все ресурсы выдерживают критику и могут называться гражданской медиакритикой в полной мере, развитие данного направления идет, и со временем, через некоторое время, ситуация только улучшится, так как подрастающее поколение аудитории будет подготовлено к самостоятельному анализу и оценке.

В Казахстане на сегодняшний момент в Интернете существует медиаобразовательный проект от кафедры ЮНЕСКО Казахского Национального университета «Сайт социально-отвезённой журналистики», где помимо перечня конкурсов и нескольких организационных материалов нами ничего не было найдено. Сайтом занимается узкий круг преподавателей и профессоров КазНУ им. аль-Фараби, которые не обогащают ресурс полезной широкому кругу читателей информацией.

Помимо этого, в казахстанском сегмента Интернета имеется международный проект «Новый репортер», где размещается очень интересная и полезная информация о новых технологиях в сфере коммуникации для журналистов и других работников СМК. Это все отлично, но для того, чтобы аудитория смогла донести свои претензии к местным СМК и оценить, проанализировать продукты деятельности журналистов ресурса нет. Как говорилось выше комментарий не может нести на себе такую функцию по причине краткости и эмоциональности. Тем более, что казахстанские пользователи крайне редко оставляют комментарии под материалами на сайтах, и чаще всего они касаются темы материала, а не его качества.

В Казахстане существует несколько крупных общественных неправительственных организаций, которые могли бы заняться образованием такого ресурса в Интернете, где зарегистрировавшийся пользователь мог делиться своей оценкой работы местных СМК, как в России, или ресурса, который контролировал бы и критиковал продукты деятельности государственных СМИ, как в Великобритании это делает сайт VoiceofViewersandlisteners, держащий под своим пристальным вниманием общественное телевидении ВВС.

Справедливости ради стоит отметить, что с 2010 года развивается в Казахстане ресурс, представляющий собой блогплатформу YourVision, редактором которой является Рустам Ниязов. Это самая раскрученная платформа в Казахстане и с недавних пор единственная активно действующая. YourVision ведет вполне демократическую политику, материалы не редактируются и не удаляются, а на первую страницу размещаются самые актуальные и интересные посты по мнению редакции.

В течении года с января 2016 года по декабрь 2016 года нами было проведен мониторинг блогплатформы YourVision с целью определить какой процент контента составляют посты, посвященные медиа. Мы старались выбирать только те материалы, где прослеживалась критика -анализ и оценка. В результате мы получили следующие данные: из 18250 постов, размещенных за 2016 год на платформе мы высчитали 940, посвященных кино (из которых 156 о телевизионных сериалах и 63 о казахстанских фильмах); 270 постов - Интернету (из которых 92 о блогинге); 47 - телевидению и 117 - прочим средствам массовой коммуникации. Таким образом, медиакри-тический контент YourVision на 2016 год составил 1374 поста или 8 % от всего количества опубликованных материалов за год. Такой процент крайне мал, также нужно учитывать и тот факт, что чаще всего в рецензиях и отзывах к фильмам (самая распространённая тема) не хватало того или иного элемента - будь то анализ, аргументирование, оценка или вывод. Следовательно назвать данный сайт ресурсом гражданской медиакритики также будет не корректно.

Так что же сдерживает граждан Казахстана использовать свое право слова и высказаться на просторах Интернета, организовать свое гражданское движение, выразить свою точку зрения о современных казахстанских телевидении, радио, печати и прочего?

Во-первых, низкая мадиаграмотность. Л. С. Ахметова активно продвигает идею медиаобразо-вания в Казахстане и уже на сегодняшний день имеются некоторые результаты. Решено ввести в ВУЗах курс медиаобразования у будущих журналистов и педагогов, но этого мало. Необходимо развивать систему, вводить элементы медиаобразования в курсы гуманитарных наук: учить детей анализировать и оценивать на уроках литературы и языков, обучить работе со средствами массовой информации на уроках географии и истории, пересмотреть программу информатики, где уже не имеет смысла знакомить ребенка с компьютером, а необходимо обучать информационной безопасности, экологии и этике в Интернет пространстве.

Во-вторых, страх быть обвинённым в клевете, осужденным за личное мнение. С 2009 года в Казахстане блогеры и пользователи социальными сетями приравнены к журналистам и обязаны быть столь же профессиональны и объективны как профессионалы, обучающиеся в ВУЗах страны в течении 4 лет и начинающих практику уже на первом курсе. Такое требование к простым пользователям абсурдно. Если гражданин в своем блоге или социальной сети намерено разжигает какую-либо рознь или оскорбляет личное достоинство другого гражданина, то он может быть привлечен за это к ответу как частное лицо, но ни в коем случае не как журналист. Таким образом стирается грань между профессионалами и дилетантами, а специальность журналиста теряет и так шаткий авторитет в глазах аудитории. Мы считаем, что необходимо пересмотреть закон о приравнивании блогов и социальных сетей ко СМИ и предоставить регулирование Интернет контента самим пользователям через открытые ресурсы.

В-третьих, мы видим причину в меркантильных интересах пользователей сети. В блогинг чаще всего приходят для того, чтобы заработать, но помимо монетизации блога, в первую очередь должен стоять вопрос его необходимости обществу. Пора уже перестать засорять Интернет ненужной, сотню раз перепечатанной информацией. Если вы хотите завести блог - подумайте зачем и какую пользу он может принести вашей потенциальной аудитории, но все это опять-таки вопросы медиаобразования.

На сегодняшний день, имея в виду блогплтаформу YourVisюn, мы видим следующие перспективы гражданской медиакритики в Казахстане. Во-первых, на примере имеющихся на сайте специальных проектах о кино, музыке, книгах и играх, можно сформировать проект критики продуктов деятельности СМИ и Интернет-ресурсов. Тематики для такого проекта будет достаточно, например, нам кажется уже давно необходимо поднять вопрос о языковой политике, нормах морали в сериалах и рекламе, об уровне новостной журналистики, об обилии ток-шоу, скандалов и мистики на телевидении и другие.

Помимо прочего сами родители, учителя, попечители и воспитатели могут организовать ресурс в Интернете с обучающими материалами, путеводителями по Интернету для детей, разрабатывать интересную и интерактивную образовательную и обучающую программу, и там же на примере «Научи хорошему», но только без пропаганды и манипуляций объяснять родителям как работать с ребенком, обучая его информационной безопасности.

Самим же средствам массовой коммуникации необходимо не воспринимать в штыки мнение аудитории, а наоборот создавать все возможности для сотрудничества и взаимного развития. Например, областной еженедельник Костаная «Наша Газета» приглашает каждую неделю различных специалистов поделится своей точкой зрения по разным вопросам в рубрике «Мнения», в том числе под внимание специалистов попадают продукты деятельности СМИ, и чаще всего к этой теме подходят профессор КГУ Ю. Я. Бондаренко и директор неправительственной организации «Правовой медиа центр» Диана Окремова.

Таким образом, мы можем утверждать, что проблемы на пути развития гражданской меди-акритики легко решаемы и перспективы ее зависят только от активности граждан. Безусловно в теории медиариктики есть еще вопросы по определению и конечному формированию гражданской критики медиа: это и субъектно-объектные отношения, и формы критики и даже само определение как таковое. Все это возможно исследовать, но только при условии развития практической стороны вопроса, только при наличии прецедента.

Список литературы

1. Баканов, Р. П. Возможности для развития гражданской медиакритики в Рунете: обзор ресурсов [Текст] / Р. П. Баканов // Информационное поле современной России: практики и эффекты: Материалы Восьмой Международной научно-практической конференции 20-22 октября 2011 года / Под ред. В. З. Гарифуллина. - Казань: Казан. ун-т, 2011. - С. 162-182.

2. Бейненсон, В. А. Современная медиакритика: проблема взаимосвязи теории и практики [Текст] / В. А. Бейненсон // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. -2014. - № 2 (2). - С. 418-421.

3. Короченский, А. П. Мировая журналистика: история, теория, практика: сборник науч. и публицистич. работ [Текст] / А. П. Короченский; ред.-сост. С. Г. Торчинский. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2015. - 240 с.

ISSUES AND PERSPECTIVES OF CITIZEN MEDIA CRITICISM IN BLOGS

Suleimenova A. E., Kostanay State University named after A. Baitursynov, Kostanay,

ainurfromearth@gmail.com

Media criticism as well as any criticism of creativity (literature, theater, film critic, and others.) developing itself creates opportunities for qualitative growth media. We known three types of media criticism - scientific, intra-corporate, mass criticism of the media. And now we'll talk about the citizen media criticism. Using the full Internetfor a rational assessment ofany phenomena, including media activities, paradoxically, does not have great popularity among the audience, which prefers to keep silent about any discontent or immediately drawn to the judicial authorities. This is due primarily to the fact that media literacy of the population is not at an appropriate level to allow citizens to rationally analyze the work of the media, which is an important factor in the development of the information society in the tradition of a democratic state.

Keywords: media criticism, the blogs, the criticism, the Internet, resources, media literacy, media education.

References

1. Bakanov, R. P. (2011) Vozmozhnosti dlya razvitiya grazhdanskoy mediakritiki v Runete: obzor resursov [=Opportunities for the development of civil media criticism in RuNet: a review of resources], in: Informacionnoe pole sovremennoy Rossii: praktiki i effekty [=Information field of modern Russia: practices and effects], Kazan. Kazan. un-ty, pp. 162-182. (In Russ.).

2. Beynenson, V. A. (2014) Sovremennaya media kritika: problema vzaimosvyazi teorii i praktiki [=Modern media criticism: the problem of the interrelation between theory and practice], in: Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo [=Bulletin of the Nizhny Novgorod University. N. I. Lobachevsky], No. 2 (2), pp. 418-421. (In Russ.).

3. Korochenski, A. P. (2015) Mirovaya zhurnalistika: istoria, teoria, praktika [=World journalism: history, theory, practice], Belgorod, ID «Belgorod» NIU «BelGU», 240 p. (In Russ.).

Сулейменова Айнур Эдрисовна - магистрант кафедры журналистики и коммуникационного менеджмента Гуманитарно-социального факультета, Костанайский государственный университет им. Ахмета Байтурсынова, Костанай.

ainurfromearth@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.