Against the background of the constant improvement of illegal methods of movement of rare animal species protected by the CITES, customs officials need to work continuously to identify smuggling channels, buyers and sellers, illegally harvested and moved across the customs border objects of nature.
References
1.Ronzhina N.A. Environmental security of the Eurasian region as a complex object of customs and legal protection // Eurasian Law Journal. 2021. № 3 (154). p. 133-136.
2.N.A. Ronzhina, M.A. Bagyan, Customs activity in the fight against smuggling of environmentally sensitive goods [Text] // Collection of scientific articles on the materials of the IV International Scientific and Practical Conference "Actual problems of science and technology" (January 8, 2021, Ufa). - Ufa: Publishing house NIC Vestnik Nauk, 2021. - p. 182-187
3.Ronzhina N.A. Environmental mechanism of non-tariff regulation of foreign trade turnover of environmentally sensitive goods [Text] // Proceedings of the XXV All-Russian Scientific and Practical Conference (November 27, 2020) - Rostov-on-Don: Southern Branch of University of Management and Economics, 2020. - p. 186 -190.
4.Guseva A.I., Ronzhina N.A. The fight against illegal trafficking of environmentally sensitive goods by customs authorities // Proceedings of the II-nd International Scientific-Practical Conference (24 March 2020, Ufa). Ufa: Ed. SIC Vestnik Nauk, 2020. p. 74-79.
5.Ronzhina N.A. Peculiarities of the legal regime of foreign trade turnover of environmentally sensitive goods // Scientific Notes of V.B. Bobkov St. Petersburg branch of the Russian Customs Academy. 2020. № 2 (74). p. 99-102
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ
ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
Доцент Тогузова Марина Борисовна
Северо-Кавказский горно металлургический институт (государственный технологический университет) Юридический факультет Кафедра предпринимательского и трудового права
PROBLEMS AND PROSPECTS OF STATE POLICY IN THE AREA O POPULATION EMPLOYMENT
Associate Professor Toguzova Marina Borisovna
North Caucasian Mining and Metallurgical Institute State Technological University) Faculty of Law Department of Business and Labor Law
Аннотация. в данной научной статье, рассмотрены проблемные аспекты в области занятости населения, основные направления государственной политики, которые могли бы содействовать понижению уровня безработицы и более эффективному обеспечению занятости населения.
Abstract. This scientific article examines the problematic aspects in the field of employment of the population, the main directions of state policy that could contribute to lowering the unemployment rate and more effective provision of employment.
Ключевые слова: занятость, безработица, рынок труда, государственная политика, трудовой доход, работодатель, работник.
Key words: employment, unemployment, labor market, government policy, labor income, employer, employee.
Законодательство, определяет занятость, как «деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило им заработок, трудовой доход [1].
Существуют различные пути решения задач, обеспечения необходимого уровня занятости. Некоторые из них широко применяются в отечественной практике. Так, например, Дж. М. Кейнс видел выход из ситуации в повышении роли государства в качестве силы, формирующей за счет бюджета или привлечения инвестиций достаточного числа «социальных» рабочих мест, что по задумке должно существенно поднять уровень занятости населения, пусть и ценой того, что «решение» проблемы «покупается» за деньги, усиливая, в конечном итоге инфляционные тенденции. Однако уже с конца 1980-х гг. в западной научной литературе подобный подход подвергается вполне обоснованной (накопленным еще в 1970-х гг. негативным опытом) критике. Это фактически реакционное научно -практическое движение ратовало за пресловутую либерализацию трудовых отношений, связанную со
снижением социально-политической роли государства. В рамках этой концепции, получившей название «экономики предложения», безработица рассматривается как «естественное» и «добровольное» явление, и, соответственно, ответственность за невостребованность на рынке труда лежит на самих безработных. Отсюда были сделаны выводы, что решение проблемы занятости может быть эффективным только за счет двух факторов, которые можно назвать «надежными»: это, во-первых, прогнозирование и предопределение ситуации на рынке труда в достаточно длительной перспективе (десять лет и более), а, во-вторых, осуществление мер, которые бы придавали рабочей силе определенный потенциал гибкости. Фактически проблема делится на две части — регулирование экономических процессов вообще, где рынок труда лишь отдельная частность, и воздействие на общественное сознание — формирование новой культуры. В последнем случае главным инструментом выступают образовательные институты.
На различных уровнях регулирования реализуются разные направления государственной политики на рынке труда. Тем более, что и «либеральные» и «социальные» меры носят такие названия лишь в силу сложившейся научно-практической традиции. Например, выплата пособий по безработице предлагается сторонниками либерального подхода при том, что это сугубо социальная мера.
1. На национальном рынке труда такая система предполагает меры налоговой политики, а также меры, предпринимаемые в рамках стратегии государственного развития, направленные на поддержку и развитие реального сектора экономики, и прежде всего малого и среднего бизнеса, как хорошего источника новых рабочих мест, то есть в широком смысле речь идет о системе мер, стимулирующих рост спрос на труд; кроме того, государство осуществляет поддержку неконкурентоспособных работников, принимает меры к повышению мобильности рабочей силы, предоставляя социальные льготы и гарантии для обеспечения внутригосударственной трудовой миграции; отдельного внимания заслуживают меры, призванные повысить качество профессионального образования в том числе и путем приведения системы образования в соответствие с реалиями рынка труда.
2. На региональном уровне данные мероприятия включают организацию информационного обеспечения рынка труда, в том числе создание для этой цели региональных банков данных и предоставление доступа к банкам данных иных регионов, предоставление льгот предприятиям, содействующим обеспечению региональной социальной политика (как правило в области трудоустройства людей с ограниченными возможностями и молодежи), а также предоставление льгот и иных видов помощи предприятиям малого бизнеса, организацию общественных («социальных») работ, к которым могут привлекаться любые лица, испытывающие временные трудности с трудоустройством; кроме того проводятся анализ структурно-технологических изменений в экономике, регуляция вложений в человеческий капитал с учетом таких аналитических данных, ведется статистики рынка труда и его маркетинговые исследования.
3. На внутрифирменном уровне такие мероприятия ограничиваются предоставлением работнику защиты его базовых прав, как субъекта трудовых правоотношений. В том числе обеспечивается относительная независимость сторон трудовых отношений друг от друга, которая является одной из фундаментальных основ рыночной экономики [2].
По своему содержанию меры государственного и муниципального регулирования бывают трех видов (имеют три направленности):
-поощрительные, поддерживающие ту или иную деятельность, соответствующую политическим интересам;
- ограничительные, сдерживающие те виды деятельности, которые противоречат воле государства;
-защитные, предпринимаемые в отношении отдельных групп трудоспособного населения (молодежи, женщин, пожилых людей, инвалидов).
Процесс регулирования рынка труда — непрерывный. Постоянная изменяющаяся ситуация требует наблюдения и контроля (мониторинга), данные которого служат в итоге основным критерием оценки эффективности предпринятых политико-экономических и политико-административных мер. Помимо мониторинга, возможности которого ограничены используемыми инструментами для сбора статистических данных, следует оценивать эффективность политики в области занятости и по всем возможным косвенным показателям, главным из которых является рост валового внутреннего продукта[3].
Так, например, для оценки эффективности используется такой критерий как характер изменения занятости под влиянием механизма регулирования, при этом ключевым показателем выступает коэффициент воспроизводства занятости трудоспособного населения. Методы государственной политики для решения проблемы занятости могут быть не только прямыми, но и косвенными. К числу важных косвенных методов социальной политики относится регулирование размеров пособий по безработице и иных социальных выплат, финансирование различных мер поддержки социально уязвимых слоев населения. Применение этого метода осложнено тем, что сугубо социальные расходы не являются прямыми экономическими вложениями и «работают» медленно. Результирующим итогом управленческих воздействий государства на состояние спроса и предложения на рабочую силу на рынках труда различных уровней должно стать достижение их сбалансированности. Организация взаимодействия рынков труда различных уровней должна находиться в компетенции заинтересованных
сторон: республиканские структуры управления занятостью взаимодействуют с региональными, региональные — с местными органами власти. И если основная цель политического воздействия на рынок труда состоит в достижении оптимального соотношения спроса и предложения, то, следовательно, указанные спрос и предложение выступают основными объектами регулирования[4].
На самом «низшем» уровне реализация государственной политики занятости ложится на плечи работодателей. При участии государства последние создают условия для профессиональной подготовки и переподготовки, повышения квалификации работников, проводят финансовые отчислений в государственный фонд содействия занятости, трудоустраивают лиц, нуждающихся в социальной защите, испытывающих затруднения в поиске работы и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда.
Все перечисленные меры, при их кажущейся простоте — это инструменты, которые должны применяться правильно. Они в состоянии как сыграть положительную роль в решении проблемы безработицы, так и отрицательную (такое возможно в случае провала государственной политики, что отнюдь не является редкостью в мировой практике). Тем более, что и сама занятость - это не только активность рынка труда, не только объемы приложения труда, но и эффективность его использования и качество труда.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" от 19.04.1991 N 1032-1 (02.07.2021) // СПС «Консультант плюс».
2. Карионов А. В. Рынки труда и образовательных услуг как регуляторы социально-экономического развития // Cyberleninka/.ru 2016/.
3. Голованова С. П., Гавриков Ф. А. Анализ и оценка политических рисков // Духовная ситуация времени. Россия XXI век. 2017. № 1 (10). С. 11-13.
4. Рынок труда и политика занятости: состояние и перспективы развития: сборник докладов VII Форума. М.: РИТМ, 2017. 90 с.
LIST OF USED SOURCES AND REFERENCES:
1. The law of the Russian Federation "On employment of the population in the Russian Federation" dated 04.19.1991 N 1032-1 (02.07.2021) // ATP "Consultant plus".
2. Karionov A. V. Labor markets and educational services as regulators of socio-economic development // Cyberleninka / .ru 2016 /.
3. Golovanova SP, Gavrikov FA Analysis and assessment of political risks // Spiritual situation of time. Russia XXI century. 2017. No. 1 (10). S. 11-13.
4. Labor market and employment policy: state and development prospects: collection of reports of the VII Forum. Moscow: RITM, 2017.90 p.