ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВУЗАХ
PROBLEMS AND PROSPECTS OF PHYSICAL CULTURE IN UNIVERSITIES
Носов Станислав Андреевич
преподаватель кафедра физической подготовки Воронежский институт МВД России г. Воронеж, Россия Nosov Stanislav Andreevich lecturer
department of physical training Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Voronezh, Russia
Насонов Алексей Евгеньевич
старший преподаватель кафедра физической подготовки Воронежский институт МВД России г. Воронеж, Россия Nasonov Alexey Evgenyevich senior lecturer department of physical training Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Voronezh, Russia
Журавлев Александр Александрович
старший преподаватель кафедра физической подготовки Воронежский институт МВД России г. Воронеж, Россия Zhuravlev Alexander Alexandrovich
senior lecturer department of physical training Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Voronezh, Russia
Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос об актуальных проблемах организации физической культуры в различных высших образовательных организациях и способов их преодоление, а также перспективные способы развития данной дисциплины. Физическая подготовка при занятиях физической культурой является наиболее важным и приоритетным направлением в развитии современных студентов. Поэтому, помимо практических занятий, проводимых в соответствии с учебным планом, боль -шое внимание следует уделять факультативной и самостоятельной физической подготовке студентов. В связи с этим организации высшего образования должны активно пропагандировать здоровый образ жизни всеми участниками образовательного процесса в целях привлечения студентов к самостоятельной физической подготовке
и спортивным секциям по прикладным и игровым видам спорта. Такой подход к повышению физической подготовленности студентов в вузах будет способствовать физичес-кому вос-питанию и ведению здорового образа жизни.
Abstract. This article discusses the current problems of the organization of physical culture in various higher educational institutions and ways to overcome them, as well as promising ways to develop this discipline. Physical training in physical education is the most important and priority direction in the development of modern students. Therefore, in addition to practical classes conducted in accordance with the curriculum, much attention should be paid to optional and independent physical training of students. In this regard, higher education organizations should actively promote a healthy lifestyle by all participants of the educational process in order to attract students to independent physical training and sports sections in applied and game sports. This approach to improving the physical fitness of students in higher education institutions will contribute to physical education and healthy lifestyle.
Ключевые слова: образования, физическая культура, физическое воспитание, подготовка, здоровый образ жизни.
Keywords: education, physical culture, physical education, training, healthy lifestyle.
Актуальность и значимость вопросов физической культуры в высших учебных заведениях. Это обусловлено тем, что в эпоху современных социальных изменений и научно-технического прогресса происходит развитие различных сторон жизни человека. Этот процесс повлиял на сферу человеческой культуры, а также и на физическую. Новый этап развития физической культуры сформировался под влиянием практических потребностей и требований общества физической подготовленности целого поколения, а также к выполнению физического труда как первого и важнейшего условия существования человека. В то же время, по мере развития систем обучения в высшем образовании, физическая культура была включена в них из-за ее роли в формировании двигательных навыков и умений. Эти последние характеристики считались необходимыми для реализации способности человека к физической активности.
Невозможно недооценить роль физической культуры в современном обществе, поскольку нет такой сферы человеческой деятельности, которая не была бы связана с ней. Спорт и физическая культура - духовная социальная ценность и материальная ценность, одновременно важная для любой личности. Из года в год в нашей стране все чаще говорят о физическом воспитании, особенно молого поколения, как о феномене социума и личностных особенностей человека.
Прогресс нашего общества тесно связан с развитием образовательных систем и формированием образовательных программ. Учитывая этот фактор, можно смело говорить о физическом воспитании как об одном из основных явлений, которые помогают формировать навыки и способности человека (двигательные, реакции).
Роль физической культуры в жизни современного человека особенно важна во многом из-за стремления к образованию. Это кажется более существенным, чем столетия назад. Условия современной жизни таковы, что каждый человек вынужден приспосабливаться к стремительной смене обстановки вокруг, а для этого нужно обладать рядом навыков. Важно уметь самостоятельно овладевать полезными навыками и знаниями, относящимися к различным сферам жизнедеятельности человека.
Не будет исключением и физическая культура, от которой во многом зависит здоровье человека. А это, как справедливо обращают внимание тренеры, является основой успешного функционирования личности.
Физическая культура стремится к максимальному физическому развитию с помощью таких средств, как тренировки с отягощениями, диета, аэробная активность, спортивные соревнования и умственная дисциплина. Конкретные преимущества включают улучшение здоровья, внешнего вида, силы, выносливости, гибкости, скорости и общей физической формы.
В настоящее время во всех вузах к обязательным общим предметам относится физическая культура, причем занятия проходят в полноценном объеме, студенты сдают нормативы, получают зачеты за каждый семестр.
Физическое воспитание - часть всестороннего развитие человека. От правильных и систематических физических нагрузок зависит здоровье человека, способ-ность воспринимать информацию, сила воли, сопротивление утомляемости. Поэто-му в вузе занятия физической культурой нужны, чтобы справляться с высокими нагрузками по учебе.
Известно, что смена труда - это отдых. В вузе физическая культура необходима, чтобы поменять род деятельности с интеллектуального на физический.
В связи с этим актуальными становятся вопросы о необходимости разработки более совершенных подходов к процессу организации занятий физической культуры в вузах.
В настоящее время физическое воспитание студенческой молодежи имеет ряд проблем:
- недостаточное количество занятий по учебному плану;
- низкий уровень мотивации к систематическим занятиям физическими упражнениями;
- низкий уровень использования технических средств во время учебных занятий;
- недостаточное финансовое обеспечение;
- низкая эффективность управления физическим воспитанием, которое осуществляется в высших учебных заведениях.
Существуют серьезные недостатки в системе физического воспитания вузах. Среди проблем можно отметить низкий уровень здоровья студентов, низкую заинтересованность в занятиях физической культурой, низкий уровень физической подготовленности, а соответственно низкую продуктивность труда.
Необходимость внесения изменений обусловлена следующими причинами:
- существующая реальность предъявляет повышенные требования к образу жизни человека, что повышает актуальность воспитания у подрастающего поколе-ния навыков здорового образа жизни, умения контролировать и влиять на свое физическое состояние;
- необходимость формирования устойчивых убеждений в высокой эффективности физических упражнений;
- воспитание осознанной потребности в систематической двигательной ак-
тивности.
Возникла настоятельная потребность в изменениях организационных и методических форм физического воспитания в университете, суть которых должна сводиться к формированию физической культуры личности.
Важной целью реформирования в системе высшего образования является достижение изменения системы физического воспитания студентов. Однако, можно утверждать о нецелесообразности акцентирования задач исключительно двигательного характера, поэтому наиболее перспективным считается комплексное физическое развитие.
В целях совершенствования физической подготовки студентов целесообразно использовать комплекс современных методов и форм обучения, направленных на развитие физических качеств и профессионально значимых двигательных навыков.
Физическая подготовка при занятиях физической культурой является наиболее важным и приоритетным направлением в развитии современных студентов. Поэтому, помимо практических занятий, проводимых в соответствии с учебным планом, большое внимание следует уделять факультативной и самостоятельной физической подготовке студентов.
В связи с этим организации высшего образования должны активно пропагандировать здоровый образ жизни всеми участниками образовательного процесса в целях привлечения студентов к самостоятельной физической подготовке и спортивным секциям по прикладным и игровым видам спорта.
Такой подход к повышению физической подготовленности студентов в вузах будет способствовать физическому воспитанию и ведению здорового образа жизни.
Основные цели физической культуры в вузах должны подразделиться на несколько групп, основными которые являются:
- оздоровительные цели, которые призваны служить непосредственно укреплению здоровья, а также способствовать отработке двигательных навыков, разви-тию реакций, повышению общей работоспособности;
- образовательные цели, которые обеспечиваются предоставлением необходимых сведений о своем организме, способах поддержания, развития, укрепления здоровья:
- воспитательные цели, которые призваны помочь сформировать в целом разносторонне развитую личность с правильными здоровыми привычками, гигиеническими навыками
Современная физическая подготовка студентов высших образовательных учреждений определяется приобретением прикладных знаний, двигательных умений и физических навыков, которые обеспечат объективную готовность выпускни-ков к успешной и эффективной профессиональной деятельности.
Основой физической культуры в высших образовательных учреждениях должно стать:
- воспитание сознательного отношения к систематической самостоятельной двигательной деятельности;
- формирование требований к приобретению знаний в области профессио-
нально-прикладной физической подготовки, овладению двигательными навыками выполнения технических элементов прикладных физических упражнений;
- подбор индивидуальных программ для развития двигательных навыков;
- сбалансированное использование имеющихся достижений физической культуры, обеспечивающих максимально высокий уровень физической подготовленности студентов, способствующих быстрой адаптации к постоянно изменяющимся современным условиям окружающей среды.
К важным физическим качествам студентов относятся: физическая работоспособность, выносливость и устойчивость к психофизическим нагрузкам, координационные и скоростно-силовые способности, скорость обработки информации (скорость мышления), скорость переключения внимания, скорость двигательных реакций.
Универсальными средствами развития внимания, например, являются гимнастические упражнения (строевой и фристайл), различные спортивные игры. Циклические виды спорта (бег, лыжи, катание на коньках, езда на велосипеде и другие) развивать физическую работоспособность и выносливость.
Элементы тактической подготовки спортивных игр и единоборств эффективно используются для развития оперативного мышления.
К средствам воспитания волевых качеств в условиях эмоционального напряжения относятся координационные виды спорта (гимнастика, прыжки в воду, прыжки на батуте, спортивные игры, преодоление полос препятствий и др.).
На первом этапе физической подготовки студентов в вузах особое внимание следует уделять развитию таких физических качеств, как сила и выносливость.
Одним из наиболее актуальных и перспективных направлений в организации учебного процесса по физической культуре в вузах является компетентностный подход, который позволит оптимизировать формирование физической подготовки путем упорядочения структуры занятий. В частности, положительные результаты могут быть получены от использования блочно-модульного обучения, которое спо-собствует формированию навыков самообразования студентов.
Концепция блочно-модульного обучения в рамках занятий физической культурой содержит три основных звена: содержание, структуру (последовательность процесса) и педагогическую технологию. В более широком смысле речь идет об интегрированном процессе физической подготовки, который направлен не только на освоение теоретических основ, двигательных навыков студентов, но и на формирование умений эффективно применять их на практике, то есть на формирование профессиональных компетенций.
Уровень физических важных знаний, умений и навыков студентов должен достигаться активным применением метода логического моделирования и построения в учебном процессе имитационных и ролевых учебных действий.
Одним из основных педагогических методов в физической подготовке студен-тов служит метод повторности, применяемый при отработке каждой конкретной ситуативной задачи. В процессе выполнения ситуативных задач студенты меняются своими ролями; обучающийся должен уметь сам выбрать адекватный и наиболее эффективный для выполнения задачи технический прием, а самоподготовка пред-
полагает самостоятельное моделировании ситуационных задач.
Необходимо проанализировать учебную программу по физической культуре в вузах, чтобы она стала не отталкивающей, а интересной и чтобы студенты были заинтересованы продолжать занятия физкультурой и спортом вне учебного заведения. Это сложный процесс, где еще многое решают общее социальное настроение, семейные ценности, внешние стимулы.
Таким образом, физическая культура в обучении студентов в высших учебных заведениях занимает особое место. В настоящее время физическая подготовка требует от студентовхорошего физического здоровья. Физическая культура должна занимать значимое место в системе общей физической подготовки студентов высших образовательных организаций. Считаем, что необходимыми условиями повышения ее эффективности являются медико-педагогическое обеспечение, минимизация факторов риска здоровья, совершенствование общей и профессиональной физической подготовки студентов.
Литература
1. Абдулов М. Р., Шамхалова К. Н. Актуальные проблемы формирования физической культуры студентов в системе высшего образования // Мир науки, культуры, обра -зования. 2019. № 2 (75). С. 76-81.
2. Воронина Е. Г., Чайченко М. В. Проблемы физического воспитания студентов в высших учебных заведениях // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 4. С. 299-304.
3. Щербатенко М. В. Роль физической культуры и спорта в воспитании личности студента // Молодой ученый. 2017. № 15. С. 688-691.
References
1. Abdulov M. R., Shamkhalova K. N. Aktual'nye problemy formirovaniya fizicheskoy kul'tury studentov v sisteme vysshego obrazovaniya [Actual problems of students' physical culture formation in the system of higher education]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya - World of science, culture, education, 2019, no. 2 (75), pp. 76-81.
2. Voronina E. G., Chaychenko M. V. Problemy fizicheskogo vospitaniya studentov v vysshikh uchebnykh zavedeniyakh [Problems of physical education of students in higher educational institutions]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya - Problems of modern pedagogical education, 2018, no. 4, pp. 299-304.
3. Shcherbatenko M. V. Rol' fizicheskoy kul'tury i sporta v vospitanii lichnosti studenta [The role of physical culture and sports in the upbringing of the student's personality]. Molodoy uchenyy - Young scientist, 2017, no. 15, pp. 688-691.