Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы физической культуры и спорта в ВУЗах на основе социологических опросов студентов с(а)фу им. М. В. Ломоносова'

Проблемы и перспективы физической культуры и спорта в ВУЗах на основе социологических опросов студентов с(а)фу им. М. В. Ломоносова Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
720
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАНИЕ / СПОРТ / PHYSICAL CULTURE / EDUCATION / SPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Торопова Анастасия Игоревна

В данной статье рассматриваются результаты социологического опроса студентов С(А)ФУ, проведенного в марте-апреле 2017 года, касательно их отношения к спорту и физической культуре в целом и к преподаванию данной дисциплины в рамках университета. В статье выявляются основные факторы, способствующие формированию как позитивного, так и негативного отношения респондентов к физической культуре как к общеуниверситетской дисциплине, а так же рассматриваются основные проблемы, мешающие успешному развитию спортивной составляющей процесса получения высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems and perspectives of physical culture and sports in higher educational institutions on the basis of sociological polls of students of NARFU named after M.V. lomonosov

This article examines the results of a sociological survey of NarFU students in March-April 2017, concerning their attitude to sport and physical culture in general and to the teaching of this discipline within the university. The article identifies the main factors that contribute to the formation of positive and negative attitude of respondents to physical culture as a university-wide discipline as well as the main problems that hamper the successful development of the sports component of the higher education process.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы физической культуры и спорта в ВУЗах на основе социологических опросов студентов с(а)фу им. М. В. Ломоносова»

Проблемы и перспективы физической культуры и спорта в ВУЗах на основе социологических

опросов студентов С(А)ФУ им. М.В. Ломоносова

Problems and perspectives of physical culture and sports in higher educational institutions on the basis of sociological polls of students of NARFU named after M.V. lomonosov

Торопова Анастасия Игоревна

Студентка 3 курса

Северного (Арктического) Федерального Университета им. М.В. Ломоносова

Россия, Архангельск e-mail: nastushatoropova@,yandex.ru

Toropova Anastasiia Igorevna

3-year student of

Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov

Russia, Arkhangelsk e-mail: nastushatoropova@,yandex. ru

Чугина Любовь Михайловна

Старший преподаватель

Северного (Арктического) Федерального Университета им. М.В. Ломоносова

Россия, Архангельск e-mail: l.chugina@mail.ru

Chugina Lyubov Mihailovna

Senior Lecturer

Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov

Russia, Arkhangelsk e-mail: l.chugina@mail.ru

Аннотация.

В данной статье рассматриваются результаты социологического опроса студентов С(А)ФУ, проведенного в марте-апреле 2017 года, касательно их отношения к спорту и физической культуре в целом и к преподаванию данной дисциплины в рамках университета. В статье выявляются основные факторы, способствующие формированию как позитивного, так и негативного отношения респондентов к физической культуре как к общеуниверситетской дисциплине, а так же рассматриваются основные проблемы, мешающие успешному развитию спортивной составляющей процесса получения высшего образования.

Annotation.

This article examines the results of a sociological survey of NarFU students in March-April 2017, concerning their attitude to sport and physical culture in general and to the teaching of this discipline within the university. The article identifies the main factors that contribute to the formation of positive and negative attitude of respondents to physical culture as a university-wide discipline as well as the main problems that hamper the successful development of the sports component of the higher education process.

Ключевые слова: Физическая культура, образование, спорт

Keywords: Physical culture, education, sport

В высшем учебном заведении физическая культура - неотъемлемая часть формирования общей и профессиональной культуры личности современного специалиста. Как учебная дисциплина, обязательная для всех специальностей, физическая культура ориентирована на то, чтобы развить целостную личность, гармонизировать ее духовные и физические силы, активизировать готовность полноценно реализовать себя в здоровом и продуктивном стиле жизни, оптимизировать физическое и психофизиологическое состояние студентов в процессе профессиональной подготовки.

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования третьего поколения по дисциплине «Физическая культура» предусматривает приобретение студентами компетенций самостоятельного и грамотного использования средств физического развития и саморазвития, повышая уровень своей готовности к физическим и психологическим нагрузкам разного характера. Эти компетенции позволят молодому человеку успешно самореализоваться в социальной и профессиональной деятельности [1].

Принятие новых государственных стандартов образования в среднем и высшем профессиональном образовании, направленность на развитие воспитательной составляющей профессионального образования, в том числе и через стимулирование спортивной деятельности студентов выявляют необходимость использования современных подходов к организации и содержанию физкультурно-спортивной деятельности различной направленности.

Целью данного исследования является изучение отношения студентов Северного (Арктического) Федерального Университета им. М.В. Ломоносова к занятиям физической культурой и физкультурно-спортивной деятельности в целом и выявлениеие на основе полученных данных основных проблем преподавания физической культуры в ВУЗах. В ходе работы было опрошено 169 студентов как гуманитарных, так и технических направлений подготовки С(А)ФУ.

Для проведения исследования автором была составлена анкета из 30 вопросов, направленных на выявление степени вовлеченности студентов в систематические занятия спортом и их отношения к занятиям физической культурой в С(А)ФУ. Респонденты также могли указать свои рекомендации о методах улучшения качества этих занятий и отметить, что на их взгляд могло бы сделать занятия физической культурой интересней и привлекательней для студентов.

Согласно результатам проведенного социологического опроса, занятия физической культурой в определенной степени привлекательны для большинства респондентов. 75,1% опрошенных (127 человек) считают, что заниматься физической культурой модно и престижно; 75,7% (128 человек) получают удовольствие от занятий спортом. 63, 9% опрошенных (108 человек) полагают, что занятия физкультурой и спортом помогают развивать волю и целеустремленность, 59,8% (101 человек) согласились, что занятия спортом воспитывают в человеке смелость, решительность и самодисциплину. Полученные данные подтверждают положительное воздействие систематических занятий физической культурой и спортом на личностные качества студентов [2].

Однако, несмотря на такие позитивные результаты, только 32,5% респондентов (55 человек) всегда интересуются физкультурно-спортивной работой в университете и активно принимают в ней участие.

Вне всякого сомнения, отношение человека к утренней зарядке является немаловажной характеристикой отношения человека к спорту в целом. После хорошего сна необходимо пробудить свой организм, чтобы начать плодотворно работать. Времени зарядка занимает немного, зато в течение дня Вы однозначно заметите эффект от ее выполнения. К сожалению, в настоящее время большинство студентов пренебрегают данным способом, отдавая предпочтение кофе, которое через некоторое время лишь усугубляет ситуацию [3]. Как показал опрос, только 4,1% опрошенных (7 человек) делают зарядку каждый день, 37,3% (63 человека) делают зарядку «по настроению» и 58,6 % (99 человек) никогда не делают зарядку.

Вопросы о частоте занятий спортом показали, что 50,3% респондентов (85 человек) занимаются спортом несколько раз в неделю, 27,2% (46 человек) посещают только занятия по физической культуре, по 19 человек (11,2%) занимаются спортом каждый день и не занимаются им вообще.

Наиболее популярными видами спорта среди студентов традиционно стали баскетбол, волейбол, легкая атлетика и футбол. 48,5% опрошенных (82 человека) имеют какие-либо спортивные достижения. Стоит также отметить, что большая часть студентов не теряет интереса к спорту и занятиям физической культурой во время сессии и каникул (64,5 %, 109 человек).

В ходе исследования обучающимся так же было предложено дать оценку важности предмета физической культуры в университетах по пятибалльной шкале (1 - «совсем не важен», 5 - «очень важен») (рис. 1).

27. Оцените важность предмета физической культуры в университете.

169 ответов

Рисунок 1 - Важность дисциплины «Физическая культура» в университете

Очень важной дисциплиной физическую культуру считают 28,4% студентов (48 человек), совсем не важной - 9,5% (16 человек). 33,1% опрошенных (56 человек) оценили важность этого предмета на «4», 20,1% (34 человека) - на «3», 8,9% (15 человек) - на «2».

Эти результаты свидетельствуют о том, что 104 человека (61,5%), оценивая важность физической культуры на «4» и «5», придают большое значение этой дисциплине в рамках образовательной программы университетов.

Однако, хотя большинство студентов занимаются спортом и в целом испытывают от этого удовольствие, занятия по физической культуре в рамках учебной программы С(А)ФУ у многих вызывают и негативные эмоции. 49,7% респондентов признались, что им приходится посещать занятия по физической культуре в С(А)ФУ, чтобы получить зачет. Вопросы о посещаемости выявили, что часто прогуливают занятия физической культурой 23 человека (13, 6%), редко - 78 человек (46,2%), никогда - 68 человек (40,2%).

Таким образом, становится очевидной проблема прогулов и нежелания студентов посещать занятия по физической культуре в ВУЗе, несмотря на положительное отношение к спорту в целом. Для того, чтобы найти варинты решения данной проблемы, авторы попытались выделить основные факторы, формирующие негативное отношение студентов к занятиям физической культурой в С(А)ФУ.

Результаты опроса показали, что на сегодняшний день главными причинами этого являются проблемы с преподаванием данного предмета и отсутствие необходимого оснащения. Почти половина опрошенных (49,4%, 79 человек) не довольны тем, как в САФУ организован процесс преподавания физической культуры, а у 8,3% часто возникают конфликты с преподавателями. Однообразными и скучными занятия физической культурой и спортом считают 34,3% (58 человек).

57,4% респондентов (97 человек) не устраивают предоставляемые университетом условия и оснащение для занятий спортом. 76,3% (129 человек) отметили, что стали бы уделять больше времени и сил занятиям спортом, если оснащение залов и площадок было б лучше.

Таким образом, решив проблему с оснащением и сведя к минимуму возможности возникновения конфликтов студентов с преподавателями, проблема прогулов решится сама собой.

Для улучшения сложившей ситуации респондентам было предложено оставить свои замечания и предложения насчет того, какие изменению нужно ввести, чтобы сделать занятия физической культурой более привлекательными и интересными. Студенты сочли необходимым разнообразить занятия физической культуры, расширить выбор мест занятий. Так же требуются просторные и хорошо проветриваемые залы, отдельное внимание следует уделить модернизации раздевалок и душевых кабинок. Респонденты так же считают, что университету следует обновить инвентарь и тренажеры.

Таким образом, исследование приводит нас к неоднозначному результату. С одной стороны, мы наблюдаем большую вовлеченность студентов в занятия спортом, видим позитивное мнение о физических нагрузках и упражнениях в целом, с другой стороны, сталкиваемся с нежеланием части студентов посещать занятия физкультурой в университете и их неудовлетворенностью оснащением залов и, частично, организацией процесса преподавания данной дисциплины. Данные, полученные в ходе исследования, показали определенный потенциал для повышения степени вовлеченности студентов С(А)ФУ в занятия физической культурой. Добиться такого результата позволит устранение перечисленных выше причин.

Авторы выражают надежду, что результаты данного исследования помогут выразить и донести точку зрения обучающихся, привлечь внимание к проблемам спорта и преподавания физической культуры и тем самым улучшить существующую на данный момент ситуацию. Академические занятия по физическому воспитанию в студенческой среде до сих пор воспринимаются как наиболее доступный инструмент укрепления здоровья и формирования здорового стиля жизни [4]. Привлечение студентов к ведению здорового образа жизни с активным занятием физической культурой и спортом имеет большое значение не только для самой студенческой среды, но и для государства. Учет особенностей восприятия студентами ценностей физической культуры позволит сделать шаг к ее модернизации.

Список используемой литературы:

1. Григорьев, В.И. Компетентностный подход к проектированию индивидуальных образовательных траекторий физического развития студентов / В.И. Григорьев, Д.Н. Давиденко, В. А. Чистяков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 1 (71). - С. 35-41

2. Шилько В.Г. Профессионально-прикладная физическая подготовка лиц для деятельности в условиях длительных стрессовых воздействий // Теория и практика физической культуры. 2015, № 7. С. 52-54

2. Чернышева И. В. Отношение студентов технического вуза к занятиям физической культурой и спортом // Международный журнал экспериментального образования. - 2011. №4. С. 97.

3. Григорьев, В.И. Образ жизни и здоровье студентов : учебно-методическое пособие / В.И. Григорьев, Д.Н. Давиденко ; С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. - СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2005. - 119 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.