И.А. Баскакова
Проблемы и перспективы Евразийского экономического союза
В статье рассмотрено современное состояние и ключевые направления сотрудничества стран - членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС), сложности, возникающие на пути интеграции, и перспективы их преодоления.
Ключевые слова: ЕАЭС, евразийская интеграция, постсоветское пространство.
Практическая значимость Евразийского экономического союза по сравнению с Таможенным союзом (ТС) и Единым экономическим пространством (ЕЭП) очевидна. Регулирование во многих областях (фармацевтика, транспорт, агропромышленный комплекс и сельское хозяйство, производство медицинских изделий, определенные вопросы в сфере образования, рынок труда) вынесено на наднациональный уровень1. Пока рано говорить о полном введении единых стандартов и норм в перечисленных областях, но активная работа в этом направлении ведется.
Например, на рынке труда отменяются любые квоты для граждан стран-участниц. Более того, находясь в другом государстве ЕАЭС, граждане будут иметь право на бесплатную медицинскую помощь (в объеме, который им предоставлялся на родине)2. Это дает возможность жителям стран-участниц почувствовать эффект от создания ЕАЭС «на себе». Не до конца разработана нормативная база, регулирующая экспорт пенсионного обеспечения, но соответствующий договор уже готовится. Согласно данным, опубликованным Коллегией Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), планируется, что «экспорт накопительной части пенсии будет
© Баскакова И.А., 2016
осуществляться в полном объеме, а базовая часть пенсии будет выплачиваться государством проживания»3. В настоящее время текст согласовывается в соответствующих подразделениях Коллегии ЕЭК. В 2015 г. состоялось шесть раундов совещаний экспертов уполномоченных органов стран ЕАЭС, посвященных этому вопросу4.
Что касается единого рынка услуг, то он уже функционирует с 2015 г. в 43 секторах5, которые составляют около 50% объема производимых государствами ЕАЭС услуг. Утвержден перечень секторов (подсекторов) услуг, где формирование единого рынка будет осуществлено в соответствии с планами либерализации с указанием конкретных сроков. На сегодня это 21 сектор услуг, производящий почти 10% от общего объема предоставления услуг в государствах ЕАЭС6.
Согласно исследованию Центра интеграционных исследований (ЦИИ) Евразийского банка развития (ЕАБР), одним из важнейших пунктов повестки дня ЕАЭС на ближайшие годы является постепенная унификация тарифов и отмена нетарифных барьеров (НТБ) в торговле товарами и услугами. Они существенно обременяют взаимные потоки товаров и услуг между странами ЕАЭС. Из-за этого снижается эффективность общего рынка, сохраняются препятствия для развития и кооперации технологичных отраслей. Эксперты ЦИИ провели опрос среди руководителей белорусских, российских и казахстанских предприятий. По их словам, НТБ «крадут» 15-30 % стоимости экспорта7.
Наряду с этим важно, что в рамках единого рынка товаров меж-страновые барьеры будут сохранены только для товаров двойного назначения, военной техники и некоторых других категорий8.
К 2025 г. будет создан единый финансовый рынок, что позволит признавать банковские, страховые лицензии и лицензии на осуществление деятельности на рынке ценных бумаг во всех странах-участницах. Единый финансовый рынок обеспечит недискриминационный доступ на финансовые рынки стран ЕАЭС и гарантирует защиту прав потребителей финансовых услуг9, но главное -облегчит выход банков и финансовых компаний стран-участниц на рынки друг друга.
Будут созданы условия для взаимного признания лицензий в банковском, страховом секторе и на рынке ценных бумаг. Например, банкам стран-участниц больше не нужно будет создавать «дочку» для работы в другой стране. Достаточно будет просто открыть филиал. Кстати, казахстанские банки в российском рынке весьма заинтересованы10, так же, как и российские в казахстанском11.
Еще одно направление, общие правила на котором предстоит выработать, - определение регулятивных требований и порядка надзора за деятельностью участников финансового рынка.
Актуальными задачами на данном этапе, по словам В. Карасева, заместителя директора Департамента финансовой политики ЕЭК, являются «разработка Стратегии развития финансовых рынков стран ЕАЭС на период до 2025 г., разработка подходов к формированию единого биржевого пространства и централизации институтов учета и расчетов в рамках Союза, подготовка проекта Концепции создания наднационального органа по регулированию финансового рынка. Первыми пилотными проектами в этом направлении будут соглашения, обеспечивающие взаимный допуск брокеров и дилеров стран ЕАЭС на национальные фондовые биржи и взаимное признание полисов ОСАГО»12. С последним, однако, сложность состоит в том, что в новом государстве - члене ЕАЭС, Киргизии, нет системы ОСАГО. Введение обязательных полисов запланировано там только на 2017 г.
В конце 2015 г. проект Соглашения о допуске брокеров и дилеров одного государства Союза на биржи других государств-членов был одобрен Коллегией ЕЭК и направлен сторонам на внутригосударственное согласование13.
Создание единого финансового рынка особенно важно для Республики Казахстан (РК). Финансовый регулятор будет размещен в Алма-Ате (там уже находится штаб-квартира существующего с 2006 г. Евразийского банка развития). Правда, пока его полномочия полностью не определены. Вряд ли они будут сопоставимы с имеющимися у Европейского центрального банка (ЕЦБ), но часть полномочий от национальных центральных банков евразийскому финансовому регулятору будут переданы. В любом случае, решение по его размещению именно в Алма-Ате выглядит оправданным, учитывая, что Казахстан имеет хороший опыт управления в банковском секторе.
Рассматривая тему финансовой интеграции стран ЕАЭС, необходимо подчеркнуть, что вопрос о введении единой валюты пока на повестке дня не стоит. Хотя дискуссии, в том числе публичные, на этот счет ведутся постоянно14. Актуальный уровень интеграции - это повышение роли национальных валют государств ЕАЭС во внешнеторговых и инвестиционных операциях. Обеспечение взаимной конвертируемости валют стран, входящих в ЕЭП, снизит издержки по конвертации за счет исключения посреднических валют (доллара и евро)15 и увеличения взаиморасчетов в национальных валютах.
Также формируется единая нормативно-правовая база по антимонопольному регулированию и мерам наказания за его нарушение. Они вынесены на наднациональный уровень16.
С созданием ЕАЭС на поддержку государства могут рассчитывать даже те предприятия, которые не полностью производят товар на территории одной страны. Для этого правительством каждой страны-участницы будет подготовлен перечень технологических операций, которые не будут рассматриваться как операции, проведенные за рубежом. При этом все государства смогут по-прежнему поддерживать свои отрасли в рамках проводимой ими промышленной политики, но только за счет субсидирования, а не введения пошлин17.
Проблемной сферой неожиданно стало таможенное регулирование. В ЕАЭС должен появиться новый таможенный кодекс. Планировалось, что он вступит в силу с 1 января 2016 г. Но по просьбе казахстанской стороны введение нового кодекса отложено. Основа концепции Республики Казахстан - кодекс должен быть «рамочным», базовым документом с максимальным количеством отсылочных норм18. Единой предлагается оставить только систему таможенного транзита. Даже в действующем Таможенном кодексе процент унификации таможенного регулирования выше, чем в предложенном Казахстаном варианте. Очевидно, что на позицию Астаны повлияла в том числе ситуация с санкциями/антисанкциями.
В этой связи член Коллегии (министр) по таможенному сотрудничеству ЕЭК Владимир Гошин сделал недвусмысленное заявление: «Комиссия расценивает это как шаг назад. Это противоречит не только ранее достигнутым договоренностям, но и самому Договору о ЕАЭС, где четко прописано: "В ЕАЭС осуществляется единое таможенное регулирование". Не согласованное, не скоординированное, а именно единое»19. На данный момент переговоры о новом кодексе ведутся уже на уровне Совета ЕЭК. На более низком уровне выработать устраивающий все стороны вариант не удалось.
Кстати, несмотря на сложную ситуацию с кодексом, она привлекает внимание в первую очередь специализированных СМИ. Это и неудивительно. Первые лица ни в России, ни в Казахстане не делают жестких заявлений «о подрыве интеграции» или «навязывании своей позиции». С большой долей вероятности можно предположить, что, окажись в подобной ситуации Белоруссия, официальный Минск стал бы громогласно заявлять о своих претензиях и недовольстве, а не пытаться урегулировать их путем переговоров.
Договор о ЕАЭС закладывает фундамент общей промышленной и агропромышленной политики, о чем еще в 2013 г. шли отчаянные споры: белорусская сторона не хотела допускать использование наднациональных правовых механизмов в сфере госрегулирования отраслей промышленности.
Значение этой сферы особенно актуализировалось в связи с политикой импортозамещения. Согласно «Основным направлениям промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза» в ближайшей перспективе должны быть решены три наиболее актуальные для стран-участниц задачи:
- ускорение технологического развития промышленных комплексов государств - членов ЕАЭС;
- импортозамещение промышленных товаров на общем рынке ЕАЭС;
- наращивание экспорта продукции обрабатывающей про-мышленности20.
Внутри ЕАЭС вводится транспортно-логистическая координация. Одним из основных приоритетов скоординированной транспортной политики определено создание общего рынка транспортных услуг, т. е. либерализация доступа к рынку услуг, установление единых подходов к развитию конкуренции и предотвращению недобросовестной конкуренции, формирование унифицированной тарифной политики, устранение нефизических барьеров.
Существенному росту транзитной привлекательности стран ЕАЭС способствует создание железными дорогами Беларуси, Казахстана и России Объединенной транспортно-логистической компании (ОТЛК). Доля транзитных перевозок из Китая в Европейский союз через территорию ЕАЭС железнодорожным транспортом увеличится более чем в 10 раз и составит к 2020 г. около 7%. В соответствии с концепцией и бизнес-планом создания ОТЛК, к 2020 г. доходы от использования инфраструктуры составят 1,6 млрд долл., кумулятивный вклад в ВВП трех стран - 11,1 млрд долл., появится более 43 тыс. новых рабочих мест, общий грузооборот превысит 4 млн контейнеров.
Концепция «Единого евразийского неба» предусматривает создание общего рынка авиационных услуг и единой зоны транспортировки воздушным транспортом. С учетом того, что в настоящее время российская авиация имеет некоторые конкурентные преимущества перед авиацией Беларуси и Казахстана, формирование общего рынка авиационных услуг будет поэтапным21.
Аналогично с другими видами транспорта предоставление доступа автомобильным перевозчикам на внутренний рынок каждого
из государств-членов будет осуществляться поэтапно. Все изменения должны пройти в период с 2016 по 2025 г.22
Для Казахстана, отдаленного от основных рынков сбыта, доступ к транспортной инфраструктуре стран-партнеров имеет большое значение. Но республика ставит в рамках ЕАЭС и более амбициозные задачи - стать логистическим хабом Евразии, чему должны способствовать как деятельность ОТЛК и строительство трассы «Западная Европа - Западный Китай», так и реализация некоторых других проектов в транспортной сфере23. Важно, чтобы логистические проекты развивались в ЕАЭС, а не только в рамках китайского «Шелкового пути».
Трансграничные условия движения товаров дополнены таким важным пунктом, как «общие принципы применения санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитар-ных мер». Причем в отличие от условий ТС в договоре о ЕАЭС четко прописаны исключительные полномочия наднациональных органов в этом вопросе. Но по настоянию казахстанской стороны в части санкций за нарушение норм санитарного и фи-тосанитарного законодательства будет применяться национальное законодательство страны, на территории которой было совершено правонарушение24.
Сложным вопросом остается нефтегазовая отрасль. В договоре предусматривается «формирование общего рынка газа и обеспечение доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки газа, ...формирование общих рынков нефти и нефтепродуктов государств-членов и обеспечение доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов». Однако это должно произойти только к 2025 г. Кроме того, оговаривается возможность установления изъятий по этим товарным группам25.
В соответствии с концепциями, принятыми на заседании Высшего Евразийского экономического совета 31 мая 2016 г., энергетические компании стран - участниц ЕАЭС получат недискриминационный доступ к нефтяной инфраструктуре партнеров, а также смогут закупать нефть и нефтепродукты без ограничений, по рыночной цене и без экспортной таможенной пошлины. Это решение соответствует интересам стран-экспортеров, России и Казахстана. Белорусская сторона, например, выступала за более сложное цено-образование26. Общий рынок газа означает переход на равнодоход-ные цены и обеспечение равного доступа к газотранспортной системе (ГТС) тех, кто не является ее собственником. В концепции формирования общего рынка газа предлагается рассмотреть воз-
можность использовать национальные валюты при взаимных расчетах стран ЕАЭС, а также сделать удобным для участников рынка доступ к услугам естественных монополий27.
В перспективе возможно создание интегрированных электронных торгов, где Россия и другие члены ЕАЭС смогут устанавливать для покупателей свои условия поставок, транспортировки и хранения углеводородов в границах единого экономического пространства ЕАЭС. Единый рынок легко можно будет интегрировать в мировой, допустив иностранные компании на торги. Эффект на миллиарды долларов можно ожидать от дополнительной общей инфраструктуры транспортировки и хранения углеводородов. Отдельно необходимо отметить, что благодаря единым правилам ЕАЭС белорусская сторона не сможет реэкспортировать нефтепродукты, не платя России пошлину, и продавать их на Запад под видом химических веществ28.
Говоря о перспективах интеграции в газовом секторе, стоит напомнить, что в Казахстане есть определенный дефицит газа. Однако если концепция формирования общего рынка газа сформируется в договор, к тому моменту может начаться в полном объеме добыча газа на месторождении Кашаган. Тогда заработает единая система обеспечения газовыми ресурсами и велика вероятность, что вопрос газификации северных областей РК, включая Астану, будет решен. По предварительным подсчетам, вместе с реализацией Проекта будущего развития на Тенгизе Казахстан может дополнительно получить около 15 млрд кубов товарного газа. Вопрос лишь в том, куда и как их направить. Есть мнение, что благодаря общему газовому рынку Казахстану удастся присоединиться к транзитным маршрутам поставок газа из России в Китай, чего пока достичь не удается29.
В свою очередь, Россия в рамках единого рынка получила бы доступ к газопроводу «Казахстан - Китай», который пока заполнен казахстанским газом лишь наполовину. У Газпрома же есть чем загрузить инфраструктуру. Надо понимать, что и Казахстан при создании общего рынка автоматически получит доступ к инфраструктуре Газпрома, а также выход на европейский рынок газа. Но у Казахстана нет достаточных объемов газа, чтобы стать конкурентом РФ на европейском рынке30.
При создании ЕАЭС Москва была вынуждена пойти на уступки, в первую очередь Астане, чтобы максимально подчеркнуть экономическую, а не политическую направленность будущего Союза. Во многом это связано с изменившейся внешнеполитической ситуацией в 2014 г., когда был подписан договор, по сравнению с 2011 г., когда проект только был озвучен.
Именно из-за позиции Астаны31 из договора были исключены вопросы общего гражданства, координации внешней политики, межпарламентского сотрудничества, паспортно-визовой сферы, общей охраны границ, экспортного контроля и т. д.32 Союз, согласно тексту договора, является «международной организацией региональной экономической интеграции», цели создания ЕАЭС заявлены также как исключительно экономические33.
Государства - участники ЕАЭС заинтересованы в поддержке собственного производителя и формировании альтернативного центра экономического развития. Кроме того, у них есть общие геополитические цели. И Россия, и Казахстан, и Белоруссия, может быть, по разным причинам не согласны с доминированием западной либеральной идеологии в современных международных отношениях. Основа для формирования в дальнейшем некоторой политической платформы у интеграционного объединения существует, но есть одна большая проблема: и ТС, и ЕАЭС являются во многом лидерскими проектами. С одной стороны, лидерам проще договориться. С другой - если один из лидеров вдруг передумает или по каким-то причинам уйдет от власти, под угрозу может быть поставлен весь проект. Это представляет определенный риск для будущего ЕАЭС34. Однако не стоит забывать, что Союз является международной организацией региональной экономической интеграции, обладающей международной правосубъектностью. Вступая в ЕАЭС, страны берут на себя ряд международных обязательств перед партнерами, которые должны выполняться вне зависимости от субъективных обязательств. Если в ближайшие годы уровень интеграции между предприятиями трех стран повысится и ЕАЭС сможет доказать свою экономическую эффективность, смена лидера в одной из стран не будет угрозой для Союза.
Примечания
Тихонов С. Экономика общего дела [Электронный ресурс] // ЭкспертОпНпе. URL: http://expert.ru/expert/2014/24/ekonomika-obschego-dela/ (дата обращения: 07.09.2016).
Забавина Ю, Малышева Е. Четыре новые свободы: что изменится после создания ЕАЭС [Электронный ресурс] // РБК. 2014. 29 мая. URL: http://top.rbc.ru/ politics/29/05/2014/927069.shtml (дата обращения: 07.09.2016). Коллегия ЕЭК одобрила проект международного Договора о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов ЕАЭС [Электронный ресурс] //
2
Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. 2016. 20 янв. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/20-01-2016-1.aspx (дата обращения: 07.09.2016).
4 Там же.
5 Подробнее о секторах и изъятиях для Казахстана см.: В 43 секторах начал функционировать Единый рынок услуг ЕАЭС [Электронный ресурс] // Сайт Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен». 2015. 06 янв. URL: http://palata.kz/ru/news/14018-14018 (дата обращения: 07.09.2016).
6 Министр ЕЭК Тимур Сулейменов: «Важнейшим механизмом для реализации целей ЕАЭС является формирование общего финансового рынка и единого рынка услуг» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. 2016. 18 марта. URL: http://www.eurasiancommission.org/ ru/nae/news/Pages/22-03-2016-3.aspx (дата обращения: 07.09.2016).
7 Винокуров ЕЮ, Демиденко М.В. и др. Оценка влияния нетарифных барьеров в ЕАЭС: результаты опросов предприятий / Е.Ю. Винокуров, М.В. Демиденко, И.В. Пелипась, И.Э. Точицкая, Г.И. Шиманович, А.С. Липин [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийского банка развития. URL: http://www.eabr. org/r/research/centre/projectsCII/projects_cii/index.php?id_4=47862&linked_ block_id=0 (дата обращения: 07.09.2016).
8 Забавина Ю, Малышева Е. Указ соч.
9 Страны ЕАЭС создадут общий финансовый рынок без введения единой валюты [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/23-07-2015-2. aspx (дата обращения: 07.09.2016).
10 Присутствие казахстанских банков в России увеличится в ближайшее время // Официальный сайт Посольства Республики Казахстан в Российской Федерации. URL: http://kazembassy.ru/ru/mekonomika/6944-2014-11-07-11-14-44 (дата обращения: 07.09.2016).
11 Ярунина И. Банки России и Китая заинтересованы в казахстанском рынке // LS - финансовый журнал. 2014. 08 окт. URL: http://lsm.kz/banki-rossii-i-kitaya-zainteresovany-v-kazahstanskom-rynke.html (дата обращения: 07.09.2016).
12 Страны ЕАЭС создадут общий финансовый рынок без введения единой...
13 Министр ЕЭК Тимур Сулейменов.
14 Алексеевских А. Евразийский экономический союз пока не готов к единой валюте [Электронный ресурс] // Известия. 2016. 06 мая. URL: http://izvestia.ru/ news/586121 (дата обращения: 07.09.2016).
15 Тимур Сулейменов: «Ответом на ухудшение конъюнктуры на мировом экономическом рынке является активизация интеграционных процессов на евразийском пространстве» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. 2015. 05 дек. URL: http://www.eurasiancommission. org/ru/nae/news/Pages/08-12-2014-5.aspx (дата обращения: 07.09.2016).
16 Тихонов С. Указ. соч.
17 Забавина Ю., Малышева Е. Указ соч.
18 Подробнее о позиции Казахстана см.: Мамбеталин А. Таможенный кодекс ЕАЭС: без барьеров для бизнеса [Электронный ресурс] // CustomsForum.ru. 2015. 04 авг. URL: http://customsforum.ru/news/opinion/tamozhennyy-kodeks-eaes-bez-barerov-dlya-biznesa-543988.html (дата обращения: 07.09.2016).
19 Тихонова Н. Таможни должны сделать шаг вперед [Электронный ресурс] // Беларусь сегодня. 2015. 30 июля. URL: http://www.sb.by/obshchestvo/article/ tamozhni-dolzhny-sdelat-shag-vpered.html (дата обращения: 07.09.2016).
20 Представители ЕЭК совместно с экспертами стран ЕАЭС доработали проект «Основных направлений промышленного сотрудничества в рамках ЕАЭС» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. 2015. 03 авг. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/ Pages/04-08-2015-1.aspx (дата обращения: 07.09.2016).
21 Ключевым элементом развития инфраструктуры ЕАЭС станет согласованная транспортная политика - министр ЕЭК [Электронный ресурс] // БЕЛТА. 2014. 23 мая. URL: http://www.belta.by/economics/view/kljuchevym-elementom-razvitija-infrastruktury-eaes-stanet-soglasovannaja-transportnaja-politika-ministr--45502-2014 (дата обращения: 07.09.2016).
22 Бектасова А. Тройной интеграционный эффект [Электронный ресурс] // BNews.kz. 2014. 02 июня. URL: http://bnews.kz/ru/news/post/208271/ (дата обращения: 07.09.2016).
23 Н. Назарбаев: Благодаря ЕАЭС Казахстан может стать логистическим хабом Евразии [Электронный ресурс] // Zakon.kz. 2014. 02 июля. URL: http:// fin.zakon.kz/4636246-n.-nazarbaev-blagodarja-eajes.html (дата обращения: 07.09.2016).
24 Тихонов С. Указ. соч.
25 Договор о Евразийском экономическом союзе...
26 Концепция формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Евразийского экономического союза [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01410328/scd_01062016_8 (дата обращения: 07.09.2016).
27 Концепция формирования общего рынка газа Евразийского экономического союза [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01410326/scd_01062016_7 (дата обращения: 07.09.2016).
28 Самофалова О. Единый рынок углеводородов даст заработать всем странам ЕАЭС [Электронный ресурс] // Взгляд. 2016. 31 мая. URL: http://vz.ru/econo-my/2016/5/31/813662.html (дата обращения: 07.09.2016).
29 Джакуб А. Двойственные итоги саммита ЕАЭС [Электронный ресурс] // Курсив^. 2016. 02 июня. URL: http://www.kursiv.kz/news/vlast/dvojstvennye-itogi-sammita-eaes/ (дата обращения: 07.09.2016).
30 Самофалова О. Указ соч.
31 То, что именно Казахстан был против любой политизации ЕАЭС, признает и российская сторона. Подробнее см.: В неэкономических инициативах РФ нет покушений на суверенитет Казахстана - Шувалов [Электронный ресурс] // Zakon.kz. 2014. 28 мая. URL: http://www.zakon.kz/4627588-v-nejekonomicheski-kh-iniciativakh-rf.html (дата обращения: 07.09.2016).
32 Общего гражданства у России, Белоруссии и Казахстана не будет [Электронный ресурс] // РБК. 2014. 26 мая. URL: http://top.rbc.ru/economics/26/05/2014/926214. shtml (дата обращения: 07.09.2016).
33 Договор о Евразийском экономическом союзе...
34 Евразийский союз: форма и содержание [Электронный ресурс] // Вестник Кавказа. 2013. 12 ноября. URL: http://www.vestikavkaza.ru/analytics/Evraziys-kiy-soyuz-forma-i-soderzhanie.html (дата обращения: 07.09.2016).