Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы энергетической политики России в Индии'

Проблемы и перспективы энергетической политики России в Индии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
508
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / RUSSIA / ИНДИЯ / INDIA / РОССИЙСКО-ИНДИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / RUSSIAN-INDIAN RELATIONS / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ENERGY POLICY / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ENERGY SECURITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Николаева К.Д.

Работа посвящена актуальной теме формирования и развития российской энергетической политики в Индии путем выявления основных проблем и возможных перспектив совместного сотрудничества. Особое внимание уделено конкурентоспособности России в качестве важного энергетического партнера Индии. На основе изучения ключевых направлений энергетической политики России в индийском регионе установлены внешние и внутренние факторы, негативно влияющие на развитие российско-индийских отношений в области энергетики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы энергетической политики России в Индии»

УДК 327.8

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В ИНДИИ

К. Д. Николаева

nikks_05@mail.ru

Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Россия

Аннотация. Работа посвящена актуальной теме формирования и развития российской энергетической политики в Индии путем выявления основных проблем и возможных перспектив совместного сотрудничества. Особое внимание уделено конкурентоспособности России в качестве важного энергетического партнера Индии. На основе изучения ключевых направлений энергетической политики России в индийском регионе установлены внешние и внутренние факторы, негативно влияющие на развитие российско-индийских отношений в области энергетики.

Ключевые слова: Россия, Индия, российско-индийские отношения, энергетическая политика, энергетическая безопасность

В полном кризисных событий XXI веке трудно представить полноценную экономическую, военную и социальную самостоятельность и развитость страны, не обладающей богатым сырьевым придатком, так как с каждым годом неуклонно растет значимость нефти и газа как основной энергетической силы из-за уменьшения количества действующих углеводородных источников и неспособности найти альтернативное топливо на данном этапе развития науки и техники.

Именно поэтому сложившаяся в настоящий момент ситуация глобальной зависимости от энергоресурсов заставляет задуматься правительства различных государств над вопросом обеспечения национальной энергетической безопасности. Особенно важным данный аспект представляется для России.

Современная российская энергетическая политика представляет собой не только специфические методы и механизмы ее ведения, но и совокупность приоритетных направлений международного сотрудничества по вопросам энергетики.

Особое место среди подобных напралений в документах, регламентирующих энергетическую политику России, занимает Азия и Азиатско-Тихоокеанский регион. Так например, Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2030 года предусматривает, что доля европейского направления в общем объеме внешних поставок российских топливно-энергетических ресурсов будет неуклонно сокращаться за счет наращивания сотрудничества с Китаем, Японией, Республикой Корея и другими странами Азиатско-Тихоокеанского региона [8].

Но несмотря на активную кооперацию с Китаем, Японией и Кореей, «наращивание многогранного сотрудничества с Индией остается одним из принципиальных приоритетов российской внешней политики». Особую заинтересованность можно наблюдать в развитии энергетического сотрудничества. Подобное взаимодействие обуславливается наиважнейшим значением Индии в энергетической дипломатии России, которое основывается на следующих факторах.

Во-первых, Индия является одним из крупнейших потребителей энергоресурсов. Индия, будучи третьей по величине экономикой (по III 1С), является, согласно итоговому докладу Международного энергетического агентства в 2015 году, четвертым ведущим потребителем нефти. Кроме того, в докладе отмечается уровень потребления энергии в Индии (измеряемый в квадрилионах ВТи), который на период с 2004 года по год 2037 увеличится примерно в 3 раза. Причем увеличение спроса будет происходить во всех отраслях энергетики, начиная с нефти и газа и заканчивая возобновляемыми источниками энергеии [9].

Во-вторых, Индия выражает свою заинтересованность в российских специалистах, занятых в энергетической секторе: «имеется потенциальный спрос на российских специалистов в энергетической сфере практически всех профилей». Доказательство тому -активное сотрудничество по линии образования и подготовки специалистов международного уровня, занятых в российско - индийских проектах [2].

В-третьих, особое место в энергетической политике Индии занимает использование атомной энергетики, сотрудничество в сфере которой между Индией и Россией выглядит наиболее перспективным, так как имеет развитую нормативную базу, а также уже сегодня характеризуется длительным периодом эксплуатации совместных проектов.

Наконец, некоторые исследователи отмечают, что «Индия является одним из крупнейших рынков капитала, возможности которого, в частности, могут быть использованы для освоения ресурсно - сырьевого потенциала Восточной Сибири и Дальнего Востока путем реализации крупных международных проектов». Данный фактор является особенно важным в условиях необходимого развития Сибири и Дальневосточного региона, которое не раз упоминается в официальных документах, посвященных энергетической дипломатии России. Согласно Стратегии, особое внимание отводится формированию в восточносибирских и дальневосточных регионах нефтегазовых комплексов (континентальный шельф острова Сахалин, Республика Саха (Якутия), Магаданская, Иркутская области, Красноярский край) и увеличению добычи угля в Южной Якутии. Таким образом, полученные в результате сотрудничества с Индией средства могут стать основой для формирования развитой энергодобывающей структуры Сибирского и Дальневосточного регионов [8].

Среди ключевых направлений российско-индийского энергетического сотрудничества особое место занимают проекты, осуществляемые в области атомной энергетики. Основным в данной области принято считать «Куданкулам» - расположенная в штате Та-милнад индийская атомная электростанция, строительство которой осуществляется при техническом содействии России. Пример «Куданкулама» как эффективного совместного проекта в области ядерной энергетики оказался настолько показательным, что в процессе его осуществления были заключены и другие подобные договоры: сегодня ведется активная разработка сооружений атомных электростанций по российским проектам и на других площадках Республики Индии.

Несмотря на то, что российско - индийская кооперация в области атомной энергетики является ключевым направлением в энергетических отношениях двух стран, данным видом разработок государства не ограничивают свое сотрудничество. Так например, все большее значение приобретают совместные проекты, ориентированные на добычу нефти и газа.

Не менее важным и перспективным представляются российско - индийское сотрудничество в области электроэнергетики. Особое значение здесь приобретают совместные проекты в тепло - и гидроэлектроэнергетике.

В качестве еще одного направления российско - индийского энергетического сотрудничества можно рассмотреть «взаимные инвестиции и совместные проекты в третьих странах», осуществляемые в том числе в рамках таких международных объединений, как РИК (Россия - Индия - Китай) и БРИКС (Бразилия - Россия - Индия - Китай - Южная Африка). Здесь в реальные проекты может «вылиться» реализация идеи о совместной трубопроводной структуре [6].

Активная работа по данным направлениям способствует формированию индийского направления энергетической политики России, перспективность которого невозможно отрицвть.

При благоприятном развитии российско-индийских энергетических отношений следует ожидать укрепление энергетической безопасности и независимости России, так как сотрудничество с Индией позволит говорить об укреплении позиций России на мировом

рынке энергоресурсов. Особенно актуальным данный вопрос становится в свете последних событий, связанных с введением Европой санкций в отношении России, которые безусловно могут повлиять на российско - европейское энергетическое сотрудничество, представяляя его все менее выгодным для российской стороны.

Нельзя не отметить диверсификацию географии энергетических поставок России. Прирост спроса на энергоносители будет происходить не только засчет договоренностей с Индией, но и последующей заинтересованности других государств региона. Способность наладить энергопоставки в Индию - важный шаг к распространению уникального предложения сотрудничества для всех остальных стран, сомневающихся в возможностях России предоставить достойный уровень энергетического обеспечения.

Кроме того, следует учитывать, что сотрудничество России и Индии при его благоприятном варианте развития может способоствовать формированию новых схем поставок. Дело в том, что поставки углеводородов в Индию малоперспективны из-за слишком длинного маршрута доставки, но в случае осуществления тесного сотрудничества обе стороны будут вынуждены разработать более выгодные схемы, которые в последующем могут дать толчок развитию новых направлений российской энергетической дипломатии [7].

Развитие российко-индийских энергетических отношений может также способствовать формированию сотрудничества в рамках всего материка. Так например, недавно организованный Евразийский союз планирует также развивать совместную работу в области энергетики в рамках осуществления Евразийской Хартии. При этом стороны, участвующие в данном процессе заявляют, что при наличии плодотворного сотрудничества с другими государствами, в том числе с Индией, они также будут привлекаться к присоединению к данному документу. Более того, развитие сотрудничества между Россией и Индией может благотворно сказаться на формировании энергетического партнерства по трехсторонней линии «Россия - Индия - Европа» [4].

Но, к сожалению, последующему развитию этого стратегического партнерства могут помешать некоторые причины, заключающие в себе проблемы различного характера. Для большего понимания специфики этих проблем можно разделить их на частные и общие.

В основе частных проблем - индивидуальные особенности развития каждой из стран, способные повлиять на формирование энергетических отношений. При этом частные проблемы России и Индии следует рассмотреть по отдельности.

Среди частных проблем российской стороны наиболее острыми являются недостаточная проработка роли Индии в энергетической политике России и формирующих ее официальных документах. Замедляет также темпы развития российско - индийского сотрудничества инвестиционный климат России. Несмотря на то что в Индии находится большое количество инвесторов, готовых вложить свои средства в российские энергетические разработки, некоторые условия осуществления подобных операций, в частности несовершенство правовой базы, а также высокие инвестиционные риски, не допускают полноценного развития данного направления [5].

Еще одной серьезной проблемой является техническая оснащенность российского топливно - энергетического комплекса, которая не позволяет в полной мере удовлетворить индийские запросы в отношении некоторых сырьевых ресурсов. Ярким примером данной проблемы является фактическое отсутствие в России производства сжиженного природного газа, который реально транспортировать морским путем.Кроме того, столь перспективный вектор сотрудничества с Индией, как гидроэнергетика, не может был развит в полной мере из-за существующих в топливно - энергетическом комплексе России проблем: «в области гидроэнергетики перспектив мало из-за того, что РФ перестала производить оборудование для гидроэлектростанций малой и средней мощности, в чем особо заинтересована Индия» [4].

Анализируя частные проблемы Индии, возникающие на пути развития российско-индийского энергодиалога, необходимо обозначить возрастающий интерес к Индии со стороны других государств в качестве основной из них. Так например, в качестве конкурентов России в борьбе за индийский энергетический рынок представляются Саудовская Аравия, ОАЭ и Иран, которые на протяжении долгого времени являются индийскими партнерами в нефтегазовой области, а также США и Франция, которые наиболее активно наращивают сотрудничество с Индией в сфере атомной энергетики. Кроме того, особое отношение имеют индийско-китайские отношения. Погранично-территориальная, тибетская и пакистанская проблемы, а также экономические разногласия между Китаем и Индией негативно сказываются на отношениях Индии с Россией, которая часто выступает посредником в отношениях двух стран. Еще одним внешним фактором влияния на энергетическую политику России в Индии становится обновленное индийское законодательство в области атомной энергетики. Здесь, конечно же, подразумевается принятый в 2010 году Закон о гражданской ответственности за ядерный ущерб, который предусматривает, что «ответственность за возможные атомные инциденты несет не только оператор, но и строитель АЭС» [1].

Говоря о проблемах, которые имеют общий характер и затрагивают оба государства, следует выделить конкуренцию государств, борющихся за обладание энергетическими ресурсами. Причем данный фактор стоит рассматривать как с российской, так и с индийской стороны. Так например, следует выделить бурно развивающиеся отношения России и Китая, категорически невыгодные для Индии. Или опасное для энергетической безопасности России сотрудничество Индии с США и Францией в области атомной энергетики и с Ираном и Саудовской Аравией в области нефти и газа. Кроме того, осложняет ситуацию география региона, в котором находятся Россия и Индия. Разделенные обширным Центрально - Азиатским регионом, Россия и Индия испытывают некоторые трудности в осуществлении транзитных поставок, проходящий через данную территорию. Географическое положение, таким образом, делает поставки углеводородов в Индию малоперспективными из-за слишком длинного маршрута доставки [3].

Конечно, решение всех перечисленных вопросов - дело большой сложности. Но ввиду обострения мировых энергетических проблем, при взаимодополняемости энергетических секторов и сходстве задач экономического подъема, решаемых каждой из стран, можно уверенно говорить, что индийское направление энергетической политики России является одним из наиболее перспективных и обязательных к осуществлению.

Таким образом, проанализировав слабые и сильные стороны российско-индийского сотрудничества в области энергетики, можно сделать вывод, что для обеих стран развитие совместной энергетической деятельности может способствовать разрешению многих внутригосударственных проблем, начиная социальными и заканчивая экономическими, при условии, что данное сотрудничество будет опираться на взаимное желание минимизировать описанные выше риски и стремление активизировать работу по таким направлениям, как совместная разведка и добыча нефти и газа на территории России, Индии и третьих стран, участие нашей страны в газификации и электрификации Индии, а также продолжение активной работы в области атомной энергетики.

Литература

1. Баранов С.А. Российско-индийское сотрудничество в области энергетики // Азия и Африка сегодня. - 2014. -№2. - С.59 - 68.

2. Галищева Н.В. Приоритеты внешнеэкономической политики Индии. Часть 1 / Н.В. Галищева // Азия и Африка сегодня. - 2014. - №10. - С.15.

3. Галищева Н.В. Союз, проверенный временем. Часть 1 // Азия и Африка сегодня. - 2015. - №3. - С.5.

4. Галкина А., Грушевенко Д., Грушевенко Е., Кулагин В. и др. Перспективы мировой энергетики до 2040 г. / А. Галкина, Д. Грушевенко, Т. Грушевенко, В. Кулагин // Мировая экономика и международные отношения. - 2014. - №1. - С. 7.

5. Кондратов Д.И. Участие России на мировом энергетическом рынке: проблемы и перспективы развития // Российский внешнеэкономический вестник. - 2015. - №3. - С. 97.

6. Кузык Б.Н., Шаумян Т.Л. Индия - Россия: стратегия партнерства в XXI веке / Кузык Б.Н., Шаумян Т.Л. - М.: Институт экономических стратегий, 2009. - С. 615.

7. Шикин В.В., Бандари А. Российско-индийское сотрудничество в области энергетики: торговля, совместные проекты, новые сферы. М., 2017.

8. «Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2030 года» от 2009 г. / URL: http://minenergo. gov.ru/aboutminen/energostrategy/

9. International Energy Agency Report "India energy outlook 2015" / URL: http://www.iea.org/publications/ freepublications/publication/IndiaEnergy0utlook_WE02015.pdf

Автор публикации

К. Д. Николаева, аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Россия, Email: nikks_05@mail.ru

PROBLEMS AND PROSPECTS OF ENERGY POLICY IN RUSSIA IN INDIA

K. Nikolaeva

nikks_05@mail.ru

St. Petersburg State University, St. Petersburg, Russia

Abstract: The work is devoted to the actual topic of the formation and development of the Russian energy policy in India by identifying the main problems and possible prospects for joint cooperation. Particular attention is paid to Russia's competitiveness as an important energy partner of India. Based on the study of key areas of Russia's energy policy in the Indian region, external and internal factors have been identified that negatively affect the development of Russian-Indian energy relations

Keywords: Russia, India, Russian-Indian relations, energy policy, energy security

Author of the published work K. Nikolaeva, Post-Graduate Student, St. Petersburg State University, St. Petersburg, Russia, Email: nikks_05@ mail.ru

Дата поступления 28.02.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.