Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы дистанционного обучения в учреждении дополнительного профессионального образования'

Проблемы и перспективы дистанционного обучения в учреждении дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4335
457
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕ-НИЕ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СИСТЕМА ДИСТАН-ЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕС-СИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бакач Елена Владимировна, Шутько Юлия Борисовна

Рассматриваются актуальные проблемы современного образования при реализации форм обучения с применением дистанцион-ных технологий в учреждении дополнитель-ного профессионального обучения. Дан ана-лиз форм обучения, приведены основные направления развития дистанционного обу-чения, показаны отличия дистанционного обучения от традиционного. Выделены про-блемы, решаемые обучающимися и препода-вателями в дистанционном обучении. Пока-зано, что эффективность дистанционного обучения определяется использованием пе-дагогических технологий, которые лежат в основе проектирования и реализации ди-станционных курсов. Сделан вывод о пер-спективе развития дистанционного обуче-ния, возможности рассматривать его как са-мостоятельную форму формального обуче-ния, обладающую существенными отличи-ями, которые не могут быть реализованы в традиционной форме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бакач Елена Владимировна, Шутько Юлия Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы дистанционного обучения в учреждении дополнительного профессионального образования»

ПОТЕНЦИАЛ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ И ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ

УДК 378.046.4

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е.В. Бакач, Ю.Б. Шутько

Рассматриваются актуальные проблемы современного образования при реализации форм обучения с применением дистанционных технологий в учреждении дополнительного профессионального обучения. Дан анализ форм обучения, приведены основные направления развития дистанционного обучения, показаны отличия дистанционного обучения от традиционного. Выделены проблемы, решаемые обучающимися и преподавателями в дистанционном обучении. Показано, что эффективность дистанционного обучения определяется использованием педагогических технологий, которые лежат в основе проектирования и реализации дистанционных курсов. Сделан вывод о перспективе развития дистанционного обучения, возможности рассматривать его как самостоятельную форму формального обучения, обладающую существенными отличиями, которые не могут быть реализованы в традиционной форме.

Ключевые слова: дистанционное обучение, электронное обучение, система дистанционного обучения, дополнительное профессиональное образование.

В настоящее время мировое сообщество переживает важнейший исторический этап перехода от индустриальной эпохи к постиндустриальному информационному обществу. В образовательный процесс всё более широко внедряются информационно-коммуникационные технологии, что является общемировой тенденцией. Процесс информатизации разворачиваются во всех областях человеческой деятельности, захватывая и образование. Повсеместно внедряется электронное обучение, образование онлайн, сетевые образовательные ресурсы, всё это

становится толчком развития новых образовательных технологий.

Сегодня дистанционное обучение - главный инструмент реализации двух принципов, провозглашенных международной комиссией по вопросам образования, науки и культуры при ООН (ЮНЕСКО): «образование для всех» и «образование через всю жизнь».

Дистанционное образование в Европе и США многие исследователи считают достаточно развитым. В России же оно на стадии становления и развития. В нашей стране дистанционное образование начало развиваться в 90-е годы. В 1997 году был начат и в 2002 году завершен всероссийский эксперимент в области дистанционного обучения.

Важным результатом эксперимента стало создание нормативно-правового обеспечения. В декабре 2002 года была утверждена «Методика применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в учреждениях высшего, среднего и дополнительного образования Российской Федерации», январе 2003 года были внесены изменения в закон об образовании. Дистанционные технологии, согласно внесенным в законодательство изменениям, стали юридически признанными. В Федеральный закон «Об образовании РФ» от 28.02.2012 г. введена отдельная статья законопроекта (ст.16), посвященная электронному обучению и дистанционным образовательным технологиям [1]. В программе развития образования 20132020 г.г. дистанционному обучении также придается основополагающее значение.

Существует множество различных определений понятия дистанционного образования. Изучая их, самое главное - ответить на вопрос: «Дистанционное образование - это

форма обучения или технология?». Отвечать на этот вопрос мы будем в разрезе учреждения, в котором дистанционное образование имеет место быть.

Отвечая на выше поставленный вопрос, обратимся к Методическим рекомендациям по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и в сетевой форме. «Организации, осуществляющие образовательную деятельность (далее - образовательные организации), в соответствии с положением Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) вправе при реализации образовательных программ использовать электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Согласно части 12 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ, дополнительная профессиональная программа (далее - ДПП) может ре-ализовываться в формах, предусмотренных Федеральным законом N 273-ФЗ, на основе сетевого взаимодействия образовательных и иных организаций, а также полностью или частично в форме стажировки. [3]. Отсюда следует, что относительно дополнительного профессионального образования, дистанционное образование - это технология, с помощью которой реализуются основные формы обучения. В сфере дополнительного профессионального образования реализация обучения по программам повышения квалификации с применением дистанционных образовательных технологий (далее - ДОТ) - явление новое и перспективное.

В ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования» программы повышения квалификации (ППК) реализуются в очной форме с применением дистанционных образовательных технологий. На данный момент эффективно выносить 1 день трудоемкостью в 8 часов в

очную форму с применением дистанционных технологий, оставшуюся часть программ повышения квалификации (8, 16, 24 ч.) проводить очно.

Отличие очной формы с применением ДОТ от очной формы обучения состоит в том, что основная часть материала усваивается не в аудиториях, а с помощью интернет-технологий, т. е. работа обучающихся является организованной и в основе своей самостоятельной.

Также к основным отличиям можно отнести:

- обучение по месту проживания или работы, следовательно, распределенный характер образовательного процесса;

- гибкий график учебного процесса, который может быть либо полностью свободным при открытом образовании, либо быть привязанным к ограниченному количеству контрольных заданий (сдаче экзаменов, online сеансам с преподавателем), либо к групповым занятиям, а также к выполнению лабораторных работ на оборудовании (возможно, удаленном);

- контакты с преподавателем (тьютором, куратором), в основном осуществляемые посредством телекоммуникаций.

Важно отметить, что дистанционное обучение принципиально отличается от традиционного обучения еще и тем, что создает новую образовательную информационную среду, в которую приходит студент, точно понимающий, какие именно знания, умения и навыки ему нужны.

Также можно считать, что отличительной особенностью дистанционного обучения (далее - ДО) является предоставление обучаемым возможности самим получать требуемые знания, пользуясь развитыми информационными ресурсами (базы данных и знаний, компьютерные, в том числе мультимедиа, обучающие и контролирующие среды, видео- и аудиозаписи, электронные библиотеки, а также традиционные учебно-методические пособия).

Для реализации ДО используются различные платформы или среды дистанционного обучения. На базе ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации

образования» используется система дистанционного обучения Moodle. В системе можно создавать и хранить электронные учебные материалы и задавать последовательность их изучения [8]. Доступ к Moodle осуществляется через Интернет или локальные сети, поэтому студенты не привязаны к конкретному месту и времени. Используя такую систему, можно выделить 4 вида дистанционного обучения, которые определяются критерием, где по отношению к нам находится преподаватель? а где студент? [3].

1 вид - преподаватель и студент находятся в учреждении, на месте, но тогда никаких плюсов дистанционного обучения мы не получим, фактически это очное обучение. Для многих очное обучение, по результатам опросов, по-прежнему является наиболее эффективным, но на сегодняшний день недостижимо в реализации на 100% не только в силу нехватки преподавателей, но, прежде всего, в силу нехватки свободного времени у обучающихся. Будучи недостижимым на нужных условиях, оно по факту неэффективно.

2 вид - преподаватель находится в учреждении (очно), а слушатель находится удаленно. Так работают вебинары. Как бы все логично, но для регулярного образования не подходит. Повышаются требования к технической базе, а со стороны слушателя растет число технических претензий. Поэтому этот сегмент используется в соответствии с конкретными обстоятельствами каждого учебного заведения.

3 вид - преподаватель находится где-то (удаленно), а слушатель в учреждении. Так работают видео лекции. При этом появляется возможность привлечения преподавателей-профессионалов и повышения уровня учебных материалов, прежде всего, лекций. Основным условием является переучивание преподавателей на дистанционную работу.

4 вид - преподаватель и слушатель удалены от учреждения. Они могут быть в соседнем здании, в соседней области, в другой стране - нужно организовать учебный процесс, а главное - жестко контролировать результаты обучения, так как удостоверение о

повышении квалификации выдаем не за то, что наш обучающийся что-то прослушал, а за те навыки, которые он продемонстрировал в ходе обучения и при итоговой аттестации.

При реализации очного обучения с применением дистанционных технологий можно выделить ряд проблем педагогического характера с которыми приходится сталкиваться при внедрении информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс. К ним относятся:

- отсутствие или недостаточность влияния человеческого фактора при дистанционном обучении;

- проблема адаптации методических и учебных материалов для дистанционного обучения и использования их в рамках внедрения современных информационных технологий;

- сложности отбора и структурирования содержания учебных дисциплин в разных моделях дистанционного образования с учетом профиля обучения;

- невозможность дистанционного обучения по отдельным дисциплинам и специальностям;

- необходимость повышения квалификации преподавателей в области применения информационно-коммуникационных технологий в образовании и повышения педагогических компетенций в области инновационных подходов в обучении;

- сложности контроля знаний у обучающихся (отсутствие гарантии самостоятельного выполнения заданий).

Помимо педагогических проблем также существуют проблемы создания и организации педагогической системы дистанционного обучения.

Среди них можно выделить:

- нормативно-правовые (формирование требований к экспертизе качества, электронных ресурсов, лицензированию образовательных учреждений, реализующих ДО, нормированию оплаты труда преподавателей дистанционного обучения и т.п.);

- технические проблемы и сложности, связанные с созданием, разработкой и адаптацией сетевой инфраструктуры, программ-

ных продуктов и сред для дистанционного обучения;

- психофизиологические, связанные с исследованием факторов, отвечающих за сохранение здоровья, психологии общения в сетевом пространстве и других;

- языковые и межкультурные проблемы эффективного общения в сети Интернет;

- эргономические проблемы и проблемы эффективного использования гипермедиа технологий;

- экономические, связанные с себестоимостью разрабатываемых электронных ресурсов и средств обучения;

- социальные, связанные с пониманием и осознанием значимости системы дистанционного обучения в системе высшего образования.

Для решения вышеуказанных проблем необходимо предпринять ряд действий:

- усовершенствовать подготовку педагогов, вовлеченных в инновационных процесс;

- вести подготовку консультантов и администраторов площадок дистанционного обучения, не только понимающих сущность, методику и дидактические особенности технологии, но и способных помочь преодолевать психологический барьер, связанный с компьютерными технологиями;

- создать нормативно-правовую базу оценки знаний учащихся;

- проводить тренинги «обучение в сотрудничестве», знакомить студентов с приемами групповой работы в сети, учить работать в открытых ресурсах коллективного пользования - чатах, форумах;

- мотивировать учебную деятельность студентов, побуждая их к активной познавательной деятельности;

- расширять интерактивные возможности сетевых курсов.

Очевидное преимущество дистанционного образования заключается в том, что оно позволяет построить практически для каждого обучающегося свою индивидуальную траекторию образования, успешно пройти ее, обращаясь к созданной информационной среде, удовлетворить свои личные потребности в образовательных услугах в том режиме, в котором это наиболее удобно и комфортно.

Преимущества дистанционной формы обучения очевидны:

- внедрение и реализация личностно- ориентированного обучения и компетентност-ного подхода в образовании;

- гибкость и доступность, т.е. возможность получать образование для всех категорий населения;

- совмещение образовательной и профессиональной деятельности, а также возможность параллельного обучения в различных профессиональных образовательных организациях;

- развитие и воспитание личности посредством активных педагогических методов самореализации студента;

- формирование умений и развитие навыков самостоятельной работы;

- снижение затрат на подготовку специалиста.

К настоящему времени дистанционное образование уже очень популярно, особенно на западе, там оно существует как форма обучения. В России существует ряд проблем, связанных с введение ДО как формы обучения (эти проблемы в основном связаны с законодательной базой). Анализ же мнения исследователей и практиков ДО позволяет сказать, что ДО - это новая форма обучения, предоставляющая комплекс образовательных услуг широким слоям населения с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от образовательных учреждений [4].

Информационно-образовательная среда ДО представляет собой системно-организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей пользователей [5]. И важно добавить, что организация обучения и стратегия взаимодействия обучающихся и преподавателя определяются педагогической технологией, лежащей в основе освоения дистанционного курса. Таким образом, ДО может рассматриваться как самостоятельная форма формального обучения XXI в.

Список литературы

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. — М.: Омега — Л., 2014. — 134 с.

2. Приказ Минобразования РФ от 19.01.2004 № 157 «О порядке проведения проверки готовности образовательных учреждений среднего, высшего, дополнительного профессионального образования к реализации образовательных программ с использованием в полном объеме дистанционного обучения»

(http://www.edu.ru/db/mo/Data/d 04/157.html)

3. Бреслав, Елена. Перспективы развития дистанционного обучения в организациях ДПО/ Бреслав, Елена. // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире, 2014, 5(11)/ — Москва: С. 29-36.

4. О. Б. Дударева, Т. В. Таран Использование дистанционных образовательных технологий в обучении слушателей/ О. Б. Дударева, Т. В. Таран//Научно-теоретический журнал ЧИППКРО/-Челябинск: С.31-39.

5. Ибрагимов И. М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. А. Н. Ковшова. М.: Издательский центр «Академия», 2005.

6. Методические рекомендации по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и в сетевой форме [Электронный ресурс]: Письмо Минобрнауки России от 21.04.2015 N ВК-1013/06 URL: минобрнауки .рф/документы/6250/файл/5222/1013.pdf [дата обращения: 15.10.2016].

7. Преимущества MOODLE [Электронный ресурс/URL: www.opentechnology.ru [дата обращения: 28.10.2016].

8. Шитов, В. Н. Комплексный подход к анализу конкурентоспособности предприятия [Текст] / В. Н. Шитов, О. Ф. Цымбалист // Экономический анализ: теория и практика. — 2014.— № 13. - С. 59-63.

References

1. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Ros-sijskoj Federacii» [Tekst]. — M.: Omega — L., 2014. — 134 s.

2. Prikaz Minobrazovaniya RF ot 19.01.2004 M 157 «O poryadke provedeniya proverki gotovnosti obrazovatel'nyh uchrezhdenij srednego, vysshego, dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya k realizacii obrazovatel'nyh programm s ispol'zovaniem v polnom ob"eme distancion-nogo obucheniya» (http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_04/157.html)

3. Breslav, Elena. Perspektivy razvitiya dis-tancionnogo obucheniya v organizaciyah DPO/ Breslav, Elena. // Dopolnitel'noe profession-al'noe obrazovanie v strane i mire, 2014, 5(11)/ — Moskva: S. 29-36.

4. O. B. Dudareva, T. V. Taran Ispol'zovanie distancionnyh obrazovatel'nyh tekhnologij v obuchenii slushatelej/ O. B. Dudareva, T. V. Taran//Nauchno-teoreticheskij zhurnal CHIPPKRO/-CHelyabinsk: S.31-39.

5. Ibragimov I. M. Informacionnye tekhnologii i sredstva distancionnogo obucheniya: Ucheb. posobie dlya studentov vys-shih uchebnyh zavedenij / Pod red. A. N. Kovshova. M.: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2005.

6. Metodicheskie rekomendacii po realizacii dopolnitel'nyh professional'nyh programm s ispol'zovaniem distancionnyh obrazovatel'nyh tekhnologij, ehlektronnogo obucheniya i v setevoj forme [EHlektronnyj resurs]:Pis'mo Mi-nobrnauki Rossii ot 21.04.2015 N VK-1013/06 URL: minobrnauki.rf/doku-menty/6250/fajl/5222/1013.pdf [data obrash-cheniya: 15.10.2016].

7. Preimushchestva MOODLE [EHlektronnyj resurs]/URL: www.opentechnology.ru [data obrashcheniya: 28.10.2016].

8. Shitov, V. N. Kompleksnyj podhod k an-alizu konkurentosposobnosti predpriyatiya [Tekst] / V. N. SHitov, O. F. Cymbalist // EHko-nomicheskij analiz: teoriya i praktika.— 2014.— M 13. - S. 59-63.

Сведения об авторах

Бакан Елена Владимировна - начальник лаборатории электронного обучения отдела планирования и организации образовательной деятельности ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Шутько Юлия Борисовна - специалист по УМР отдела планирования и организации образовательной деятельности ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Information about authors Bakach E.V. - Head of e-Learning Laboratory of the Department «Planning and organization of educational activities», Regional center to assessment quality and informatization in education, Chelyabinsk

Shutko Yu. B. - Specialist in educational and methodical work of the Department «Planning and organization of educational activities», Regional center to assessment quality and informatization in education, Chelyabinsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.