Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ АВТОМАТИЗАЦИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ'

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ АВТОМАТИЗАЦИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
21
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКОВСКОЕ ДЕЛО / РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БАНКАХ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крит В.Н.

В статье рассматриваются аспекты банковского риск-менеджмента, организация системы управления рисками в банках. Ввиду непрерывного развития информационных технологий в банковской сфере возникает необходимость в автоматизации системы управления рисками в Республике Беларусь. В данной статье рассмотрены некоторые проблемы внедрения АСУР в систему риск-менеджмента, пути их преодоления и перспективы ее развития на основании нормативных правовых актов Республики Беларусь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF THE AUTOMATIZATION OF THE SYSTEM OF RISK MANAGEMENT IN THE REPUBLIC OF BELARUS

This article discusses aspects of banking risk management, the organization of risk management systems in banks. Due to the continuous development of information technology in the banking sector there is a need to automate the risk management system in the Republic of Belarus. This article describes some problems in the implementation of ARMS risk management, ways to overcome them and the prospects of its development on the basis of regulations of the Republic of Belarus.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ АВТОМАТИЗАЦИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ»

программного обеспечения практически не ограничены. Многие, однако, не понимают, какой от этого прок для бизнеса и отдела продаж.

Интеграция CRM-системы с телефонией, складом, сайтом и т.д. позволяет менеджерам по продажам работать более быстро и эффективно. Программное обеспечение избавит их от необходимости копаться с в десятках таблиц за разные периоды, путаться в лидах, тратить время на уточнение даты последнего общения с клиентом. Зарубежные и отечественные кейсы показывают, что после внедрения и обучения работе с CRM, многие компании (B2B и B2C) смогли увеличить продажи в 2-5 раз.

Главный нюанс - помимо внедрения CRM в бизнес-процессы компании, нужно провести полноценное обучение отдела продаж использовать эти возможности для личной пользы и развития компании. Если просто внедрить инструмент и не научить им пользоваться, сотрудники будут испытывать дискомфорт и допускать ошибки, которые помешают сначала им, а потом и компании [4].

Использовать эти методики можно как по отдельности, так и все вместе. Главное - полноценно продумать стратегию внедрения в отдел продаж, учитывая перспективы развития компании. Если выделить время и ресурсы на эти изменения, можно существенно повысить продажи и эффективность отдельных менеджеров и всего отдела.

Использованные источники:

1. Голубин Е.В. Дистрибуция. Формирование и оптимизация каналов сбыта. -М.: Вершина, 2006.

2. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф., Основы менеджмента,: Пер. с англ. -М.: Дело, 2002.

3. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли: Учебник для студентов высших учебных заведений. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Дашков и К, 2003.

4. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность. /Ф.Г. Панкратов, Т.К. Серегина. - М., 1998.

Крит В.Н. магистрант 1 курса факультет банковского дела УО «Полесский государственный университет»

Республика Беларусь, г. Пинск ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ АВТОМАТИЗАЦИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В статье рассматриваются аспекты банковского риск-менеджмента, организация системы управления рисками в банках. Ввиду непрерывного развития информационных технологий в банковской сфере возникает необходимость в автоматизации системы управления рисками в Республике Беларусь. В данной статье рассмотрены некоторые проблемы внедрения

АСУР в систему риск-менеджмента, пути их преодоления и перспективы ее развития на основании нормативных правовых актов Республики Беларусь.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: БАНКОВСКОЕ ДЕЛО, РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ, СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ, ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БАНКАХ, АВТОМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ

Polesie State University Krit Vladislav Nikolaevich Master student 1 course, The Faculty of Banking

Belarus, Pinsk

PROBLEMS AND PROSPECTS OF THE AUTOMATIZATION OF THE SYSTEM OF RISK MANAGEMENT IN THE REPUBLIC OF

BELARUS

This article discusses aspects of banking risk management, the organization of risk management systems in banks. Due to the continuous development of information technology in the banking sector there is a need to automate the risk management system in the Republic of Belarus. This article describes some problems in the implementation of ARMS risk management, ways to overcome them and the prospects of its development on the basis of regulations of the Republic of Belarus.

KEYWORDS: BANKING, RISK MANAGEMENT, RISK MANAGEMENT SYSTEM, INFORMATION TECHNOLOGIES IN BANKS, AUTOMATIZATION OF THE SYSTEM OF RISK MANAGEMENT

Осуществление банками кредитных, депозитных, расчетно-кассовых, валютных и других операций неумолимо влечет за собой появление широкого спектра рисков. В связи с этим управление рисками является одним из важнейших направлений финансового менеджмента, а контроль рисков -одним из основных источников поддержания устойчивости и эффективности функционирования любого банка страны.

Система управления рисками основана на целом комплексе мер, которые интегрированы в организационные структуры банков, бизнес-процессы, осуществляемые банками, а также в совокупность локальных нормативных правовых актов, определяющих должностные полномочия и ответственность менеджеров банка всех уровней, коллегиальных органов, а также процессы управления рисками.

Понятие «риск» встречается в обиходе многих общественных и естественных наук, при этом каждая из них имеет собственные цели и методы исследования риска. По словам Печаловой М.Ю., отраженным в журнале «Менеджмент в России и за рубежом», специфика экономического аспекта риска связана с тем, что риск, несмотря на ожидаемый финансовый выигрыш, отождествляется с возможным материальным ущербом, вызванным

реализацией выбранного хозяйственного, организационного или технического решения, и/или неблагоприятным воздействием окружающей среды, включающим изменение рыночных условий, форс-мажорные обстоятельства и так далее. Такая трактовка риска в банковской сфере вполне оправдана, поскольку, выполняя функции финансовых посредников в экономической системе, коммерческие банки покрывают львиную долю своих потребностей в денежных ресурсах за счет привлеченных средств. Для того чтобы формировать пассивы путем заимствования, банки должны обладать высокой степенью надежности и общественным доверием. Общество же, в свою очередь, склонно доверять свои временно свободные денежные средства тем финансовым посредникам, которые демонстрируют стабильную прибыль и минимальные потери. Таким образом, для банка риск представляет собой вероятность потерь и тесно связан с нестабильностью банковского дохода [1].

Из вышесказанного следует, что организация системы риск-менеджмента преследует цели минимизации потерь и максимизации прибыли через повышение эффективности работы банка в данном направлении. Ввиду нестабильной экономической среды, ввиду неполной, а иногда и некорректной информации о контрагентах, получаемой банком в процессе предоставления своих продуктов, а также ввиду непрерывного развития информационных технологий в общем и в банковской сфере в частности возникает необходимость в организации и модернизации систем риск-менеджмента, функционирование которых становится не только важным, но необходимым элементом для достижения целей, указанных ранее. Главным способом решения данных проблем является автоматизация системы управления рисками.

Национальным банком Республики Беларусь была возложена ответственность за создание ряда нормативных правовых актов в данной области на ОАО «Центр банковских технологий». Так появилась Концепция автоматизации управления рисками банковской деятельности в Республике Беларусь, которая была утверждена Постановлением Совета директоров Национального банка Республики Беларусь от 30.06.2008 №2 204 и реализация которой призвана обеспечить повышение конкурентоспособности банковского сектора Республики Беларусь, стабильности его функционирования.

Так, данным документом подчеркивается необходимость внедрения данной системы в деятельность банков. Однако также подчеркивается ряд факторов, сдерживающих развитие АСУР и ее внедрения в работу банка:

1. отсутствие значимого практического опыта в данной сфере;

2. отсутствием апробированных на белорусском рынке программных продуктов, позволяющих комплексно автоматизировать процесс управления рисками, и высоким уровнем затрат для создания или приобретения специализированного программного продукта;

3. недостаточность усилий, предпринимаемых банками в области формирования систем управления рисками, организации данных процессов;

4. принятие внутренних нормативных актов по управлению рисками зачастую не подкрепляется выстраиванием последовательного, функционирующего на практике процесса;

5. недостаточное применение при создании систем управления рисками соответствующих программных продуктов;

6. отсутствие необходимого финансирования и кадрового обеспечения

[2].

Концепция автоматизации управления рисками банковской деятельности предусматривает пути преодоления данных препятствий. Так, Национальный банк подчеркивает необходимость индивидуализации подходов, обеспечивающих создание систем, адекватных принимаемым рискам. Наряду с этим требует совершенствования организация взаимодействия между внутренним аудитом, осуществляющим контроль за системами управления рисками, риск-менеджерами и топ-менеджментом банков на основе оперативного обмена информацией достаточного содержания, что позволит совместно принимать необходимые управленческие решения в кратчайшие сроки.

Создание централизованной модели на базе ОАО «Центр банковских технологий» видится Национальным банком Республики Беларусь решением проблемы внедрения автоматизированной системы управления рисками. В централизованной модели Национальный банк выступает в качестве владельца АСУР и, соответственно, несет затраты по приобретению программно-технического комплекса и его последующему обслуживанию, а также получает доходы за предоставляемые ресурсы АСУР. ЦБТ выступает в качестве оператора АСУР, оказывающего услуги Национальному банку и банкам по сопровождению АСУР.

Такая модель, основанная на централизованном программно -техническом комплексе, включающем возможность сбора данных на уровне показателей, предполагает возможность использования Национальным банком и банками единого комплексного решения по автоматизации управления рисками. Вместе с тем, учитывая отличия в решаемых задачах, соответствующие модули АСУР для Национального банка и банков будут автономны в операционном смысле и обладать необходимой спецификой [2]. При этом Национальный банк Республики Беларусь получает возможность обеспечения стабильности функционирования банков на основе формирования банками современных и эффективных систем управления рисками, а также повышение эффективности банковского надзора. В то же время банки Беларуси получают современную и эффективную систему управления рисками, обеспечивающую снижение вероятности возникновения недопустимых потерь в результате осуществления банком своей деятельности, на основе соответствующих программно-технических

решений, определяющих функционирование процесса управления рисками.

Таким образом, внедрение автоматизированной системы управления рисками положительно отразится на деятельности всех банков страны, а также на деятельности Национального банка Республики Беларусь как регулятора деятельности банковской деятельности страны, помогая достичь максимизацию прибыли для первых и повышение конкурентоспособности банковской системы Беларуси для Национального банка.

Использованные источники:

1. Печалова М.Ю. Организация риск-менеджмента в коммерческих банках. / Журнал "Менеджмент в России и за рубежом" № 1/2001. - Издательство «Финпресс», РФ, г. Москва. - 2015 г.

2. Концепция автоматизации управления рисками банковской деятельности в Республике Беларусь, утвержденная Постановлением Совета Директоров НБ РБ от 30.06.2008 г. № 204.

Кропачева А.Е. студент гр. БЭс-143 2 курс Мирошниченко Т.Е. студент гр. БЭс-143 2 курс Овчинникова И.В. научный руководитель, старший преподаватель

СПД

Россия, г. Кемерово БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И ЕГО МЕСТО В РЫНОЧНОЙ

ЭКОНОМИКЕ

Аннотация: данная статья посвящена бухгалтерскому учету и его месту в рыночной экономике

Ключевые слова: бухгалтерский учет, хозяйственный учет Перемены, произошедшие в нашей стране, интеграция России в мировую экономику свидетельствуют о необходимости и неизбежности реформирования российской системы бухгалтерского учета и ее приближения к международным стандартам.

На разных этапах экономического развития СССР, РСФСР и современной российской Федерации по отношению к системе бухгалтерского учета устанавливались то одни, то другие регуляторы, главное место среди которых всегда отводилось налогообложению.

Для руководства и управления хозяйственными процессами необходимо иметь всестороннюю экономическую информацию о фактах хозяйственной деятельности организации. Такие сведения обеспечивает хозяйственный учет, в котором выделяются три взаимосвязанных вида: оперативный, бухгалтерский и статистический.[5]

Оперативный учет не утратил своего предназначения и осуществляется для повседневного текущего руководства и управления предприятием, его

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.