Научная статья на тему 'Проблемы и особенности реформирования в сельском хозяйстве Узбекистана'

Проблемы и особенности реформирования в сельском хозяйстве Узбекистана Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
176
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и особенности реформирования в сельском хозяйстве Узбекистана»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ УЗБЕКИСТАНА Аминова А.М.

Аминова Азиза Марксовна - кандидат исторических наук, заведующая кафедрой, кафедра методов преподавания истории, факультет истории,

Навоийский государственный педагогический институт, г. Навои, Республика Узбекистан

Узбекистан страна, где одной из наиболее крупных отраслей является сельское хозяйство. Являясь одной из крупных экспортёров хлопка в советское время, к независимости она пришла с гипертрофированной экономикой.Проведение глубоких социально-экономических и структурных преобразований в народном хозяйстве республики после обретения независимости кардинально изменило структуру сельского хозяйства, открыло огромные перспективы для его дальнейшего развития. Основой экономических преобразований в сельском хозяйстве стало создание многоукладной экономики, формирование и развитие класса реальных собственников, ускоренное развитие производственной и социальной инфраструктуры, развития сферы сервиса и бытового обслуживания на селе.

Ключевойзадачей в осуществлении аграрных преобразований в сельском хозяйстве и основой всей аграрной политики стал вопрос о собственности на землю.(1) Весь процесс реформирования села перед руководством Узбекистана во главе с Первым Президентом И. А. Каримовым ставил задачу возродить подлинного хозяина земли, вселить надежду дехканину, сделать жизнь его более зажиточной.Целью реформ в сельском хозяйстве было не только распределении земель, но и в выявлении наиболее эффективных форм ведения производства.(2)

В целях экономического стимулирования сельского хозяйства в августе 1994 года вышел Указ Президента Республики Узбекистан УП-937, согласно которой были отменены государственные заказы на сельскохозяйственную продукцию, установленные в бывшем СССР, кроме государственного заказа на хлопок, зерно-колосовые культуры. Доля государства на хлопок снижена с 75 до 65 процентов от общего объема заготовок. Главным достижением тех лет явилось и то, что резко увеличивается цена на хлопок. Оставляемый в распоряжении хозяйств хлопок было разрешено реализовывать по свободным ценам(3). Этим решением правительства был поставлен важный шаг на пути развития свободных экономических отношений на селе. Было предусмотрена продажа земли в размере 0,04 гектара под индивидуальное строительство и 0,06 гектара под личные подсобные хозяйства(4).

Колхозы стали преобразовываться в арендные, кооперативные и другие формы хозяйствования. Однако переход к новым экономическим отношениям в республике было крайне тяжелым, особенно в первые годы независимости.Преобразование колхозов в коллективные хозяйства в некоторых случаях происходило формально, сменной вывески, или изменением числа управленческого аппарата. Не произошло главного - у труженика не появилось чувство собственника и на этой основе изменения отношения к труду. Преобразования и расчленения совхозов в некоторых случаях порождали новые проблемы и они не избежали потерь.

Учитывая тяжелое положение в аграрном секторе правительством страны в апреле 1998 года были изданы Законы «О дехканском (фермерском хозяйстве), «О сельскохозяйственном кооперативе (ширкате)»(5), В результате углубления структурных реформ в сельском хозяйстве в 2003 году решением Кабинета Министров нерентабельные ширкатные хозяйства страны стали преобразовываться в фермерские хозяйства. К 2007 году был завершен процесс реорганизации ширкатов в

фермерские хозяйства. На базе бывших 329 ширкатов по республике было создано 25 тыс. фермерских хозяйств. За ними было закреплено свыше 604,3 тыс. гектаров земли.

В целях кардинального улучшения жилищных условий сельского населения на основе расширения масштабов строительства индивидуального жилья по утвержденным типовым проектам в 2009 году издано постановление Президента РУз«О дополнительных мерах по расширению масштабов строительства жилья в сельской местности». Важным шагом в сельской местности стало решение строительства мини-банков в населенных пунктах с численностью 500 человек, что повысило качество и быстроту взаиморасчетов,былвнедрен механизм льготного кредитования фермерских хозяйств, система оплаты единого земельного налога на сельскохозяйственные товары, расширились возможности по приобретению сельхозтехники на основе лизинга на льготных условиях.

С Указа Президента страны ШавкатаМирзиёева "О мерах по коренному совершенствованию системы защиты прав и законных интересов фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель, эффективного использования посевных площадей сельского хозяйства" от 9 октября 2017 года были определены важные изменения в аграрном секторе, В корне изменилосьотношение к поддержке производителей сельскохозяйственной продукции, обеспечению эффективности использования фермерских, дехканских хозяйств и приусадебных участков.

Таким образом, в годы независимости коренным образом была изменена структура села и внутрихозяйственные связи. Освободившись от хлопковой монополии, республика добилась зерновой независимости, а также производства необходимой сельскохозяйственной продукции. Несмотря на многообразие форм собственности, большое распространение получают фермерские хозяйства. Однако, система мер по развитию производственной и социальной инфраструктуры выполнена не до конца. Необходимо создать на селе предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции отвечающей мировым стандартам, то есть придать селу «индустриальный» характер, создать предприятия по переработке отходов, расширить сеть социальных инфраструктур.

Список литературы

1. Каримов И.А. Родина священная для каждого. Ташкент: Узбекистан, 1996. Т: 3. С. 203.

2. Чжен В.А.Основы приватизации. Т: Шарк. 1996. Т: 1. С. 81.

3. Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан. 1994. № 8. С. 9-46.

4. Чжен В.А. и др. Законодательные основы рынка. Т: Шарк, 1996. Т. 3. С. 228.

5. Составитель: Сизиков С.П. Узбекистон Республикасида тадбиркорлик тугрисидаги конун хужжатлари. Т: Идтисодиётвахукувдунеси, 1999. С.7-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.