ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Якубов Т.В., к.э .н., зав. кафедрой Грозненского государственного нефтяного технического университета
Проведен анализ основных проблем, связанных с формированием прогнозов развития строительных предприятий и показана роль прогнозирования в повышении эффективности управления строительным производством в современных условиях рынка.
Ключевые слова: строительное предприятие, развитие, прогнозирование, рыночная среда.
PROBLEMS AND PARTICULARITIES OF THE FORECASTING OF THE PROCESSES OF THE DEVELOPMENT BUILDING ENTERPRISE
Yakubov T., Ph.D., head of the chair, Grozny state oil technical university
The analysis of the major problems associated with formation of forecasts for construction companies and shows the role of forecasting in improving governance in the modern construction industry market conditions.
Keywords: construction companies, development, forecasting, market environment.
На современном этапе рыночных преобразований резко возрастает роль и значение развития первичных звеньев различных отраслей народного хозяйства, как реальной основы создания социально ориентированной рыночной экономики. При этом объективно необходимым становится формирование системы управления устойчивым развитием строительных предприятий всех форм собственности, независимо от возможных изменений рыночной ситуации, экономической, социальной и государственной конъюнктуры. Одним из основных средств выполнения данного требования выступает прогнозирование развития строительных предприятий. Оно способствует не только выработке научного суждения, предвидения развития производства, но также поиску наиболее эффективных способов влияния на предполагаемые изменения. В этом видится реальность влияния прогнозов на повышение эффективности управленческих решений, принимаемых в процессе управления развитием строительных предприятий в нестабильных условиях современного рынка.
На этапе стабилизации и подъема экономики необходимость в комплексном подходе к решению вопросов прогнозирования экономического развития предприятий строительной отрасли становится еще более актуальной. Разработка и реализация программ финансового и производственного оздоровления экономики предприятия, повышения его инвестиционной привлекательности предопределяет практическую значимость выявления наиболее устойчивых путей их развития. Во многом решение этой задачи связано с разработкой прогнозов развития строительных предприятий и повышением адекватности и точности полученных результатов. Достижение данных требований возможно только при наличии научного обеспечения формируемых прогнозов, опирающегося на современные знаний в области прогнозирования, отвечающего современным требованиям и учитывающего особенности экономических, хозяйственных, организационных и социальных процессов в строительстве.
При этом формирование прогнозов, определяющих эффективное направление развития строительных предприятий целесообразно рассматривать как многоэтапный процесс раскрытия неопределенностей, связанных с развитием сложной социально-экономической системы подверженной сильному влиянию факторов внешней и внутренней экономической среды. Прогнозирование процесса развития предприятия осуществляется на базе информации (интуитивной, предметной, количественной, математической и логической), получение которой возможно только на основе исследования общих законов развития сложных социально-экономических систем, определения причины и движущие силы их поступательного движения, что и является основной задачей прогнозирования.
В соответствии с таким его пониманием можно выделить три основные задачи развития предприятия:
- постановка целей развития;
- планирование оптимальных путей достижения целей;
- определение ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей.
Для решения данных задач необходим анализ потенциальных возможностей предприятия с учетом его взаимодействия с внешней средой. , Это вытекает из условия необходимости стремления предприятия работать на наиболее выгодных для себя рынках, исполь-
зуя устойчивые конкурентные преимущества и учитывая различные субъекты рынка, которые связаны между собой временным фактором, т.е. потребителей, поставщиков, существующих и потенциальных конкурентов.
При формировании прогнозов развития необходимо также учитывать, что не все рыночные сегменты одинаково чувствительны к фактору времени. Иными словами, ускорение деловых операций не всегда приводит к стратегии дифференциации потребностей, ориентированной на время. Поэтому важно предвидеть специфические запросы потребителя, связанные с такими факторами, как пунктуальность, временная гибкость, своевременность и новизна. Следовательно, использование времени в качестве конкурентного фактора должно приносить потребителю выгоду, за которую он готов платить более высокую цену. В этом достаточно четко просматривается влияние точности результатов на адекватность формируемых прогнозов.
Достоверность и точность прогноза развития строительного предприятия непосредственно зависит от выбора метода прогнозирования, эффективность которого позволяет обеспечить его функциональную полноту, а также уменьшить затраты времени и средств на прогнозирование. На выбор методов прогнозирования оказывают влияние следующие основные факторы:
- сложность практической проблемы, подлежащей решению;
- динамические характеристики объекта прогнозирования и рыночной среды;
- информационная база (вид и характер располагаемой информации), типовое представление объекта прогнозирования;
- различные комбинации фаз жизненного цикла разработки, реализации и эксплуатации продукции, а также самого строительного предприятия;
- период упреждения и его соотношение с прогнозируемой продолжительностью жизненного цикла товарной продукции, цикла ее разработки и реализации;
- возможный тип менеджмента: традиционный, ситуационный, системный и т.д.;
- требования к конечным результатам прогнозирования.
Указанные факторы должны рассматриваться в системном единстве. Таким образом, предприятие , стремящееся к развитию, повышению прибыли, укреплению своих позиций на рынке должно прогнозировать свое поведение и развитие в динамических условиях открывающихся новых возможностей в текущем периоде и на перспективу.
Любое развитие связано с решением проблемы преобразования, в результате которого повышается потребительская стоимость продукции, снижаются издержки производства и эксплуатации объекта. Иначе говоря, внутрифирменный потенциал должен эффективно трансформироваться в рыночное преимущество. Для достижения этой цели необходимо, чтобы менеджмент предприятия был ориентирован на рынок, а маркетинг играл роль всеобъемлющей функции. Поэтому формирование прогнозов в совокупности с маркетинговыми исследованиями являются важным источником успешного развития предприятия. Только на такой основе возможно решение задачи качественного преобразования собственного потенциала и
трансформации его в стратегические факторы успеха.
С этой позиции любое управленческое решение является прогнозным. Следовательно, прогнозирование составляет фундаментальную основу предпринимательской и управленческой деятельности во всех ее аспектах. Главный из них отражает положение о движущих силах развития предприятия, обусловленных социальными потребностями, состоянием технического потенциала и экономической целесообразностью.
В данном аспекте к объекту прогнозирования относится совокупность внутренней и внешней среды предприятия. Дело в том, что именно факторы изменения внешней среды в наибольшей степени влияют на устойчивость функционирования и развитие предприятий в условиях рынка. Следовательно, прогнозирование также в значительной степени должно быть ориентировано на изучение закономерностей изменения внешней среды строительного предприятия, и носить системный характер. Такой подход позволяет определить возможное состояние внешней среды, вероятные варианты его изменения и соответствующие им вероятности достижения каждой из намеченных целей.
С данной точки зрения задача прогностического управления заключается в ориентации ресурсов и возможностей предприятия на внешнюю среду таким образом, чтобы создать необходимый потенциал успеха. Это связано с необходимостью (на основе анализа внешней и внутренней среды) идентификации и развития будущего потенциала успеха и обеспечения его трансформации в факторы успеха. Опыт развитых фирм показывает, что имеющийся потенциал необходимо проверить с расчетом на будущее, по возможности идентифицируя и развивая новый потенциал успеха.
Выполнению данного требования отвечает исследование предприятия как сложной социально-экономической системы, ориентированной не только на активную рыночную политику, но и на поддержание сбалансированных и гибких взаимоотношений с внешней средой, реализацию собственных интересов и достижение целей дальнейшего движения к успеху. При этом цели должны быть конкретными, измеримыми и удовлетворять следующим требованиям:
- ориентации целей во времени, когда горизонт прогнозирования представляет собой важную характеристику эффективных целей (долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные цели);
- достижимости целей, т.к. недостижимые цели дезорганизуют персонал.
При этом целесообразна следующая классификация целей, на которые может быть ориентирован процесс прогнозирования развития строительного предприятия ( см. рис.1).
Наряду с правильным выбором целей развития предприятия важно соблюдать принципы разработки прогнозов. Они предполагают соблюдение следующих положений:
- применение системного подхода, когда информационно-аналитическая работа должна вестись систематически, рассматривая предприятие как социально-экономическую систему;
- правовая обоснованность прогнозных предложений, экономико-правовое регулирование реализации всех мероприятий, соблюдение национальных и международных актов, регламентирующих различные процессы в экономической сфере;
- целенаправленность;
- ориентация прогнозных исследований на достижение конкурентоспособности;
- применение маркетингового подхода к формированию выводов по результатам прогноза;
- структуризация целей прогнозирования, т.е. построение «дерева целей» по каждому виду прогноза и целей организации и др.
В этих условиях усиливается роль и значение управления, в котором прогнозирование выступает необходимой составляющей эффективного воздействия на процесс развития строительного предприятия. В данном аспекте принципиально необходимым становится выявление причин и факторов, определяющих его деятельность и устойчивое развитие, что предполагает отражение особенностей производства.
Строительное производство, как вид предпринимательской деятельности, должно подчиняться всем закономерностям, присущим современной теории менеджмента. С другой стороны, несмотря на то, что прибыль и коммерческий расчет становятся целью и двигателем производства, строительство, как производственно-технологический вид деятельности, имеет существенные отличия от других отраслей экономики страны и регионов. К ним относятся такие, как:
- неподвижность и локальная закрепленность строительной продукции;
Рис.1. Классификация целей предприятия как социально-экономической системы.
- перемещение средств производства и рабочей силы с объекта на объект;
- большой срок изготовления строительной продукции.
Отличительные черты строительного производства определяют
соответствующие особенности управления предприятием по всему циклу воспроизводства. Его формирование, функционирование и совершенствование должно исходить, прежде всего, из специфики экономических, финансовых и др. процессов, протекающих в отрасли.
Как экономический процесс, строительство является частью непрерывного инвестиционного процесса, осуществляемого собственником капитала на протяжении всего жизненного цикла возводимых объектов, в котором участвуют как инвесторы, так и подрядчики, производители материалов и конструкций и их поставщики. Вместе с тем, для строительной отрасли характерен особый механизм удовлетворения потребностей человека (жилье и производство средств производства). С учетом такой специфики строительство представляет собой многоотраслевую структуру, многообразие которой вызывает необходимость повышения эффективности управления, отправной частью которого является система прогнозирования процессов развития строительных предприятий.
В разрезе такого понимания места и роли прогнозирования в управлении следует учитывать, прежде всего, важность финансового обеспечения хода развития предприятий, которое имеет особое значение на современном этапе рыночных преобразований. В настоящее время в управлении строительством усиливается роль планирования и прогнозирования роста объемов ресурсов, необходимых для эффективного развития предприятия на перспективу 5-10 лет. Это вызвано тем, что в настоящее время финансирование капитальных вложений по стройкам и объектам может осуществляться за счет нескольких источников, способных в совокупности обеспечить развитие такой социально-экономической системы, как отдельное предприятие строительства и строительная отрасль в целом.
В настоящее время она представляет собой совокупность строительных, монтажных и подрядных организаций, предприятий промышленности строительных материалов, конструкций и деталей, геологоразведочных изысканий в сфере строительства и производства строительных материалов, учреждений инфраструктуры подрядного рынка и органов управления этими структурами. В последние годы на подрядный рынок выходят в основном малые строительные предприятия, преимущественно частной собственности. При этом каждый регион (город) имеет свой рынок подрядных работ, отличающийся размерами, организацией и объемом заключающихся сделок.
В новых условиях хозяйствования, когда практически отсутствует бюджетное финансирование, существенно изменилась система ценообразования. Если раньше цены на строительную продукцию определялись стоимостью строительно-монтажных работ, складывающейся из прямых затрат, накладных расходов и плановых накоплений, то в настоящее время между заказчиком, подрядчиком и субподрядчиками действуют договорные цены, которые исходят из сметной стоимости на период разработки проекта, умноженной на индекс приведения этой стоимости ко времени строительства и компенсации заказчиком рыночных удорожаний и плановых накоплений.
Кроме того, проводимые в России реформы существенно изменили структуру источников финансирования и кредитования капитальных вложений, в которой наблюдается постоянное снижение доли средств государственного бюджета при возрастании собственных средств предприятий и организаций. При этом отсутствие необходимой в условиях нестабильного рынка прозрачности финансово-хозяйственной деятельности затрудняет партнерские взаимоотношения между предприятиями, замедляет инвестиционные процессы в экономике конкретных регионов. Подобное положение характерно для многих регионов, в том числе и Чеченской Республики.
В настоящее время инвестиционный процесс в этом регионе за последние годы приобрел определенные позитивные черты. Так, за последние годы восстановления экономики Чеченской Республики капиталообразующие инвестиции увеличились в несколько, а в производственное строительство - почти в 6 раз. Сложившаяся благоприятная конъюнктура инвестиционного рынка привела к увеличению рабочих мест и тем самым к снятию социальной напряженности в регионе. Рост инвестиционной активности самих предприятий
обусловил улучшение их финансового положения, ростом объемов производства и повышением устойчивости и надежности их функционирования.
Дальнейшее улучшение производственно-хозяйственной деятельности строительных предприятий во многом зависит от совершенствования управления их развитием. Этому отвечает разработка методологии и методики прогнозирования, обеспечивающего функциональную полноту, достоверность и точность прогноза при одновременном сокращении затрат времени и средств на его реализацию. В этом аспекте следует исходить из положения, что любая форма прогнозирования характеризуется рядом признаков, среди которых главными являются объект и субъект прогнозирования, метод прогнозирования, глубина горизонта прогноза и способ управления реализацией прогнозных решений.
Предприятие при прогнозировании развития должно рассматриваться в разрезе материально-вещественных потоков и процессов, протекающих во внутренней и внешней среде. Все элементы этих потоков (вход, выход, технология, внешние факторы функционирования) имеют определенные количественные оценки, характеризующие эффективность, качество и взаимосвязанность потоков и процессов в организации и образующие систему показателей деятельности предприятия. Среди них главное место отводится целевым показателям, отражающим уровень и степень удовлетворения интересов всех участников строительного процесса с учетом внешних требований, предъявляемых предприятию в процессе его жизнедеятельности
При таком подходе к прогнозированию развития строительных предприятий становится возможным приближение к конечным социальным целям путем совершенствования специализации, повышения интегрального потенциала предприятия, интенсификации производства и т.п. На этой основе и опираясь на идеи профессора Л.М.Чистова о многовариантности развития (семь вариантов), следует отметить, что наилучший вариант обеспечивается при равенстве темпов роста доходов среднесписочного работника и потенциала предприятия.1 В методическом плане этому отвечает включение в систему показателей прогнозных разработок уровня социальной защищенности, ресурсных показателей и оценки эффективности использования ресурсов. Тем самым достигается усиление социальной направленности и укрепление ресурсной обеспеченности разрабатываемых прогнозов.
С данной точки зрения при прогнозировании развития строительных предприятий значительно возрастает роль показателей пропорционального развития факторов производства, которые отражают совокупность соотношений между каждым из элементов ресурсов и их общей величиной. В качестве таких показателей выступают пропорциональность применяемых и потребляемых ресурсов, а также пропорциональность функционирования применяемых ресурсов на стадиях производства, реализации и распределения доходов предприятия.
При этом особую значимость в новых условиях хозяйствования приобретает последний вид пропорциональности. Он выражается коэффициентом пропорциональности применяемых ресурсов на стадии распределения доходов предприятия (К усз), который рассчитывается по формуле:
Усз _ Б _ Эф.кон
Кпр.Усз Усз.н Црпк Эфкон.н ;
где: У , У - фактический и нормативный уровень социальной защищенности работников предприятия; D - среднегодовые доходы среднесписочного работника; Црпк - цена рациональной потребительской корзины; Эфкон - эффективность совокупных применяемых ресурсов строительного предприятия, рассчитанная на стадии распределения доходов, как конечная эффективность использования ресурсов; Эфт - то же (нормативное значение).
Анализ приведенного показателя свидетельствует, что основой уровня социальной защищенности является производство, обусловленное количеством применяемых, потребляемых и производимых ресурсов, увеличение которых ведет к усилению социальной защищенности работников предприятия. При этом принципиальное значение имеет исследование роста потенциала всех видов ресурсов, пропорциональность и сбалансированность конечных целей их использования.
1 Чистов Л.М. Эффективное управление социально-экономическими системами. СПб: Петрополис, 1998 г.