УДК 657.24
У.Э. Толкачева
Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003 e-mail: ulya. tolkacheva@mail. ru
ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЕТНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
В статье представлен анализ современных особенностей формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности бюджетных учреждений. Выявлены основные проблемы и определены направления совершенствования бюджетной отчетности в Российской Федерации.
Ключевые слова: бухгалтерская (финансовая) отчетность, бюджетные учреждения, бюджетный учет, федеральные стандарты, проблемы, предложения по совершенствованию.
U.E. Tolkacheva
Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatsky, 683003 e-mail: ulya. tolkacheva@mail. ru
PROBLEMS AND FEATURES OF FORMATING THE BUDGETARY INSTITUTIONS ACCOUNTING (FINANCIAL) STATEMENTS
The analysis of modern features of formating the budgetary institutions accounting (financial) statements is given. The main problems are identified and the directions for improving budget statement in the Russian Federation are identified.
Key words: accounting (financial) statement, budget institutions, budget accounting, federal standards, problems, suggestions for improvement.
Бухгалтерская отчетность является важным элементом бухгалтерского учета, который отражает всю собственность обязательства предприятия на отчетную дату. Однако сегодня бухгалтерская (финансовая) отчетность бюджетных учреждений сталкивается с проблемой, которая возникает у российских экономистов при оценке и анализе объема финансирования учреждений непроизводственной сферы и степени возврата средств, вложенных в нее, что особенно важно в связи с последними изменениями в законодательной базе бюджетного учета. Нельзя не отметить растущий интерес российской общественности к проблемам бюджетных расходов, а также системе подотчетности лиц, ответственных за порядок формирования бюджета. В таком случае данные, представляемые бюджетными органами в своей отчетности, которая со временем должна становиться более публичной и ориентированной на внешних пользователей.
Упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств органов государственной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и созданных ими бюджетных учреждений представляет собой бюджетный учет [1].
К задачами бюджетного учета относятся: формирование полной и достоверной информации о состоянии активов и обязательств учреждений, а также о финансовых результатах их деятельности; формирование полной и достоверной информации об исполнении всех бюджетов бюджетной системы РФ; обеспечение контроля за соответствием законодательству РФ операций, осуществляемых в ходе исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, а также контроля за состоянием активов и выполнением обязательств учреждений; обеспечение внутренних и внешних
пользователей отчетностью о состоянии активов и обязательств учреждений, а также отчетностью об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ [2].
Бюджетный учет ведется в соответствии с БК РФ, Федеральным законом «О бухгалтерском учете», иными нормативными правовыми актами РФ и Инструкцией № 148н.
Состав общей бухгалтерской отчетности включает в себя следующие формы: баланс государственного учреждения; справку по консолидируемым расчетам учреждения; справку по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года; отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности; отчет об обязательствах учреждения; отчет о финансовых результатах деятельности учреждения; отчет о движении денежных средств учреждения; пояснительную записку к балансу учреждения; разделительный баланс государственного учреждения.
Формы бюджетной отчетности составляются на отчетную дату и представляются соответствующему главному распорядителю бюджетных средств, органу, который организует исполнение бюджета [2].
Бюджетная отчетность составляется на следующие даты, представленные на рис. 1 [3].
Рис. 1. Даты составления бюджетной отчетности
В случае непредставления учреждениями своевременной бухгалтерской отчетности, возможно приостановление финансирования. Таким образом, задача подготовки и сдачи отчетности актуальна как для главных распорядителей, так и для получателей бюджетных средств.
Завершающим этапом учетного процесса является бухгалтерская отчетность учреждения. Она отражает нарастающим итогом имущественное и финансовое положение учреждения, результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.
На основании данных отчетности «Отчет о финансовых результатах деятельности» был проведен анализ динамики расходов на примере предприятия МБУ «ЦСО ГПВиИ» (Муниципального бюджетного учреждения «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов»). Целью деятельности учреждения не является получение прибыли, но без бюджетных ассигнований деятельность учреждения невозможна. Расходы в большей степени связаны с увеличением затрат на оплату труда, коммунальные услуги, которые входят в приобретение услуг.
Расходы на оплату труда по бюджетным источникам увеличились в 2016 г. на 17% (900 тыс. руб.) и в 2017 г. на 6% (400 тыс. руб.). Значительно увеличились расходы на коммунальные услуги в 2016 г. - на 60% (14 тыс. руб.) и в 2017 г. - на 18% (7 тыс. руб.). При этом сократились расходы: на транспортные услуги в 2016 г. - на 67% (24 тыс. руб.), а также в 2017 г. - на 17% (2 тыс. руб.), прочие услуги в 2016 г. - на 60% (700 тыс. руб.) и в 2017 г. - на 44% (200 тыс. руб.), и на приобретение услуг в 2016 г. - на 50% (650 тыс. руб.), а также в 2017 г. - на 26% (170 тыс. руб.) [4].
В целом учреждение МБУ «ЦСО ГПВиИ» работает стабильно, не превышает расходы выше установленной суммы согласно утвержденной смете, что и является положительным фактором. Учреждение не имеет задолженности ни перед работниками по оплате труда, ни по обязательствам в течение исследуемых периодов. Также учреждение активно использует информационные технологии. Этому свидетельствует увеличение расходов на приобретение вычислительной техники, на программное обеспечение и баз данных, расходов на осуществление иных мероприятий в сфере информационных технологий.
По данным бухгалтерской отчетности можно провести и другие анализы, так как бухгалтерская отчетность бюджетных учреждений охватывает все стороны их деятельности, а значит является информационным источником для проведения анализа различных показателей деятельности бюджетных организаций.
В настоящее время силами Министерства финансов Российской Федерации в секторе государственного управления разрабатывается полный набор федеральных стандартов бухгалтерского учета. По завершении этой работы принципы и требования бухгалтерского учета будут приведены в соответствие с условиями деятельности субъектов бюджетной сферы в рыночной экономике [5].
С 01 января 2018 г. вступили в силу следующие федеральные стандарты, представленные на рис. 2.
Федеральные стандарты, вступившие в силу с 01.01.2018
«Концептуальные основы бухучета и отчетности организаций госсектора» (Приказ Минфина Российской Федерации от 31.12.2016 № 256н)
«Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности» (Приказ Минфина Российской Федерации от 31.12.2016 № 260н)
«Основные средства» (Приказ Минфина Российской Федерации от 31.12.2016 № 257н)
«Аренда» (Приказ Минфина Российской Федерации от 31.12.2016 № 258н)
«Обесценение активов» (Приказ Минфина Российской Федерации от 31.12.2016 № 259н)
Рис. 2. Федеральные стандарты
Согласно последней редакции Программы разработки стандартов утверждение стандартов должно закончиться к 1 января 2021 г. Принятие федеральных стандартов потребует внесения изменений в действующие нормативно-правовые акты, регулирующие ведение бухгалтерского (бюджетного) учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности бюджетных учреждений. Основные изменения будут заключаться в постепенном перемещении методологии бухгалтерского (бюджетного) учета из Инструкции по применению Единого плана счетов в федеральные стандарты. Привычный План счетов бюджетного учета останется, но будет расширен за счет дополнительных счетов и описания новых бухгалтерских проводок, необходимых для отражения учета объектов в соответствии с федеральными стандартами.
Проведенное исследование позволило разработать предложения по совершенствованию формирования бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений в Российской Федерации в условиях перехода на МСФО, можно сделать вывод, что в последние годы в нашей стране результаты предприятия медленно, но неуклонно менялись в соответствии с МСФО. Требования, изложенные в МСФО, в целом подходят для Российской Федерации, поэтому задача дальнейшего реформирования отечественного учета заключается в их соблюдении не только теоретически, но и практически [6].
Одной из основных причин для реформирования бухгалтерского учета является необходимость использования определенных унифицированных форм отчетности, которые могли бы стать общепризнанными, понятными широкому кругу пользователей.
Литература
1. Баятова И.М. Организация бюджетного учета в Российской Федерации // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2013. - № 18 [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-byudzhetnogo-ucheta (дата обращения: 20.01.2019).
2. Беспалов М.В. Бухгалтерская отчетность бюджетных учреждений: состав, структура, правила составления [Электронный ресурс] // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2014. - № 8. - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/buhgalterskaya-otchetnost-byudzhetnyh-i-avtonomnyh-uchrezhdeniy-sostav (дата обращения: 19.01.2019).
3. Маслова Т.С. Теоретические аспекты организации и методики бухгалтерского учета бюджетных учреждений [Электронный ресурс] // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2013. - № 6. - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/teoreticheskie-aspekty-organizatsii-i-metodiki (дата обращения: 22.01.2019).
4 Официальный сайт МБУ «ЦСО ГПВиИ». - URL: http://cso-rnr.ru/index.php/plan-finansovo-khozyajstvennoj-deyatelnosti (дата обращения: 20.01.2019).
5. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: http://minfin.ru (дата обращения: 20.01.2019).
6. Комарова Е.О. Применение МСФО в общественном секторе России [Электронный ресурс] // Juvenisscientia. - 2015. - № 1- URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/primenenie-msfo-v-obschestvennom (дата обращения 19.01.2019).