Секция «Инновационные технологии в современном образовании»
УДК 37.018.432
ПРОБЛЕМЫ И НОВЕЙШИЕ РЕШЕНИЯ ПРИ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЕ
СДАЧИ ЭКЗАМЕНОВ
А. В. Мусина Научный руководитель - В. Г. Сидоров
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: sasha.musina15@mail.ru
В предоставленном материале рассматриваются сложности, с которыми пришлось столкнуться преподавателям высшей школы в момент перехода на дистанционное обучение, а также пути их решения.
Ключевые слова: дистанционное обучение, образование, телекоммуникационная среда. PROBLEMS AND NEWEST SOLUTIONS FOR REMOTE EXAMS
A. V. Musina Scientific supervisor - V. G. Sidorov
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: sasha.musina15@mail.ru
The article discusses the difficulties that higher education teachers had to face at the time of the transition to distance learning, as well as ways to solve them.
Keywords: distance learning, education, telecommunications environment.
Вспышка коронавируса (COVID-19) в мире с конца 2019-начала 2020 гг. привела к изменению работы систем образования в Российской Федерации и массовому использованию технологий дистанционного обучения. Министерство образования Российской Федерации в связи с неблагоприятной ситуацией с 16 марта 2020 г «рекомендовало вузам организовать обучение студентов с использованием цифровых образовательных технологий вне места нахождения организации» [1]. В период дистанционного обучения преподаватели и обучающиеся столкнулись с серьезными проблемами, влияющими на качество обучения.
Под дистанционным обучением принято подразумевать организацию учебного процесса, основанную на самостоятельной работе учащегося. Такая учебная среда характеризуется тем, что учащийся в основном отделен от учителя. В то же время студенты и преподаватели могут общаться друг с другом посредством телекоммуникации.
Трудность в развитии ДО связана с применением новых методов и технологий обучения, отвечающих телекоммуникационной среде общения. В этой среде становится ясно, что обучающиеся не только являются пассивными потребителями информации, но и в процессе обучения самостоятельно осваивают определенный массив знаний. [2]
Дистанционное обучение предполагает наличие определенных навыков работы с компьютером и во многом зависит от возраста человека. Возраст 30-50 лет считается продуктивным, но проблема в том, что учителя старше 45 лет не обладают хорошими
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2021. Том 3
техническими навыками (из-за отсутствия массового использования компьютерных технологий в России, а точнее в СССР).
Конечно, в современных условиях все преподаватели имеют телефон или компьютер и обладают небольшим опытом работы с различными образовательными платформами, ведь к ним, как к любым специалистам, применимы требования по соответствию занимаемой должности. Тем не менее в первые дни дистанционного обучения многие преподаватели предпочли проводить занятия не дома, а приехать в университет, научиться работать с ресурсом и решать возникшие проблемы с помощью специалистов.
Для экзаменационного процесса очень важным является механизм идентификации личности и способность понять, отвечает ли человек на другой стороне экрана самостоятельно, без каких-либо подсказок.
Решить этот вопрос можно принимая экзамены по Skype, Zoom или использовать другие видеосервисы. Конечно, обучающийся может попытаться списать или воспользоваться какими-то материалами, но тогда вопросы задаются в режиме реального времени. И в большей степени ответы на эти вопросы учитываются при выставлении оценки. Также могут быть организованы контролируемые онлайн-экзамены. Это экзамены с технологиями прокторинга, когда специальные люди идентифицируют личность студента и наблюдают за процессом его ответа. Технически учеников просят находиться в отдельной комнате, на экране должны быть видны руки ученика, а также стол, за которым он работает.
Однако такие «идеальные» условия смогут создать не все ученики — у кого-то нет возможности быть одному, у кого-то трудности с рабочим местом. Поэтому учителя должны подходить к аттестации индивидуализировано, что не всегда возможно.
Если же экзамен проходит в виде тестирования, то студент может посадить за компьютер вместо себя более осведомленного в предмете человека. Как сегодня решается эта проблема? Каждый поступающий на обучение получает свое имя пользователя и пароль для доступа к серверу с учебными материалами. Когда ученик обращается к серверу о нем можно собрать полезную для учителя информацию: список страниц, посещенных пользователем во время сеанса работы; время, проведенное на каждой странице; список файлов, скопированных пользователем с обучающего сервера; время тестирования и многое другое. [3]
Эта проблема неплохо решается с использованием сетевых технологий. В такой системе студент посещает сайт, изучает определенный раздел курса, сдает тесты в этом разделе и только в случае успешной сдачи теста получает возможность идти дальше. То есть следующий этап обучения и доступ к материалам последующих курсов будут открыты только после успешной сдачи предыдущего контрольного теста. Найти дублера на один экзамен намного проще, чем на весь период обучения.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в области дистанционной педагогики есть ряд актуальных проблем, которые требуется решить для повышения качества дистанционного обучения.
Библиографические ссылки
1. Министерство образования и науки Российской Федерации: официальный сайт. -Москва - Обновляется в течении суток. - URL: https://www.minobrnauki.ru (дата обращения 20.03.2020). - Текст: электронный.
2. В. А. Сластенин Педагогика: учебное пособие В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. 4 изд. М.: Школьная пресса, 2002.512 с.
3. Куклев, В. А. Методология мобильного обучения. - Ульяновск: УлГТУ, 2017. -254 с
© Мусина А.В., 2021