Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И НОВЕЙШИЕ РЕШЕНИЯ ПРИ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЕ СДАЧИ ЭКЗАМЕНОВ '

ПРОБЛЕМЫ И НОВЕЙШИЕ РЕШЕНИЯ ПРИ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЕ СДАЧИ ЭКЗАМЕНОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционное обучение / образование / телекоммуникационная среда / distance learning / education / telecommunications environment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.В. Мусина, В.Г. Сидоров

В предоставленном материале рассматриваются сложности, с которыми пришлось столкнуться преподавателям высшей школы в момент перехода на дистанционное обучение, а также пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND NEWEST SOLUTIONS FOR REMOTE EXAMS

The article discusses the difficulties that higher education teachers had to face at the time of the transition to distance learning, as well as ways to solve them.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И НОВЕЙШИЕ РЕШЕНИЯ ПРИ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЕ СДАЧИ ЭКЗАМЕНОВ »

Секция «Инновационные технологии в современном образовании»

УДК 37.018.432

ПРОБЛЕМЫ И НОВЕЙШИЕ РЕШЕНИЯ ПРИ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЕ

СДАЧИ ЭКЗАМЕНОВ

А. В. Мусина Научный руководитель - В. Г. Сидоров

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: sasha.musina15@mail.ru

В предоставленном материале рассматриваются сложности, с которыми пришлось столкнуться преподавателям высшей школы в момент перехода на дистанционное обучение, а также пути их решения.

Ключевые слова: дистанционное обучение, образование, телекоммуникационная среда. PROBLEMS AND NEWEST SOLUTIONS FOR REMOTE EXAMS

A. V. Musina Scientific supervisor - V. G. Sidorov

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: sasha.musina15@mail.ru

The article discusses the difficulties that higher education teachers had to face at the time of the transition to distance learning, as well as ways to solve them.

Keywords: distance learning, education, telecommunications environment.

Вспышка коронавируса (COVID-19) в мире с конца 2019-начала 2020 гг. привела к изменению работы систем образования в Российской Федерации и массовому использованию технологий дистанционного обучения. Министерство образования Российской Федерации в связи с неблагоприятной ситуацией с 16 марта 2020 г «рекомендовало вузам организовать обучение студентов с использованием цифровых образовательных технологий вне места нахождения организации» [1]. В период дистанционного обучения преподаватели и обучающиеся столкнулись с серьезными проблемами, влияющими на качество обучения.

Под дистанционным обучением принято подразумевать организацию учебного процесса, основанную на самостоятельной работе учащегося. Такая учебная среда характеризуется тем, что учащийся в основном отделен от учителя. В то же время студенты и преподаватели могут общаться друг с другом посредством телекоммуникации.

Трудность в развитии ДО связана с применением новых методов и технологий обучения, отвечающих телекоммуникационной среде общения. В этой среде становится ясно, что обучающиеся не только являются пассивными потребителями информации, но и в процессе обучения самостоятельно осваивают определенный массив знаний. [2]

Дистанционное обучение предполагает наличие определенных навыков работы с компьютером и во многом зависит от возраста человека. Возраст 30-50 лет считается продуктивным, но проблема в том, что учителя старше 45 лет не обладают хорошими

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2021. Том 3

техническими навыками (из-за отсутствия массового использования компьютерных технологий в России, а точнее в СССР).

Конечно, в современных условиях все преподаватели имеют телефон или компьютер и обладают небольшим опытом работы с различными образовательными платформами, ведь к ним, как к любым специалистам, применимы требования по соответствию занимаемой должности. Тем не менее в первые дни дистанционного обучения многие преподаватели предпочли проводить занятия не дома, а приехать в университет, научиться работать с ресурсом и решать возникшие проблемы с помощью специалистов.

Для экзаменационного процесса очень важным является механизм идентификации личности и способность понять, отвечает ли человек на другой стороне экрана самостоятельно, без каких-либо подсказок.

Решить этот вопрос можно принимая экзамены по Skype, Zoom или использовать другие видеосервисы. Конечно, обучающийся может попытаться списать или воспользоваться какими-то материалами, но тогда вопросы задаются в режиме реального времени. И в большей степени ответы на эти вопросы учитываются при выставлении оценки. Также могут быть организованы контролируемые онлайн-экзамены. Это экзамены с технологиями прокторинга, когда специальные люди идентифицируют личность студента и наблюдают за процессом его ответа. Технически учеников просят находиться в отдельной комнате, на экране должны быть видны руки ученика, а также стол, за которым он работает.

Однако такие «идеальные» условия смогут создать не все ученики — у кого-то нет возможности быть одному, у кого-то трудности с рабочим местом. Поэтому учителя должны подходить к аттестации индивидуализировано, что не всегда возможно.

Если же экзамен проходит в виде тестирования, то студент может посадить за компьютер вместо себя более осведомленного в предмете человека. Как сегодня решается эта проблема? Каждый поступающий на обучение получает свое имя пользователя и пароль для доступа к серверу с учебными материалами. Когда ученик обращается к серверу о нем можно собрать полезную для учителя информацию: список страниц, посещенных пользователем во время сеанса работы; время, проведенное на каждой странице; список файлов, скопированных пользователем с обучающего сервера; время тестирования и многое другое. [3]

Эта проблема неплохо решается с использованием сетевых технологий. В такой системе студент посещает сайт, изучает определенный раздел курса, сдает тесты в этом разделе и только в случае успешной сдачи теста получает возможность идти дальше. То есть следующий этап обучения и доступ к материалам последующих курсов будут открыты только после успешной сдачи предыдущего контрольного теста. Найти дублера на один экзамен намного проще, чем на весь период обучения.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в области дистанционной педагогики есть ряд актуальных проблем, которые требуется решить для повышения качества дистанционного обучения.

Библиографические ссылки

1. Министерство образования и науки Российской Федерации: официальный сайт. -Москва - Обновляется в течении суток. - URL: https://www.minobrnauki.ru (дата обращения 20.03.2020). - Текст: электронный.

2. В. А. Сластенин Педагогика: учебное пособие В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. 4 изд. М.: Школьная пресса, 2002.512 с.

3. Куклев, В. А. Методология мобильного обучения. - Ульяновск: УлГТУ, 2017. -254 с

© Мусина А.В., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.