Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ'

ПРОБЛЕМЫ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
181
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА / ПРИВЛЕЧЕНИЕ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ / ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ / ПРОБЛЕМЫ / НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Метляхина В.В.

В статье в качестве важнейшего инструмента активной политики занятости рассматриваются государственные программы содействия занятости населения. Проведён анализ показателей, характеризующих состояние и развитие рынка труда Хабаровского края. По результатам исследования определён комплекс действий и мер, направленных на их улучшение, что будет способствовать повышению эффективности политики в сфере занятости населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Метляхина В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ»

В.В. Метляхина

ПРОБЛЕМЫ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ

В статье в качестве важнейшего инструмента активной политики занятости рассматриваются государственные программы содействия занятости населения. Проведён анализ показателей, характеризующих состояние и развитие рынка труда Хабаровского края. По результатам исследования определён комплекс действий и мер, направленных на ихулучшение, что будет способствовать повышению эффективности политики в сфере занятости населения.

Ключевые слова: государственная политика в сфере регулирования рынка труда, привлечение трудовых ресурсов, Хабаровский край, проблемы, направления совершенствования.

Занятость населения является важной социально-экономической категорией, связанной с реализацией права человека свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Проблема занятости трудоспособного населения рассматривается во всем мире как одна из наиболее приоритетных, поскольку она непосредственно связана в первую очередь с перспективами социальной стабильности государства. Вместе с тем сложность и динамизм происходящих изменений требуют детального анализа состояния и тенденций занятости, разработки и принятия адекватных мер по регулированию и обеспечению занятости населения.

Механизм регулирования занятости населения реализуется через государственные органы исполнительной власти на федеральном уровне и уровне субъектов РФ. Одной из функций органов исполнительной власти на всех уровнях предусмотрено регулирование занятости населения, поиск путей снижения безработицы и сглаживание ее последствий. Реализация всех этих функций осуществляется посредством политики занятости.

Политика государства на рынке труда направлена на достижение рациональной структуры занятости, обеспечение воспроизводства трудовых ресурсов, сбалансированности рабочих мест и рабочей силы, регулирование уровня безработицы, создание новых рабочих мест, развитие кадрового потенциала, совершенствование системы обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров, рост мобильности трудовых ресурсов.

На федеральном уровне высшие государственные и исполнительные органы власти решают макроэкономические задачи: определяют цели и приоритеты политики занятости на определенный промежуток времени, координируют политику занятости с элементами других направленностей политики (экономической, кредитной, социальной, миграционной, инвестиционной, демографической).

Полномочия региональных органов власти сужены, однако на этом уровне осуществляется более полное использование имеющихся возможностей региона, поиск нетрадиционных путей решения проблем занятости, использование особых методов решения, которые могут быть применены индивидуально в регионе.

Основная нагрузка в реализации мероприятий по повышению занятости населения ложится на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Региональная политика в этой сфере заключается в регулировании процесса высвобождения рабочих мест в тех регионах, где в силу структурных особенностей хозяйственного комплекса или изменения государственной экономической политики складывается особенно острая ситуация с занятостью населения, для изменения которой местных сил и возможностей недостаточно [2].

Рассмотрим основные показатели, характеризующие динамику развития регионального рынка труда Хабаровского края (таблица 1).

© В.В. Метляхина, 2022.

Научный руководитель: Сидоренко Ольга Владимировна - кандидат экономических наук, доцент, Хабаровский государственный университет экономики и права, Россия.

Таблица 1

Основные показатели, характеризующие динамику развития регионального _рынка труда Хабаровского края за 2017-2021 гг._

Показатель 2017 2018 2019 2020 2021

Численность населения, чел. 1333294 1328302 1321473 1315643 1301127

Доля трудоспособного населения, % 58,9 58,2 57,7 57,4 57,4

Численность занятых на основной работе, тыс. чел. 690,9 691,8 667,8 666,5 674,4

Уровень регистрируемой безработицы, % 0,86 0,75 0,81 2,31 0,76

Уровень общей безработицы, % 4,8 3,8 3,8 4,0 3,1

Коэффициент напряженности на рынке труда, % 0,4 0,3 0,3 0,8 0,3

Стоит отметить, что численность жителей Хабаровского края за рассматриваемый период постоянно уменьшалась и в 2021 году по сравнению с 2017 годом уменьшилась на 32167 чел. или 2,41%. Доля трудоспособного населения также постоянно снижалась и в 2021 году по сравнению с 2017 годом снизилась на 2,6%. В связи с чем приходится сделать вывод о том, что резерв трудовых ресурсов Хабаровского края имеет тенденцию к сокращению. Уровень безработицы по краю в 2017-2019гг. находился в диапазоне значений 0,75-0,86%, после чего в 2020 году потерпел резкое увеличение до 2,31% и в 2021 году вновь опустился до значения 0,76%. В целом, за последние пять лет уровень регистрируемой безработицы снизился на 0,1%, а уровень общей безработицы на 1,7%. Коэффициент напряженности на рынке труда в 2021 году уменьшился на 0,1% по сравнению со значением данного показателя в 2017 году.

Начиная с 1990 года численность населения Хабаровского края постоянно снижалось и к 01.01.2022 года уменьшилась на 320 685 человек.

Факторами, влияющими на изменение численности населения, являются:

- естественное движение населения, которое зависит от показателя рождаемости и смертности;

- механическое движение населения характеризуется количеством въезжающих на территорию и количеством выезжающих.

Обратившись к таблице 2, можно понять, что на сокращение численности жителей Хабаровского края большое влияние имеет механическое движение населения, которое характеризуется оттоком населения в другие регионы страны и за рубеж (таблица 2).

Таблица 2

Динамика механического прироста Хабаровского края в 2010 -2021 гг._

Прибывшие -всего Из них Выбывшие -всего Из них

Годы Из других Из зарубеж- В другие В зарубежные

регионов ных стран регионы страны

2010 21 993 9 257 1 425 24 637 12 228 1 098

2011 39 708 17 555 2 612 37 866 17 617 708

2012 52 318 20 256 7 105 52 849 25 017 2 875

2013 57 256 24 630 6 005 60 231 27 268 6 342

2014 55 847 21 586 8 879 58 382 27 445 5 555

2015 54 521 20 372 9 883 59 448 27 213 7 969

2016 57 047 21 850 11 458 58 633 26 303 8 591

2017 55 463 21 517 10 835 59 153 25 670 10 372

2018 53 212 20 933 9 432 58 143 25 103 10 193

2019 51324 19774 9176 54035 23039 8622

2020 39050 15446 5986 46404 20768 8018

2021 51883 18661 11832 45382 20899 3093

Начиная с 2012 года, в крае наблюдалось постоянное превышение количества выбывших граждан над прибывшими. В результате миграционного обмена за последние 10 лет край потерял 31 240 человек, а привлёк 6 501 человека.

Большинство миграционных перемещений населения совершалось в пределах России. Жители края выезжали в основном в Краснодарский край, г. Санкт-Петербург, г. Москву, Московскую область, Ленинградскую область, а также Калининградскую область.

Хабаровский край принимал мигрантов преимущественно с территорий Дальнего Востока - Еврейской автономной области, Амурской области, Приморского края, Забайкальского края, Республики Бурятия. Таким образом, основная часть населения перемещается внутри Дальневосточного федерального округа.

Причины оттока населения края кроются в реальном уровне и качестве жизни местного населения. Регионы Дальнего Востока отличаются высоким уровнем цен на товары и услуги по сравнению с западными регионами. Другая причина связана с преобладающими негативными настроениями жителей Дальнего Востока относительно перспектив на будущее проживание в пределах дальневосточного региона.

Если рассматривать в структуре муниципальных районов Хабаровского края, то необходимо отметить, что население покидает северные районы, предпочитая переезд в столицу края, так как в г. Хабаровске находится большинство высших и средних образовательных учреждений, а также присутствует перспектива трудоустройства. Положительное сальдо миграции отмечено в Комсомольском и Хабаровском муниципальных районах за счет прибытия населения из других районов края.

Региональный аспект государственной политики занятости реализуется в крае в рамках государственных программ Хабаровского края «Развитие рынка труда и содействие занятости населения Хабаровского края», «Оказание содействия добровольному переселению в Хабаровский край соотечественников, проживающих за рубежом», а также «Повышение мобильности трудовых ресурсов».

Хабаровский край входит в перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным. В связи с этим в крае реализуется программа «Повышение мобильности трудовых ресурсов», утвержденная постановлением Правительства Хабаровского края от 14 июля 2015 г. № 191-пр [4].

В 2015 году Хабаровский край стал участником пилотной программы повышения мобильности, ее реализация изначально была рассчитана до 2017 года, однако позже была продлена до 2024 года.

В 2015 году планировалось привлечь более 600 работников из других субъектов Российской Федерации на 10 предприятий края, которые реализуют инвестиционные проекты. Однако, по результатам 2015 года численность привлеченных работников составила лишь 9% от запланированной - 54 работника. Заявленная потребность работодателей в работниках не удовлетворена, на 3 предприятия из 10 привлечь хотя бы одного работника и вовсе не удалось.

Опыт 2015 года показал, что информированность населения о действующей Программе крайне низкая, предпринимаемые меры по поиску потенциальных работников на предприятия края необходимо пересмотреть и усовершенствовать.

В 2016 году количество работодателей-участников сократилось, ввиду чего запланированная численность привлеченных работников была скорректирована и составила 229 человек. По результатам 2016 года численность привлеченных работников от запланированной составила 34,5% или 79 работников.

Рост числа привлеченных работников свидетельствует о некоторых успехах в работе информирования населения о действующих мерах поддержки при переезде в Хабаровский край. Набирает популярность информационно-аналитическая система общероссийская база вакансий "Работа в России", где размещена информация о Программе, регионах-участниках, вакансиях с государственной поддержкой при переезде.

В 2017 году запланированная численность привлеченных работников по сравнению с планом на 2016 год была уменьшена и составила 150 человек. По результатам 2017 года численность привлеченных работников от запланированной составила 64,0% или 96 работников.

В 2018 году запланированная численность привлеченных работников уменьшилась до 94 человек. План был перевыполнен и превышение составило 17%.

В 2019 году единовременная финансовая поддержка работодателю-участнику программы Хабаровского края была увеличена до 1 миллиона рублей. При этом работодатель вправе выплатить сумму как частями, возмещая расходы работника при найме жилья, жилищного обустройства и др., так и предоставить ему единовременную выплату. Благодаря принятым поправкам к программе количество участников среди работодателей возросло до 17 (в 2018 - 8).

В 2019 году запланированная численность привлеченных работников составила 360 работников. Было привечено - 379 работников. При этом, объем запланированных средств на реализацию Программы в 2019 году в сравнении с предыдущим годом вырос в более чем 14,5 раз и составил 360,0 млн. рублей.

В 2020 году было запланировано привлечение в край 91 работника, что на 269 работников меньше плана 2020 года. В итоге в рамках программы были привлечены 98 работников, что составило 107,7% от плана.

В 2021 году запланированное число привлекаемых в край работников вновь было уменьшено и составило лишь 78 работников. Было привлечено 80 работников.

За время реализации программы наибольшее число работников было привлечено из краев: Красноярского, Приморского, Забайкальского; областей: Амурской, Кемеровской, Иркутской, Еврейской автономной области.

Помимо этого, в Хабаровском крае реализуется государственная программа Хабаровского края «Оказание содействия добровольному переселению в Хабаровский край соотечественников, проживающих за рубежом» утвержденная постановлением Правительства Хабаровского края от 25.10.2013 № 355-пр [5].

В целях создания условий для привлечения, обустройства и закрепления соотечественников в дальневосточном регионе было принято решение о внесении изменений в законодательство, предусматривающее предоставление земельных участков в безвозмездное пользование иностранным гражданам и лицам без гражданства, являющимся участниками Государственной программы и членам их семей.

Главная цель данной программы - привлечение трудовых ресурсов, поэтому необходимо проанализировать количество прибывших в трудоспособном возрасте и долю занятых трудовой деятельностью по приезду в край.

Рассмотрим динамику прибывших переселенцев в Хабаровский край в рамках государственной Программы. В таблице 3 представлено количетво прибывших в Хабаровский край участников Программы и членов их семей за 2013-2021гг., человек.

Количество прибывших в Хабаровский край участников Программы и членов их семей за 2013-2021гг., человек

Таблица 3

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021

Участники Программы 126 1299 1654 1266 1296 1048 1187 614 861

Члены их семей 113 857 1049 696 742 817 1076 377 1173

В среднем около 80 % прибывших переселенцев трудоспособного возраста трудоустроены на предприятия Хабаровского края или открыли собственное дело. Так, по итогам 2020 года 38 соотечественников стали индивидуальными предпринимателями, а в 2021 году собственное дело открыли 22 человека.

Общая численность соотечественников, прибывших в Хабаровский край с начала реализации программы составила 18 229 человек (в том числе 10 653 - участники программы, 7 576 человек - члены их семей).

Основной проблемой в миграции Хабаровского края остается непрекращающийся отток населения трудоспособного возраста преимущественно в другие регионы Российской Федерации. Вследствие чего происходит сокращение общей численности населения края, изменение ее возрастной структуры, наблюдается сокращение экономически активного населения и увеличение демографической нагрузки на занятое население. Реализуемые мероприятия Хабаровского края по привлечению трудовых ресурсов не меняют ситуацию в лучшую сторону. Государством расходуются огромные средства на привлечение трудовых ресурсов, однако ситуация с увеличением миграционного притока не улучшается.

Важной проблемой региональной политики в рамках привлечения трудовых ресурсов по программе трудовой мобильности трудовых ресурсов является низкая заинтересованность работодателей в участии. Механизм программы состоит в том, что службой занятости изначально ведется подбор работодателей, которые имеют трудовой дефицит, а только после этого ведется поиск работника, подходящего по всем параметрам работодателю. Программа слабоориентиро-вана на привлечение специалистов молодого возраста. По программе повышения мобильности трудовых ресурсов переселяются граждане, средний возраст которых колеблется в пределах от 40 до 45 лет, что обусловлено заявленными требованиями к кандидату.

По программе отсутствует возможность привлекать работников образовательной и медицинской сферы в связи с тем, что действуют ограничения при отборе работодателей - заявителем вправе выступать работодатель, испытывающий потребность в трудовых ресурсах, за исключением государственных (муниципальных) учреждений.

При выплате материальной поддержки участнику программы не учитывается состав его семьи: наличие семейного положения и количество несовершеннолетних детей имеет большое значение при планировании расходов на обустройство на новом месте.

Государственная программа «Оказание содействия добровольному переселению в Хабаровский край соотечественников, проживающих за рубежом» также имеет ряд недостатков.

Одним из них является отсутствие гарантии трудоустройства соотечественника после прибытия в регион, что определяется затяжной процедурой переселения. В среднем от заполнения заявления на участие в программе за рубежом до въезда в Россию проходит 6 месяцев. Даже если работодатель заинтересован в трудоустройстве конкретного гражданина, то через 6 месяцев актуальность вакантного места находится под вопросом.

Обозначенные проблемы реализации государственной региональной политики в сфере занятости приводят к необходимости принятия мер по их устранению. Для программы повышения мобильности трудовых ресурсов рекомендуется:

1. Активизация работы по поиску работодателей, которые испытывают дефицит в молодых специалистах, в том числе налаживание сотрудничества с крупнейшими вузами страны для подбора необходимых краю кадров, а таких сферах, как: самолетостроение, кораблестроение, разработка и добыча полезных ископаемых и др.

2. Снятие ограничений участия в программе для государственных и муниципальных учреждений края, таким образом, край сможет привлекать высококвалифицированный педагогический и медицинский персонал с других регионов.

3.Сопровождение переселенца со стороны службы занятости населения края с момента выбора работодателя до обустройства на новом месте, вплоть до содействия в устройстве детей в учебные заведения.

4.Предпочтение переселенцам из числа тех, кто обзавелся семьей, вместе с этим учитывать количество членов семьи, которые переселяются совместно с участником. Важно предусмотреть оказание материальной поддержки каждому члену семьи.

Для программы переселения соотечественников:

1. Сокращение длительности процедуры по согласованию кандидатуры на переселение по программе до двух месяцев.

2. Введение обязательного экзамена на знание русского языка в формате онлайн-собеседования, который необходимо пройти до приезда в Россию, а после успешной сдачи по приезду в регион пройти письменное тестирование.

3. Ведение мониторинга соотечественников после приобретения ими российского гражданства: трудоустройство, обустройство. Оказание содействия в поиске решения возникших проблем по дальнейшему обустройству на территории края.

4. Так как в г. Хабаровск наблюдается наибольший поток трудовых мигрантов в крае, необходимо временно ограничить прием соотечественников в г. Хабаровске и увеличить поток трудовых мигрантов в другие районы края.

Реализация обозначенных мероприятий силами органов региональной власти позволит частично нивелировать выявленные проблемы в сфере занятости населения края, будет способствовать повышению эффективности региональной политики в сфере занятости населения.

На сегодняшний день меры поддержки направлены на привлечение трудовых ресурсов в Хабаровский край, но не на их закрепление. Выплаты имеют разовый характер, при прошествии обязательного периода нахождения в крае прибывшие граждане в своем большинстве переезжают в западные регионы страны.

По результатам проведенного анализа можно сделать вывод, что прежде чем осуществлять меры по привлечению трудовых ресурсов необходимо создать приемлемые условия проживания местного населения, тем самым приостановить отток населения в другие регионы страны и подготовить «почву» для переселенцев.

Библиографический список:

1.О занятости населения в Российской Федерации: ФЗ от 19.04.1991г. №1032-1-ФЗ : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60/.

2.Сабченко О. В. Некоторые проблемы занятости в рамках социальной функции трудового права // Право и государства. Теория и практика. 2015. № 9. С.77-79.

3.Управление федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданской области, Еврейской автономной области и Чукотскому автономному округу [сайт]. URL: https://habstat.gks.ru/.

4.О реализации мер по повышению мобильности трудовых ресурсов: Постановление Правительства Хабаровского края от 14.07.2015г. №191-пр. : http://docs.cntd.ru/document/465324267.

5.О государственной программе Хабаровского края «Оказание содействия добровольному переселению в Хабаровский край соотечественников, проживающих за рубежом»: Постановление Хабаровского края от 25.10.2013г. № 355-пр. : http://docs.cntd.ru/document/465306543.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

МЕТЛЯХИНА ВИКТОРИЯ ВАЛЕРЬЕВНА - магистрант, Хабаровский государственный университет экономики и права, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.