Научная статья на тему 'Проблемы и механизмы интеграции трудовых мигрантов в образовательную среду региона'

Проблемы и механизмы интеграции трудовых мигрантов в образовательную среду региона Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
284
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ / МИГРАНТЫ / ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Еленева Елена Владимировна, Подкопаева Ольга Викторовна, Сельницкая Гаухар Даулетовна

Статья посвящена проблеме социально-экономической адаптации трудовых мигрантов и поиску механизмов их интеграции в принимающее общество. Приморский край является трудонедостаточным регионом во всех сферах экономической деятельности, при этом образовательный уровень иностранных граждан, привлекаемых к трудовой деятельности, в частности в Находкинском городском округе, недостаточно высок. Анализ миграционной ситуации в НГО определяет необходимость совершенствования механизмов адаптации трудовых мигрантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и механизмы интеграции трудовых мигрантов в образовательную среду региона»

УДК 31

Еленева Е.В., Подкопаева О.В., Сельницкая Г.Д. Eleneva E.V., Podkopaeva O.V., Selnitskaya G.D.

Проблемы и механизмы интеграции трудовых мигрантов в образовательную среду региона

The problems and mechanisms of labor migrants' integration into the educational space of the region

Статья посвящена проблеме социально-экономической адаптации трудовых мигрантов и поиску механизмов их интеграции в принимающее общество. Приморский край является трудонедостаточным регионом во всех сферах экономической деятельности, при этом образовательный уровень иностранных граждан, привлекаемых к трудовой деятельности, в частности в Находкинском городском округе, недостаточно высок. Анализ миграционной ситуации в НГО определяет необходимость совершенствования механизмов адаптации трудовых мигрантов.

Ключевые слова : социально-экономическая адаптация, интеграция, социализация, образовательный уровень, мигранты, информационно-образовательная среда

The given article deals with the problem of social and economic adaptation of labor migrants. Furthermore the author tries to outline the ways of their integration into the host society. Primorsky Kray is considered to be a labor lacking territory in all areas of economic activity, but the vast majority of engaged migrant workers, particularly in Nakhodka urban district, are people with low educational level. Thus, the analysis of migratory situation in Nakhodka urban district brings us to the conclusion about the necessity of improving the mechanisms of labor migrants' adaptation into the social and economic environment of the region.

Key words : social and economic adaptation, integration, socialization, educational level, migrants, awareness-raising educational space

Россия на современном этапе развития является привлекательным государством для миграционных потоков из многих стран мира.

Разница в качестве жизни и уровне экономического развития стран выталкивает людей из родных мест, притягивая их в более благоприятные. Важнейшими составляющими, определяющими качество жизни, являются наличие рабочих мест, условия занятости, уровень доходов, перспективы решения жилищной проблемы, возможность получения образования.

ЕЛЕНЕВА Елена Владимировна, ведущий специалист УМО филиала ДВФУ в г. Находке. E-mail: [email protected]

ПОДКОПАЕВА Ольга Викторовна, доцент, начальник УМО филиала ДВФУ в г. Находке. E-mail: [email protected]

СЕЛЬНИЦКАЯ Гаухар Даулетовна, студентка филиала ДВФУ в г. Находке, специальность «Государственное и муниципальное управление». E-mail: [email protected]

Таблица 1. Позиция Росси в различных рейтингах с точки зрения миграционной привлекательности СО

Индекс (рейтинг)/год Кол-во стран участниц Показатель Место

Ведение бизнеса в 2014 году: рейтинг экономик государств мира [1,2] (совокупный рейтинг стран по показателю благопри-ятствия ведения бизнеса, а также данные по десяти индикаторам регулирования предпринимательской деятельности) 189 Место по показателям: простоты регистрации бизнеса — 88; простоты регистрации прав собственности — 17; уровня кредитования — 109; уровня защиты инвесторов — 115; уровня налогообложения — 56; легкости ведения международной торговли — 157; простоты ликвидации предприятий — 55; простоты подключения к системе электроснабжения — 117; простоты получения разрешений на строительство — 178. 92

Всемирный индекс счастья — 2012 (The Happy Planet Index [3]) 151 34.518 122

Глобальный индекс инноваций — 2014 (Global Innovation Index [4]) (характеризует инновационное развитие стран мира по 80 переменным) 143 39.1 49

Глобальный индекс терроризма — 2012 (The Global Terrorism Index [5]) 116 Индекс-7.07 Инциденты-182 Погибшие-159 Пострадавшие-431 Материальный ущерб -66 9

Глобальный рейтинг стран и территорий мира по показателю валового внутреннего продукта — 2012 [6] 190 2 014 775 (Размер ВВП в $ млн.) 8

Глобальный рейтинг экономик по показателю валового национального дохода на душу населения — 2012 [7] 188 12 700 (доход в $) (в списке стран с высоким уровнем дохода на душу населения) 56

CD X SD

К) О

Индекс (рейтинг)/год Кол-во стран участниц Показатель Место

Индекс тендерного разрыва — 2013 (The Global Gender Gap Index [8]) (предназначен для измерения тендерных различий в доступе к ресурсам и возможностям в отдельных странах) 136 0.698 61

Индекс глобальной конкурентоспособности — 2013 (The Global Competitiveness Index[9]) 148 4.25 64

Индекс качества жизни пожилых людей —2012(Global Age Wath Index[10]) 91 30.8 78

Индекс продолжительности жизни — 2010 (Life Expectancy Index [11]) (показатель средней ожидаемой продолжительности жизни в странах мира) 194 69.1 124

Индекс процветания Института Legatum — 2012 (The Legatum Prosperity Index [12]) 142 Экономика -50 Предпринимательство -47 Управление-115 Образование -26 Здравоохранение -44 Безопасность -98 Личные свободы -114 Социальный капитал -62 61

Индекс равноправия полов — 2012 (The Gender Equity Index [24]) 154 0,75 31

Индекс социального развития — 2014 (The Social Progress Index [13]) 132 60.79 80

Индекс уровня образования в странах мира -2011 (Education Index [14]) 188 0.78 49

Индекс устойчивости общества — 2012 (The Sustainable Society Index [15]) (измеряет достижения стран мира с точки зрения устойчивости общественного развития) 151 Благополучие человека -7.05 Экологическое благополучие -2.64 Экономическое благополучие-4.39 Индекс-4.33 106

m ь

CD X CD ГО 03

m bo

о la

О =1 SD CD ГО 03

О Ш

О

CD Ь сг

SD

ТЗ

0

01 Ь CD

00

со

Индекс (рейтинг)/год Кол-во стран участниц Показатель Место

Индекс хороших стран — 2014 (The Good Country Index [16]) (оценивает вклад страны в развитие человечества) 125 Наука и техника — 41 Культура — 68 Международный мир безопасность — 90 Глобальная стабильность — 106 Планета и климат — 88 Процветание и равенство — 112 Здоровье и благополучие -42 95

Индекс экологической эффективности -2014 (The Environmental Performance Index [18]) 178 53.45 73

ИЧР- 2014(Human Development Index[17]) 187 0.778 (в списке стран с высоким ИЧР) 57

Рейтинг миролюбия стран мира -2014 (Global Peace Index [22]) (измеряет уровень насилия внутри государства и агрессивность его внешней политики) 162 3.039 152

Рейтинг репутации стран мира -2013 (The 2013 Country Rep Trak [23]) 50 36.7 46

Рейтинг хрупкости (несостоятельности) стран мира — 2014 (Fragile States Index [25]) (отражает способность (и неспособность) властей контролировать целостность территории, а также демографическую, политическую и экономическую ситуацию в стране.) 178 76.5 (в списке стран с уровнем стабильности ниже среднего — опасный уровень рисков) 85

Рейтинг эффективности национальных систем образования -2014 (Global Index of Cognitive Skills and Educational Attainment 2014 [26]) 40 мест Индекс-0.40 Когнитивныенавыки-0.50 Образовательнаяподготовка-О.19 13

CD X 03

M

о

Для оценки уровня социально-экономического развития того или иного региона с точки зрения привлекательности для миграционных потоков можно использовать различные индексы. При этом позиция России в различных международных рейтингах (таб. 1) отличается от мнения самих россиян (таб. 2).

Таблица 2. Индексы* социального самочувствия россиян по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения

(ВЦИОМ), 2014 г.

Индекс Показатель

Индекс оценок экономической ситуации (показывает, как россияне оценивают экономическую ситуацию в стране) 63

Индекс оценок политической обстановки (показывает, как россияне оценивают политическую обстановку в стране) 80

Индекс оценок общего вектора развития страны (ВЦИОМ) (показывает, как россияне оценивают общий курс развития страны) 80

Индекс удовлетворенности жизнью (показывает, насколько россияне удовлетворены жизнью, которую ведут) 79

Индекс социального оптимизма (показывает, насколько оптимистично россияне смотрят в будущее) 77

Индекс самооценок материального положения (показывает, как россияне оценивают материальное положение своей семьи) 76

*Значение индекса может колебаться в диапазоне от -100 до 100 пунктов. Чем выше значение индекса, тем лучше респонденты оценивают экономику Источник: [19].

Концентрация мигрантов в экономически развитых и сырьевых регионах обусловлена разнообразным рынком труда, большим количеством рабочих мест, строительством объектов инфраструктуры, а также инвестиционными потоками, которые и подогревают спрос на рабочую силу.

Так если ещё десять лет назад по числу работников-иностранцев лидировали Московская область, Ленинградская область, Краснодарский край, то к 2012 году в лидеры вышли те регионы, куда пришли инвестиции: Ямало-Ненецкий АО, где уровень инвестиций, выделяемых на строительство объектов производственного назначения, самый высокий по стране; Приморский край, где готовился саммит АТЭС; Краснодарский край в связи с подготовкой к Олимпиаде и т.д.

На структуру привлечения мигрантов влияет так же и политика квот, благодаря которой осуществляется регулирование притока квалифицированной иностранной рабочей силы.

Так квота на привлечение иностранной рабочей силы на 2014 год в Приморском крае составила 23 616 человек, что на 13 процентов ниже уровня 2013 года. Распределение квоты сложилось следующим образом [20]:

♦ строительство -14193 чел.(60,1%);

♦ обрабатывающее производство -3283 чел. (13,9%);

♦ транспорт -1393 чел. (5,9%);

♦ добыча полезных ископаемых -1252 чел. (5,3%);

♦ лесное хозяйство -1204 чел. (5,1%);

♦ деятельность ресторанов и кафе, сельское хозяйство, предоставление услуг, торговля — 2291 чел. (9,7%).

В профессионально-квалификационном отношении доля специалистов среди трудовых мигрантов в Приморском крае составляет 7,9 %, квалифицированных рабочих 90,0 %.

Особенностью миграционных процессов в РФ является возмож-ностьдля большей части трудовых мигрантов прибывать в нашу страну в безвизовом порядке. С одной стороны, это обеспечивает гражданам постсоветского пространства максимальную реализациюих права на свободу передвижения, ас другой стороны, в Россию беспрепятственно прибывает огромное количество иностранцев, не способных к эффективной социально-экономической адаптации и последующей интеграции впринимающее общество.

Т.е. на российской территории ежегодно находится множество иностранных граждан, имеющих низкий образовательный уровень, 1 не вла-деющихрусским языком в достаточной степении не знакомых с культурными традициями страны и принятыми правилами поведения.

Ситуация осложняется тем, что трудовые мигранты, преследуя в основном только экономические цели, нестремятся к полноценной интеграции в социальное пространство.

Кроме того, имеющееся образование, квалификация ипрофессио-нальныезнаниямигрантов не востребованы на российскомрынкетруда, в результате чеготрудовые мигрантыв массовомпорядкепополняют низ-шиепрофессиональныегруппы. Более трети мигрантов, имеющих опыт работы до приезда в Россию, заняты ныне на работах, не предъявляющих вообще никаких требований к образованию и квалификации работника [21, с. 2].

Миграционная ситуация в НГО имеет те же особенности. За период с 2011 по 2013 гг. в Находкинский городской округ прибыло 36,80 тыс. человек, выбыло 15,14 тыс. человек. Миграционный прирост составил 21,65 тыс. человек. Выезд из НГО снизился с 6235 человек в 2011 г. до 3981 человек в 2013 г. (снижение в 1,6 раза). Общая миграционная обстановка с 2011 года по 2013 год представлена на диаграмме 1.2

Анализ структуры мигрантов по возрастному составу показывает, что наиболее мобильным неизменно является население в трудоспособном возрасте. Наибольшая миграционная активность присуща населению в молодом (20 - 40 года) возрасте.

Сведения о возрастном составе мигрантов представлены на диаграмме 2.

В 2013 г. структура миграционного прироста по основным возрастным группам сформировалась следующим образом:

население в возрасте моложе трудоспособного составило 5 человек (0,1 %);

♦ в трудоспособном возрасте - 8164 человек (97,7 %);

♦ в возрасте старше трудоспособного - 185 человек (2,2 %).

1 Уровень образования может оцениваться не только по формально-содержательному способу (уровню образования, указному в документе об образовании), но и по количественному, т.е. учитываетсяобщее время, затраченное человеком на получение образования в учебных заведениях всех типов:

♦ менее 8-9 лет — очень низкий уровень;

♦ от 9 до 12 лет — средний уровень;

♦ от 13 до 16-18 лет — высокий уровень;

♦ свыше 16-18 лет — очень высокий уровень.

2 Таблицы 3-5 и диаграммы 1-5 составлены самостоятельно авторами по архивным материалам ОУФМС в Находкинском городском округе

6235

4929

3981

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Диагр. 1. Миграционная обстановка с 2011 по 2013 гг., чел.

Диагр. 2. Сведения о возрастном составе мигрантов

На протяжении последних трёх лет доля лиц трудоспособного возраста составляет в среднем около 80,0 % от общего числа прибывших и 74,4 % от общего числа выбывших.

В миграционных потоках последних лет число прибывающих в НГО мужчин превышает число женщин в среднем на 11,3 %. В 2013 г. в структуре миграционного прироста мужчины составили 53,7 %, женщины - 46,3 %.

Доля иностранных граждан, прибывающих на территорию Находкинского городского округа в 2013 году за счёт международной миграции, составляет 15,2 % (3231 человек).

Распределение иностранных граждан по целям въезда за период с 2011 г. по 2013 г. приведено в таблице 3.

Таблица 3. Распределение иностранных граждан по целям въезда

Цели въезда 2011 г. 2012 г. 2013 г.

С частными целями 3239 2736 2512

В целях осуществления деловых поездок 3400 2177 1932

С туристическими целями 2738 3339 2754

В целях обучения 39 20 40

С целью осуществления трудовой деятельности 4430 3580 3146

Оформлено разрешений на временное проживаине (РВП) Оформлено видов на жительство (ВЖ)

Диагр. 3. Количество иностранных граждан получивших РВП и ВЖ за 2011 - 2013 гг. по НГО

Исходя из данных таблицы видно, что больше всего граждан прибывают в Находкинский городской округ с целью осуществления трудовой деятельности.

С целью задержаться в Находкинском городском округе больше чем на один год, иностранные граждане оформляют Разрешение на временное проживание (РВП) сроком на 3 года и вид на жительство (ВЖ) - сроком на 5 лет.

Динамика оформления РВП и ВЖ по Находкинскому городскому округу за 2011 - 2013 гг. представлена на диаграмме 3.

Всего за период с 2011 - 2013 гг. в Находкинском городском округе было оформлено 854 разрешения на временное проживание и 135 видов на жительство, (таб. 4 и 5).

Таблица 4. Распределение иностранных граждан, получивших РВП

по странам

Страна гражданства Разрешение на временное проживание

2011 г. 2012 г. 2013 г. ИТОГО

Таджикистан 98 64 69 231

Узбекистан 60 68 57 185

Армения 44 54 41 139

Украина 46 40 37 123

Азербайджан 34 23 23 80

Кыргызстан 5 22 17 44

Казахстан 5 13 11 29

Молдова 5 4 6 15

Китай 1 2 2 5

Беларусь 2 1 0 3

ВСЕГО 300 291 263 854

Таблица 5. Распределение иностранных граждан, получивших ВЖ

по странам

Страна гражданства Вид на жительство

2011 г. 2012 г. 2013 г. ИТОГО

Узбекистан 7 16 25 48

Украина 15 14 14 43

Китай 5 5 6 16

Страна гражданства Вид на жительство

2011 г. 2012 г. 2013 г. ИТОГО

Беларусь 1 2 7 10

Азербайджан 2 2 4 8

Таджикистан 3 1 1 5

Армения 1 1 0 2

Казахстан 0 0 2 2

Молдова 0 0 1 1

Кыргызстан 0 0 0 0

ВСЕГО 34 41 60 135

Наибольшее количество иностранных граждан, оформивших разрешение на временное проживание и вид на жительство, прибыло из Армении, Таджикистана, Узбекистана и Украины (диагр. 4 и 5).

Таким образом, среди мигрантов в НГО наблюдается преобладание мигрантов - мужчин в наиболее активном трудовом возрасте из среднеазиатских государств (Азербайджана, Таджикистана, Армении и Узбекистана). При этом основная часть мигрантов прибыла из сельской местности, малых городов и посёлков городского типа. Уровень образования таких мигрантов невысок - лишь немногим более 23% имеют

236 233

Диагр. 4. Распределение по странам иностранных граждан получивших РВП и ВЖ

за 2011 - 2013 гг. по НГО, чел.

Украина 17%

Азеобайджан 9%

Армения 14%

Узбекистан 24%

Беларусь 1% .Казахстан 3%

Кыргызстан 4%

Китай 2% Молдова 2%

1

Таджикистан 24%

Диагр. 5. Распределение по странам иностранных граждан, получивших РВП и ВЖ

за 2011 - 2013 гг. по НГО, в %

среднее общее образование (11 классов) и выше, большинство мигрантов вообще не имеют профессионального образования. Основная причина низкого образовательного уровня мигрантов связана с тем, что многие из них - циркулярные мигранты, приезжающие с целью осуществления трудовой деятельности, т.е. преследующие экономические цели. Соответственно большая их часть работает неквалифицированными рабочими, а основными видами экономической деятельности мигрантов являются оптовая и розничная торговля; строительство, ремонт автотранспортных средств, сфера услуг.

В результате проведённого опроса было выявлено, что 48,3% мигрантов намерены остаться в России навсегда (т.е. планируют перевезти в Находку семьи, расширять бизнес и т.д.), 41,6% - собираются постоянно ездить на родину и возвращаться в НГО (циркулярные мигранты), и только 10% мигрантов намерены окончательно вернуться на родину, заработав планируемую сумму денег.

Следует также отметить, что стереотипное представление о мигранте, как об относительно молодом мужчине, не имеющем семьи или помогающем родным на родине и не нуждающемся в социальной поддержке, в последнее время подверглось переосмыслению. Всё чаще среди мигрантов встречаются одинокие мамы с маленьким ребёнком, многодетные семьи, беременные женщины.

В таких условиях особую важность приобретает политика интеграции и адаптации мигрантов, которая должна охватывать не только тех мигрантов, у которых есть вид на жительство, но и циркулярных мигрантов, идаже нелегальных с тем, чтобы дать им возможность получить статус постоянных.Представляется, что политика социализации должна быть дифференцирована по отношению к разным группам мигрантам.

А между тем, миграционное законодательство Российской Федерации ориентировано на привлечение временных иностранных работников и не содержит конструктивных мер, способствующих адаптации и

интеграции трудовых мигрантов в социально-культурное пространство страны. Так, например, впервые в законодательство РФ норма владения русским языком мигрантами, прибывшими в Российскую Федерацию в безвизовом порядке и намеревающимися осуществлять трудовую деятельность, была введена в 2012 г. (Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 602).

Одним из основных направлений государственной политики в сфере содействия адаптации и интеграции мигрантов, определённых Концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, является создание соответствующей инфраструктуры, включающей центры для адаптации трудовых мигрантов в период 2012-2015 годов (в соответствии с 1 этапом реализации Концепции). При этом особое внимание уделяется взаимодействию ФМС и её территориальных органов с институтами гражданского общества, в частности с религиозными организациями и национальными объединениями и диаспорами.

В целях содействия социализации иностранных граждан в российское общество, ДВФУ совместно с УФМС России по Приморскому краю на постоянной основе организованы курсы русского языка для трудовых мигрантов на базе Центра русского языка и культуры Школы региональных и международных исследований ДВФУ.

Программа курсов построена таким образом, чтобы с помощью наглядных примеров обучить слушателей базовому курсу русского языка, культуры, литературы и истории России. По окончании курсов слушатели проходят тест и получают сертификаты ДВФУ о прохождении обучения по программе «Подготовка к тесту по русскому языку для трудовых мигрантов».

Открытие курсов состоялось в апреле 2012 года, а уже в июне состоялся первый выпуск слушателей с вручением сертификатов. И если в 2012 г. желание обучаться изъявили 8 человек (6 граждан Узбекистана и 2 гражданина Азербайджана), то в 2013 году обучение прошли 127 иностранных граждан.

Социально-экономическая адаптация и интеграция трудовых мигрантов сегодня во многих регионах является достаточно серьёзной проблемой, и, как показывает практика, решить её только лишь путём дополнительного законотворчества невозможно. Многие мигранты признаются, что понимают русскую речь, могут сказать несколько элементарных предложений, но не умеют читать и писать по-русски. Но изучать русский язык и российские законы мигрант будет только тогда, когда будет чётко осознавать, что это для него жизненно важно.

Своеобразным стопором адаптационных процессов, как бы странно это ни звучало, стали социальные сети. Благодаря социальным сетям мигранты могут осуществлять практически все свои социальные действия (поиск и устройство на работу, поиск жилья, лечение, познавательная и коммуникативная деятельность и т.д.), и плохое знание языка уже не всегда является непреодолимым барьером.

Одним из механизмов социально-экономической адаптации мигрантов на региональном уровне может стать создание особой информационно-образовательной среды, доступной для носителей любого этноса и учитывающей как уровень потребностей в получении образования, так и средства удовлетворения этих потребностей:

♦ разработка учебных программ и методик обучения детей и взрослых, не владеющих или слабо владеющих русским языком;

♦ развитие спектра образовательных, культурных, языковых и профессиональных программ для мигрантов;

♦ создание групп языковой и культурной адаптации для детей мигрантов при детских садах и школах;

♦ создание специализированных курсов русского языка, нацеленных на языковую подготовку применительно к конкретным видам трудовой деятельности;

♦ создание специального городского интернет-ресурса (портала) с размещением на нём необходимой информации по вопросам трудоустройства (ссылки на биржи труда, перечни документов, информация для работодателей, желающих нанять мигранта), бесплатной юридической и медицинской помощи мигрантам, информации о деятельности национальных общин (диаспор) и проводимых ими культурных мероприятиях, информации об учреждениях, предлагающих программы профессиональной подготовки и переподготовки для мигрантов, информации о муниципальных программах по трудоустройству мигрантов в различные секторы городского хозяйства и т.д.

Региональная система образования также должна оказывать содействие повышению уровня образования и квалификации мигрантов и всех членов их семей и их интеграции в общество. Так, к примеру, среди приезжающих в НГО мигрантов есть подростки, уже имеющие основное общее или среднее общее образование. Эта категория детей, и их достаточно много, не всегда охватывается адаптационной образовательной средой, попадая вместе с родителями на рынок труда.

Представляется, что оптимальным в этом плане может стать дистанционное обучение, которое позволяет адаптировать траекторию обучения под каждого слушателя, а также обеспечить персонифицирован-ность обучения. Т.е. слушатель может сам определить когда и в каком объёме ему проходить обучение, причём по тем образцам (в т.ч. и этническим), которые приемлемы лично для него.

Кроме того дистанционные технологии могут стать действенным инструментом включения мигрантов в получение непрерывного образования, т.е. образования «через всю жизнь», что обусловлено требованиями информационного общества. Мигранты - это люди, которые вырваны из привычной профессиональной среды, из привычной профессиональной деятельности, не говоря уже о социальной. Поэтому задача непрерывного образования - вернуть их в эту профессиональную среду, быстро, с минимальными затратами для них и с максимальной пользой для общества. И именно дистанционные образовательные технологии помогают обеспечить непрерывное наращивание профессионального уровня, наращивание знаний и навыков в соответствии с меняющимися требованиями экономики.

Литература

1. Ведение бизнеса в 2014 году: рейтинг экономик государств мира // Информационно-аналитическое агентство «Центр гуманитарных технологий» [Электронный ресурс]. URL: http://gtmarket.ru/news/2013/10/29/6340 (дата обращения: 29.07.2014 г.).

2. Ведение бизнеса в 2014 году: рейтинг экономик государств мира // Проект «Ведение бизнеса» [Электронный ресурс]. URL: http://russian.doingbusiness.org/ data/exploreeconomies/russia (дата обращения: 29.07.2014 г.).

3. Всемирный индекс счастья// Информационно-аналитическое агентство «Центр гуманитарных технологий» [Электронный ресурс]. URL: http://gtmarket. ru/news/2012/06/15/4437 (дата обращения: 29.07.2014 г.).

4. Глобальный индекс инноваций 2014// Информационно-аналитическое агентство «Центр гуманитарных технологий» [Электронный ресурс]. URL: http:// gtmarket.ru/news/2014/07/18/6841 (дата обращения: 29.07.2014 г.).

5. Глобальный индекс терроризма // Информационно-аналитическое агентство «Центр гуманитарных технологий» [Электронный ресурс]. URL: http:// gtmarket.ru/ratings/global-terrorism-index/info (дата обращения: 29.07.2014 г.).

6. Глобальный рейтинг стран и территорий мира по показателю валового внутреннего продукта// Информационно-аналитическое агентство «Центр гуманитарных технологий» [Электронный ресурс]. URL: http://gtmarket. ru/ratings/rating-countries-gdp/rating-countries-gdp-info (дата обращения: 29.07.2014 г.).

7. Глобальный рейтинг экономик по показателю валового национального дохода на душу населения// Информационно-аналитическое агентство «Центр гуманитарных технологий» [Электронный ресурс]. URL: http://gtmarket. ru/ratings/rating-countries-gni/rating-countries-gni-info (дата обращения: 29.07.2014 г.).

8. Индекс гендерного разрыва // Информационно-аналитическое агентство «Центр гуманитарных технологий» [Электронный ресурс]. URL: http://gtmarket. ru/ratings/global-gender-gap-index/info (дата обращения: 29.07.2014 г.).

9. Индексглобальнойконкурентоспособности—2013-2014//Информационно-аналитическое агентство «Центр гуманитарных технологий» [Электронный ресурс]. URL: http://gtmarket.ru/ratings/global-competitiveness-index/info (дата обращения: 29.07.2014 г.).

10. Индекс качества жизни и благополучия пожилых людей // Информационно-аналитическое агентство «Центр гуманитарных технологий» [Электронный ресурс]. URL: http://gtmarket.ru/news/2013/10/10/6300 (дата обращения: 29.07.2014 г.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Индекс продолжительности жизни // Информационно-аналитическое агентство «Центр гуманитарных технологий» [Электронный ресурс]. URL: http://gtmarket.ru/ratings/life-expectancy-index/life-expectancy-index-info (дата обращения: 29.07.2014 г.).

12. Индекс процветания Института Legatum// Информационно-аналитическое агентство «Центр гуманитарных технологий» [Электронный ресурс]. URL: http://gtmarket.ru/ratings/legatum-prosperity-index/info (дата обращения: 29.07.2014 г.).

13. Индекс социального развития // Информационно-аналитическое агентство «Центр гуманитарных технологий» [Электронный ресурс]. URL: http:// gtmarket.ru/news/2014/04/14/6688 (дата обращения: 29.07.2014 г.).

14. Индекс уровня образования в странах мира// Информационно-аналитическое агентство «Центр гуманитарных технологий» [Электронный ресурс]. URL: http://gtmarket.ru/ratings/education-index/education-index-info (дата обращения: 29.07.2014 г.).

15. Индекс устойчивости общества // Информационно-аналитическое агентство «Центр гуманитарных технологий» [Электронный ресурс]. URL: http://gtmarket.ru/ratings/sustainable-society-index/info (дата обращения: 29.07.2014 г.).

16. Индекс хороших стран // Информационно-аналитическое агентство «Центр гуманитарных технологий» [Электронный ресурс]. URL: http://gtmarket. ru/news/2014/06/25/6834 (дата обращения: 29.07.2014 г.).

17. Индекс человеческого развития (ИЧР)// Информационно-аналитическое агентство «Центр гуманитарных технологий» [Электронный ресурс]. URL: URL: http://gtmarket.ru/news/2014/07/24/6843 (дата обращения: 29.07.2014 г.).

18. Индекс экологической эффективности// Информационно-аналитическое агентство «Центр гуманитарных технологий» [Электронный ресурс]. URL: http://

gtmarket.ru/ratings/environmental-performance-index/info (дата обращения: 29.07.2014 г.).

19. Индексы социального самочувствия россиян// Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) [Электронный ресурс]. URL: http:// wciom.ru/index.php?id=459&uid=114891 (дата обращения: 29.07.2014 г.).

20. Иностранная рабочая сила// Департамент труда и социального развития Приморского края [Электронный ресурс]. URL: http://zanprim.regiontrud.ru/ Home/trudzan/inostrrabsila.aspx (дата обращения: 29.07.2014 г.).

21. Мукомель В.И. «Профили трудовых мигрантов в России (по материалам социологического исследования)». Выступление на Двенадцатом заседании Научного совета Федеральной миграционной службы, 24 апреля 2012 г. // Федеральная миграционная служба [Электронный ресурс]. URL: http://www. fms.gov.ru/upload/iblock/208/mykomel.pdf (дата обращения: 29.07.2014 г.).

22. Рейтинг миролюбия стран мира 2014 года // Информационно-аналитическое агентство «Центр гуманитарных технологий» [Электронный ресурс]. URL: http://gtmarket.ru/news/2014/06/18/6811 (дата обращения: 29.07.2014 г.).

23. Рейтинг репутации стран мира // Информационно-аналитическое агентство «Центр гуманитарных технологий» [Электронный ресурсЬМ^:// gtmarket.ru/news/2013/07/01/6054 (дата обращения: 29.07.2014 г.).

24. Рейтинг стран мира по уровню равноправия полов// Информационно-аналитическое агентство «Центр гуманитарных технологий» [Электронный ресурс]. URL: http://gtmarket.ru/news/2013/10/25/6336 (дата обращения: 29.07.2014 г.).

25. Рейтинг хрупкости (несостоятельности) стран мира // Информационно-аналитическое агентство «Центр гуманитарных технологий» [Электронный ресурс]. URL: http://gtmarket.ru/news/2014/06/26/6836 (дата обращения: 29.07.2014 г.).

26. Рейтинг эффективности национальных систем образования 2014 года // Информационно-аналитическое агентство «Центр гуманитарных технологий» [Электронный ресурс]. URL: http://gtmarket.ru/news/2014/06/09/6795 (дата обращения: 29.07.2014 г.).

Транслитерация по ГОСТ 7.79-2000 Система Б

1. Vedenie biznesa v 2014 godu: rejting ehkonomik gosudarstv mira // Informatsionno-analiticheskoe agentstvo «TSentr gumanitarnykh tekhnologij» [EHlektronnyj resurs]. URL: http://gtmarket.ru/news/2013/10/29/6340 (data obrashheniya: 29.07.2014 g.).

2. Vedenie biznesa v 2014 godu: rejting ehkonomik gosudarstv mira // Proekt «Vedenie biznesa» [EHlektronnyj resurs]. URL: http://russian.doingbusiness.org/ data/exploreeconomies/russia (data obrashheniya: 29.07.2014 g.).

3. Vsemirnyj indeks schast'ya// Informatsionno-analiticheskoe agentstvo «TSentr gumanitarnykh tekhnologij» [EHlektronnyj resurs]. URL: http://gtmarket. ru/news/2012/06/15/4437 (data obrashheniya: 29.07.2014 g.).

4. Global'nyj indeks innovatsij 2014// Informatsionno-analiticheskoe agentstvo «TSentr gumanitarnykh tekhnologij» [EHlektronnyj resurs]. URL: http://gtmarket. ru/news/2014/07/18/6841 (data obrashheniya: 29.07.2014 g.).

5. Global'nyj indeks terrorizma // Informatsionno-analiticheskoe agentstvo «TSentr gumanitarnykh tekhnologij» [EHlektronnyj resurs]. URL: http://gtmarket. ru/ratings/global-terrorism-index/info (data obrashheniya: 29.07.2014 g.).

6. Global'nyj rejting stran i territorij mira po pokazatelyu valovogo vnutrennego produkta// Informatsionno-analiticheskoe agentstvo «TSentr gumanitarnykh tekhnologij» [EHlektronnyj resurs]. URL: http://gtmarket.ru/ratings/rating-countries-gdp/rating-countries-gdp-info (data obrashheniya: 29.07.2014 g.).

7. Global'nyj rejting ehkonomik po pokazatelyu valovogo natsional'nogo dokhoda na dushu naseleniya// Informatsionno-analiticheskoe agentstvo «TSentr gumanitarnykh tekhnologij» [EHlektronnyj resurs]. URL: http://gtmarket.ru/ratings/ rating-countries-gni/rating-countries-gni-info (data obrashheniya: 29.07.2014 g.).

8. Indeks gendernogo razryva // Informatsionno-analiticheskoe agentstvo «TSentr gumanitarnykh tekhnologij» [EHlektronnyj resurs]. URL: http://gtmarket. ru/ratings/global-gender-gap-index/info (data obrashheniya: 29.07.2014 g.).

9. Indeks global'noj konkurentosposobnosti — 2013 -2014// Informatsionno-analiticheskoe agentstvo «TSentr gumanitarnykh tekhnologij» [EHlektronnyj resurs]. URL: http://gtmarket.ru/ratings/global-competitiveness-index/info (data obrashheniya: 29.07.2014 g.).

10. Indeks kachestva zhizni i blagopoluchiya pozhilykh lyudej // Informatsionno-analiticheskoe agentstvo «TSentr gumanitarnykh tekhnologij» [EHlektronnyj resurs]. URL: http://gtmarket.ru/news/2013/10/10/6300 (data obrashheniya: 29.07.2014 g.).

11. Indeks prodolzhitel'nosti zhizni // Informatsionno-analiticheskoe agentstvo «TSentr gumanitarnykh tekhnologij» [EHlektronnyj resurs]. URL: http://gtmarket. ru/ratings/life-expectancy-index/life-expectancy-index-info (data obrashheniya: 29.07.2014 g.).

12. Indeks protsvetaniya Instituta Legatum// Informatsionno-analiticheskoe agentstvo «TSentr gumanitarnykh tekhnologij» [EHlektronnyj resurs]. URL: http:// gtmarket.ru/ratings/legatum-prosperity-index/info (data obrashheniya: 29.07.2014 g.).

13. Indeks sotsial'nogo razvitiya // Informatsionno-analiticheskoe agentstvo «TSentr gumanitarnykh tekhnologij» [EHlektronnyj resurs]. URL: http://gtmarket. ru/news/2014/04/14/6688 (data obrashheniya: 29.07.2014 g.).

14. Indeks urovnya obrazovaniya v stranakh mira// Informatsionno-analiticheskoe agentstvo «TSentr gumanitarnykh tekhnologij» [EHlektronnyj resurs]. URL: http://gtmarket.ru/ratings/education-index/education-index-info (data obrashheniya: 29.07.2014 g.).

15. Indeks ustojchivosti obshhestva // Informatsionno-analiticheskoe agentstvo «TSentr gumanitarnykh tekhnologij» [EHlektronnyj resurs]. URL: http://gtmarket. ru/ratings/sustainable-society-index/info (data obrashheniya: 29.07.2014 g.).

16. Indeks khoroshikh stran // Informatsionno-analiticheskoe agentstvo «TSentr gumanitarnykh tekhnologij» [EHlektronnyj resurs]. URL: http://gtmarket. ru/news/2014/06/25/6834 (data obrashheniya: 29.07.2014 g.).

17. Indeks chelovecheskogo razvitiya (ICHR)// Informatsionno-analiticheskoe agentstvo «TSentr gumanitarnykh tekhnologij» [EHlektronnyj resurs]. URL: URL: http://gtmarket.ru/news/2014/07/24/6843 (data obrashheniya: 29.07.2014 g.).

18. Indeks ehkologicheskoj ehffektivnosti// Informatsionno-analiticheskoe agentstvo «TSentr gumanitarnykh tekhnologij» [EHlektronnyj resurs]. URL: http:// gtmarket.ru/ratings/environmental-performance-index/info (data obrashheniya: 29.07.2014 g.).

19. Indeksy sotsial'nogo samochuvstviya rossiyan// Vserossijskij tsentr izucheniya obshhestvennogo mneniya (VTSIOM) [EHlektronnyj resurs]. URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=114891 (data obrashheniya: 29.07.2014 g.).

20. Inostrannaya rabochaya sila// Departament truda i sotsial'nogo razvitiya Primorskogo kraya [EHlektronnyj resurs]. URL: http://zanprim.regiontrud.ru/ Home/trudzan/inostrrabsila.aspx (data obrashheniya: 29.07.2014 g.).

21. Mukomel' V.I. «Profili trudovykh migrantov v Rossii (po materialam sotsiologicheskogo issledovaniya)». Vystuplenie na Dvenadtsatom zasedanii Nauchnogo soveta Federal'noj migratsionnoj sluzhby, 24 aprelya 2012 g. // Federal'naya migratsionnaya sluzhba [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www. fms.gov.ru/upload/iblock/208/mykomel.pdf (data obrashheniya: 29.07.2014 g.).

22. Rejting mirolyubiya stran mira 2014 goda // Informatsionno-analiticheskoe agentstvo «TSentr gumanitarnykh tekhnologij» [EHlektronnyj resurs]. URL: http:// gtmarket.ru/news/2014/06/18/6811 (data obrashheniya: 29.07.2014 g.).

23. Rejting reputatsii stran mira // Informatsionno-analiticheskoe agentstvo «TSentr gumanitarnykh tekhnologij» [EHlektronnyj resurshttp://gtmarket.ru/ news/2013/07/01/6054 (data obrashheniya: 29.07.2014 g.).

24. Rejting stran mira po urovnyu ravnopraviya polov// Informatsionno-analiticheskoe agentstvo «TSentr gumanitarnykh tekhnologij» [EHlektronnyj resurs]. URL: http://gtmarket.ru/news/2013/10/25/6336 (data obrashheniya: 29.07.2014 g.).

25. Rejting khrupkosti (nesostoyatel'nosti) stran mira // Informatsionno-analiticheskoe agentstvo «TSentr gumanitarnykh tekhnologij» [EHlektronnyj resurs]. URL: http://gtmarket.ru/news/2014/06/26/6836 (data obrashheniya: 29.07.2014 g.).

26. Rejting ehffektivnosti natsional'nykh sistem obrazovaniya 2014 goda // Informatsionno-analiticheskoe agentstvo «TSentr gumanitarnykh tekhnologij» [EHlektronnyj resurs]. URL: http://gtmarket.ru/news/2014/06/09/6795 (data obrashheniya: 29.07.2014 g.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.