Научная статья на тему 'Проблемы и инновационные методы профориентационной работы'

Проблемы и инновационные методы профориентационной работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
311
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шахнович Илья Семенович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и инновационные методы профориентационной работы»

профориентация. профессиональная адаптация

инновационные методики

Проблемы и инновационные методы профориентационной работы

Несмотря на то что в России наблюдается значительный дефицит кадров инженерно-технологических специальностей, педагогов, врачей, квалифицированных рабочих, механизм вовлечения школьников в эти профессии практически отсутствует. Соответствующие задачи должна решать профессиональная ориентация.

шахнович

илья Семенович,

старший преподаватель Уральского государственного педагогического университета, Екатеринбург

Объединение и систематизация действий различных субъектов профориентационной работы могли бы стать той инновацией, которая повысила бы качество и эффективность этой деятельности.

бъектом профориентационной работы являются учащиеся школ и учреждений среднего профессионального образования, а субъектами — сами учреждения среднего и высшего профессионального образования, органы управления образованием, службы (центры) занятости, работодатели — государственные и негосударственные предприятия / организации / учреждения, семья и семейное окружение, личный круг общения учащихся (рис.).

Виды деятельности, осуществляемые субъектами профориентации, различны и дополняют друг друга: школа дает учащемуся базовый набор общих знаний, умений, навыков, который позволяет ориентироваться в окружающем мире; учреждения СПО — основы профессионального образования, профессиональные знания, умения, навыки; вузы конкретизируют знания учащихся школ и СПО о профессиях, специальностях; органы управления образованием и службы занятости организуют мероприятия, в ходе которых учащиеся получают информацию о конкретных учебных заведениях профессионального образования (начального, среднего и высшего), предприятиях и организациях, профессиях, специальностях. Службы занятости (а иногда

и отдельные работодатели) также предоставляют молодым людям возможность начать трудовую деятельность еще в период учебы. Влияние, которое оказывают на молодого человека в процессе профориентации семья, друзья и знакомые, как правило, бессистемно и зачастую сводится либо к настояниям следовать семейной традиции, либо пересказам чужих слов.

объединение и систематизация действий субъектов профориентационной работы могли бы стать той инновацией, которая повысила бы качество и эффективность этой деятельности.

Профориентация на перепутье

Профориентационная работа должна развиваться по трем направлениям: профессиональная информация, профессиональное воспитание, профессиональная консультация.

В идеале, службы занятости должны делать прогноз востребованности в специалистах различных профессий. С их подачи органы управления образованием должны формировать заказ образовательным учреждениям на подготовку этих специалистов. На сегодняшний день приходится констатировать не только отсутствие этого заказа, но и механизма его формирования, а также стимулирования притока молодежи в учебные заведения на специальности, которые требуются государству. По этой причине вряд ли будет эффективным госзаказ, о котором говорится в новом Федеральном законе «Об образовании в российской Федерации».

Субъект и объекты профориентации

инновационные методики

профориентация. профессиональная адаптация

Можно назвать и другие проблемы в области профориентационной работы. Школы не заинтересованы в ведении деятельности по профориентации учащихся. Школьные учителя (не говоря уж о родителях, друзьях и знакомых) зачастую не знают ни особенностей конкретных специальностей и профессий, ни возможностей учреждений среднего и, тем более, высшего профессионального образования. разрушена система межшкольных учебно-профессиональных комбинатов. работодатели выступают как иждивенцы образовательного процесса, делая заявки в службы занятости на специалистов, но не вкладывая ничего в их подготовку. Молодежь воспринимает профессиональное самоопределение как необходимость, а не как путь самореализации. Все субъекты профори-ентационной работы блюдут свои собственные интересы, почти не пытаясь совмещать их друг с другом и повышать тем самым эффективность этой деятельности. Сама профориентационная работа сводится к агитации поступать в определенное учебное заведение. ряд социально-экономических факторов обрушил престиж профессий учителя, врача, ученого-исследователя, а также рабочих профессий.

Нынешний премьер-министр рФ Дмитрий Медведев утверждал: «Фактически за последние годы некому стало создавать и разрабатывать технологию производства принципиально нового оборудования. Это и современные станки, агрегаты, машины и механизмы. Что не менее важно, некому стало на них работать».

О проекте «Профи-дебют»

Сегодня недостаточно применяется, а потому может считаться инновационным, комплексное использование уже известных форм профориентации, таких, как психометрическое тестирование, мастер-классы известных специалистов для школьников, пробные практические занятия («профессиональные пробы») в учебных мастерских и лабораториях учебных заведений среднего и высшего профессионального образования, а также непосредственно на предприятиях.

Попытки комплексного осуществления этих форм стали реализовываться совсем недавно, например, в рамках проекта «Профи-дебют: масштаб — город». Этот проект реализуется центром психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних «Диалог» управления образования администрации города Екатеринбурга совместно с образовательными учреждениями среднего и высшего профессионального образования, районными отделами образования и различными предприятиями и организациями.

цель проекта — оказание психолого-педагогической поддержки школьникам в проектировании и реализации образовательно-профессионального маршрута через использование ресурсов профориентационного партнерства образовательных учреждений с профессионально-производственным и социокультур-

ным территориальным окружением, в интересах реального сектора экономики.

В рамках проекта школы организуют работу с родителями и учащимися, а районные отделы образования осуществляют координацию прохождения проекта в районе, налаживают связи между управлениями, ведомствами, министерствами, согласовывают работу по профориентации с центром «Диалог», проводят круглые столы по итогам прохождения этапов, ведут учет и отвечают за явку на мероприятия. Образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования обеспечивают центр «Диалог» актуальной обновленной информацией о возможностях продолжения образования, условиях поступления и особенностях обучения, перспективах дальнейшего трудоустройства; проводят встречи, олимпиады, деловые игры, конкурсы, конференции, устраивают профессиональные пробы и мастер-классы для будущих абитуриентов, ведут мониторинг профориентационной работы со школьниками, изучая эффективность проведения мероприятий. Предприятия и организации предоставляют ресурсы для экскурсий, социальных и производственных практик, профессиональных проб, организуют встречи с носителями социального и профессионального опыта.

ProektPRO

Инновационной формой профориентацион-ной работы является и программа бизнес-игр, направленная на выявление навыков и индивидуальных особенностей ребенка для развития компетенций и профессиональной ориентации. Программа реализуется московской компанией по профориентации подростков «Proekt PRO», состоит из пяти игр («Управление временем», «Управление деньгами», «Тактика переговоров», «Управлять целями, видеть возможности», «Начни свой бизнес. Управление ресурсами») и прививает навыки, важные не только в бизнесе или профессиональной деятельности, такие, как умение планировать время, ставить приоритеты, действовать в соответствии с намеченным планом, управлять бюджетами, оценивать финансовые результаты своих действий.

Эти и другие возможные формы применимы для достижения целей профориентационной работы, а именно — оказания содействия молодым людям в профессиональном самоопределении на основе их индивидуальных особенностей и предпочтений, а также привлечения молодежи в профессии, востребованные экономикой.

Работодатели выступают как иждивенцы образовательного процесса, делая заявки в службы занятости на специалистов, но не вкладывая ничего в их подготовку.

Все субъекты профориентационной работы блюдут свои собственные интересы, почти не пытаясь совмещать их друг с другом и повышать тем самым эффективность этой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.