Научная статья на тему 'Проблемы и идеология инновационных процессов в России в условиях новых вызовов'

Проблемы и идеология инновационных процессов в России в условиях новых вызовов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
256
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / MODERNIZATION / ECONOMIC GROWTH / INNOVATION / INNOVATION PROCESS / INNOVATIVE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чабанюк О. В.

Рассмотрена сущность методологии модернизации российской экономики. Приводят ся возможные модели и экономические факторы инновационного развития России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problematic and ideology of innovative processes in Russia. New conditions and challenges

This text considers the essence and methodology of modernization in the Russian economy. Author researches possible models and economic factors of innovative development in Russia

Текст научной работы на тему «Проблемы и идеология инновационных процессов в России в условиях новых вызовов»

УДК 330.88

О.В. ЧАБАНЮК

ПРОБЛЕМЫ И ИДЕОЛОГИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИИ В УСЛОВИЯХ НОВЫХ ВЫЗОВОВ

Рассмотрена сущность методологии модернизации российской экономики. Приводятся возможные модели и экономические факторы инновационного развития России.

Ключевые слова: модернизация, экономический рост, инновация, инновационный процесс, инновационное развитие.

This text considers the essence and methodology of modernization in the Russian economy. Author researches possible models and economic factors of innovative development in Russia.

Key words: modernization, economic growth, innovation, innovation process, innovative development.

В современных условиях российская экономика испытывает серьезные преобразования, переходя на инновационный путь развития. Поэтому один из основных вопросов, на который предстоит ответить ученым и экономистам, заключается в том, какую модель инновационного развития экономической системы (МИРЭС) выбрать. Для того чтобы определить место России в классификации МИРЭС, рассмотрим особенности экономического развития нашей страны, начиная с послевоенных лет, так как основной научно-технологический потенциал, который мог бы послужить трамплином России в «новый мир», был сформирован именно в эти годы (особенно в 1945-1960 гг.).

В послевоенной истории российской экономики можно выделить пять этапов [3].

Первый этап — это послевоенный период (1945 - начало 1960-х гг.), который характеризовался быстрым вос-

© Чабанюк О.В., 2015

становлением народного хозяйства на основе централизованного планирования и мобилизационных методов. Используя богатые природные и трудовые ресурсы, страна заняла лидирующие позиции в космосе, атомной энергетике, авиации, ряде областей фундаментальной науки. Большое значение имело открытие крупнейших месторождений природных ископаемых, востребованных на мировом рынке.

Второй этап приходится на 19701980-е гг. Данный период можно назвать застоем, несмотря на временные всплески, связанные с аграрными инвестициями при Н.С. Хрущеве, косыгинскими реформами, развитием малого бизнеса в начале перестройки. Страна осталась в стороне от двух научно-технических революций: биотехнологической и информационной. Власть не пошла на институциональные реформы, а их достижения невозможно было освоить мобилизационными методами, пригодными для рытья котлованов. В это же время были открыты нефтегазовые богатства За-

падной Сибири, что позволило импортировать технику и продовольствие. Но эти поставки прекратились, когда Саудовская Аравия «затопила» мир дешевой нефтью.

Третий этап начался в 1990-е гг., когда России одновременно пришлось пережить три острейших кризиса: трансформационный, общественный и государственный. Такого не было ни в Китае, ни в странах СЭВ. ВВП сократился наполовину, но главное - практически исчезли высокотехнологичные отрасли, а доля теневой экономики выросла с 7-8% до 40-50%. Однако России, в отличие от Югославии, удалось избежать этнического раздела. В 1990-е гг. появились не только олигархи, но и рыночные менеджеры.

В начале 1990-х гг. произошел распад когда-то могучего советского научно-технического комплекса, сопровождающийся деградацией важных отраслей промышленности: машиностроения, химической, энергетической и ряда других. Массовый характер приобрел отток специалистов за рубеж. Россия, оставаясь крупнейшей по территории и запасам природных ресурсов страной в мире, признанной всеми военно-политической сверхдержавой, приобретала все больше черт сырьевого придатка стран Запада и Востока, все глубже погружалась в трясину так называемой голландской болезни. В тот период многим становилось ясно, что если страна не изменит траекторию развития, ее ожидают не только прогрессирующее отставание от развитых стран и утрата положения мировой сверхдержавы, но и нарастание опасности распада единого государства [1].

Четвертый этап приходится на 1998-2007 гг. Этот период можно охарактеризовать довольно быстрым экс-

тенсивным ростом, толчок которому дала девальвация рубля в 1998 г. и разумная макроэкономическая политика. По обобщенному показателю материального благосостояния Россия превзошла средний мировой уровень уже в 2005 г. (соответственно 7,9 и 6,1 тыс. долл. в год) и вошла в передовую группу среднеразвитых стран, но в 3-4 раза уступала лидерам.

Приток прямых иностранных инвестиций в 2007 г. достиг 47 млрд долл., что составило 3,78% ВВП. Инвестиции в основные фонды в 2000-2007 гг. выросли с 41 до 249 млрд долл. К 2008 г. Россия снова стала среднеразвитой страной, какой она была в ХХ в. Этот рост был достигнут не только за счет увеличения добычи нефти и газа, локомотивом роста стали строительство (в 2007 г. - рост на 16%), торговля (12%), обрабатывающая промышленность (около 8%), а также повышение курса рубля и цен. Эту статистику подтверждает быстрый рост числа владельцев автомобилей, современной бытовой техники, пользователей интернета.

По данным опросов независимых экспертов Левада-центра, в период с 1998 по 2007 г. число респондентов, испытывающих растерянность и страх перед будущим, сократилось с 24 до 5%, усталость и безразличие - с 45 до 25%, а имеющих надежду выросло с 13 до 41%, более 56% опрошенных верили в лучший 2008 г. В период с 2000 по 2007 г. число оценивающих рыночные реформы как вредные сократилось с 76 до 15%, а как полезные - выросло с 14 до 43%. Втрое больше опрошенных считали, что они лично выиграли от реформ.

Однако экономический рост до этих пор был обусловлен в основном экс-

тенсивными и внешними факторами -расконсервацией простаивающих производственных мощностей, которые физически и морально давно устарели, использованием созданной в советские годы инфраструктуры и технических разработок. По оценке Е. Примакова, две трети прироста ВВП в 2007 г. было достигнуто за счет внутренних факторов - роста строительства, торговли, обрабатывающей промышленности. Однако расчеты Института экономики переходного периода показывают, что внешний конъюнктурный фактор - рост цен на нефть и газ -мог дать ежегодный прирост ВВП на 12-14% (фактически в 2007 г. он составил 8,1%). По оценке Минфина, нефтегазовый экспорт давал более 52% бюджетных доходов, включая Стабилизационный фонд, при этом консолидированный бюджет составлял 37% ВВП. Рост цен на экспортное сырье в годы быстрого роста мировой экономики позволил справиться с развалом 1990-х гг., создал необходимые, но далеко не достаточные условия для перехода от инерционного сырьевого к инновационному развитию, от фрагментарной к комплексной модернизации экономики.

Пятый этап начался в 2008 г. За 2008-2020 гг. намечалось повысить производительность труда в 4 раза и на этой основе качественно изменить экономику и социальную сферу, стабилизировать численность населения на основе сокращения смертности (в 1,5 раза) и увеличения средней продолжительности жизни. Этот этап в стратегических целях был разбит на три стадии, прохождение которых должно было привести к достижению целей научно-инновационной политики [2, с. 185].

Планировалось, что первую стадию российская экономика пройдет в 2008-

2012 гг. За это время предполагалось обосновать инновационную стратегию и приоритеты развития науки, сформировать НИС, создать законодательно-правовые механизмы развития инновационной экономики. За этот же период планировалось увеличить целевое финансирование инновационно-производственной сферы до 20% ВВП на основе государственной поддержки целевых программ, долю бюджетного финансирования фундаментальной науки довести до 4% от ВВП. В период до 2010 г. была поставлена цель на базе отечественных макротехнологий развить высокотехнологические отрасли обрабатывающей промышленности: авиационную, космической техники, радиопромышленности, ядерной энергетики, оборонной отрасли. Результаты в целом известны.

На второй стадии (2012-2016 гг.) намечалась диверсификация структуры экономики на базе структурно-инвестиционного маневра по обеспечению приоритетного развития наукоемких производств и инновационных технологий с дальнейшим расширением социально-инновационной инфраструктуры на основе развития НИС и развертывания отечественного рынка инноваций и технологий (РИТ). В этот период планировалось сформировать инвестиционно-стимулирующую налоговую систему, развить международное сотрудничество на основе роста экспорта высоких технологий и наукоемкой продукции [2, с. 191].

И, наконец, на третьей стадии (2016-2025 гг.) предусматривался переход к развертыванию завершенных циклов расширенного инновационного воспроизводства на основе интеграции научного и инновационного потенциа-

лов, восстановления высококвалифицированного научно-кадрового потенциала путем введения всеобщего высшего образования [2, с. 194].

Кризисы 2008-2009 гг. и 20142015 гг. и санкционная политика в отношении России внесли свои коррективы в стратегические цели пятого этапа экономического развития нашей страны.

Можно только констатировать, что на протяжении многих десятилетий в основу развития российской экономики был положен экстенсивный принцип, направленный в основном на количественные, а не на качественные изменения. Богатые природные и трудовые ресурсы и централизованное управление подняли российскую экономику из руин в послевоенный период. Такой экономический скачок позволил максимально сократить технологический разрыв между Россией и развитыми странами. Однако даже смена политического курса в 19701980-х гг. не вызвала качественных изменений в экономике. Ставка была сделана на развитие сырьевого сектора. Хотя в эти же годы была предпринята попытка развития малого бизнеса. Следует отметить, что большинство представителей этого класса впоследствии ушли в торговлю (так называемые челноки в 1990-е гг.), избегая реальной производственной сферы экономики. Научно-техническая сфера экономики и вовсе осталась без внимания. Частный бизнес отказался финансировать фундаментальные исследования. Нет финансирования, нет возможности закупить современное оборудование взамен устаревшего, а значит, нет научных разработок и проектов. Это вызвало отток научных кадров из страны. В науке остались лишь люди «идейные». Молодые специалисты

отказались от науки в пользу бизнеса, так как на зарплату молодого ученого невозможно было решить многие социальные и бытовые проблемы. Так был утрачен научно-технический потенциал. Сырьевой и финансовый рынок сулили «легкую» и «быструю» прибыль (даже сверхприбыль) на вложенный капитал, которую не могли гарантировать научно-исследовательские проекты. Однако кризисы 2008-2009 гг. и 2014-2015 гг. показали, что только сырьевая и финансовая сферы не могут обеспечить стабильность экономики страны и жизнь общества.

События первого десятилетия XXI в. продемонстрировали необходимость дальнейшего обсуждения вопросов о перспективах экономического развития, необходимости перехода экономики России к инновационному пути развития. Как показывает мировая практика, переход экономики на инновационный путь является одним из определяющих факторов экономического роста. Уже сейчас в развитых странах мира 75-90% прироста ВВП обеспечиваются за счет роста инновационного сектора, а в России данный показатель пока находится на уровне 10%, что негативно сказывается на общей эффективности экономики. К сожалению, на сегодняшний день основным источником экономического роста отечественной экономики остается использование природных ресурсов. Около 50% в годовом приросте доходов государственного и частного секторов экономики дает использование природных ресурсов. По прогнозам экспертов, запасов газа в России хватит на 75 лет, нефти - на 50 лет. Учитывая темпы добычи природных ресурсов, запасы нефти могут быть исчерпаны за 10-20 лет, запасов газа хватит на 20-30 лет. Если

развитие российской экономики продолжится по ресурсно-зависимой траектории, и добывающий сектор сохранит свои лидирующие позиции, в недалеком будущем наша страна столкнется с проблемой экономического роста в условиях ограниченности природных ресурсов. Прогнозируемое снижение цены на нефть на мировом рынке, истощение природных ресурсов со всей остротой ставят проблему перехода к инновационной экономике.

И, наконец, на данном этапе произошло окончательное осознание необходимости перехода России на инновационный путь развития и отказа от сырьевой экономики.

Резюмируя сказанное, отметим, что модернизация представляет собой комплексный процесс, объединяющий и политическую волю, и технологические возможности. Каждый из этих факторов, взятых по отдельности, способен выступить только лишь как предпосылка для развертывания модернизации.

Процессы современной модернизации как нельзя точно отражают ускоренные и инициируемые государством действия по превращению страны в промышленную державу, конечная продукция которой становится конкурентоспособной на мировом рынке.

Модернизация требует, с одной стороны, реформирования ранее сложившихся институтов, норм и практик; с другой - быстрого накопления капитала и использования всех имеющихся ресурсов для потребностей ускоренного развития. Кроме того, цель любой модернизации - в перспективе сделать возможным переход страны к нормальному, немобилизационному типу развития. На данном этапе Правительство России решает по большей части «по-

жарные» проблемы макроэкономической ситуации. А ведь успешная модернизация - это та, которая исключает все новые и новые модернизации в будущем.

Важно помнить, что процесс модернизации в России - это не снятие кальки с современного состояния западных обществ, во многих отношениях также подверженных риску модернизации и регресса, а процесс формирования, реформирования в конкретных обстоятельствах места и времени базовых социальных институтов, образующих каркас общества модерна.

Методология модернизации предполагает формирование моделей нового общества без превентивно-революционного разрушения старого общества, т.е. выверенное движение в три этапа: разработка детализированной концепции преобразований в соответствующей сфере, реализация концепции преобразований на социальных моделях, массированное внедрение (тиражирование успешных моделей) с постепенной заменой прежних систем.

Необходимо отметить, что управление процессом модернизации (в целом и отдельными модернизационны-ми проектами), на наш взгляд, может быть обеспечено формированием параллельной вертикали власти, замыкающейся непосредственно на Президенте России и состоящей из двух типов «модернизационных структур»: «чрезвычайных органов управления» для решения неотложных проблем, стратегических штабов по разработке перспективных программ развития страны. К последним относятся и новая образовательная модель, и концепция военного строительства, и альтернативная урбанизация, и все более набирающая обороты посредническая деятель-

ность, являющаяся неотъемлемой частью развития общественных отношений и необходимым условием поступательного развития самого правового государства и гражданского общества.

В условиях развития рынка средств производства, усиления роли международных и межправительственных организаций посредническая деятельность приобретает новое значение. Сохраняя свою направленность на обеспечение потребностей в продукции производственно-технического назначения, она становится все более содержательной ввиду расширения перечня услуг, что особенно явно выражено в такой сфере народного хозяйства, как туризм. Посредники являются неотъемлемой частью развитого рынка и необходимым условием поступательного развития самого общества.

Следует отметить, что инновационный процесс имеет реальные перспективы только в том случае, когда инновационная составляющая станет доминантой функционирования всех сфер хозяйствования. Лишь при этом условии возможен переход от инноваций как точечного явления, что является характерной чертой современной российской экономики, к экономике инноваций в полном смысле слова. Наша страна накопила достаточно ресурсов (в том числе и финансовых), управленческого опыта, что позволяет осуществлять реальные действия по перестройке экономики, формированию инновационной экономики.

Однако существуют определенные препятствия, которые тормозят формирование экономики инноваций в России. К ним можно отнести:

• экстенсивные формы воспроизводства, обусловленные сложившейся структурой экономики и соответству-

ющей ей спецификой пространственного размещения и развития производительных сил. Межрегиональные и межотраслевые различия осложняют одновременное вхождение всех регионов России в этап инновационного развития;

• существование естественных и искусственных монополий, минимизирующих межотраслевой перелив капиталов;

• занижение стоимости рабочей силы, особенно высшей квалификации, приводящее к деградации и дезориентации отечественного научного потенциала;

• недостаточную поддержку малого предпринимательства;

• высокий уровень теневой экономики, неконкурентную среду, унаследованную от плановой системы;

• недостаточный спрос на инновационную продукцию со стороны потребителей;

• низкий уровень развития инновационной инфраструктуры (юридические, банковские, посреднические, информационные услуги и т.п.).

Таким образом, наличие факторов, препятствующих развитию инноваций, осложняет инновационную деятельность. В результате она может не начаться или не привести к ожидаемым результатам.

На современном этапе развития экономики очень важным является показатель инновационной активности. К сожалению, в России отмечается относительно низкая инновационная активность. Так, доля инновационно-активных предприятий не превышает 10-12%, средства тратятся в основном на постепенное усовершенствование существующего продукта. 43% предприятий занимаются заимствующей инновационной деятельностью.

Только 16% компаний внедряют нововведения, серьезно изменяющие и улучшающие качество товаров. Разработкой новых технологий занимается всего 9% предприятий. Для сравнения: примерно 70% ежегодного экономического роста США было обеспечено за счет разработок новых товаров. Американские компании тратят в год от 10 до 20% чистой выручки на создание или улучшение своих товаров либо производственных возможностей. Согласно данным ежегодного доклада Всемирного экономического форума «Мировые информационные технологии» Россия опустилась с 62 на 72 место в списке стран, наиболее активно использующих информационные технологии в развитии экономики [4, с. 80].

Теоретически возможны разные модели инновационного развития:

• создание «отверточных» производств. Это будет способствовать расширению занятости при слабой или отсутствующей инновационной активности;

• приобретение лицензий и ноу-хау на известные технологии, виды продукции и торговые марки крупных зарубежных компаний;

• инновационная деятельность, стимулируемая со стороны общества, основанная на собственной базе знаний с ориентацией на внутренний или внешний рынок.

На выбор модели влияет множество факторов, в том числе уровень рисков, издержек, квалификации, финансирования, инвестиций, инновационной инфраструктуры, институциональная среда и др.

Еще раз следует подчеркнуть: показательно, что Россия имеет необходимые человеческие ресурсы для обеспечения инновационного развития, но эффективность их использования

отмечается некоторой степенью затруднения. Необходимо, чтобы увеличение вложений в развитие человека стало государственной стратегией социально-экономического развития, что обеспечило бы консолидацию общества на пути его модернизации.

Для России важнейшим экономическим фактором является недостаток собственных денежных средств, а вторым по важности - недостаток финансовой поддержки со стороны государства. Среди внутренних факторов - недостаток квалифицированного персонала. Также одними из важнейших факторов признаны: низкий спрос со стороны потребителей на инновационную продукцию и недостаточность правовых актов, стимулирующих инновационную деятельность. Наличие факторов, препятствующих инновационной деятельности, требует разработки и реализации методов и подходов для ее активизации в России.

Конечно, модернизация предполагает широкие и масштабные заимствования технологий и стратегий деятельности у зарубежных стран, однако разумная правовая политика государства подразумевает беспристрастное сравнение имеющихся возможностей и их зарубежных аналогов.

Таким образом, основная проблема инноваций в целом заключается в определении связи функционирования объекта и его развития. Поскольку всякое изменение неизбежно противостоит уже сложившемуся объекту с увязанными целями, связями, нормами, системой ценностей, нововведение на какое-то время сбивает привычный ритм функционирования, требуя его перестройки, а затем восполнения потерь времени, труда, устоявшегося ритма, и, кроме того, изменение функ-

ционирования влечет за собой соответствующее изменение внутренней оргструктуры, что может вызвать значительные социальные издержки. Все это носит характер инновационных конфликтов.

И последнее. Единая глобальная макроэкономика - действительно единое всемирное хозяйство как общее целостное движение затрат-результатов -пока только формируется. Формируется противоречиво и конфликтно. Перспектива завершения неблизкая. Процесс формирования можно именовать «агрессивной глобализацией», потому он сопровождается усиливающимися апокалиптическими явлениями. Мир в основе своей апокалиптичен: болезни, беды, войны, лишения, насилие. Но сегодня апокалипсность беспредельна, сегодня возобладал сверхагрессивный путь формирования единой глобальной экономики с навязыванием насилия, разрушения, уничтожения, с размахиванием списком стран, по которым уже нанесен или будет нанесен удар. Поэтому главное противоборство сейчас - не глобального мира с доглобальным, а глобального мира, который наступает, с тем миром, который может наступить.

Однако можно продвигаться к единой глобальной экономике другим, мирным, т.е. договорным, путем. Доро-

гу договорному пути - пути к достижению устойчивого равновесия всемирного хозяйства и равновесия в национальном хозяйстве любой страны открывает этическая экономика. Реальное воплощение в жизнь ее принципов (пока на уровне национального хозяйства) смогла бы предложить Россия, где духовность, справедливость, общинность есть ее изначальные социальные ценности, извечные социальные традиции, но при условии формирования новой экономической политики, при условии, если государство не останется в стороне, а возьмет на себя ответственность освоить функции глобального предпринимателя.

Особенности изменений в российской экономике в условиях глобализации воспроизводственных процессов определяются с позиций двунаправ-ленности преобразований: во-первых, страна вовлекается в общемировой процесс перехода к новой структуре воспроизводственных отношений; во-вторых, формируется внутренняя постиндустриальная система социально-экономических отношений, т.е. одновременно происходят внутрисистемная и межсистемная трансформации. Эти две важнейшие особенности долгосрочного социально-экономического развития позволяют говорить о смене модели экономического развития.

ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Бекетов Н.В. Проблемы и перспективы инновационного развития экономики России // Проблемы современной экономики. 2008. 2 (26). URL: http://www.m-economy.ru/art. php3?artid=23985

2. Новицкий Н.А. Инновационная экономика России: теоретико-методологические основы и стратегические приоритеты. М.: URSS, Либроком, 2009.328 с.

3. Пешкова А.А., Мацко Н.А. Парадоксы экономического роста на основе развития минерально-сырьевого сектора // Проблемы современной экономики. 2008.1 (25). URL: http:// www.m-economy.ru/art.php3?artid=23338

4. Козлов К., Соколов Д., Юдаева К. Инновации на российских предприятиях: какие факторы стимулируют активность? URL: http://www.cefir.ru/index/php

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.