Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ГОТОВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ'

ПРОБЛЕМЫ И ГОТОВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ДИДАКТИКА / ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ГОТОВНОСТЬ К ЦИФРОВОМУ ОБУЧЕНИЮ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефремова Надежда Федоровна

Освещается актуальная проблема образования, связанная с обучением при изменении технологий и средств за счет цифровой трансформации. Приводится анализ владения цифровыми навыками преподавателей и студентов, показаны основные проблемы цифровой дидактики в условиях развития дистанционных форм обучения студентов. Особое внимание уделено изменению ролей преподавателей в условиях цифровизации системы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND READINESS OF EDUCATION IN DIGITAL ENVIRONMENT

The article deals with the topical issue of education, associated with the learning during the change of the technologies and the means as the result of the digital transformation. There is given the analysis of mastering the digital skills of lecturers and students, there are demonstrated the basic problems of the digital didactics in the context of the development of the distance forms of the students' education. There is emphasized the change of the roles of the lecturers in the context of the digitalization of the education system.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ГОТОВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ»

педагогические науки

5. Dolgopolova L.V. Pedagogicheskie usloviya podgotovki prepodavatelej vuza k ispol'zovaniyu treningovyh metodov obucheniya: dis. ... kand. ped. nauk. Nevinnomyssk, 2020.

6. Evsyukov I.S. Smart-tekhnologii kak sredstvo formirovaniya kompetencij studentov vuza (na primere napravlenij podgotovki «reklama i svyazi s obshche-stvennost'yu» i «lingvistika») [Elektronnyj resurs] // Mir nauki. 2018. №2 3. URL: https://mir-nauki.com/PDF/ 03PDMN318.pdf (data obrashcheniya: 14.06.2022).

7. Informacionno-kommunikacionnaya tekhnolo-giya. IKT-tekhnologii [Elektronnyj resurs]. URL: https://fb.ru/article/145313/informatsionno-kommuni katsionnaya-tehnolo-giya-ikt-tehnologii (data obrash-cheniya: 20.03.2022).

8. Koll I.G., Raskhodova I.A., Shipova E.O. So-chetanie tradicionnyh i innovacionnyh podhodov k obucheniyu anglijskomu yazyku studentov tekhni-cheskih napravlenij // Mezhdunarodnyj nauchno-is-sledovatel'skij zhurnal. 2021. № 3-3(105). S. 55-57.

9. Mironenko E.S. Zadachi i perspektivy vned-reniya smart-tekhnologij v obrazovatel'nyj process [Elektronnyj resurs] // Social'noe prostranstvo. 2018. № 1(13). URL: http://www.vscc.ac.ru/files/journal/ issues/sa-2018-1-13-2a9df4a4d2-zadaci-i-perspektivy-ru.pdf?ysclid=ld7k4udrks692156006 (data obrashcheniya: 14.06.2022).

10. Novyj slovar' metodicheskih terminov i po-nyatij (teoriya i praktika obucheniya yazykam) [Elektronnyj resurs]. URL: https://methodological_ter ms.academic.ru/2444/YAZYKOVAYA_SREDA (data obrashcheniya: 22.12.2021).

11. Orekhovskaya N.A. Trening kak forma obucheniya v vysshej shkole [Elektronnyj resurs] // Kazan. ped. zhurn. 2015. № 6-2. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/trening-kak-forma-obucheniya-v-vysshey-shkole (data obrashcheniya: 21.11.2022).

12. Rybicheva O.Yu. Ocenka vozmozhnostej vnedreniya peredovyh smart-tekhnologij v praktiku rossijskogo obrazovaniya [Elektronnyj resurs] // Ne-preryvnoe obrazovanie: XXI vek. 2020. № 4(32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-vozmo zhnostey-vnedreniya-peredovyh-smart-tehnologiy-v-praktiku-rossiyskogo-obrazovaniya (data obrashche-niya: 21.11.2022).

13. Rybicheva O.Yu. Perspektivy vnedreniya smart-tekhnologij v obrazovatel'nyj process // Vestn. Vyat. gos. un-ta. 2019. № 4(134). S. 76-84.

14. Stepanova M.M., Belenkova N.M. Tekhnologii kommunikativnogo treninga v obuchenii inostranno-mu yazyku magistrantov nelingvisticheskih napravle-nij // Vestn. Kostrom. gos. un-ta im. N.A. Nekrasova. 2014. T. 20. S. 193-195.

15. Tataurova E.M. Opyt primeneniya obrazo-vatel'noj tekhnologii inoyazychnogo kommunika-tivnogo treninga na urokah inostrannogo yazyka v starshih klassah // Vestn. Chuvash. gos. ped. un-ta im. I.Ya. Yakovleva. 2019. № 1. S. 212-221.

Training in the process of the smart education of the foreign language in the nonlinguistic university

The article deals with the issue of the use of the smart education in the process of studying the professional foreign language. There is emphasized the use of the training as the active and interactive form of the education. The authors specify that the use of the trainings in the smart education involves the individual and differentiated approaches, there are created the opportunities for fulfilling the system and frequent control of the acquired knowledge.

Key words: smart education, training, professional foreign language.

(Статья поступила в редакцию 25.11.2022)

н.Ф. ЕФРЕМОВА (Ростов-на-дону)

проблемы и готовность обучения в цифровой среде

Освещается актуальная проблема образования, связанная с обучением при изменении технологий и средств за счет цифровой трансформации. Приводится анализ владения цифровыми навыками преподавателей и студентов, показаны основные проблемы цифровой дидактики в условиях развития дистанционных форм обучения студентов. Особое внимание уделено изменению ролей преподавателей в условиях цифровизации системы образования.

Ключевые слова: цифровая дидактика, цифровые компетенции, информационные ресурсы, готовность к цифровому обучению.

Введение. Сегодня реальный и виртуальный миры становятся взаимодополняющим обыденным явлением, формы обучения копируют новую жизненную среду, поэтому образовательный ландшафт существенно изменяется. В цифровое пространство вынуждены быстрыми темпами входить и преподаватели, и студенты, как подготовленные к но-

О Ефремова Н.Ф., 2023

ИЗВЕСТИЯ вгпу

вым формам организации и проведения образовательного процесса, так и неискушенные в цифровых технологиях и с отсутствием цифровой грамотности. Цифровая среда перед преподавателями и студентами поставила ряд вопросов при использовании цифровых образовательных технологий, платформ и инструментов. И в первую очередь какими цифровыми компетенциями должны обладать преподаватели и студенты для взаимодействия в дистанционном формате обучения? Имеющаяся практика показывает, что при дистанционной форме обучения от преподавателей требуется существенная перестройка образовательного процесса, а обучающимся необходимы усиленная мотивация и значительная мобилизация внимания, настойчивости, самостоятельности и собранности.

Для устойчивого использования цифровых образовательных технологий, выработки методологии, единых принципов и правил обучения в цифровой среде прошло не так много времени их использования, пока еще не совсем понятно, насколько удачным или неудачным оказался стихийно возникший из-за пандемии естественный эксперимент в образовании, срочно потребовавший цифровой грамотности от студентов и преподавателей. Требуются экспериментальная проверка и теоретическое обоснование правил использования новых форм и методов обучения.

Цель и задачи. В данном исследовании предпринята попытка показать готовность преподавателей и студентов к взаимодействию в цифровой среде, некоторые проблемы и изменения функций преподавателей. Задачами являются: конкретизировать определения понятий цифровой педагогики; выделить основные проблемы дидактики в новых условиях; показать структуру цифровых компетенций, необходимых для обеспечения эффективного обучения. Ставилась также задача выявить точку зрения студентов и преподавателей на их отношение к использованию цифровых технологий и решений, оценить их опыт владения цифровой грамотностью.

Метод. Основным является системно-аналитический метод в рамках проблемного поля формирования и развития цифровой дидактики. Выполнена работа по анализу большого объема отечественных и зарубежных публикаций по данной теме, использован собственный опыт взаимодействия с вузами и преподавателями. При работе с источниками основными критериями отбора информации были

актуальность содержания, значимость списка использованных источников, убедительность анализа теоретических подходов к проблемам цифровизации образования. В практической части исследования проведено анкетирование преподавателей и студентов по широкому кругу вопросов о деятельности в цифровой среде, результаты которого позволяют сопоставить возможности использования цифровых навыков тех и других в образовательной деятельности. Опрос на платформе Google Form с помощью виртуальной анкеты по широкому спектру вопросов проведен на случайной выборке из 560 человек (24,3% преподавателей и 75,7% студентов).

Проблемы, понятия и определения в цифровой педагогике. Информационные и коммуникационные технологии стали важнейшим ресурсом поддержки преподавания и обучения в новом образовательном пространстве. В связи с этим традиционная педагогика перестала в полной мере удовлетворять потребности общества в подготовке молодежи к жизни и профессиональной деятельности.

Эти процессы активизировали разработку новых средств обучения, формирование информационных ресурсов и образовательных платформ, изменение дидактических основ педагогики и способов организации образовательного процесса [4; 15]. В системе образования цифрового века появляются возможности мобильных платформ и приложений, обеспечивающих развитие познавательных и цифровых навыков обучающихся.

Введение новых форм, технологий, методов и инструментов (интерактивное учебное видео, виртуальная и дополненная реальность, облачные технологии, сквозные цифровые технологии и др.) в современные образовательные практики становится неизбежным и крайне важным для обеспечения успеха будущих специалистов в цифровом мире. В таких условиях требуется расширение основ и принципов дидактики.

Задачей цифровой дидактики является научно обосновать, как использовать виртуальный мир как важный дополнительный инструмент образования, определяя место человека в нем, использовать современные инструменты и методы познания. В педагогическую теорию и образовательную практику входит много новых понятий [9; 13]: «онлайн-обучение», «цифровая педагогика», «цифровая дидактика», «цифровая среда», «цифровое простран-

ство», «цифровая экосистема», «цифровая грамотность», «цифровые компетенции» и др.

Цифровая педагогика как новое научное направление связана с использованием всего многообразия цифровых сред обеспечения образовательной деятельности для повышения качества обучения. Традиционная педагогика, как показала практика, сегодня неспособна решать глобальные проблемы организации и проведения цифрового обучения, поэтому перед педагогической наукой встает задача разработки новой методологии обучения -цифровой дидактики как учения об организации образовательной деятельности в цифровой среде. Ее предметом выступает выработка правил, принципов и методов организации и проведения образовательного процесса в цифровом образовательном пространстве [11].

Цифровое пространство - это цифровые процессы, средства цифрового взаимодействия, информационные ресурсы, а также регулирование интегрирующей совокупности механизмов организации, управления и использования цифровых инфраструктур на основе специальных норм [12]. Важнейшим из которых является доступность информации цифрового пространства, которая обеспечивается возможностями цифровой экосистемы.

Цифровая экосистема - это совокупность информационных сервисов и процессов, обеспечивающих за счет единого центра координации на единой технологической платформе беспроблемное переключение пользователей между различными сервисами. Например, экосистема вуза обеспечивает возможности создания и использования персональной образовательной среды каждому обучающемуся. В настоящее время в стране идет создание единой цифровой образовательной экосистемы как совокупности независимых и достоверных образовательных сервисов. В нее входят персональные образовательные портфолио, система оценки образовательных достижений, интеллектуальный помощник, рынок цифровой образовательной валюты и многое другое. Для обучения и взаимодействия в такой среде требуется определенный уровень цифровой грамотности.

Цифровая грамотность рассматривается как способность безопасно и надлежащим образом управлять, понимать, интегрировать, обмениваться, оценивать, создавать информацию и получать доступ к ней с помощью цифровых устройств и сетевых технологий для участия в обучении, экономической и соци-

КИЕ НАУКИ -

альной жизни [1]. Это знания в области цифровых технологий, навыки использования цифровых инструментов, установки на широкое использование цифровых компетенций в учебе и профессиональной деятельности.

Цифровые компетенции (digital competencies) указывают на способность решать разнообразные задачи в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ): использовать и создавать контент при помощи цифровых технологий, включая поиск и обмен информацией, ответы на вопросы, взаимодействие с другими людьми, проводить компьютерное программирование. Появляется понятие «цифровое гражданство» как способность и этические ценности участвовать в жизни общества в сети, оно становится все более актуальным как жизненно важный элемент в XXI в.

Новые функции педагогов в цифровой среде. Цифровизация образования предусматривает формирование нового типа педагогики, новой педагогической культуры, новых ролей и функций преподавателей и студентов. Преподаватели - трансляторы учебной информации сходят со сцены. Остро востребованы методисты разработчики цифровых образовательных продуктов. Повышение учебной активности представляет собой сознательное движение каждого обучающегося к своей цели по определенному индивидуальному маршруту, поэтому нужны фасилитато-ры как кооперативные партнеры по обучению, проявляющие внимание к учебным запросам и трудностям обучающихся, помогающие ориентироваться в цифровом образовательном пространстве.

Выстраивание и обеспечение реализации этих маршрутов становится сложной задачей, для решения которой становятся необходимы наблюдатели цифрового следа обучающихся, собирающие и обрабатывающие большие массивы данных об учебных достижениях на открытых образовательных платформах. особенности функций этих ролей преподавателей также является предметом изучения цифровой дидактики.

ключом к успеху цифрового образования является надежность оценивания результатов обучения и их доступность пользователям [3]. У преподавателей появляется необходимость разрабатывать новую систему оценки образовательных достижений в дистанционном формате не только знаний и умений, но и компетенций. Учитывая, что компетенции формируются, проявляются и, соответственно, могут

известия вгпу

быть оценены только в деятельности, то встает сложная проблема, как организовать такую деятельность в ситуации оценки при дистанционном обучении. Цифровизация образования способствует формированию единых систем оценки качества на международном, национальном и региональном уровнях, что во многих странах мира, в том числе в России, является одним из приоритетов национальной образовательной политики [5]. Поэтому возникает проблема учета международных требований к качеству используемых образовательных и оценочных материалов.

Эффективному преподаванию и обучению в цифровой среде могут способствовать развитые технические навыки и цифровые компетенции как преподавателей, так и обучающихся. На сегодня наиболее ценным справочным материалом по педагогическим компетенциям являются Европейские рамки цифровых компетенций учителей (DigCompEdu) [16]. Европейская структура цифровой грамотности педагогов (DigCompEdu) предлагает 22 компетенции, сгруппированных в 6 прогрессивных уровней:

- профессиональная приверженность как способность использовать цифровые технологии для улучшения преподавания;

- определение качественных образовательных цифровых ресурсов;

- умение разрабатывать, планировать и внедрять цифровые технологии на всех этапах учебного процесса;

- организация оценки и обратной связи путем анализа большого количества цифровых данных для поддержки обучающихся и педагогов;

- расширение прав и возможностей обучающихся за счет цифровых технологий;

- содействие развитию цифровых компетенций обучающихся.

Для обучающихся выделяется 8 основных аспектов цифровой грамотности: когнитивный, конструктивный, культурный, критический, коммуникативный, социальный, творческий и уверенности при использовании цифровых технологий [2].

Следует отметить, что пока темпы цифро-визации существенно превышают темпы развития цифровых навыков и умений большинства преподавателей и студентов. К наиболее сложным навыкам можно отнести:

- способности установки или переустановки операционной системы;

- изменение параметров программного обеспечения;

- создание цифрового образовательного контента;

- работа с электронными таблицами;

- поиск и фильтрация данных, информации и цифрового контента;

- сотрудничество посредством цифровых технологий;

- управление своей цифровой идентичностью;

- обучение и оценка достижений с применением цифровых технологий.

Р езу льтаты анкетного опро с а. Выявлены высокие (97,7%) способности респондентов работать с цифровой информацией:

- копировать, перемещать, а также сохранять файлы;

- переименовывать, удалять и восстанавливать файлы;

Иовые дидактические возможности в цифровой среде

Показатель В процентах

преподаватели студенты

Расширяет возможности 43,7 35,5

Способствует самообразованию 25,4 28,2

Сужает дидактические возможности 7,8 8,1

Экономит время 5,8 9,8

Снижает мотивацию 8,7 9,6

Не имеет преимуществ 8,6 8,8

- печатать конструкторскую и технологическую документацию;

- сканировать текстовые и графические документы;

- анализировать табличные данные и др.

Из них 80,9% считают достаточными умения управлять информацией (находить, воспринимать, анализировать, запоминать и передавать). Но только 69,6% преподавателей и студентов используют цифровые технологии для преподавания/обучения, а навыками коммуникации и кооперации владеют 59,5%. Критическим отношением к информации в цифровой среде (оценка достоверности информации, логические умозаключения на основании данных) владеют 58,2% респондентов. Возможности саморазвития с использованием цифровых средств отмечают 71,8%, создавать медиапро-дукты готовы 44,8%.

Расширение видов образовательной деятельности в цифровой образовательной среде ставит перед преподавателями необходимость овладевать новыми функциями и ролями. На важность разработчика цифровых образовательных продуктов и сред указали 41,4% респондентов; тренера проектной деятельности в цифровой среде отметили 39,4%; специалиста по экспертизе электронных образовательных ресурсов - 33,0%. Потребности в тьюторе по формированию индивидуальных образовательных траекторий отметили 28,7%; сетевого педагога-куратора - 32,3%; веб-психолога -27,7%; инструктора по интернет-навигации -27,3%, аналитика-корректора цифрового следа - 16,6%. отношение преподавателей и студентов к новым дидактическим возможностям в цифровой среде представлено в таблице на с. 78. Большинство склоняются к тому, что дидактические возможности в цифровом формате обучения расширяются, результаты в целом сопоставимы по обеим категориям участников опроса.

Обсуждение и выводы. Рассмотренные в данной статье проблемы далеко не исчерпывают большое их количество при циф-ровизации образования, для решения многих потребуются десятилетия. Анализ научной литературы по теме показал, что сегодня педагогическая наука находится на рубеже очень серьезных изменений. Особую обеспокоенность вызывает снижение воспитательного компонента в цифровой образовательной системе как целенаправленной образовательной деятельности системы образования по формированию ценностей на этапе формирования ин-

КИЕ НАУКИ -

формационного общества [6]. Во всех аспектах образовательной деятельности в условиях цифровой трансформации происходят кардинальные изменения, меняются технологии, культура взаимодействия, принципы создания цифровых образовательных продуктов [7; 17]. Идет формирование модели цифрового персонализированного сетевого образования, базирующегося на проектировании самого себя каждым обучающимся [10]. Широкое применение сквозных цифровых технологий находит все большее применение в инженерных науках [14], изменяется информационно-образовательное пространство [8] и в целом вся образовательная деятельность. Проблема также заключается и в том, что цифровое информационное пространство нельзя ограничить, но в нем информация не всегда положительна.

Важнейшим барьером развития этого направления являются дефицит цифровых образовательных ресурсов, дефицит мотивации и живого общения как обучающихся между собой, так и с преподавателями. Переход к новым формам и методам организации образовательного процесса требует серьезной научной и методической работы по созданию методологии индивидуализированного цифрового обучения. Развитие дидактики в цифровую эпоху вступило в новую фазу, требующую существенного пересмотра, развития и дополнения принципов и положений обучения и воспитания молодежи для успешной жизни и деятельности в цифровом мире.

Список литературы

1. Аймалетдинов Т.А., Баймуратова Л.Р., Зайцева О.А., Имаева Г.Р., Спиридонова Л.В. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе // Аналитический центр НАФИ. М., 2019.

2. Дмитриев Я.В., Алябин И.А., Бровко Е.И. [и др.] Развитие цифровых навыков у студентов вузов: де-юре vs де-факто // Университетское управление: практика и анализ. 2021. Т. 25. № 2. С. 59-79. DOI: 10.15826/итра.2021.02.015.

3. Ефремова Н.Ф. Мотивационный аспект независимой оценки достижений учащихся // Рос. психол. журн. 2017. Т. 14. № 2. С. 227-244. DOI: 10.21702/ГИ.2017.2.

4. Мур М., Макинтош У., Блэк Л. и др. Информационные и коммуникационные технологии в дистанционном образовании: специализированный учебный курс / пер. с англ. М., 2006.

5. Просторы и горизонты цифрового образования // Материалы вебинаров, бесед и исследований

ИЗВЕСТИЯ вгпу

Юрайт.Академии. Вып. 3. Весенний семестр 2021 / сост. А.А. Сафонов, П.А. Частова. М., 2021.

6. Роберт И.В. Цифровая трансформация образования: вызовы и возможности совершенствования // Информатизация образования и науки. 2020. Т. 3. № 47. С. 3-16.

7. Сердитова Н.Е., Белоцерковский А.В. Образование, качество и цифровая трансформация // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 4. С. 9-15. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-4-9-15.

8. Шилова О.Н. Цифровая образовательная среда: педагогический взгляд // Человек и образование. 2020. № 2(63). С. 36-41.

9. A Global Framework of Reference on Digital Literacy Skills for Indicator // United Nations, UNESCO Institute for statistics, 2018.

10. Bezoluk S., Azarko E., Danchenko I., Kup-riyanov I. Fundamentals of Digital Didactics: Specifics and Development at the Present Stage // E3S Web of Conferences. 2021. Vol. 258. DOI: 10.1051/ e3sconf/202125807059.

11. Carretero S., Vuorikari R., Punie Y. The Digital Competence Framework for Citizens with eight proficiency levels and examples of use. Luxembourg, 2017.

12. Hashim M., Tlemsani I., Matthews R. Higher education strategy in digital transformation. Education and Information Technologies. 2021. URL: https://doi. org/10.1007/s10639-021-10739-113.

13. Lin M.H., Chen H.C., Liu K.S. A Study of the Effects of Digital Learning on Learning Motivation and Learning Outcome // EURASIA Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2017. Vol. 13. No. 17. P. 3553-3564. DOI: 10.12973/eura sia.2017.00744a.

14. Meskhi B., Gerasin P., Efremova N. Psychological and pedagogical aspects of the deve-lopment of engineering competencies of students // E3S Web of Conferences. 2021. Vol. 273.

15. Moore M.G., Kearsley G. Distance Education: A Systems View of Online Learning // Wadsworth Cengage Learning, 2012.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Redecker C. European Framework for the Digital Competence of Educators (DigCompEdu) // Joint Research Centre. Luxembourg, 2017. DOI: 10.2760/159770.

17. Jalu §., Dallaev R., Pisarenko T., Sobola D., Holcman V., Nazarov A. Analysis of learning methods in the digital educational environment // SHS Web of Conferences. 2022. № 141.

zovaniyu cifrovyh tekhnologij v uchebnom processe // Analiticheskij centr NAFI. M., 2019.

2. Dmitriev YA.V., Alyabin I.A., Brovko E.I. [i dr.] Razvitie cifrovyh navykov u studentov vuzov: de-yure vs de-fakto // Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. 2021. T. 25. № 2. S. 59-79. DOI: 10.15826/ umpa.2021.02.015.

3. Efremova N.F. Motivacionnyj aspekt nezavi-simoj ocenki dostizhenij uchashchihsya // Ros. psihol. zhurn. 2017. T. 14. № 2. S. 227-244. DOI: 10.21702/ rpj.2017.2.

4. Mur M., Makintosh U., Blek L. i dr. Infor-macionnye i kommunikacionnye tekhnologii v dis-tancionnom obrazovanii: specializirovannyj uchebnyj kurs / per. s angl. M., 2006.

5. Prostory i gorizonty cifrovogo obrazova-niya // Materialy vebinarov, besed i issledovanij Yurajt. Akademii. Vyp. 3. Vesennij semestr 2021 / sost. A.A. Safonov, P.A. Chastova. M., 2021.

6. Robert I.V. Cifrovaya transformaciya obra-zovaniya: vyzovy i vozmozhnosti sovershen-stvova-niya // Informatizaciya obrazovaniya i nauki. 2020. T. 3. № 47. S. 3-16.

7. Serditova N.E., Belocerkovskij A.V. Obra-zovanie, kachestvo i cifrovaya transformaciya // Vys-shee obrazovanie v Rossii. 2020. T. 29. № 4. S. 9-15. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-4-9-15.

8. Shilova O.N. Cifrovaya obrazovatel'naya sre-da: pedagogicheskij vzglyad // Chelovek i obrazova-nie. 2020. № 2(63). S. 36-41.

Problems and readiness of education in digital environment

The article deals with the topical issue of education, associated with the learning during the change of the technologies and the means as the result of the digital transformation. There is given the analysis of mastering the digital skills of lecturers and students, there are demonstrated the basic problems of the digital didactics in the context of the development of the distance forms of the students' education. There is emphasized the change of the roles of the lecturers in the context of the digitalization of the education system.

Key words: digital didactics, digital competencies, information resources, readiness to digital education.

* * *

1. Ajmaletdinov T.A., Bajmuratova L.R., Zajce-va O.A., Imaeva G.R., Spiridonova L.V. Cifrovaya gramotnost' rossijskih pedagogov. Gotovnost' k ispol'-

(Статья поступила в редакцию 13.12.2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.