УДК 622.684 Боханцев Т.Ф., Подгорный А.И.
Боханцев Т.Ф.
магистрант гр. МАмз-221 Кузбасский государственный технический университет
им. Т.Ф. Горбачева (г. Кемерово, Россия)
Подгорный А.И.
доцент, к.т.н.
Кузбасский государственный технический университет
им. Т.Ф. Горбачева (г. Кемерово, Россия)
ПРОБЛЕМЫ ХОДИМОСТИ ШИН: ВЛИЯНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ, КАЧЕСТВА, ВЕСА И ДАВЛЕНИЯ НА ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Аннотация: в работе описаны основные проблемы ходимости шин их влияние и решения продления сроков эксплуатации шин и повышения безопасности дорожного покрытия.
Ключевые слова: автомобильные шины, внутреннее давление, стиль вождения, скорости движения.
Одной из самых важных функций шин является обеспечение безопасности движения. Неправильное давление, изношенные или некачественные шины могут привести к авариям и серьезным последствиям. Исследование факторов, влияющих на ходимость, является основой для формирования безопасных условий на дорогах.
Правильный выбор и использование шин могут значительно повысить эффективность эксплуатации автомобиля. Например, исследования
демонстрируют, что недостаточное давление в шинах может привести к повышенному расходу топлива. Оптимизация характеристик шин также может снизить затраты на техническое обслуживание и повысить срок службы автомобиля.
Рассмотрим определение ТКВЧ. ТКВЧ (тонно-километров в час) — это нормативный показатель эксплуатационной производительности крупногабаритных и сверхкрупногабаритных шин.
Он определяется максимальной допустимой рабочей температурой шины и зависит от следующих факторов:
— конструкции шины,
— рисунка и рецептуры протектора,
— размера и типа внутреннего давления в шине,
— скорости движения самосвала,
— нагрузки на колесо,
— плеча перевозок,
— профиля трассы,
— температуры окружающей среды и других.
Некоторые проблемы ходимости шин и их причины:
1. Несоблюдение норм внутреннего давления воздуха в шинах. Пониженное или повышенное давление способствует преждевременному износу протектора и других элементов шины.
2. Агрессивный стиль вождения. Резкий старт, пробуксовка колёс, частые торможения сокращают срок службы шины.
3. Сложные климатические и дорожные условия. Например, летом шины в среднем изнашиваются быстрее, чем зимой. На ресурс шины также влияет профиль дороги и качество дорожного покрытия.
4. Использование шин в условиях, для которых они не предназначены. Например, если шины, предназначенные для эксплуатации на бездорожье, будут использоваться на дорогах с хорошим твёрдым покрытием, их протектор будет изнашиваться ускоренно.
5. Нерегулярное техническое обслуживание и ремонт шин. Нерегулярный осмотр шин, несвоевременное обслуживание и ремонт, нарушение правил монтажа и демонтажа шин сокращают их эксплуатационный ресурс.
6. Дисбаланс шин. Эксплуатация шины с некомпенсированным дисбалансом создаёт ударную нагрузку, ведёт к преждевременному износу не только самой шины, но и сокращает срок службы ходовой части автомобиля.
7. Неправильное хранение шин. Если нарушен температурный режим, влажность и шины неправильно размещены, то резина начинает трескаться, высыхать, а значит, при установке на автомобиль будет изнашиваться быстрее.
Для продления ходимости шин рекомендуется регулярно проверять и регулировать давление в них, а также своевременно регулировать углы установки колёс и балансировать шины.
Факторы, влияющие на ходимость шин и их эксплуатационные характеристики:
1. Температура. При резких перепадах температур происходит появление микротрещин, что приводит к быстрому высыханию шины и ускоренному износу. Для современных бескамерных шин критичной считается температура 120 °С и выше: при более высоких температурах шина разрушается вследствие снижения прочности корда и его связи с резиной.
2. Качество. На снижение срока эксплуатации шин влияет использование бывших в употреблении изделий, возраст которых от 1 до 20 лет. Основными недостатками таких шин являются деформация, грыжи, некачественно проведённый ремонт, трещины в шине.
3. Вес и нагрузка на шину. Перегрузка шин на 10% приводит к сокращению срока службы на 20%. Недогрузка ведёт к увеличению срока службы.
4. Давление. При постоянном избытке или недостатке давления всего на 20% от нормы происходит неравномерный износ протектора, а срок службы шины снижается в среднем на 15-30%.
Таким образом, для продления сроков эксплуатации шин и повышения безопасности дорожного движения необходимо учитывать множество факторов, в том числе температуру, качество, нагрузку и давление. Регулярное техническое обслуживание, внимательное отношение к условиям эксплуатации и соблюдение рекомендаций производителей помогут минимизировать негативные последствия и повысить эффективность использования автомобилей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Александров В.А. Автотранспортные средства: Учебное пособие. СПб.: Лань П, 2016. - 336 с;
2. Круглик В.М. Технология обслуживания и эксплуатации автотранспорта: Учебное пособие. М.: НИЦ Инфра-М, Нов. знание, 2013. - 260 с;
3. Пузанков А.Г. Автомобили: Устройство автотранспортных средств: Учебник. М.: Academia, 2016. - 208 с;
4. Стуканов В.А. Надежность и техническая диагностика автотранспортных средств. М.: Форум, 2013. - 240 с;
5. Чмиль В.П. Автотранспортные средства: Учебное пособие. СПб.: Лань, 2011. - 336 с
Bokhantsev T.F., Podgorny A.I.
Bokhantsev T.F.
Kuzbass State Technical University named after T.F. Gorbachev
(Kemerovo, Russia)
Podgorny A.I.
Kuzbass State Technical University named after T.F. Gorbachev
(Kemerovo, Russia)
TIRE RUNNING PROBLEMS: EFFECT OF TEMPERATURE, QUALITY, WEIGHT AND PRESSURE ON PERFORMANCE
Abstract: paper describes the main problems of tire walking, their impact and solutions for extending the service life of tires and improving road surface safety.
Keywords: car tires, internal pressure, driving style, driving speeds.