3. Бережнова Е.В. Профессионально-педагогическая компетентность как критерий качества подготовки специалиста // Пути повышения качества подготовки специалистов для системы образования: Материалы Алтын-саринских педагогических чтений. -Костанай, 2006. - С. 5-9.
4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.
5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». 2002. 23 апреля. [Электронный ресурс]: http:// www. eidos. ru/j ournal/2002/0423. htm.
6. Шумейко Т.С. Формирование производственной компетентности будущих учителей профессионального обучения средствами проектирования: научно-методические рекомендации. - Костанай: КГПИ, 2009. - 34 с.
7. Философский словарь / Под ред. М.М. Розенталя. - М., 1975. - 496 с.
8. Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др. -М., 1989. - 815 с.
9. Концепция непрерывного педагогического образования педагога новой формации Республики Казахстан. -Астана, 2005.
10. Егоров В.В., Моминбаев Б.К., Нартя В.И. Совершенствование подготовки инженерно-педагогических кадров профтехобразования Казахстана -Алматы, 1992. - 177 с.
11. Ткаченко Е.В., Кожуховская С.М. Концепция непрерывного дизайн-образования. - М., 2006. - 44 с.
12. Гнатышина Е.А. Компетентностно-ориентированное управление подготовкой педагогов профессионального обучения: Дис. ... д-ра пед. наук. -Челябинск, 2008. - 480 с.
13. Государственный стандарт высшего профессионального образования ГОСО РК 3.08.270. - Астана, 2006.
УДК 37.018.1 ББК 74.90
го
ш
ф
J
ш
ф
CR
Г.Я. Гревцева
ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ
Рассматривается проблема гражданского воспитания в семье; выделяется специфичность воспитательной функции семьи; делаются выводы о возможности использования идей и практических рекомендаций А.С. Макаренко.
Ключевые слова: воспитание, гражданское воспитание в семье, гражданские качества, социализация, гражданская социализация.
В наше время перед обществом и педагогической наукой стоит сложная проблема - воспитание достойных граждан в социуме, имеющем явные симптомы антигражданской направленности. Давно назрела необходимость решения вопросов: каким образом сохранить лучшие традиции гражданского воспитания в семье, какими средствами и методами поддержать гражданственность в усло-
виях падения авторитета взрослых, родителей, детского одиночества, в условиях роста детской преступности? Эти и другие вопросы требуют действенного практического решения [2].
Мы ищем ответы на эти вопросы, обращаясь к опыту А.С. Макаренко, потому что в его теории и практике весь педагогический процесс подчинялся единой цели - воспитанию достойного
гражданина. Он первым в отечественной педагогике сумел установить тесные связи между гражданским сознанием и гражданским поведением, действенность которых подтверждена опытом его работы.
Особенностями предложенной им методики управления процессом воспитания является целенаправленность и разносторонняя воспитательная система, предусматривающая возможность включения детей «в зоны ближайшего действия». Педагогическая ценность этого положения заключается в том, чтобы подготовить подрастающее поколение к выполнению гражданских прав и много вариативных ролевых обязанностей [2].
Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. А.С. Макаренко подчеркивал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте -родители и педагоги...» [5, с. 14]. Но ДОУ и школа не могут ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Необходимо педагогически целенапра-вить, обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности.
Идеи А.С. Макаренко сегодня востребованы как никогда. В воспитании подрастающего поколения надо учитывать влияние семьи. Секрет успеха «семейного» воспитания он видел в честном выполнении родителями их гражданского долга перед обществом. Личный пример родителей, их поведение, поступки, отношение к труду, к людям, к событиям и вещам, их отношение между собой — всё это влияет на детей, создаёт их личность. Именно семья была, есть и всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания [2].
Специфичность воспитательной функции семьи заключается в том, что взаимоотношения ее членов строятся на основе родства и любви. Пребывая длительное время в постоянном, непосредственном общении с родителями или другими членами семьи, ребенок постепенно включается в многогранную жизнь семейного коллектива, во все сферы человеческой жизни. Все это способствует формированию нравственных установок, суждений, вырабатывает навыки и привычки, способы гражданского поведения. Ребенок социализируется, постепенно постигает нормы жизни, учится видеть мир глазами семьи, родителей. Он активно воспринимает и осваивает социальный, гражданский опыт своих первых воспитателей, прежде всего родителей.
Социальные педагоги считают, что семья и ребенок - зеркальное отражение друг друга. «Если родители живут полной жизнью, заняты интересной работой, любят ее, ею увлекаются, относятся к ней с пафосом, если это действительно люди идеи и долга, воспитание ребенка пойдет проще и эффективнее». Тогда «дети очень рано становятся преданными патриотами, горячо любящими Родину, и очень рано научаются гордиться хорошей работой, их занятостью, той пользой, которую они приносят» [4, с. 284-285].
Вот почему именно семья формирует содержание общества: какова типичная семья, таково и общество. Отсюда следует, что важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества.
Наиболее полно взгляды педагога на семейное воспитание отражены в «Книге для родителей». «По своему гражданскому звучанию «Книга для родителей» вышла за рамки педагогики семьи, тем более - методики семейного воспитания» [1, с. 279]. А.С. Макаренко признан великим мастером в деле социального воспитания.
Гражданское воспитание в семье имеет конкретно-исторический характер, не-
га ч
и
га
IZ
сет в себе отличительные черты, запросы эпохи, отражает уровень развития общества, государства; может рассматриваться как структурный элемент механизма воспитательного взаимодействия и средство влияния на гражданское сознание и поведение. Гражданское воспитание в семье, на наш взгляд, может быть фактором социализации детей, причиной, влияющей на содержание и результат процесса.
Одновременно гражданское воспитание в семье рассматривается как составная часть относительно контролируемой гражданской социализации человека в современном цивилизованном обществе. Оно осуществляется в неразрывной связи с другими видами социального воспитания - школьного и общественного. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой.
В основе концепции А.С. Макаренко лежали гуманистические традиции, которые основывались на воспитании таких духовных и нравственных ценностей, как честь, благородство, верность слову, долг, мужество и т.д. Гражданин нового общества, - считал он, - это, прежде всего, человек трудящийся. Мака-ренковская концепция гражданского воспитания человека-труженика рождалась в опытной работе с несовершеннолетними преступниками.
Итак, А.С. Макаренко разработал и реализовал на практике принцип социальной обусловленности целей, задач, содержания и методов гражданского воспитания личности. В своей лекции «О воспитании детей» в разделе «Общие условия семейного воспитания», он говорил: «Хорошо воспитать своего ребенка легко может каждый человек, если только он этого действительно захочет, а кроме того, это дело приятное, радостное, счастливое» [5, с. 320].
Академик РАО Б.Т. Лихачев писал, 8 что Антон Семенович Макаренко не про-8 сто с нами. Особенно в связи с совершающимся социальным кризисом, социальной заброшенностью современных детей,
он не просто с нами, он впереди нас, подает нам руку помощи в трудный для Родины час, показывает педагогические пути спасения детства» [3, с. 19].
Главная цель - воспитание гражданина, формирование гражданских качеств - качеств, которые обеспечивают накопление и развитие гражданских компетенций, образование побудительных мотивов в гражданской деятельности достигать наибольших результатов в интересах человека, общества и государства.
Становление гражданина определяется не только субъективными условиями - усилиями родителей, педагогов, общественных организаций, но и объективными условиями функционирования общества - особенностями государственного устройства, уровнем правовой, нравственной культуры общества. И конечно, эмоциональное благополучие ребёнка напрямую зависит от психологического климата в семье. На первом месте у ребёнка - семья, мама, папа, на первом месте - общение с родителями, которые с первых дней рождения находятся рядом. На доброе, задушевное, доверительное отношение подростки отвечают взаимностью. При таких отношениях родителей с детьми процесс гражданского воспитания из сложного и трудного превращается в процесс радостный, естественный. В семейном воспитании нет мелочей, Честный поступок, доброе ласковое слово незаметно оставляют свой след в сердце ребёнка. Поэтому заботливые родители все делают для того, чтобы души их сыновей и дочерей впитали в детстве как можно больше тепла и радости.
А.С. Макаренко считал, что духовный облик детей, формирование их характера определяются всем строем семейной жизни, который он назвал «общением, тоном семьи», воздействующим на ребёнка независимо от субъективных желаний родителей, зачастую даже вопреки этим желаниям. Существует закономерная связь между психологическим климатом и результатами воспитания детей: крепкая, истинная, нравственная
семья воспитывает прямой и искренний характер.
Уровень гражданской зрелости достигается в организованной воспитательной деятельности со стороны родителей, поэтому проектирование системы гражданского воспитания в семье может быть успешной лишь при достаточно ясных представлениях о том, к какому обществу мы стремимся, в каком государстве будут жить подрастающие поколения. Осознание этого является решающим условием для перехода на новую парадигму воспитания.
Процессы реформирования, происходящие в России, по-иному высвечивают проблему гражданской социализации, ее специфику, без анализа и понимания которой невозможно рациональное и эффективное руководство данным процессом.
Меняются ценностные ориентации молодежи, растет престижность образования, возрастает интерес к науке, искусству, правовым знаниям. Многообразие форм собственности, общественно-политических организаций и движений, форм общественной активности граждан, плюрализм мнений - все это актуализирует проблему гражданского воспитания в семье и гражданской социализации - форму включения в экономические, социально-культурные процессы общества, средство самореализации и самоактуализации.
Мы считаем, что гражданская социализация - процесс усвоения человеком гражданских знаний, ценностей, идей, переживаний, социальных норм, навыков и овладение ими социальных ролей: добросовестного труженика, добропорядочного семьянина, компетентного избирателя, потребителя, налогоплательщика. Эти роли позволят ему осуществлять общественно-полезную, социально-значимую, гражданскую деятельность и функционировать в качестве полноправного члена общества. Деятельность влияет на личность в меру полноты включенности человека в ее свершение. В разнообразных видах деятельности ребенок создает материальные и духов-
ные ценности, постепенно переходя из позиции потребителя в позицию производителя, что является показателем уровня социализации личности, взросления человека.
Гражданская социализация предполагает включение в систему правовых отношений. Важным элементом вхождения детей и подростков в систему правовой культуры является самостоятельное моделирование ими правового пространства, в котором они приобретают опыт социального взаимодействия и ценностные ориентации. А.С. Макаренко писал: ничто так человека не учит, как опыт. При этом общество определяет позитивную или негативную направленность гражданского воспитания в семье.
Мы согласны с мнением ученых, которые считают, что невозможно слепо копировать идеи и практические рекомендации А.С. Макаренко, но его опыт и взгляды современны, они согласуются с сегодняшними педагогическими условиями.
На наших глазах меняется социальный уклад общества, но неизменной остается цель - воспитать гражданина России. Изменения в жизни общества только повышают роль гражданского сознания, гражданской деятельности. Именно мировоззрение определяет направленность общественной деятельности и поведение человека, его отношение к обществу, окружающим и самому себе.
Таким образом, мировую научную общественность волнует проблема воспитания современного молодого поколения. В педагогическом наследии А.С. Макаренко ученые видят положительный пример гражданского воспитания в семье.
Библиографический список
1. Воспитание гражданина в педагогике А.С. Макаренко: в 2 ч. / Ред.-сост. С.С. Невская. - Академический проект; Альма Матер, 2006. - 976 с.
2. Гревцева Г.Я. Гражданское воспитание в наследии А.С. Макаренко // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2011. №1. С. 45-51.
га ч
и
га
IZ
3. Лихачев Б.Т. Социальная экология личности в творчестве Макаренко А.С. // Тезисы Междун. науч.-практ. конф. «Наследие А.С. Макаренко и современность» (10-12 марта 1993). - М., 1993. С. 19.
УДК 376.1 ББК 74.202.4
4. Макаренко А.С. Пед. соч. Т.1. С. 284285; Пед. соч. Т. 5. С. 14.
5. Макаренко А.С. О воспитании в семье: Изб. пед. произведения / [Вступит. статья Е. Медынского и И. Петрухи-на]. - М.: Учпедгиз, 1955. - 320 с.
Р.С. Сеитова
ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ
Раскрыты методологические аспекты построения историографии научной проблемы, представлена историография проблемы формирования коммуникативно-управленческой компетентности у студентов педагогических вузов, выделены этапы ее становления, определены основные направления развития.
Ключевые слова: историография научной проблемы.
<u
о
0
01
Исследование истории развития научной проблемы целесообразно начать с ключевого понятия. Под историографией научной проблемы в современной литературе понимают хронологически полную и систематизированную совокупность сведений о ее развитии [6]. Построение историографии, объективно представляющей траекторию становления исследуемой проблемы, определяющей перспективные направления научного поиска и оценку степени разработанности, предполагает обязательное решение следующих задач:
• обоснование начала генезиса проблемы;
• выявление единицы исторического процесса;
• определение содержательного наполнения этапов развития исследуемой проблемы;
• фиксацию периодов развития проблемы и датирование их смены.
Итак, определимся с временными рамками разрабатываемой нами историографии. Постоянно нуждаясь в учителях, человечество осуществляет их профессиональную подготовку уже на протя-
жении многих веков. Несмотря на столь длительную историю педагогического образования, постановка нами акцента на формирование компетентности у студентов педагогических вузов требует исследования именно того исторического периода, когда: а) педагогические вузы функционировали в современном виде; б) в научно-педагогическом обороте закрепилась терминология компетентност-ного подхода и началась его методологическая разработка. В связи с этим, мы определяем исходную точку генезиса исследуемой нами проблемы началом 70-х гг. XX в. - периодом, когда в США появились первые публикации, раскрывающие проблемы использования феномена компетентности в теории и практике обучения (особенно обучения языку). Несмотря на то, что к началу 70-х гг. термин «компетентность» уже был введен в научный оборот (это было сделано С. Дейли, Р. Уайтом, Н. Хомским и др.), именно с обозначенного нами периода началось его активное распространение, что можно рассматривать как начало становления компетентностной пара-