Научная статья на тему 'Проблемы государственной политики в сфере сельского здравоохранения'

Проблемы государственной политики в сфере сельского здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
295
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Горбунова Лариса Александровна

Статья посвящена рассмотрению социальной политики государства в области сельского здравоохранения. Анализируется и система оказания медицинской помощи на селе, раскрываются ее особенности, которые необходимо учитывать при реформировании сельского здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State Policy Problems in the Sphere of Rural Public Health System

The article deals with the problem of social state policy in the sphere of the rural public health. It also analyzes the healthcare system in the countryside and its peculiarities, which should be taken into consideration in the process of reforming the public health system.

Текст научной работы на тему «Проблемы государственной политики в сфере сельского здравоохранения»

Эти обстоятельства приобретают особую актуальность и значение на фоне все более растущего проникновения СМИ в политическую сферу, их превращения в один из важнейших инструментов реализации политического процесса.

Библиографический список

1. Краткий психологический словарь [Текст] / сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - М., 1985.

2. Авраменко, В. А. Правовое регулирование деятельности СМИ в современной России: общетеоретический анализ [Текст] : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / В. А. Авраменко. - Н. Новгород, 2001.

3. Шкондин, М. В. Система средств информации как фактор общественного диалога [Текст] / М. В. Шкондин. - М., 2002.

4. Журналистика в мире политики: исследовательские подходы и практика участия [Текст] / ред.-сост. С. Г. Корконосенко. - СПб., 2004.

5. Иванов, В. Н. Массовая коммуникация в условиях глобализации [Текст] / В. Н. Иванов // СОЦИС. - 2003. - № 10.

6. Миронов, В. В. Коммуникационное пространство как фактор трансформации современной культуры и философии [Текст] / В. В. Миронов // Вопросы философии. - 2006. - № 2.

7. Василенко, И. А. Политические процессы на рубеже культур [Текст] / И. А. Василенко. -М., 1998.

Л.А. Горбунова,

заместитель главного врача по работе с сестринским персоналом

ММУ «Петровская ЦРБ» Саратовской области

ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ СЕЛЬСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

^В условиях рыночного реформирования резко обострились проблемы охраны здоровья российского населения. Являясь неотъемлемым и необходимым атрибутом жизни, здоровье не может быть заменено или вытеснено ничем другим без существенного ущерба для полноты жизни. Здоровье человека обусловлено не только физико-биологическими факторами, но и социальными, поэтому защита прав личности на охрану здоровья - важнейшая цель социальной политики.

В современном обществе возможность получения необходимых услуг здравоохранения рассматривается как одно из неотъемлемых социальных прав человека, поскольку медицинская помощь направлена на удовлетворение первоочередных, жизненно важных потребностей, связанных с поддержанием здоровья, освобождением от боли и предотвращением преждевременной смертности. Многочисленные исследования показали благотворное влияние своевременной и качественной медицинской помощи на здоровье пациентов и

позитивную связь доступной системы здравоохранения со здоровьем населения в целом. Все это свидетельствует о высокой социальной значимости проблемы доступности медицинской помощи и актуализирует ее изучение.

Вместе с тем обеспечение различных групп населения равными правами в получении медицинских услуг в соответствии с их потребностями имеет и более широкие социальные последствия. Во-первых, уменьшение дифференциации в доступности медицинских услуг смягчает неравенства в обществе, поскольку они, по определению, представляют собой не только различия в материальном положении, но и неравный доступ к социально значимым благам, в ряду которых медицинская помощь занимает одно из ведущих мест. Во-вторых, как подтвердили исследования последних лет, даже в ситуации значительной дифференциации доходов доступная и качественная медицинская помощь уменьшает социально обусловленные неравенства в здоровье, какими бы индикаторами оно ни измерялось - продолжительностью жизни, смертностью, субъективным статусом здоровья [1, с. 127-136].

Системный кризис в здравоохранении и дефицит бюджетного финансирования в 1990-х годах привели не только к дезорганизации работы лечебнопрофилактических учреждений, значительному ухудшению лекарственного обеспечения, качества медицинской помощи и состояния здоровья населения, но и повышению текучести кадров. Положение в сельском здравоохранении требует пристального внимания, поиска и научного обоснования, новых организационно-правовых и экономических форм деятельности, обобщения разрозненного положительного опыта организаторов сельского здравоохранения, помощи со стороны законодательной и исполнительной власти. Таким образом, можно констатировать, что кризис здравоохранения носит институциональный характер.

Основным субъектом сельского здравоохранения является центральная районная больница, и оптимизация ее деятельности на основе проведения адекватного экономического и медико-статистического анализа является важнейшей проблемой улучшения функционирования системы сельского здравоохранения.

Медицинское обслуживание сельского населения на примере Петровского района организовано в несколько этапов. Стационарную помощь оказывают в ЦРБ, Березовской и Озерской участковых больницах. Поликлиническая помощь оказывается в центральной районной (взрослой и детской) поликлиниках, в женской консультации, трех врачебных амбулаториях и на ФАПах.

Численность населения района имеет тенденцию к уменьшению, однако в 1999 г. обнаружено резкое увеличение численности жителей (на 800 чел.). Данный факт связан с процессами миграции и носит единовременный характер. В качестве основных тенденций сохраняется сокращение рождаемости, рост общей смертности, естественная убыль населения. В структуре заболеваемости преобладают такие классы заболеваний, как болезни системы кровообращения, болезни органов дыхания, новообразования, болезни органов пищеварения, а также травмы, отравления и некоторые другие воздействия внешних причин. Общая и первичная заболеваемость населения за исследуемый период возросли на 25,6 и 22,4%, соответственно.

В течение 1998-2002 гг. обеспеченность населения Петровского района врачами оставалась практически на одном уровне и составляла 22,5 на 10 000 населения в 2000 г., что существенно ниже областных и среднероссийских показателей. Обеспеченность средним медицинским персоналом имеет тенденцию к росту, за тот же период она возросла на 28,3%. Число медицинских учреждений за пятилетний период не изменялось, число коек сократилось за счет снижения мощности ЦРБ на 10 коек в 2000 г.

При проведении экономического анализа выявлены следующие данные. За период 1998-2002 гг. обнаружена низкая загруженность койки (264-280 дней в различные годы при оптимальной занятости 320) и регулярное невыполнение плана койко-дней (не более чем на 90%). Однако сроки лечения и оборот койки в среднем по стационару ЦРБ позволяют говорить об интенсивном использовании коечного фонда ЛПУ. При исследовании использования коечного фонда по профилям отделений (таким образом учитывались особенности технологии лечения и контингента пациентов) получены противоречивые данные, необходимые тем не менее для оптимизации деятельности и структурных преобразований сельского здравоохранения. Для проведения преобразований целесообразно исследовать дополнительно контингенты пациентов и применяемые технологии лечения.

При анализе использования финансовых средств обнаружено, что финансовые средства, получаемые из местного бюджета, составляют основную долю и тратятся по всем основным направлениям обеспечения основной деятельности: заработная плата с начислениями; расходы на питание; хозяйственные, канцелярские нужды, коммунальные платежи, услуги связи, транспортные услуги; расходы на медикаменты и перевязочные средства. Второй основной источник финансирования - финансовые средства ОМС расходуются в основном на медикаменты и перевязочные средства, питание и приобретение оборудования. При анализе единого финансового фонда видно, что структура использования средств соответствует типовой структуре себестоимости медицинских услуг, с преобладанием прямых расходов (23-33% на медикаменты и 10-20% на питание) и расходования средств на заработную плату (29-37%).

Таким образом, в ходе проведенного экономического анализа Петровской ЦРБ выявлена типичная ситуация: противоречивая динамика показателей использования коечного фонда, стабильная ситуация использования кадровых ресурсов, уравновешенное, но низкоэффективное использование основных и оборотных средств ЛПУ. Следовательно, с целью оптимизации деятельности необходимо проводить комплексные мероприятия по всем основным направлениям работы.

Система оказания медицинской помощи сельскому населению имеет особенности, которые необходимо учитывать при реформировании здравоохранения. Это низкая доступность медицинской помощи для населения, его недостаточная медицинская грамотность, нехватка квалифицированных кадров [3]. Система оказания медицинской помощи населению Петровского района в организационном плане является стабильной и за последние пять лет не подвергалась существенным структурным изменениям.

Результаты экономического анализа в части изучения основных фондов позволяют сделать вывод о тенденции ухудшения материально-технической базы ЛПУ (фондовооруженность упала на 14,5%) и снижении эффективности ее использования (фондоотдача снизилась на 9%). Однако фондовооруженность медицинского труда имеет другие законы развития, в обозначенный период она возросла на 35%. Исследование эффективности использования медицинской техники свидетельствует о наличии резервов для ее лучшего применения. Расчет показателей (коэффициента сменности и календарного обслуживания), которые можно создать в условиях конкретного ЛПУ, является необходимым основанием для дальнейшего развития материально-технической базы.

Полученные показатели использования коечного фонда характеризуют типичное, достаточно эффективное для данного типа ЛПУ его использование, что свидетельствует об отсутствии необходимости в значительном сокращении обеспеченности населения коечным фондом. Реформа стационарной помощи, направленная на снижение обеспеченности коечным фондом в условиях исследуемого сельского региона, не имеет обоснования, так как ведет к снижению доступности медицинской помощи сельским жителям. В целях оптимизации использования коечного фонда ЦРБ как учреждения, решающего прежде всего медицинские задачи, сложилась насущная потребность в развитии коек сестринского ухода главным образом на базе сельских врачебных амбулаторных и реорганизованных участковых больниц.

Для оптимизации деятельности ЦРБ как основного учреждения, оказывающего медицинскую помощь сельским жителям в современных условиях, необходимо учитывать результаты экономического анализа работы медицинского учреждения во взаимосвязи с исследованием качественных характеристик основной деятельности.

Следует отметить, что важнейшим фактором институциализации системы здравоохранения, в том числе на сельском уровне, является деятельность государства. Государство в лице административных органов заинтересовано в контроле медицинского процесса - это касается в основном системы статистических показателей, выполнения стандартов, расчета штатов исходя из контингента, порядка финансирования медицинских учреждений, соответствующих образовательных программ и учебных планов, контрольных цифр приема вуза. Речь не идет о государственном контроле качества медицинской помощи - фокус внимания государства сосредоточен на формальных показателях. Это приводит к необходимости следования ригидным и устаревшим стандартам (что должно подтверждаться увеличивающимся потоком отчетной документации) при остром (запланированном) дефиците кадров, низком техническом и финансовом обеспечении.

Нельзя не отметить и некоторые позитивные изменения в системе государственного контроля. Другая задача государственного контроля - препятствие проникновению в сферу здравоохранения людей без соответствующего профессионального образования; лекарственных препаратов и технологий, не прошедших необходимую экспертизу. Усилению контроля подчинено и постоянное привлечение внимания общественности и органов власти к состоянию

здоровья населения как одному из фундаментальных условий национальной безопасности; разработка предложений по развитию нормативно-правовой базы системы охраны здоровья населения, включая разработку правового поля для обеспечения координации действий органов власти и управления по вертикали и по горизонтали; обеспечение государственного санитарно-эпидемиологического надзора на территории страны и санитарной охраны от завоза и распространения инфекционных заболеваний; установление федеральных стандартов качества и условий предоставления медицинской помощи; обеспечение лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и медицинской техникой; разработка государственных гарантий обеспечения граждан медицинской помощью; разработка предложений по уточнению контингентов, которым медицинские услуги и лекарственные средства предоставляются на льготной основе; осуществление мониторинга преобразований в организации охраны здоровья населения страны и некоторые другие направления деятельности.

Недостаток средств и различия в интересах федеральных органов власти во многом сдерживает развитие российского здравоохранения: доля расходов на здравоохранение в валовом национальном продукте, несмотря на появление дополнительного источника ресурсов - средств обязательного медицинского страхования, не увеличилась, а в некоторые периоды даже уменьшилась и не превышает 3%; не удавалось преодолеть сопротивление финансовых органов в вопросе обязательного медицинского страхования неработающих граждан [2].

В настоящее время многие исследователи подчеркивают, что в реформировании всей системы здравоохранения России, и сельского здравоохранения в частности, главным является реализация приоритетного проекта в сфере здравоохранения как первого этапа системных преобразований в отрасли. Эти преобразования стали необходимы для решения актуальных проблем в отечественном здравоохранении и в конечном итоге для укрепления здоровья населения, снижения уровня заболеваемости, инвалидности, смертности, улучшения демографической ситуации. Так, в Саратовской области ассигнования из федерального бюджета только на осуществление денежных выплат медицинским работникам составили 12,8 млрд рублей. Кроме того, денежные средства из федерального бюджета в 2006 г. в сумме 4,7 млрд рублей были направлены на увеличение уровня оплаты труда медицинского персонала ФАПов, а также учреждений и подразделений скорой медицинской помощи. Неотъемлемой частью реализации национального проекта «Здоровье» стали мероприятия по подготовке и переподготовке медработников различных уровней и специальностей.

Реализация приоритетного национального проекта «Здоровье» позволила ЦРБ Петровского района Саратовской области только в течение 2006 г. провести следующие мероприятия:

1) организовать и провести профилактические прививки: против вирусного гепатита В детей в возрасте до 17 лет, не привитых ранее; против краснухи детей в возрасте 5-7 лет и девочек в возрасте 14-17 лет, не болевших и не привитых ранее; против полиомиелита инактивированной вакциной детей раннего возраста часто и длительно болеющих ОРВИ, с онкологическими заболеваниями, первичными иммунодефицитными состояниями и заболеваниями

крови; против гриппа медицинских работников, работников образовательных учреждений, взрослых старше 60 лет, детей дошкольных учреждений и учащихся 1-4-х классов;

2) сформировать неснижаемый запас расходного материала для проведения профилактических прививок и других сопутствующих материалов;

3) осуществить денежные выплаты врачам общей (семейной) практики, участковым терапевтам, участковым педиатрам, медицинским сестрам ВОП, участковых терапевтов и участковых педиатров;

4) подготовить и переподготовить врачей общей (семейной) практики, участковых и педиатров;

5) оснастить диагностическим оборудованием амбулаторно-поликлинические учреждения, закупить дополнительно автомобили скорой помощи;

6) провести дополнительные обследования новорожденных детей, диспансеризацию работающего населения, а также дополнительные медицинские осмотры работающих в отраслях с вредными и опасными производственными факторами, обеспечить женщин дополнительной медицинской помощью в период беременности и родов (родильные сертификаты).

Библиографический список

1. Панова, Л. В. Неравенства в доступе к первичной медицинской помощи [Текст] / Л. В. Панова, Н. Л. Русинова // Социс. - 2005. - № 6.

2. Шейман, И. М. Возможные стратегии реформирования системы государственных обязательств в здравоохранении [Текст] / И. М. Шейман // Экономика здравоохранения. - 2000. - № 5-6.

3. Лукша, О. В. Провинциальная медицина на распутье [Текст] / О. В. Лукша // Рубеж : альманах социологических исследований. - 1998. - № 13-14.

Т.В. Тычкова,

ст. преподаватель Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

И сследования информационной культуры сегодня представлены в многочисленных трудах как зарубежных, так и отечественных ученых. Диапазон отношения к понятию «информационная культура» весьма широк. Часть исследователей рассматривают ее как составляющую технического прогресса, а само становление информационного общества - в качестве результата экономических и технических трансформаций. Эта традиция идет от американского социолога Д. Белла - автора идеи постиндустриализма и японско-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.