Научная статья на тему 'Проблемы государственной миграционной политики России и зарубежных стран'

Проблемы государственной миграционной политики России и зарубежных стран Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
734
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / МИГРАЦИЯ / РАЗНОВИДНОСТИ МИГРАЦИИ / ИММИГРАЦИЯ / ЭМИГРАЦИЯ / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / HUMAN RIGHTS / MIGRATION / KINDS OF MIGRATION / IMMIGRATION / EMIGRATION / MIGRATION POLICY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Стариков Владимир Иванович

В статье рассматриваются основные проблемы миграционной государственной политики, формирование понятийного аппарата в сфере миграционной политики. Освещаются этапы и разновидности миграции населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of the state migration policy of Russia and foreign countries

In article the main problems of a migration state policy, formation of a conceptual framework in the sphere of migration policy are considered. Stages and kinds of population shift are lit.

Текст научной работы на тему «Проблемы государственной миграционной политики России и зарубежных стран»

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 17 (372).

Право. Вып. 43. С. 63-66.

УДК 342.95

ББК 67.301

ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

В. И. Стариков

ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет», Челябинск, Россия

В статье рассматриваются основные проблемы миграционной государственной политики, формирование понятийного аппарата в сфере миграционной политики. Освещаются этапы и разновидности миграции населения.

Ключевые слова: права человека, миграция, разновидности миграции, иммиграция, эмиграция, миграционная политика.

Правовое положение населения государств регламентируется прежде всего нормами национального права страны, в которой оно проживает. Вместе с тем значительную роль в регулировании прав и свобод человека играют нормы международного права. В международном праве уважение прав человека выступает в качестве одного из основных принципов. Деление прав и свобод по сте -пени их значимости для человека отвергается. В Венской декларации Всемирной конференции по правам человека 1993 г. отмечено, что «Все права человека универсальны, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны. Международное сообщество должно относиться к правам человека глобально, на справедливой и равной основе, с одинаковым подходом и вниманием».

В настоящее время миграционной политике и миграционным процессам как в Российской Федерации, так и в зарубежных странах уделяется относительно большое внимание. Так, ст. 14 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. предоставляет каждому индивиду право покинуть любую страну, включая свою собственную. Следует отметить, что миграция — это явление общественного характера. Существуют следующие разновидности миграции: внутригосударственная и межгосударственная, политическая и экономическая. Если первая чаще происходит, когда в стране наблюдается смена власти, то вторая связана с трудоустройством мигрантов. Миграция может быть легальная и нелегальная, индивидуальная и массовая. Существует суверенная миграция, когда гражданин добровольно принимает решение уехать в другую страну.

Но все же следует выделить: любая миграция имеет вынужденный характер. Наконец миграция может быть подготовленной и неподготовленной.

В середине девяностых годов прошлого столетия произошло быстрое изменение мировой миграционной политики (прежде всего Восточной и Центральной Европы) для всех указанных типов миграции. На международной конференции по проблемам населения и развития 1994 г. была принята программа действий в области народонаселения — обеспечение устойчивого развития.

Причины эмиграции могут быть различные — политические репрессии, этнические конфликты, война, бедность, экологические катастрофы, невозможность получить образование и найти работу. В советский период любая миграция (даже внутренняя) была под жестким контролем государства. На постсоветском этапе миграционная ситуация кардинально изменилась. В настоящее время основными целями Государственной миграционной политики Российской Федерации являются: преодоление негативных последствий миграционных процессов, регулирование миграционных потоков, создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов, обеспе -чение баланса прав и законных интересов коренного населения, мигрантов и лиц, ищущих убежища на территории России. Эмиграцию можно рассматривать как индикатор скрытых политических процессов. В настоящее время существует общепризнанная периодизация российской эмиграции (хронологические периоды или так называемые эмиграционные «волны»).

Первый период (1918-1922 гг.) связан с Первой мировой войной, Октябрьской революцией и Гражданской войной на территории РСФСР. Эмиграция из большевистской России составляла от 1,5 до 3 миллионов человек. В 1921 г. под эгидой Лиги Наций была создана Комиссия по расселению беженцев, председателем этой

комиссии стал Фритьоф Нансен. Второй период (1941-1944 гг.) связан со Второй мировой войной. Эмигрировало от 0,5 до 0,7 миллиона человек, этот период в основном связан с принудительной репатриацией советских граждан.

Третий период (1948-1990 гг.). Эмигрировало около 0,5 миллиона человек. Четвертый период (1990 г. — настоящее время).

В целом миграция оказывает положительное влияние на политическое и социально-экономическое развитие государства. Так, по мнению аме -риканского журналиста и политолога Ф. Закария, иммигранты являются «секретным оружием». Американское национальное бюро статистики отмечает, что около 20-25 % всех изобретений, зарегистрированных в стране в 2006 г., были сде -ланы иностранцами-иммигрантами. Две трети докторских степеней в таких областях науки, как инженерное дело и программирование, получают в американских высших учебных заведениях студенты-иностранцы. Здесь мотивом миграции является стремление мигранта более полно реализовать свой творческий (интеллектуальный) потенциал. На бытовом уровне этот вид миграции относят к так называемой «утечке мозгов». Видимо, здесь мигрант ищет возможность самореализовать себя и улучшить свое материальное положение. Канада привлекает иммигрантов высоким уровнем социальной защиты своих жителей. Иногда чиновники иммиграционной службы сталкиваются с опасениями потенциальных иммигрантов, которые сомневаются в возможности быстрого устройства на работу, а соответственно и отсутствия средств к существованию. В Канаде любой иммигрант, не сумевший найти работу в определенный срок, может обратиться в местное отделение государственной социальной помощи за финансовой помощью. В Российской Федерации мигранты трудятся за более низкую заработную плату и в более трудных условиях, чем российские граждане (строительство, транспорт, розничная торговля). По данным глобальной комиссии по международной миграции, Россия вышла на второе место в мире после США среди принимающих стран.

По мнению Т. Я. Хабриевой, «серьезной проблемой миграционного законодательства является несовершенство понятийного аппарата, при том, что четкое определение основных понятий должно являться важнейшей задачей законодателя в целях недопущения неоднозначного толкования правовых норм и обеспечения после-

дующей их полноценной реализации» [4. С. 16]. Остановимся на ключевых понятиях. Термин «миграция» (в переводе с латинского migratio) означает переселение. Переселение, перемещение населения; перемещение внутри страны — внутренняя миграция населения, из одной страны в другую — внешняя миграция населения [6. С. 309]. Наряду с этим понятием есть термин «иммиграция» (в переводе с латинского immigrare) — «вселяться», въезд иностранцев в какую-либо страну на постоянное жительство [6. С. 188]. Термин «эмиграция» (в переводе с латинского emigro) — «выселяюсь», переселение из какой-либо страны в другую, вызываемое различными причинами [6. С. 584].

Наряду с указанными понятиями законодательство зарубежных стран выделяет такие категории мигрантов, как «беженцы» — лица, прибывшие или желающие прибыть на территорию РФ и не имеющие гражданства РФ, которые были вынуждены или имеют намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства вследствие совершенного в отношении них насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться насилию или иному преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или в силу политических убеждений [5. С. 50].

Законодательство зарубежных государств регламентирует правовой статус беженцев на основе норм международного права. Существуют Конвенция о статусе беженцев (1951 г.) и протокол, касающийся статуса беженцев (1967 г.). В рамках ООН действует управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Так, в США, Великобритании чтобы получить статус беженца, иностранный гражданин должен прибыть в страну законным путем и отвечать критериям согласно указанной конвенции 1951 г. Общая численность беженцев не квотируется, но парламент США может определить общее количество лиц, которые могут обратиться о своей защите. В Канаде, напротив, устанавливается общая квота беженцев от 20 тысяч до 30 тысяч человек.

Согласно европейским стандартам, иностранный гражданин не может быть выслан в страну, где его право на свободу и личную безопасность находится под угрозой.

В указанной Конвенции о статусе беженцев (1951 г.) сказано, что признание лица беженцем

Проблемы государственной миграционной политики России и зарубежных стран

65

недопустимо, если оно совершило преступление против мира, человечности, военное преступление неполитического характера.

В соответствии с Всеобщей декларацией прав человека (1948 г.) во многих зарубежных демократических конституциях закреплено право на политическое убежище. Предоставление убежища лицу не означает автоматическое принятие его в гражданство.

С вступлением стран Восточной Европы в Европейский союз одной из главных проблем в этих странах стало приведение системы приема беженцев к стандартам Евросоюза. Во-первых, нужно было построить и открыть новые центры для перемещенных лиц, принять соответствующие законы, которые бы соответствовали нормам Евросоюза, провести обучение персонала и т. д.

Другая проблема связана не с государствами, а с приезжающими. Здесь уже трудности технического характера — визовые, транспортные, пограничные и таможенные службы.

Одна из проблем связана с паспортно-визовой работой иностранных граждан и лиц без гражданства МВД РФ. Так, существует Положение «О выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2002 г. № 789. Данное постановление ставит практически невыполнимые условия для граждан и лиц, ранее состоявших в гражданстве СССР и решивших оформить разрешение на временное проживание в Российской Федерации. «Процедура оформления разрешения на временное проживание,— пишет В. Д. Бекетова,— сконструирована в Положении проблематично и породила прак-

тически безвыходные ситуации для въезжающих иностранцев. Перечень документов, необходимых для оформления разрешения на временное проживание, велик, таких документов необходимо представить около двадцати. Часть документов должна быть нотариально удостове -рена» [1. С. 5].

А. Р. Ходжиев обращает внимание на такую проблему, что миграционные процессы охватывают все большие слои населения, их последствия сказываются на социальной структуре общества, часто ведут к конфликтам, межнациональной и социальной напряженности, а иногда этот процесс может и вовсе повлечь изменение типа общества [5].

В России, по мнению А. В. Дмитриева, «остро протекают конфликты в анклавных рынках труда, дающих возможность быстрого накопления капитала и являющихся высококриминальными пространствами. В целом характер конфликтов между местным населением и мигрантами создает напряженную атмосферу, в которой высоки риски новых столкновений на расовой, межэтнической и религиозной основе» [2. С. 30].

Таким образом, изложенное позволяет констатировать: проблема с иммигрантами является глобальной, их число в будущем будет расти. Вместе с тем миграция дает возможность самим мигрантам реализовать себя в науке, экономической и других сферах деятельности человека. Учитывая, что в настоящее время существуют вооруженные конфликты в странах Северной Африки, Ближнего Востока и Украины, миграционные процессы могут носить неуправляемый характер, это может повлиять на государственную безопасность соседних стран.

Список литературы

1. Бекетова, В. Д. Проблемы правового статуса иностранцев в России : ученые записки института государства и права / В. Д. Бекетова. - Тюмень, 2004. - 450 с.

2. Дмитриев, А. В. Миграция и противостояние цивилизаций. Всеобщая декларация прав человека: универсализм и многообразие опытов / под. ред. В. С. Степина, А. А. Гусейнова, А. Г. Лисицина-Свет-ланова, Е. А. Лукашевой. - М., 2009. - С. 147.

3. Словарь иностранных слов / под ред. И. В. Лехина, С. М. Локшиной, Ф. Н. Петрова, Л. С. Шаумяна. - М., 1987. - 440 с.

4. Хабриева, Т. Я. Миграционное право России. Теория и практика / Т. Я. Хабриева. - М., 2008. - 290 с.

5. Ходжиев, А. Р. Миграция населения в системе международных отношений. Право международной безопасности. Современное видение и сопутствующие проблемы межгосударственного сотрудничества / А. Р. Ходжиев. - М., 2008. - 400 с.

6. Юридический энциклопедический словарь / под ред. О. Е. Кутафина. - М., 2002. - 1100 с.

Сведения об авторе

Стариков Владимир Иванович — кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права и муниципального права Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. law@csu.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2015. No. 17 (372). Law. Issue 43. Pp. 63-66.

PROBLEMS OF THE STATE MIGRATION POLICY OF RUSSIA AND FOREIGN COUNTRIES

V. I. Starikov

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. law@csu.ru

In article the main problems of a migration state policy, formation of a conceptual framework in the sphere

of migration policy are considered. Stages and kinds of population shift are lit.

Keywords: human rights, migration, kinds of migration, immigration, emigration, migration policy.

References

1. Beketova V.D. Problemy pravovogo statusa inostrancev v Rossii : uchenye zapiski instituta gosudarstva iprava [Problems of legal status of foreigners in Russia : Scientific notes of institute of the state and law]. Tju-men', 2004. 450 p. (In Russ.).

2. Dmitriev A.V.; Stepin V.S., Guseynov A.A., Lisitsin-Svetlanov A.G., Lukasheva E.A. (eds.) Migracija i protivostojanie civilizacij. Vseobshhaja deklaracija prav cheloveka: universalizm i mnogoobrazie opytov [Migration and opposition of civilizations. Universal declaration of human rights: universalism and variety of experiences.]. Moskow, 2009. 147 p. (In Russ.).

3. Lekhin I.V., Lokshina S.M., Petrova F.N., Shaumjan L.S. (eds.). Slovar' inostrannyh slov [The dictionary of foreign words]. Moscow, 1987. 440 p. (In Russ.).

4. Habrieva T.Ya. Migracionnoe pravo Rossii. Teorija i praktika [Migratory law of Russia. Theory and practice]. Moscow, 2008. 290 p. (In Russ.).

5. Hodzhiev A.R. Migracija naselenija v sisteme mezhdunarodnyh otnoshenij. Pravo mezhdunarodnoj bezo-pasnosti. Sovremennoe videnie i soputstvujushhie problemy mezhgosudarstvennogo sotrudnichestva [Population shift in system of the international relations. Law of the international security. Modern vision and companion problems of interstate cooperation]. Moscow, 2008. 400 p. (In Russ.).

6. Kutafin O.E. (ed.). Juridicheskijjenciklopedicheskij slovar' [The legal encyclopedic dictionary]. Moscow, 2002. 1100 p. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.