УДК 330.34
Ю.А. Желтова
студент, кафедра экономики и управления, ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского», Арзамасский филиал
ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
Аннотация. В статье проведена диагностика состояния малого и среднего предпринимательства в отдельном муниципальном образовании, городе Арзамасе Нижегородской области. Показано, что на уровне города малый бизнес играет существенную роль, однако для его дальнейшего развития необходимо создание системы эффективного государственного регулирования. Основными проблемами названы несовершенство и нестабильность нормативно-правового регулирования и большая налоговая нагрузка.
Ключевые слова: малый бизнес, экономика города, государственное регулирование.
Yu.A. Zheltova, Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, Arzamas Branch
PROBLEMS OF STATE REGULATION OF SMALL BUSINESS
Abstract. In the article the diagnostics of small and medium-sized businesses in a separate municipality, the city of Arzamas Nizhny Novgorod region. It is shown that at the city level small business plays an important role, but for its further development is necessary to create an effective system of state regulation. The main problems identified imperfection and instability of regulatory and greater tax burden.
Keywords: small businesses, the city's economy, state regulation.
Как показывает опыт развитых стран, малый бизнес может приносить более 50% ВВП и обеспечивать занятость не менее 70% - 80% трудоспособного населения.
Малый бизнес (МБ), или малое предпринимательство, представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны [1].
Многочисленные исследования отечественных и зарубежных ученых- экономистов обосновали вывод о том, что почву для формирования и развития среднего класса подготовил именно рост малых и средних предприятий в национальных экономиках [2]. Малый бизнес является значительным источником налогов, обеспечивая этим рост налоговой базы страны. В развитых странах малый бизнес получает поддержку не только от государства. Его инновационное направление базируется на широком привлечении инвестиционных ресурсов крупных корпораций.
В современной российской экономике (и в теории, и на практике) много говорится о необходимости активного развития малого и среднего предпринимательства. На сегодняшний день никто и не отрицает чрезвычайно важной роли малого бизнеса в социально-экономическом развитии страны. Однако остается целый ряд проблем, требующих пристального внимания и скорейшего разрешения. Проблемы развития малого и среднего бизнеса не создаются самими предпринимателями (многие говорят об отсутствии образования и навыков предпринимательской деятельности). Они глубоки и носят системный характер.
Поэтому главной проблемой для малого и среднего бизнеса видится проблема неэффективного государственного регулирования.
Для выявления присущих развитию малого бизнеса проблем, проведена диагностика состояния малого и среднего предпринимательства в отдельном муниципальном образовании, городе Арзамас Нижегородской области.
Малый бизнес для экономики города Арзамас является важным сектором. В нем занято более 12 тысяч человек, что составляет около 24% от общей численности занятых в экономике. Доля налоговых поступлений от малых предприятий в бюджет города составляет 25% [3]
Место малого предпринимательства в экономике города Арзамас по итогам 2013 года
наглядно представлено на рисунке 1. Для исследования нам важен именно 2013 год, поскольку именно тогда происходило очередное реформирование нормативно-правовой базы регулирования сферы малого и среднего предпринимательства.
Рисунок 1 - Место малого предпринимательства в экономике г. Арзамас
К сожалению, наблюдается тенденция сокращения общего числа субъектов малого и среднего бизнеса в последние годы. По состоянию на 1 января 2014 их число в городе составило 4608 ед. На рисунке 2 отражена ситуация сокращения числа субъектов малого и среднего бизнеса в г. Арзамас за период 2011-2013 гг.
Рисунок 2 - Число субъектов малого и среднего бизнеса в г. Арзамас
Свою деятельность в городе осуществляют 9 средних предприятий, 1056 малых предприятий, 3543 предпринимателя без образования юридического лица. Число малых предприятий положительно растет, а также увеличивается число организаций [4]. Динамика изменений представлена на рисунке 3.
Количество предпринимателей без образования юридического лица из года в год существенно сокращается, что отражено на рисунке 4.
Таким образом, даже поверхностный анализ показывает неблагоприятные тенденции развития малого и среднего бизнеса в городе.
1200 1000 800
79Э
Ä А
А
2003 2009 2010 2011 2012 2013 Год
Рисунок 3 - Количество малых предприятий в г. Арзамас за 2008-2013 гг.
Рисунок 4 - Количество предпринимателей без образования юридического лица
В ходе проведенного исследования было выяснено, что малые предприятия в России, и в частности в муниципальном образовании город Арзамас, сталкиваются с большими трудностями, которые приводят к прекращению деятельности и ликвидации молодых малых предприятий, основными из которых являются несовершенство и нестабильность нормативно-правового регулирования и большая налоговая нагрузка.
Создание нормативно-правовой базы, которая обеспечивает правовое регулирование малого предпринимательства, является одной из главных задач государства. Малый бизнес сегодня регулируется Федеральными Законами, основным из которых является Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Указами Президента РФ, Постановлениями Правительства РФ.
По состоянию на 2015 год для российских индивидуальных предпринимателей и организаций предусмотрено 5 режимов налогообложения: 1 общий (ОСН) и 4 специальных (УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН). Основными налоговыми режимами для субъектов малого бизнеса являются: единый налог на вменённый доход (ЕНВД), упрощённая система налогообложения (УСН). Кроме того, с 2012 года предприниматели могли перейти на уплату УСН на основе патента. С 2013 года вместо патентной «упрощёнки» введена самостоятельная патентная система налогообложения.
По сообщению ежедневной деловой газеты РБК, с 1 января 2015 года компании, работающие по упрощенной системе налогообложения, будут обязаны платить налог на недвижимое имущество. До этого времени малый бизнес продолжит платить два налога:
единый налог по упрощенной схеме налогообложения (УСН) и налог на фонд оплаты труда. Введение нового налога существенно усложнит и без того непростую ситуацию..
В результате проведенного исследования можно сделать вывод о том, что усиление налоговой нагрузки вызвало сокращение численности малых предприятий в муниципальном образовании город Арзамас, а ослабление в 2014 году не вызвало их резкого роста, поскольку уже нет веры в стабильное законодательство, нормативы.
Молодые предприниматели всегда ощущают недостаток средств для развития своего бизнеса, а налоговое бремя понуждает многих предпринимателей скрывать свои доходы (занижать величину декларируемых доходов), занижать заработную плану наемным работникам, для того, чтобы не делать большие отчисления на фонд оплаты труда, либо сворачивать свое дело. Поэтому вопрос совершенствования Российского законодательства в сфере государственного регулирования малого и среднего предпринимательства остается открытым.
Антикризисные меры поддержки малого и среднего предпринимательства утверждены в рамках правительственного документа (Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году), размещенного на сайте кабинета министров. В части, касающейся малого бизнеса, план нацелен на содействие развитию малого и среднего предпринимательства за счет снижения финансовых и административных издержек. Срок действия мероприятий - февраль-август 2015 года. Одним из мероприятий для улучшения положения малого бизнеса были приняты налоговые «каникулы» для начинающих индивидуальных предпринимателей.
Говорить о том, как отразятся нововведения в сфере малого и среднего бизнеса, можно будет спустя некоторое время.
Список литературы:
1. Носова С.С. Экономическая теория: учебник для студентов ВУЗов / С.С. Носова. - М.: КНОРУС, 2011. - 792 с.
2. Федотова Е.И. Основные подходы к созданию механизмов государственного регулирования формирования среднего класса российского общества / Е.И.Федотова // Приволжский научный вестник. 2014. № 12-2 (40). С.33-35
3. Официальный сайт администрации города Арзамас.- Режим доступа: http:// www.arzamas.org.ru
4. Малое и среднее предпринимательство в России. 2014: Стат.сб./ М 19 Росстат. - M., 2014. - 86 с. .- Режим доступа: http://www.gks.ru