Научная статья на тему 'Проблемы государственного регулирования инвестиционных векторов экономики Иркутской области'

Проблемы государственного регулирования инвестиционных векторов экономики Иркутской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
95
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРОМЫШЛЕННОЕ РАЗВИТИЕ / ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ / ИННОВАЦИИ / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЁРСТВО / ГЛУБОКАЯ ПЕРЕРАБОТКА / INVESTMENT POTENTIAL / INDUSTRIAL DEVELOPMENT / BASIC CAPITAL / INNOVATIONS / TOURIST AND RECREATION COMPLEX / TRANSPORT INFRASTRUCTURE / STATE-PRIVATE PARTNERSHIP / DEEP TREATMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Антипин Дмитрий Алексеевич

Рассмотрены изменения, произошедшие в экономике Иркутской области в ходе общероссийских реформ 90-х годов прошлого века, проанализированы текущие и перспективные инвестиционные возможности и трудности в развитии инвестиционной деятельности в регионе. Исследованы задачи федеральных и региональных органов власти, а также пути их взаимодействия при реализации инвестиционных проектов на территории Иркутской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of government regulation of investment vectors in economics of Irkutsk region

The author considers changes of Irkutsk region economics in the course of All-Russia reforms in 90-s of the last century. He analyses current and perspective investment possibilities and difficulties in development of investment activity in the region. The author studies the tasks of federal and regional government bodies as well as their interaction ways under realization of investment projects on the territory of Irkutsk region.

Текст научной работы на тему «Проблемы государственного регулирования инвестиционных векторов экономики Иркутской области»

вой, производственный, потребительский и финансовый потенциалы области. Кредитоспособность региональных властей подтверждает рейтинг международного рейтингового агентства 31а^а^&РоогБ — «В+» прогноз «Стабильный».

Ключевые приоритеты социально-экономического развития региона - создание производств на территории области с высокой добавленной стоимостью, эффективное использование туристско-рекреационного потенциала, увеличение производительности труда и повышение конкурентоспособности ключевых отраслей экономики, развитие глубокой переработки сырья, увеличение в структуре экономики доли новых отраслей и развитие элементов постиндустриальной экономики.

В регионе заявлены и уже реализуется ряд крупных инвестиционных проектов в сфере газодобычи и газификации области, добычи и транспортировки нефти, модернизации и строительства новых алюминиевых производств, развития лесоперерабатывающих производств. Планируется реализация проектов по развитию электроэнергетики Иркутской области. Мощный импульс получило развитие строительной отрасли, в том числе и на базе национального проекта «Доступное и комфортное жильё». Большие перспективы связаны с развитием туризма на озере Байкал - планируется создание особой экономической зоны (ОЭЗ) туристско-рекреационного типа в посёлке Большое Голоу-стное под Иркутском. Концепция ОЭЗ предполагает создание в поселке Большое Голоустное всесезонного курорта международного уровня с акцентом на развитие делового туризма, сопровождаемого различными видами отдыха. Повышению капитализации Байкала в перспективе будет способствовать и тот факт, что крупнейшее на планете озеро приобретет значение стратегического запаса пресной воды.

Для успешного привлечения инвестиций в регионе созданы основные предпосылки.

Реализацией механизма частно-государственного партнерства является практика заключений соглашений о социально-экономическом сотрудничестве с организациями, осуществляющими деятельность на территории Иркутской области, в которых указываются обязательства государственных властей по поддержке бизнеса, а также налоговые и социальные обязательства компаний.

Работу по координации инвестиционной деятельности в области осуществляет Департамент инвестиционного развития и национальных проектов администрации губернатора Иркутской области. В июле 2006 года создан Совет по инвестициям при губернаторе Иркутской области. На заседаниях Совета рассматриваются презентации инвестиционных проектов, предлагаемых к реализации на территории Иркутской области, обращения инициаторов инвестиционных проектов по снижению административных барьеров.

Инвестиционные проекты, претендующие на поддержку администрации Иркутской области, по результатам всесторонней экспертизы включаются в Перечень приоритетных проектов Иркутской области.

Нужно отметить создание условий для повышения качественного уровня работы профессиональных участников инвестиционной деятельности путем их добровольной аккредитации. В настоящее время работает механизм добровольной аккредитации консалтинговых компаний, к услугам которых могут обратиться участники инвестиционной деятельности и получить квалифицированную помощь.

Кроме этого, администрацией области совместно с муниципальными образованиями ведется работа по привлечению инвесторов, формируется каталог свободных земельных участков, производственных участков, обеспеченных необходимой инфраструктурой, готовых инвестиционных проектов, нуждающихся в дополнительных инвестициях [2, с.4].

Анализ реализации мероприятий поддержки инвестиционной деятельности в 2001-2005 годах показал, что администрацией Иркутской области и муниципальными образованиями Иркутской области использовались следующие формы: предоставление гарантий, бюджетных кредитов, субсидирование процентной ставки по кредитам, привлеченным инвесторами, предоставление налоговых льгот. Применение данных инструментов носило избирательный характер ввиду ограниченности бюджетных средств и, кроме того, по своей сути не могло качественно изменить ситуацию в сфере инвестиционной деятельности [4].

Иркутская область, как и многие регионы Сибири, сегодня переживает интенсивный рост инвестиций и как следствие новый виток промышленного развития. В 2005г. инвестиционный прирост к предыдущему году составил - 23%, в 2006 - 67%. На фоне прежних итогов сравнительно неплохие темпы роста инвестиций и строительных работ обеспечили области 3-е и 5-е места среди сибирских регионов по этим показателям. По объему инвестиций на душу населения рейтинг Иркутской области значительно ниже и в 2004-2005 гг. составлял 7, 9 места соответственно, его абсолютная величина ниже среднего показателя по СФО [3, с.2].

В 2005 г. объем инвестиций в основной капитал превысил 30,7 млрд. рублей, в первом полугодии 2006 г. - 16,8 млрд. рублей. Кроме того, в 2005 г. 217 млн. долларов США пришли из-за границы в качестве иностранных инвестиций. Регион активно сотрудничает с зарубежными государствами, а основными странами-инвес-торами являются Кипр, Китай и Великобритания [2, с.4].

За два последних года инвестиции в регион возросли практически в два раза. Объем инвестиций в экономику Иркутской области в 2006

году составил без учета строительства нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО) 50 миллиардов рублей, а с учетом реализации проекта ВСТО 67,7 миллиарда рублей. За девять месяцев 2007 года вложения в область составили около 53 миллиардов рублей, не считая строительства нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан". Темпы роста инвестиций за это время составили 184,6 % по отношению к аналогичному периоду 2006 года. Причем рост наблюдался практически во всех секторах экономики.

Наиболее интересными отраслями для инвесторов в Иркутской области сегодня являются: транспорт и связь - 41,4 % от общего объема вложений;

обрабатывающие производства - 27,5 %; металлургическое производство - 11,3 %; производство пищевых продуктов, включая напитки - 3,6 %;

химическое производство - 5,2 %. Львиная доля вложений приходится на стратегические проекты: строительство нефтепровода ВСТО и освоение Верхнечонского месторождения. Нужно отметить, что строительство ВСТО повлекло за собой создание сети региональных трубопроводов местными нефтедобывающими компаниями. А это новые вложения. Но инвестиционное развитие области не исчерпывается только этими проектами.

Ожидается строительство нового аэропорта между Иркутском и Ангарском, в 2008 году должно начаться оформление проектной документации. Создание транспортного комплекса на базе агломерации городов Иркутск, Ангарск, Шелехов также является приоритетным направлением вложения средств. Кроме этого, новый этап начинается в развитии территорий зоны БАМ. Глобальным проектом в масштабах области станет газификация, осуществлять которую будет администрация региона совместно с ОАО "Газпром". Это как раз те базовые вложения в инфраструктуру, которые обеспечат приток нового капитала. Известно, что территории, где есть хорошие транспортные коммуникации, сырье, энергия, наиболее привлекательны для инвесторов. Ведь зачастую объем рынков, наличие квалифицированной рабочей силы и состояние инженерных инфраструктур играют для инвесторов большую роль, чем налоговые льготы и таможенные тарифы.

Строительство трубопровода - это далеко не единственный проект. В конечном счете, добыча углеводородного сырья и развитие транспортной и энергетической инфраструктуры - это подготовительный этап создания на территории Иркутской области экономического центра востока страны.

Курс в стратегическом развитии области взят на уход от сырьевой специализации экономики, на увеличение доли мощностей глубокой

переработки. Например, уже принято решение о строительстве двух кирпичных заводов, завода строительных материалов компании «КЫАир». В стадии разработки и согласования находится еще ряд проектов. Началось развитие глубокой переработки древесины: создание производств деревянного малоэтажного домостроения, производств сухих клееных пиломатериалов, деревообрабатывающих заводов, , заводов по производству плит МДФ и химико-термомеханической массы, лесохимического комплекса по безотходной переработке древесины. По данным департамента экономики Иркутской области, стоимость 27 проектов, которые сейчас воплощаются в сфере ЛПК, составит около 22 миллиардов рублей.

Одним из первых нормативных документов, ориентированных на привлечение инвесторов в область, стал региональный закон "О налоге на имущество организаций" в новой редакции. Данный закон был принят Законодательным собранием Иркутской области 8 октября 2007 года. Этот документ предоставляет льготы для предпринимателей и компаний, которые на территории Приангарья инвестируют в отрасли глубокой переработки и высоких технологий от 10 миллионов рублей. Только на стадии разработки закона насчитывалось заявленных проектов на 45 миллиардов рублей, причём без учета деятельности финансово-промышленных групп (ФПГ). Закон рассчитан на средний и крупный бизнес, не входящий в вертикально интегрированные компании. Реализация этих заявок даст 3,4 тысячи рабочих мест и 77 миллионов рублей в бюджет только по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ).

Первые результаты уже налицо. В Иркутскую область за первое полугодие 2007 года поступило 159,7 миллиона долларов иностранных инвестиций, что на 32,9 процента больше, чем за тот же период прошлого года. При этом объем прямых инвестиций увеличился в 11,5 раза, до уровня 20 миллионов долларов. Впрочем, региональные власти считают, что основными инвесторами должны быть российские, а не иностранные компании.

Главные критерии областной политики - это открытость и содействие. В последнее понятие входят административное сопровождение проектов, создание адекватной и работающей конкурентной законодательной базы.

Готовится также система сопровождения инвестиционных проектов. Суть ее в следующем: за компанией, которая изъявила желание работать в области и анонсировала свой проект, закрепляется представитель областной администрации, своего рода куратор. Он консультирует предпринимателей по вопросам местного законодательства, формирования пакета документов, помогает преодолевать административные барьеры, оперативно реагирует на возникающие проблемы. Такое кураторство, с одной стороны,

не что иное, как административный рычаг для преодоления административных же барьеров, а с другой - способ контроля за тем, чтобы компания играла по принятым правилам [1, с.13].

Можно отметить также и определённые трудности в развитии инвестиционной деятельности на территории области:

1) недостаточный объем инвестиций в производство продукции с высокой добавленной стоимостью;

2) недостаточный уровень развития производственной инфраструктуры (электроэнергия, тепло, дороги);

3) не всегда высокое качество предлагаемых инвесторам инвестиционных проектов;

4) недостаточный уровень информированности потенциальных инвесторов о возможностях и преимуществах инвестирования в Иркутскую область [4].

Несмотря на это, оптимизм относительно перспектив развития области вполне обоснован. У региона, обладающего мощным потенциалом и рядом неиспользованных преимуществ, имеются все предпосылки для активизации инвестиционной деятельности и мощного рывка в экономическом развитии. В разработанной Институтом региональной политики Стратегии социально-экономического развития Иркутской области на период до 2010 года и на перспективу до 2020 года выделяются три ключевых направления:

1) инновационная деятельность;

2) формирование современного туристско-рекреационного комплекса международного значения;

3) освоение огромного природно-ресурсного потенциала.

Выработанная стратегия развития предполагает реализацию целого ряда инвестиционных проектов в сфере туризма, добычи золота, нефти и газа, в лесном и нефтехимическом комплексе, металлургическом производстве. Воплощение грандиозных планов потребует немалых усилий. Необходимо принятие ряда административных решений на федеральном и региональном уровнях, нужны крупные финансовые вложения.

Как показывают расчёты, при выполнении намеченного примерно в 4 раза вырастут инвестиции в экономику. Существенно возрастёт объём производства в отдельных видах деятельности. К концу 2010 года производство золота в регионе должно вырасти в 3 раза, алюминия - в 2,2 раза, электроэнергии - на треть. Должна получить развитие добыча нефти и газа и на её основе - выпуск новых видов продукции. Кроме того, реализация инвестиционных проектов будет стимулировать рост других производств, прежде всего - выпуск стройматериалов и развитие инфраструктур, таких как транспортная, банковская, телекоммуникационная и др.

Налоговые поступления в консолидированный бюджет возрастут, по меньшей мере, на четверть от фактически сложившихся объёмов. Будет преодолено отставание в темпах роста валового регионального продукта, доля области в ВРП России, по расчётам, вырастет до 2,5%. Приангарье может реально превратиться в один из регионов - «локомотивов» на востоке страны [3, с.2].

Реализация наиболее значимых инвестиционных проектов, безусловно, будет способствовать росту и других производств. Новые рабочие места и рост доходов населения создадут условия для развития производства потребительских товаров (особенно в сфере АПК), жилищного строительства, производства строительных материалов, сферы услуг. Реализация крупных инвестиционных проектов приведет к росту загруженности инфраструктуры, прежде всего транспортной, и дорожного строительства. Активизация экономической деятельности неизбежно приведет и к развитию финансовых инфраструктур — банков, страховых и инвестиционных компаний и фондов.

Рост валового регионального продукта приведет и к пропорциональному увеличению доходов регионального и местных бюджетов, а с ним и к росту бюджетных инвестиций на социальную инфраструктуру.

Обязательным условием успешной реализации инвестиционных проектов в Иркутской области является слаженное взаимодействие федеральных и региональных органов власти. Развитие ключевых отраслей экономики восточных регионов страны и реализация крупнейших инвестиционных проектов во многих случаях не могут произойти «автоматически», а требуют определенных усилий со стороны государства. В обобщенном виде задачи федеральных и региональных органов власти можно сформулировать следующим образом.

Федеральные органы власти могут и должны оказать влияние на реализацию крупнейших инвестиционных проектов по двум ключевым направлениям:

1) за счет инвестиций в развитие инфраструктуры;

2) путем принятия ряда правовых и административных решений.

Инвестиции со стороны федерального бюджета необходимы прежде всего в развитие транспортной инфраструктуры. Реализация целого ряда инвестиционных проектов сдерживается прежде всего из-за транспортной недоступности, в частности, из-за удаленности месторождений полезных ископаемых от железнодорожных веток, реже — автомобильных дорог. При этом очень часто принятие решений о необходимости федеральных вложений в инфраструктурные объекты становится предметом дискуссий и затягивается на многие годы. Это порождает неопределенность как для представителей

частных компаний, так и региональных и муниципальных администраций. Представители частных компаний готовы при выполнении ряда условий инвестировать в объекты, но не имеют возможности более или менее точно спланировать свою инвестиционную деятельность. Региональные и местные администрации, не зная перспектив реализации ключевых инвестиционных проектов, не могут с высокой степенью достоверности разрабатывать стратегии развития своих территорий. Необходимо, на наш взгляд, развивать систему «инвестиционного взаимодействия» между федеральными, региональными и местными властями. Информационные согласования должны подкрепляться межбюджетными трансфертами инвестиционного назначения.

Помочь в решении названной проблемы могут следующие действия:

— разработка и внедрение «прозрачных» критериев оценки целесообразности реализации тех или иных проектов. Такие подходы уже начали внедряться в рамках Инвестиционного фонда РФ, и их можно распространить на другие инструменты распределения федеральных инвестиций по регионам;

— в большей степени координация реализации отдельных инвестиционных проектов с целью совместного использования инфраструктуры для реализации этих проектов (например, строительства в одном створе трубопроводов и дорог), что в настоящее время происходит далеко не всегда в согласованном режиме;

— первоочередное финансирование уже начатых объектов перспективных направлений;

— более активное использование механизмов государственно-частного партнерства, в рамках которого возможен поиск оптимальных форм софинансирования проектов за счет средств федерального бюджета и частных инвесторов, позволяющего избежать неэффективного расходования бюджетных средств, затягивания сроков реализации инфраструктурных проектов.

Создание инфраструктуры (транспортной, энергетической) возможно не только за счет средств федерального бюджета, но и в рамках инвестиционных стратегий инфраструктурных монополий. Особенно это актуально в отношении трубопроводного транспорта, в меньшей степени - железнодорожного транспорта и энергетической сетевой инфраструктуры. Соответственно должна повыситься и предсказуемость региональных аспектов в деятельности таких компаний, как ОАО «Транснефть» и ОАО «Газпром», ОАО «Российские железные дороги» и др. Применительно к их инвестиционным планам должны предъявляться те же требования, что были названы в отношении федеральных инвестиций.

Среди задач федеральных органов власти, не связанных непосредственно с финансирова-

нием инфраструктурных объектов , одна из важнейших — своевременное принятие решений о перспективах развития тех или иных инвестиционных проектов. В одних случаях речь идет о проведении аукциона за право разработки месторождений полезных ископаемых, например, по золоторудному месторождению Сухой Лог инвесторы ждут аукциона уже на протяжении пяти лет, в других — о выборе между альтернативными стратегиями развития, как в случае с использованием газа Ковыктинского месторождения и т.п.

В целом ряде отраслей от федеральных органов власти требуется проведение грамотной отраслевой политики, в том числе по созданию условий, делающих экспорт продукции перерабатывающих отраслей выгоднее экспорта необработанных природных ресурсов. Это особенно актуально для лесопромышленного комплекса и рыбной промышленности. Например, в лесной отрасли будет пересмотрена таможенная политика государства в отношении продукции лесопромышленного комплекса и технологического оборудования, усилится борьба с нелегальным экспортом леса и ряда других товаров.

Наконец, федеральные власти должны проводить социальную политику, отвечающую задачам экономического развития. К числу важнейших ее составляющих относятся:

— миграционная политика — содействие миграции трудовых ресурсов для обеспечения реализации крупных инвестиционных проектов;

— развитие социальной инфраструктуры для создания нормальных условий жизни для занятых на новых предприятиях;

— политика в сфере профессионального образования всех уровней (начального, среднего, высшего), отвечающая нуждам экономики и росту инвестиций.

Региональные органы власти должны создавать условия для реализации инвестиционных проектов на территории Иркутской области.

Среди важнейших направлений социально-экономической политики региональных органов власти можно назвать такие, как:

— повышение в целом качества управления регионами, внедрение лучшей управленческой практики на региональном уровне и содействие ее внедрению в муниципальных образованиях;

— создание системы сопровождения инвестиционных проектов, позволяющей снять административные барьеры на пути реализации инвестиционных проектов, в том числе организация взаимодействия с территориальными органами федеральных органов власти, ответственными за согласование инвестиционной документации, контроль за деятельностью частного бизнеса; организация взаимодействия с органами местного самоуправления по вопросам выделения земельных участков;

— проведение информационной политики, направленной на формирование позитивного

имиджа региона (например, как привлекательного объекта для инвестирования, как перспективного туристического центра и т.п.);

— повышение эффективности социальной политики в целом, осуществление по мере возможности инвестиций в развитие социальной инфраструктуры; это необходимо не только для решения собственно социальных проблем, но и для повышения инвестиционной привлекательности региона, улучшения его имиджа;

— повышение эффективности политики в сферах жилищно-коммунального хозяйства, дорожного строительства, которые так же, как и эффективная социальная политика важны не только сами по себе, но и как важный элемент в формировании позитивного имиджа региона;

— создание условий для развития высокотехнологичных производств, в том числе за счет развития региональной инновационной инфраструктуры;

— создание условий для развития малого и среднего бизнеса, диверсификации экономики; речь идет о крупных проектах, которые играют огромную роль в экономике регионов, но которые, как принято говорить, не должны оставаться «соборами в пустыне» (в противном случае территория вновь превратится в депрессивную при исчерпании месторождения полезного ископаемого);

— совместно с федеральными органами власти создание условий для подготовки кадров, необходимых для реализации инвестиционных проектов на территории регионов.

Основными задачами развития в сфере профессионального образования (которые должны совместно решаться федеральными и региональными органами власти, причем при поддержке бизнес-структур) являются:

— определение перспективной потребности отраслей экономики регионов и муниципалитетов в специалистах; приведение структуры учебных заведений профессионального образования в соответствие с возрастающими потребностями реального сектора экономики, сфер услуг в квалифицированных кадрах;

— совершенствование структуры и содержания начального профессионального образования, направленное на удовлетворение потребностей отраслей экономики регионов и муниципалитетов в квалифицированных рабочих кадрах;

— развитие социального партнерства, выработка эффективных моделей взаимодействия и сотрудничества образовательных учреждений, предприятий и организаций в регионах;

— стимулирование конструктивного взаимодействия руководителей предприятий, учебных заведений, служб занятости, органов власти и других заинтересованных сторон в выявлении потребности, подготовке и трудоустройстве специалистов с высшим и средним профессиональным образованием;

— расширение практики договорных отношений между вузами, колледжами, профессиональными училищами, лицеями и предприятиями различных организационно-правовых форм, увеличение хоздоговорной подготовки кадров [8].

Таким образом, подводя итог, необходимо ещё раз отметить, что стратегической целью развития Иркутской области является формирование самодостаточной экономики инновационного характера, обеспечивающей инвестиционную привлекательность и комфортную среду для жизни населения. Основными инструментами достижения стратегической цели являются формирование мощной высокотехнологичной индустриальной базы по глубокой переработке сырьевых ресурсов, создание рабочих мест, обеспечение социальной устойчивости в регионе.

Библиографический список

1. Вострикова Е. Законы привлекательности / Е. Вострикова // Российская газета. 7 декабря 2007г. - С. 13.

2. Иркутская область: инвестиционные проекты и объекты инвестирования. - Иркутск: Изд-во «Время странствий», 2006. - 36 с.

3. Овсянникова И. Послужной список Прианга-рья. К 70-летию Иркутской области / И. Овсянникова // Восточно-Сибирская правда. 10 октября 2007г. - С. 2.

4. Пояснительная записка к проекту областной государственной целевой программы «Развитие инвестиционной деятельности в Иркутской области на 2007-2009 годы» http://www.qovirk.ru

5. Приангарье и регионы Сибирского федерального округа. Инвестиционная деятельность. -Иркутск: Иркутскстат, 2007. - 21 с.

6. Программа социально-экономического развития Иркутской области на 2006-2010 годы http://www.qovi гк. ги

7. Проект областной государственной целевой программы "Развитие инвестиционной деятельности в Иркутской области на 2007-2009 годы» http://www.qovi гк. ги

8. Проект развития Востока России. Институт региональной политики http://www. reqionalistica.ru

9. Стратегия социально-экономического развития Иркутской области на период до 2010 года и на перспективу до 2020 года http://www.qovirk.ru

УДК 332.122

РАЗРАБОТКА МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В.А.Воронин1

Московский государственный строительный университет, 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, 26

Рассмотрены этапы стратегического планирования в развитии строительных организаций. Представлена структура целей строительной организации с учетом выделенных по отдельным направлениям деятельности ценностей. Показано, что начальным этапом является разработка миссии организации. Ключевые слова: стратегическое развитие, инвестиционно-строительная сфера, эффективность стратегии. Ил. 2. Табл. 2.

THE DEVELOPMENT OF METHODOLOGICAL BASES OF STRATEGIC DEVELOPMENT OF BUILDING ORGANIZATIONS

Voronin V.A.

Moscow State University of Civil Engineering 25 Yaroslavskoye highway, Moscow,129337

The author considers the stages of strategical planning in development of building organizations. He presents the structure of tasks of a building organization taking into consideration singled out valuables according to separate directions of activities. It is demonstrated that development of organization mission is an initial stage. Key words: strategical development, investment and construction sphere, efficiency of a strategy. 2 figures. 2 tables.

В рыночных условиях любая производственная организация может реализовать свою продукцию лишь в том случае, если ее продукция будет востребована потребителями и будет пользоваться спросом на рынке. Это в равной степени относится к строительной продукции. Поэтому главнейшей задачей на первом этапе выбора направлений развития строительной организации является определение перспективного спроса на строительную продукцию. Одновременно с этим руководству строительной организации необходимо оценить свой экономический потенциал с точки зрения возможности сооружения востребованных объектов, к примеру, возник большой спрос на офисные помещения, а организация задействована на строительстве дорог. В случае экономической целесообразности следует оценить возможности реструктуризации подрядного портфеля, маневра материально-технических, финансовых и трудовых ресурсов и др.

Из большого числа научно-практических разработок, касающихся методов и подходов к формированию стратегии создания новых и развития существующих организаций, автор считает возможным использовать основополагающие положения, приведенные в фундаментальном труде американских ученых «Основы менеджмента». В нем обосновываются этапы и процедуры разработки стратегического плана создания и развития любой организации. При этом в задачу разработчиков проекта развития конкретной организации входит привязка общих положений этой теории к фактическим характеристикам конкретной организации и условиям ее будущего функционирования.

Начальным этапом процесса стратегического планирования является разработка миссии организации. Разработка ее миссии может быть осуществлена в двух вариантах:

корректировка ранее разработанной миссии с позиций новых требований развития организации; разработка совершенно новой миссии с использованием новых ориентиров по функционированию организации в будущем.

Второй вариант является предпочтительным. Практика показала, что чаще всего миссия как таковая не разрабатывалась, а требования к развитию не структурировались. При этом уточним, что под миссией организации общепринято считать глобальную цель, характеризующую предназначение и роль организации в обществе. Описание миссии организации традиционно включает:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) основные цели организации с точки зрения структуры продукции и услуг, основных рынков и технологий;

2) характеристику внешней среды;

1

Воронин Владимир Александрович, аспирант, тел. 8 (3952) 40-54-12 Voronin Vladimir Alexandrovich, a post graduate. Tel. 8 (3952) 40-54-12

3) основы культуры организации.

По мнению практиков, чтобы выбрать нужную миссию, руководство организации должно ответить на два принципиальных вопроса: «Кто наши клиенты?» и «Какие потребности наших клиентов мы можем удовлетворить?». Клиентами для строителей, естественно, выступают потребители ее строительной продукции. При этом признается ошибочным, если в качестве миссии принимается получение организацией прибыли в будущем. Дополнением к основным задачам миссии при разработке целей организации рекомендуется использовать ценности организации. В табл.1 приводятся категории ценностей и типы предпочтительных целей. Заметим, что получение прибыли является одной из многих целей организации.

Ценности, безусловно, учитываются при принятии руководством организации управленческих решений. Более того, могут создавать предпочтения, следуя которым результат деятельности организации может оказаться менее эффективным. В последнее время особое внимание уделяется социальной группе ценностей. При создании крупных организаций в строительстве такими предпочтениями может стать строительство жилья и объектов соцкультуры.

Цели организации формируются и устанавливаются на основе миссии организации с учетом выделенных по отдельным направлениям деятельности ценностей. Цели организации должны удовлетворять определенным требованиям. Общепринятыми являются следующие требования: цели должны быть конкретными, измеримыми, с определенным горизонтом прогнозирования и обязательно достижимыми.

Структура целей в строительной отрасли в России меняется в зависимости от стратегических приоритетов развития национальной экономики, изменений в законодательстве и организационно-экономических механизмах хозяйствования, фактического положения экономики страны в рассматриваемом периоде.

На данном этапе развития экономики страны применительно к строительной сфере необходимо выделить следующие цели, показанные на рис.1.

Анализируя приведенные цели можно отметить, что все или большинство из них одновременно реализовать невозможно, так как некоторые противоречат друг другу. Таким образом, задача разработки стратегического плана является как минимум многокритериальной, нетривиальной, сориентированной на поиск оптимальных комбинаций ресурсозатрат и целевых установок.

Несмотря на то, что в мире уже накоплен опыт решения задач большой размерности с наличием многих критериев оптимальности, однако, учитывая сложность получения верифицированной исходной информации, вероятность эффективного и адекватного применения сравнительно мала. Как показали многочисленные исследования, существует множество проблем использования много-критериальнойоптимизации, в частности, методов построения множеств Парето или методов уступок (при решении задач, допускающих формализацию ограниченного числа параметров и др.). В равной мере использование методов системной оптимизации и методов имитационного моделирования ограничено для решения задач развития строительных организаций. Основной причиной этого является не только быстрое изменение различных показателей в российской экономике, но и достаточно большой удельный вес теневого сектора. Многие многокритериальные задачи являются неразрешимыми также вследствие сложности получения требуемой для этого исходной информации.

_Ценности организации_Таблица 1

Гоуппы ценностей Категории ценностей Типы предпочтительных целей

Теоретические Истина Знания Рациональное мышление Долгосрочные исследования и разработки

Экономические Практичность Полезность Накопление богатства Рост Прибыльность Результаты

Политические Власть Признание Общий объем капитала, продаж, количество работников

Социальные Хорошие человеческие отношения Привязанность Отсутствие конфликта Социальная ответственность относительно прибыльности Косвенная конкуренция Благоприятная атмосфера в организации

Эстетические Художественная гармония Состав Форма и симметрия Дизайн изделия Качество Привлекательность, даже в ущерб прибыли

Региональные Согласие со Вселенной Этика Моральные проблемы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.