ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ НА ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ
Куликова Т.В. Осипова А.Д.
2.57. ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ НА ВНУТРЕННЕМ ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ
Куликова Татьяна Викторовна, канд. юрид. наук, доцент. Должность: заведующий кафедрой. Место работы: Ростовский государственный университет путей сообщения. Подразделение: кафедра «Гражданское право и процесс». e-mail: tana.72@mail.ru Осипова Алина Давидовна, магистрант. Место учебы: Южный Федеральный Университет. Подразделение: кафедра «Гражданское право. Семейное право». e-mail: alina-osipova@list.ru
Аннотация: В настоящей статье авторы выявляют проблемы, возникающие в деятельности государственных органов по контролю внутреннего водного транспорта, и предлагают различные пути их устранения.
Ключевые слова: внутренний водный транспорт, транспортное право, государственный контроль.
PROBLEMS OF THE STATE CONTROL OF INLAND WATER TRANSPORT
Kulikova Tatiyana Viktorovna, PhD at law, associate professor. Position: Head of chair. Place of employment: Rostov State Transport University. Department: Civil Law and Process chair. E-mail: tana.72@mail.ru Osipova Alina Davidovna, master student. Place of study: Southern Federal University. Department: Civil Law. Family Law chair. E-mail: alina-osipova@list.ru
Annotation: In this article the authors identify problems in the activities of public authorities of inland water transport control, and offer different ways of addressing it. Keywords: inland water transport, transport law, public control.
Государственный контроль на внутреннем водном транспорте является публичной сферой, несмотря на то, что органы власти регулируют взаимоотношения юридических и физических лиц. В транспортной сфере устанавливаются особые отношения между гражданами и юридическими лицами, ведь транспорт- это потенциально опасное или как некоторые ученые пишут «повышенной опасности» техническое средство. По своему усмотрению, в данном виде отношений, никто не вправе осуществлять принадлежащие субъектам гражданские права. Необходимо отметить, что именно государство устанавливает определенные квалификационные требования для лиц (юридических или физических, в целях личного пользования, например) в эксплуатации или профессиональной деятельности при использовании объектов повышенной опасности, т.е. любых видов судна. Отсюда и вытекают проблемы государственных органов, контролирующих деятельность на внутреннем водном транспорте в:
установлении профессиональных качеств для судовождения;
установлении повышенной ответственности как перевозчиков, так и судовладельцев;
и одна из самых важных, на наш взгляд, проблема в установлении нарушений законодательства, в силу невозможности повсеместного постоянного контроля органами власти, который на данном этапе развития
системы предупреждения и устранения правонарушений является мало эффективным.
Государство устанавливает повышенные требования к квалификации экипажа судна, что отражено в ст. 27 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ. [1] Здесь можно наблюдать некоторые императивные установления для иностранных граждан и лиц без гражданства. Что касается такого важного субъекта, как капитан судна, то к нему законодатель подходит с особенной тщательностью и важностью описывая его полномочия, требования, установленные к занятию профессиональной деятельностью, права и обязанности, детально прописывая их в ст. 30, 31, 32, 33 КВВТ РФ и упоминая во многих других статьях кодекса. Казалось бы, что столь серьезный подход к деятельности субъектов на внутреннем водном транспорте должен был исключить множество проблем государственных органов, но заметим, что зачастую на практике не всегда соблюдаются установленные требования к квалификации. Иногда, несмотря на наличие дипломов и квалификационных свидетельств, командный состав является плохо подготовленным, не компетентным или же, в силу слабого контроля со стороны государственных органов, относящийся к своим обязанностям недобросовестно.
Особенно такая мало контролируемая ситуация носит весьма распространенный характер при рейсах прогулочных судов. Проведя научный эксперимент, взойдя на борт прогулочного судна, осуществляющего 40 минутный рейс, наблюдаем следующие правонарушения: отсутствие инструктажа пассажиров по технике безопасности, вхождение посторонних в служебное помещение (рулевую рубку) с целью фотографирования, принесение на борт животного, кормление чаек с верхней палубы посредством бросания пищевых отходов в речку, посадка на судно количества пассажиров выше максимально допустимого числа - запрещенные согласно приказу Минтранса РФ[2], отсутствие некоторых технических обозначений необходимых согласно постановлению правительства РФ[3].
Наблюдаемые нарушения на внутреннем водном транспорте происходят в силу превращения услуг по перевозке пассажиров в туристские услуги. Речные и морские судна превращаются из средств повышенной опасности в места отдыха и развлечений. Совершая прогулку на судне или отправляясь в туристический рейс, пассажир является «клиентом фирмы-перевозчика». И при данной ситуации, юридическое лицо, оказывающее деятельность по организации перевозки пассажира, заботится не о соблюдении установленных законом правил, а о получении максимального удовольствия пассажира-клиента от плавания на судне, забывая об установленных обязанностях и правах, и нарушая множество статей и пунктов законов.
Несмотря на такую неблагоприятную ситуацию со стороны контроля властей, видим, что в некоторых малочисленных случаях государству удаётся пресечь подобного рода правонарушения. Так, попустительство членов экипажа и капитана судна было установлено в 2016г. сотрудниками транспортной полиции при совершении рейса прогулочным теплоходом «Н...» в г. Ростове-на-Дону. В ходе разбирательства установили, что данное судно должно эксплуатироваться по техническим характеристикам для перевозки 35 человек, но капитан допустил посадку на судно 43 пассажиров. Команда, конечно же не смогла обеспечить спаса-
3'2017
Пробелы в российском законодательстве
тельными жилетами всех присутствующих на теплоходе, и не пыталась провести инструктаж по технике безопасности на борту. Также, полицейскими был установлен факт алкогольного опьянения капитана теплохода. Данное дело все еще рассматривается, окончательных решений не вынесено. Возможно, стоит привлекать лиц, виновных в противоправных действиях не только к административной, но и к деликтной ответственности. Этот вопрос является весьма спорным, ведь для наступления ответственности должно быть причинение вреда жизни или здоровью, или имуществу лиц. На внутреннем водном транспорте наступление таких последствий может произойти при столкновении суден, крушении или в других крайне опасных ситуациях, а за возможные последствия, которые могли бы наступить в силу противоправных действий, но благодаря благоприятной обстановке удалось их избежать, государство по нашему законодательству ответственности не предусмотрело.
Заметим, что состояние алкогольного опьянение капитанов суден или членов команды также весьма распространенная проблема, с которой необходимо бороться. Для устранения данной проблемы, предположим, обязательное наличие медицинского пункта в точках отправления судна, введение обязательного медицинского осмотра капитана при каждом планируемом рейсе на предмет алкогольного, наркотического опьянения, психического состояния, здесь же установить повышенную ответственность для врачей, проводящих подобные осмотры. Психическое состояние, является также весьма важным элементом, исходя из зарубежного опыта, в Турции, например, водители экскурсионных автобусов обязаны сменять друг друга каждые три часа, останавливаться в пунктах отдыха, находящихся на маршруте следования, и проходить проверку на психическое состояние и отсутствие усталости водителя посредством тестирования, например, смотреть в глаза экзаменатора и не моргать в течение определенного времени. Здесь наглядным будет пример пилота самолёта из США, который длительное время проходил психологическое лечение в психиатрической клинике, затем был допущен к своей профессиональной деятельности, и, находясь в рейсе, закрылся в кабине, дождавшись выхода второго пилота из нее, направил штурвал вниз в целях самоубийства и лишил жизни всех находящихся на борту. Данные случаи иллюстрируют нам необходимость выше-обозначенных мер со стороны государственного регулирования, ведь борьба с алкоголем началась на суше уже давно, а вот на водном транспорте зреет острая необходимость в этом.
Как мы уже раннее замечали, государственные органы не в состоянии физически успеть проконтролировать все объекты внутреннего водного транспорта, поэтому видим необходимость в ликвидации юридической безграмотности граждан посредством объяснения их прав и обязанностей на водном транспорте через социальную рекламу в сетях интернет, особенно это важно в тех местностях, где постоянно функционируют водные объекты повышенной опасности, носящие развлекательный характер для граждан, такие как теплоходы, прогулочные судна, маломерные судна, водные мотоциклы и т.д. Также, государственные органы могли бы организовать горячую линию в каждой городской области, имеющей инфраструктуру для внутреннего водного транспорта и широко использующуюся, для целей сообщения гражданами правонарушений капи-
таном или командой установленного законодательства.
Список литературы:
1. Кодекс внутреннего водного транспорта РФ // Собрание законодательства РФ, 12.03.2001, № 11, ст. 1001
2. Приказ Минтранса РФ от 14.10.2002 № 129 (ред. от 31.03.2003) «Об утверждении Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.12.2002 № 4088) // Российская газета, № 15, 25.01.2003
3. Постановление Правительства РФ от 12.08.2010 № 623 (ред. от 30.04.2015) «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта» // Собрание законодательства РФ, 23.08.2010, № 34, ст. 4476
«Материал выверен, цифры, факты, цитаты сверены с первоисточником. Материал не содержит сведений ограниченного распространения. Статья проверена в системе «Антиплагиат»