Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ГОРОДСКИХ ЛЕСОВ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПАРКОВ (НА ПРИМЕРЕ ИРКУТСКОГО АКАДЕМГОРОДКА)'

ПРОБЛЕМЫ ГОРОДСКИХ ЛЕСОВ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПАРКОВ (НА ПРИМЕРЕ ИРКУТСКОГО АКАДЕМГОРОДКА) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
184
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЖИЗНИ / ОЗЕЛЕНЕННЫЕ ТЕРРИТОРИИ ОГРАНИЧЕННОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ / ОЗЕЛЕНЕННЫЕ ТЕРРИТОРИИ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПАРК / ФОРМА СОБСТВЕННОСТИ НА ГОРОДСКИЕ ЛЕСА / ЛАНДШАФТНОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Белоусова Светлана Владимировна

Встатьерассматриваютсяпроблемы, связанныесгородскимилесами, иперспективыформирования на их основе экологических парков, в том числе вопросы организации экологических парков организационно-правового, технологического и технического характера. Автор рассматривает вариант развития экологического парка в Иркутском Академгородке как модельного объекта формирования системы регулирования развития городского леса, городской ландшафтной архитектуры, архитектурной экологии. Указывает проблемы такого развития и предлагает пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF URBAN FORESTS AND PROSPECTS FOR THE FORMATION OF ECOLOGICAL PARKS (ON THE EXAMPLE OF IRKUTSK AKADEMGORODOK)

The article discusses the problems associated with urban forests, and the prospects for the formation of ecological parks on their basis, including the organization of ecological parks of organizational, legal, technological and technical nature. The author considers the development of an ecological park in the Irkutsk Academgorodok as a model object for the formation of a system for regulating the development of urban forest, urban landscape architecture, and architectural ecology. Indicates the problems of such development and suggests ways to solve them.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ГОРОДСКИХ ЛЕСОВ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПАРКОВ (НА ПРИМЕРЕ ИРКУТСКОГО АКАДЕМГОРОДКА)»

 001: 10.24412/2072-4098-2022-1-101-110 Проблемы городских лесов и перспективы формирования экологических парков (на примере Иркутского Академгородка)

С.В. Белоусова ведущий научный сотрудник Иркутского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук, доцент, кандидат экономических наук (г. Иркутск)

Светлана Владимировна Белоусова, belousova-@mail.ru

Цели повышения качества жизни с позиции экономики развития связываются с развитием человеческого потенциала через качественное улучшение материальных, культурных и экологических условий жизни. В основе обеспечения экологических условий жизни современных городов лежат разнообразные «озелененные территории», которые согласно ГОСТ 28329-89 «Озеленение городов. Термины и определения» включают три категории: озелененные территории общего пользования, ограниченного пользования и специального назначения, в пределах которых различают разнообразные их виды (около 14 видов: парк, сквер, бульвар, сад, ботанический сад, лесопарк и т. д.) и типы посадок (около 22 видов: роща, аллея, бордюр, живая изгородь, газон и т. д.).

Однако в число этих видов не вошли экологические парки, которые стали современным трендом развития рекреационной городской политики. В мировой практике экологические парки - это современная инновационная форма сложной организации естественной природной территории, служащей в допустимых объемах рекреационным, культурным, образовательным и иным гуманитарным целям [2]. В настоящее время для России экологические парки также становятся объектами если не предметного развития городских территорий, то, по крайней мере, массового обсуждения и построения разнообразных идей, планов, проектов

совместного архитектурного, ландшафтного, экологического и т. п. совершенствования городской территории. Безусловно, причина, с одной стороны, кроется в острой потребности городского населения в увеличении местного рекреационного пространства и росте внимания к проблемам экологии, с другой - в готовности бизнеса к расширению своего формата и форм девелоперского развития территорий. Столь острое внимание к этой теме делает задачу организации и развития экологических парков в России актуальной.

Современные условия развития

экологических парков в России

Для России экологические парки - достаточно новая форма организации рекреационных территорий, в силу чего в нормативных документах на федеральном уровне отсутствует определение «экопарк». При этом понятие «экологический парк» (или «экопарк») упоминается в региональных и муниципальных нормативных документах. Параллельно этому практически все крупные и не очень города России уже имеют свою историю формирования экологических парков с разной вариацией процессов и результатов реализации подобных идей и проектов. Например, экологические парки уже существуют в Суздале, Липецке, Волгограде, Москве, Новосибирске. Обсуждаются и планируются варианты создания

подобных парков и в других городах. Таким образом, несмотря на ограниченность правовой базы в России, разнообразные проекты экологических парков формируются и реализуются в разных вариациях и направлениях, что требует детального анализа возможностей и перспектив развития таких инновационных форм городской рекреации.

В большинстве случаев практика создания экологических парков или проектов их создания связана с использованием значительного природного комплекса, в том числе крупных лесных массивов, размеры и (или) ландшафтное многообразие которых позволяют создавать разнообразные функциональные зоны для многовариантного использования. В итоге создание экологических парков связано с наличием нескольких природных условий:

1) значительные размеры территорий городских лесов с богатой и (или) уникальной растительностью;

2) функционально разнообразный и эстетически интересный ландшафт, позволяющий создавать многовариантные экологические культурно-рекреационные или научно-образовательные формы жизнедеятельности.

Однако наличие таких природных условий не являются исчерпывающим фактором для успешного процесса создания экологических парков, поскольку существует достаточно много разномасштабных и сложных проблем организационно-правового, технологического, технического и иного характера, касающихся в первую очередь возможности подобного освоения городских лесов.

Организационно-правовые условия создания экологических парков

Насколько важными и ценными для населения являются городские леса, практически настолько их организационно-правовая идентификация страдает неоднозначностью, условностью, неопреде-

ленностью и т. п. Городские леса - объект регулирования многих отраслей права, однако в соответствующих правовых нормах имеются множественные пробелы, разночтения, дублирование и даже противоречия. Так, пробелом является практически полное отсутствие определения категории «городские леса» в федеральном законодательстве. В отраслевом законодательстве категория «городские леса» находит отражение в лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 6 февраля 2008 года № 31, в пункте 21 которой определяется, что к городским лесам относятся леса, расположенные на землях населенных пунктов. В дальнейшем это понятие используется в региональных законах без какой-либо правовой детализации. Примером чему является принятый в 2003 году Закон от 2 апреля 2003 года № 15-ОЗ «О городских лесах в Иркутской области» (утратил силу в 2006 году), где в полном соответствии с указанной инструкцией указывалось, что «городские леса -это леса, расположенные на землях городских поселений».

При этом важно отметить, что с правовой позиции леса являются только объектом регулирования, но не признаются недвижимым имуществом и не является объектом права собственности. Согласно статье 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) объектом права собственности признается лесной участок, при этом собственник земельного участка не обладает правом собственности на лес, произрастающий на его участке. Исходя из этого законодательно не закреплены права и обязанности частного земельного собственника в отношении лесов и многолетних насаждений. Такая же ситуации наблюдается и с городскими лесами, к тому же формы собственности на городские леса в законодательстве четко не определены, что создает значительные трудности в правоприменительной практике в целом. С одной стороны, ранее согласно статье 19 ЛК РФ

от 1997 года формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений, должны были устанавливаться федеральным законом, а с другой - до сих пор отсутствует федеральный закон, в котором даны какие-либо разъяснения, касающиеся этих прав. В итоге городской лес рассматривается как территориальная единица управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, правда, без точных правовых норм по их исполнению.

Распространены ситуации закрепления собственности на земли под городскими лесами за Российской Федерацией или ее субъектами, а также сохранения этих участков в статусе неразграниченной государственной собственности. В любом случае согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» такими землями до разграничения государственной собственности вправе распоряжаться органы местного самоуправления или органы государственной власти субъектов Российской Федерации в случае принятия субъектом соответствующего закона. В иных случаях лес на этой территории является городской зеленой зоной, требующей от местной власти соответствующего обслуживания и управления. Таким образом, со стороны функционального права полномочиями по охране и использованию городских лесов, находящихся в неразграниченной государственной или федеральной собственности, наделены органы местного самоуправления поселений и городских округов при полном отсутствии компенсации подобных затрат.

Правовую неопределенность городских лесов пытались ликвидировать соответствующие региональные законы, так как субъекты Российской Федерации, руководствуясь тем, что городские леса не являются исключительной собственностью Российской Федерации, поскольку не входят в лесной фонд, начали принимать свои законы о городских лесах. Однако многие правовые акты, как и в случае с Иркутской

областью, были ликвидированы, поскольку оказались недействующими в силу ряда причин - с одной стороны, возможности регионов и муниципалитетов по хозяйственному использованию городских лесов финансово ограничены, а управление ими является экономически убыточным, с другой - возможности регионов и муниципалитетов по управления лесными участками были сформированы законодательством достаточно формально. Так, существующие нормы права, включая статью 98 ЛК РФ, предусматривают осуществление на территории муниципального образования муниципального лесного контроля и надзора за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов, при том что реальные полномочия муниципальных инспекторов по осуществлению лесного контроля в ЛК РФ и подзаконных актах не определены. В итоге в настоящее время ситуация с разграничением собственности на городские леса отошла на задний план, поскольку «распределение полномочий между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями позволяет решать задачи в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства городских лесов более эффективно, нежели признание права собственности за каким-либо публичным собственником» [9, с. 87].

Формы и направления использования леса указаны в статье 25 «Виды использования лесов» ЛК РФ, включая рекреацию и научную деятельность (статьи 40 и 41 ЛК РФ). В каждом из предусмотренных случаев использования земель формируется собственный механизм его реализации. Так, для рекреации или осуществления научно-исследовательской, образовательной деятельности должны быть сформированы соответствующие правила, которые принимаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В целом, законодательство предусматривает возможность использования леса для одной или нескольких целей, что требует соответствующего нормативного правово-

го обеспечения в виде соответствующих норм и правил разнообразного использования.

В итоге сложившиеся организационно-правовые условия использования городского леса, которые можно идентифицировать по ряду направлений как правовой «вакуум», идет в соответствии с характером «дикой» рекреации, что ограничивает возможности доступа для отдыха большинства неорганизованных горожан и делает невозможным контроль и охрану леса. Городские леса выпадают из действительно рекреационного пространства жизни горожан и просто становятся визуальным пятном на карте города, которое имеет весомое санитарно-гигиеническое значение (леса очищают воздух, снижают уровень шума, способствуют переводу осадков в подземный сток и т. д.). Сложившаяся ситуация, с одной стороны, способствует сохранению леса в силу невозможности его массового посещения неорганизованными группами, с другой - он становятся местом обитания и отдыха асоциальных лиц с девиантным поведением.

Таким образом, правовое положение городского леса крайне неоднозначно, в силу чего его использование и защита деструктивны и ограничены. Однако с созданием экологических парков в городских лесах появится возможность формирования инновационного рекреационного пространства, решающего задачи как сохранения леса, так и разумного его использования в заданном функциональном поле.

Технические и технологические

проблемы создания экологических парков

С технической точки зрения проблемы создания экологических парков связаны с обеспечением сохранности природного естественного биологического организма лесной территории, поскольку именно леса вносят наибольший вклад в поддержание приемлемой экологической обстановки го-

рода. В связи с этим возникают два вида сложностей. С одной стороны, по мнению экспертов (см., например, [9]), риск «окультуривания» городских лесов и их нацеливание только на отдых горожан связан с потерей этих исключительно полезных функций лесных массивов города. С другой стороны, городские леса имеют свою достаточно низкую границу рекреационной нагрузки, поскольку значительная часть лесных древесных и кустарниковых пород не способна выдержать подобные парковым зонам нагрузки. Соответственно, для перспективы роста рекреационного пространства города необходимо формировать баланс, обеспечивающий сохранение леса в его биологических границах с расширением его эстетических, культурных, образовательных, научных и рекреационных функций. Экологические парки должны иметь значительную научную составляющую, чтобы стать экологической лабораторий по формированию подобного баланса.

С технологической точки зрения проблемы формирования экологических парков связаны с современными условиями практически полного отсутствия ландшафтной архитектуры или ландшафтного градостроительства в российских городах, в то время как именно ландшафтное развитие территории обеспечивает экологическое и эстетическое его содержание. Ландшафтная архитектура позволяет не только улучшить качество окружающей среды за счет роста эстетической, экологической и психологической комфортности жизни (см. [10]), но и создать единый комплексный облик территории. Если исходить из того, что ландшафтная архитектура это «сложное комплексное понятие, которое включает в себя: объемно-пространственную организацию территории, объединение природных, строительных и архитектурных компонентов в единую композицию, несущую эстетическую нагрузку» [11, с. 242], то можно считать этот раздел градостроительства стратегическим или целевым всего комплекса действий по обеспечению конституционных

прав людей «на благоприятные условия жизнедеятельности».

Между тем отсутствие в строительных нормативных правовых документах в должном или даже в минимальном объеме раздела благоустройства, не говоря уже о теме ландшафтной архитектуры или ландшафтного градостроительства, на практике приводит к отсутствию необходимого архитектурно-градостроительного регулирования городских природных объектов, что, в свою очередь, ограничивает «функционирование и развитие территорий в полном объеме и, в итоге, создание среды, комфортной для жизни человека» [12, с. 36]. Современный подход к ландшафтному градостроительству сводится к катастрофически зауженному его восприятию только в рамках ландшафтного дизайна (до границ приусадебных участков, исторических садов и парков). Так, термин «ландшафтная архитектура» всплывает только в нормативных документах, связанных с объектами культурного наследия, где дается следующее определение: «видами объектов ландшафтной архитектуры являются регулярные и пейзажные парки, в т. ч. в составе дворцово-парковых и усадебных ансамблей, сады, скверы, бульвары, аллейные посадки, кладбища, монументы и скульптуры» 1.

Между тем роль ландшафтных архитекторов должна быть поднята на уровень разработчиков стратегий формирования полноценной городской и иной жизненной среды в целом. Подобный подход и отношение к ландшафтному градостроительству уже глубоко укоренились в развитом мире, что позволяет ему формировать единые стилевые принципы и подходы к градостроительству. В России же отсутствие должного опыта и знаний в области ландшафтной архитектуры существенно ограничивает возможности даже частных инициатив в области благоустройства и озеленения отдельных территорий, организуя только по-

пытки «броуновского» движения в области создания рекреационного пространства. В этих условиях формирование экологических парков может служить основой для развития этого направления ландшафтного градостроительства как площадки для реализации идей посредством создания обучающего и формирующего задел знаний и опыта пространства.

Таким образом, создание экологических парков является процессом совместного решения по меньшей мере организационно-правовых, технических и технологических проблем организации подобной инновационной формы реализации важнейшего направления зеленой экономики, создающей благоприятные условия жизни людей.

Экологический парк в городе

Иркутске: проблемы и перспективы создания

Ландшафтно-рекреационные территории Иркутска составляют более 12,2 тысячи гектаров, или 44 процента площади города, при этом «официально доля озелененной территории города по разным данным составляет от 1,2 до 20,4 процента» (см. [14]). Основная причина в подобном дисбалансе кроется в различии оценок и правового статуса различных типов земель, которые условно делятся на зоны официальной и «дикой» рекреации. В последнюю группу можно отнести большое число городских лесов Иркутска, включая такие как «Вересовка», «Батарейная», «Плишкинский лес», «Ново-Мельниково», «Юбилейный», «Синюшина гора», «Ершовский» и другие. Одним из их числа является достаточно большой лесной массив в районе Академгородка.

Лесопарковая зона Академгородка - это часть города Иркутска в границах земель, отведенных Иркутскому научному центру Сибирского отделения Российской ака-

1 Пункт 3.1 ГОСТа Р 55935-2013 Состав и порядок разработки научно-проектной документации на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия - произведений ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства.

демии наук (далее - СО РАН) по Государственному акту на право собственности на землю, пожизненно наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей (№ 73-36-000453). Размер этой территории - 58 гектаров, из них лесная растительность занимают 70 процентов. На этой территории Иркутский научный центр многие годы формировал лесную зону с уникальной растительностью. В 1 9601970 годах на территории был высажен уникальный комплекс деревьев и кустарников, состоящий из 40 редких и экзотических видов. В составе сложившейся арборифлоры много европейских, японо-китайских, североамериканских, центрально-азиатских и других растений, не свойственных ландшафтам Байкальской Сибири. Сейчас на территории лесопарковой зоны Академгородка произрастают более 15 тысяч взрослых стволов деревьев и около 5 тысяч кустарников. Безусловно, лесопарковая зона Академгородка - это природное богатство района и города Иркутска.

Однако в настоящее время в силу происходящих в стране социальных разрушений эта лесная зона находится в состоянии если не постепенной деградации, то длительной консервации. При этом в Иркутском научном центре СО РАН отсутствуют финансовые, технические и иные условия и возможности для охраны и развития лесопарковой зоны. В итоге происходит рост массового дикого отдыха на территории леса, вызывающий такие проблемы, как мусор, кострища и вырубка территории; усиливается неорганизованное использование территории леса для выгула животных, проведения массовых действий: кросс-кантри, фри-райд, триал и т. д., разрушающих почву, насаждения и ландшафт.

Иркутский научный центр всегда предпринимал определенные действия по созданию на этой территории функционально направленного лесопользования в виде проектов создания дендрария, поддержки и развития лыжной зоны, горнолыжной базы и т. д. Некоторые из них нашли развитие

в виде горнолыжного комплекса, который был организован в 2003 году. В настоящее время это спортивный комплекс, ведущий обслуживание горнолыжной трассы и организацию учебного процесса на базе двух спортивных школ и двух спортивных клубов общей численностью 150 детей и взрослых. Однако иные меры, усиливающие действия по развитию и сохранению леса, так и не было осуществлены, что, безусловно, критически повышает актуальность этого направления деятельности собственника. В этих условиях проект создания экологического парка в границах лесной зоны Академгородка является объективным способом решения накопившихся проблем как в экологической, так и в рекреационной сферах этой территории. Именно эти сферы должны быть детально проработаны в связи с крайней чувствительностью этого лесного комплекса к росту человеческого воздействия.

Для реализации проекта создания экологического парка в Академгородке должен быть создан комплексный план, включающий по меньшей мере четыре составляющие: технологический, управленческий, организационный и финансово-хозяйственный планы. Технологический план призван, с одной стороны, сформировать требования и условия использования городского леса в статусе экологического парка, с другой - дать комплексную оценку состояния городского леса с индивидуальными границами допустимого воздействия. Безусловно, первоначально должна быть выработана методология процессов лесоустройства для целей создания экологического парка. Основываясь на экспертных оценках (см., например, [15]) по результатам освоения рекреационного потенциала и регулирования рекреационного использования лесов в Горной Шории (Кемеровская область), на полуострове Абрау в Краснодарском крае, зеленой зоны города Воронежа и т. д. устройство подобных лесов должно быть основано с применением системного ландшафтного подхода. Указанный подход лесо-

устройства базируется на жестком ограничении потребительского запроса рамками экологической рекреационной емкости каждого отдельного участка территории, подверженного рекреационному воздействию. Для этой цели необходимо проведение не только текущей инвентаризации состояния леса и его сегментирования по уровню полученной нагрузки и экологической устойчивости, но и составление прогноза «будущих состояний его естественных компонентов при соблюдении общих требований сохранения биологического разнообразия в природе региона» [16, с. 96].

В связи с этим необходимо формирование соответствующей технологии экоси-стемного метода лесоустройства, применимого для создания экологического парка, в который входят следующие действия:

1) проведение лесотипологической систематизации лесной растительности территории леса, вовлекаемой в рекреационное лесопользование;

2) апробация методики оценки рекреационного ресурса и потенциала лесных участков, включающая расчет допустимых и фактических величин рекреационного воздействия на компоненты природной среды леса и моделирование шкалы устойчивости к рекреационным нагрузкам основных типов насаждений;

3) комплексная инвентаризация леса для создания банка ландшафтных и лесовод-свенно-экологических данных и планирование комплекса необходимых мероприятий по их экологичному использованию;

4) определение рекреационного статуса лесной зоны Академгородка на основе рекреационного функционального зонирования, учитывающего характер и масштаб объекта, принадлежность его участков к категориям рекреационного ландшафта, потенциальные формы и виды рекреации и рекреационного использования, с обоснованием первичных территориальных хозяйственных единиц и т. д.;

5) создание механизма регулирования рекреационных нагрузок с целью обеспе-

чения экологичного использования лесных рекреационных ресурсов для проектирования мероприятий и объектов в этой зоне;

6) создание методики лесоустройства рекреационных лесов на основе экосистем-ного метода на базе городского леса Академгородка и т. д.

В результате планируемой работы может сформироваться зональная схема территории экологического парка, которая может включать дендропарк, зону спор-тивно-досуговой рекреации, зону познавательной рекреации и зону обслуживания посетителей. Все зоны рекреации и обслуживания регулируются преимущественно планировочными методами, посредством выбора мест, времени, направлений потоков, сроков и других характеристик посещения.

Сегментирование, планирование и размещение подобных зон является продуктом ландшафтно-экологической архитектуры, формирующей единый пространственный образ ландшафтно-архитектурного ансамбля экологического парка. При этом для создания его объемно-пространственной композиции используется широкий набор подходов и принципов архитектурной экологии и дизайна. Важную роль при этом играют элементы, обусловленные природно-климатическими, гидрологическими, геоморфологическими и другими особенностями ландшафтов, а также идейные и культурные ценности жителей региона и города. Процесс создания архитектурно-ландшафтного образа экологического парка мог бы служить предметной основой для развития архитектурной экологии как в рамках города, так на всей прибайкальской территории.

При этом эти и иные процессы создания и развития экологического парка возможны только при достаточной проработке организационно-правовых вопросов в силу сложности и междисциплинарности этой темы. Думается, следует говорить о формировании государственно-частного или

муниципально-частного партнерств по реализации проекта создания экологического парка. В этом случае под проектом следует понимать «комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения поставленных целей с установленными требованиями к качеству результата в течение заданного времени и при установленном бюджете» [17, с. 2]. Такой проект должен пройти ряд комплексных этапов, включая такие, как инициация, планирование, выполнение, завершение. Каждый из этих этаов представляет собой сложный набор научных, аналитических, технических и иных действий и процедур.

Организационный план создания экологического парка призван сформировать функциональные зоны и направления его деятельности, насытив внутренним содержанием каждое направление работы объекта. Так, в нашем случае планируются следующие направления деятельности экопарка: научно-исследовательское, рекреационное, культурно-образовательное,

спортивное. Базовым направлением, безусловно, является научно-исследовательский вектор работы экологического парка, который может включать по меньшей мере три основные сферы:

1) экосоциальная - для проведения социологических исследований экотуристского имиджа города Иркутска;

2) природоохранная - отработка практики гражданского инициирования инженерно-экологических изысканий публичных рекреационных территорий;

3) ландшафтно-архитектурная - выработка практики взаимодействия городских сообществ с ландшафтными архитекторами и создание ландшафтных образцов идентичных экотуристскому имиджу.

Каждая из этих сфер должна иметь соответствующую планируемую тематику исследований и ожидаемые экорезультаты. В нашем случае был выработан организационный план научно-исследовательских работ экологического парка, представленный в таблице.

Организационный план научно-исследовательского направления деятельности

экопарка в городе Иркутске

Направление исследований Ожидаемые результаты

ЭКОСОЦИА Анализ форм и направлений рекреации в регионе Виды, функции и социальная роль рекреации для города ЛЬНОЕ Оценка воздействия рекреации на социум и развитие соответствующих социальных потребностей, порождаемых развитием рекреации

Развитие инновационных форм рекреации на базе экопарка Разработка и развитие новых форм экологического отдыха и досуга

Формирование экотуристского имиджа города ПРИРОДООХ Мониторинг состояния городской среды (городского леса) и процессов взаимодействия уникальной растительности и окружающего пространства Оценка загрязнения и уровня самоочищения местности Разработка кластера экологического туризма и рекреации в городе РАННОЕ Разработка методики экологического мониторинга городских лесов Создание программного и технического инструментария по контролю состояния окружающей среды

Выполнение работ по интродукции и акклиматизации декоративных растений, не свойственных сибирским условиям произрастания Разработка методик и получение образцов выращивания декоративных растений, не свойственных сибирским условиям произрастания

Окончание таблицы

Разработка программ лесовосстановления, озеленения и т. п. ЛАНДШАФТНО-АРХ Исследования, касающиеся сохранения и реконструкции парковой среды, лесопарковых угодий, совершенствования ландшафтной архитектуры Программы (предложения) лесовосстановления и озеленения города (ИТЕКТУРНОЕ Проекты модельных экологических ландшафтов

Исследования, касающиеся биоорганизации городской территории, ее озеленения и поддержания природного биоразнообразия и аборигенных сообществ территории Методические рекомендации по озеленению и поддержанию природного биоразнообразия и аборигенных сообществ городской биотерритории

Комплексная инвентаризация леса, создающая банк ландшафтных и лесоводсвенно-экологических данных и планирование комплекса необходимых мероприятий по их экологическому использованию Создание банка ландшафтных и лесоводсвенно-экологических данных для формирования экологической архитектуры города

В итоге должен сформироваться проект организации и развития экологического парка, включая достаточно обширный набор аналитических и графических расчетных материалов. Аналитическая часть представляет собой комплексный план, включающий технологическую часть (подробный план лесоустройства экопарка «Академический» на основе экосистемного метода лесоустройства), организационную, управленческую и другие составляющие. Графическая часть включает:

1) план современного состояния (план ситуационный, опорный на геодезической основе);

2) план лесонасаждений (план существующих ландшафтов);

3) план проектируемых мероприятий по организации объектов экопарка (схема проектируемых ландшафтов, план объектов и коммуникаций и т. д).

Думается, что опыт создания экопарка Академический позволит не только сформировать конкретную практику организации подобных экологических объектов, но и внесет определенный вклад в формирование всей системы регулирования развитием городского леса, городской ландшафтной архитектуры, архитектурной экологии и т. д.

Заключение

Таким образом, наличие проблемных городских лесов и местных инициатив по их обустройству является основанием разработки проекта создания экологического парка. Подобный парк позволит решить накопившиеся проблемы как в экологической, так и в рекреационной сферах территории. Однако реализация такого проекта должна учитывать наличие по меньшей мере трех важнейших составляющих обустройства городского леса в российских условиях.

С организационно-правовой позиции формирование экологических парков связано с решением многочисленных проблем, касающихся статуса городских лесов как объекта собственности, объекта управления и других проблем.

Проблемы технологического порядка связаны с формированием баланса сохранения леса в его биологических рамках с расширением его эстетических, культурных, образовательных, научных и рекреационных функций.

С технической стороны организация экологических парков требует должного развития городской ландшафтной архитектуры как стратегического направления градостроительства.

Формирование проекта экологического парка должно быть направлено на увязку решения указанных вопросов посредством, в частности, формирования модели комплексного регулирования развития городского леса, городской ландшафтной архитектуры, архитектурной экологии.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. ГОСТ 28329-89. Озеленение городов. Термины и определения. Введ. 1991-01-01. М. : Издательство стандартов, 1990. 9 с.

2. National Park Service. Cultural Landscape Report: Dumbarton Oaks Park, Rock Creek Park. Washington, D.C.: U.S. Dept. of the Interior. 2000. 328 p.

3. Об утверждении Лесоустроительной инструкции : приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 6 февраля 2008 года № 31. Доступ из справочной правовой системы «Консуль-тантПлюс».

4. О городских лесах в Иркутской области : Закон Иркутской области от 2 апреля 2003 года № 15-ОЗ (утратил силу). Доступ из справочной правовой системы «Консуль-тантПлюс».

5. Лесной кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 4 декабря 2006 года № 200-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Лесной кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 29 января 1997 года № 22. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

7.О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации : Федеральный закон от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

8. Нарышева Н. Г. Право собственности на земли, занятые городскими лесами // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2010. № 12. с. 87-91.

9. Сериков М. Т. Научные предпосылки обеспечения экологичного рекреационного использования лесов // Лесотехнический

журнал. 2013. № 3. С. 27-34.

10. Harris Charles W., Dines Nicholas T. Time-saver standards for landscape architecture: design and construction data. McGraw-Hill Publishing Company. 1998. 928 p.

11. Евграфова О. Н. Общественное пространство как элемент создания архитектурной среды / Сборник статей VIII Международной научно-практической конференции EUROPEAN SCIENTIFIC CONFERENCE. М. : Наука и Просвещение, 2018. С. 242-245.

12. Кухта. Н. Градостроительный кодекс: прежде и теперь // Архитектура, строительство и дизайн. 2015. № 3. С. 35-37.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. ГОСТ Р 55935-2013 Состав и порядок разработки научно-проектной документации на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия - произведений ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства. М. : Издательство стандартов, 2014. 36 с. Доступ из справочной правовой системы «Консультант Плюс».

14. Правила создания, содержания и охраны зеленых насаждений на территории г. Иркутска : решение Думы города Иркутска от 25 ноября 2004 года № 00420-050035/4. URL: http://zakon-region2. ru/4/163156/ (дата обращения: 20.03.2021).

15. Сериков М. Т. Понятие, параметры метода лесоустройства и концепция экоси-стемного использования лесных ресурсов // Лесотехнический журнал. 2013. № 2. С. 6775.

16. Власова Е. А., Сухорукова Л. Н. Компоненты биологического разнообразия в содержании общего полного биологического образования // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2014. № 3. С. 96.

17. Кузьмин Е. А. Реализация проектов государственно-частного партнерства в муниципальных образованиях // Региональная экономика и управление: Электронный научный журнал 2010. № 4 (24). URL: http:// regjon.mcnip.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.