44
-Economy and Business-
ПРОБЛЕМЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ В ЭКОНОМИКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
А.И. Позмогов, канд. экон. наук, доцент А.В. Джабиева, студент
Владикавказский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (Россия, г. Владикавказ)
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы влияния глобализации на российскую экономику. Глобальные компании, функционирующие на мировом рынке, подвергаются усиленному давлению глобальной конкуренции, которая заставляет их искать пути снижения затрат и улучшения качества товаров и услуг, чтобы остаться конкурентоспособными. Поэтому одним из способов влияния глобализации на российскую экономику является транснационализация производства, торговой и банковской деятельности.
Ключевые слова: глобализация, глобальные компании, мировые рынки, конкуренция, транснациональная компания, иностранные инвестиции.
Постепенное международное разделение труда и его углубление, открытие границ различных государств для товаро- и капиталооборота, НТР, появление новых средств связи и передвижения - всё это стало причинами для возникновения такого феномена, как глобализация.
Она предполагает преобразование мира в единую систему и затрагивает не только экономический уровень (создание единого пространства для свободного перемещения человеческих, финансовых, производственных ресурсов, товаров и услуг), но и социальный, культурный, политический и многие другие. В частности, глобализация привела к возникновению различных международных организаций (например, ВТО) и росту их влияния на развитие отдельных государств.
Глобализация в экономике и бизнесе -сравнительно новое явление объективного развития мировой экономики конца XX в. Она является результатом давления конкуренции и возникающей отсюда необходимости расширять рынки, улучшая качество товаров, используя дешевую рабочую силу, увеличивая производительность труда и снижая затраты в целом[1] .
Глобальная конкуренция и борьба за рынки сбыта влияют и на то, как ведется бизнес и управление бизнесом.
Экономисты Эванс и Симпсон разработали так называемый «Индекс глобальной активности» (Global Readiness Index - GRI ) для оценки того, как индивид или компания воспринимают свое положение на мировых рынках. В этот индекс включаются три категории:
1) «Глобальный менталитет», т.е. склонность к глобальному взаимодействию (Global Mindset);
2) «Глобальные знании» (Global Knowledge);
3) «Глобальные деловые навыки и умения» (Global Business Skills) [2].
Рассмотрим подробнее, какие понятия включаются в первую категорию. Люди с глобальным менталитетом думают целостно и фокусируются на одной большой картине мира. Они легко адаптируются к новым ситуациям и к новой среде, а также видят ситуацию с различных перспектив. Они могут нормально сотрудничать с представителями разных рас и культур. Они чувствительны к социальным, политическим реалиям. Люди с глобальным мышлением - гибкие, эмоционально жизнерадостные, психологически сформировавшиеся. Кроме того, они обладают чувством самосознания и уверены в себе. Важной чертой характера является то, что они привержены идее непрерывного обучения.
Journal of Economy and Business, vol.3
-Economy and Business-
45
«Знание глобального бизнеса» означает, что бизнесмены хорошо понимают рыночные условия и потребности клиента. Они знают, какое воздействие на успех компании оказывают такие факторы, как технологии, культура, правительство и экономические условия. Они хорошо знают законы, инструкции и постановления той страны, в которой ведут дело. Кроме того, они знают протокол и этикет, существующие в определенных социально-деловых отношениях.
Категория «Глобальные деловые навыки и умения» включает в себя следующие характеристики личности, обладающей ими:
понимание потребностей глобального покупателя, клиента и партнера;
умение принимать решения и нести за них ответственность;
понимание сетевого графика и специфики работы в команде, условий формирования команды и закономерностей лидерства, а
понимание закономерностей общения на разных уровнях, в том числе переговоров.
Деловые умения и навыки включают в себя также разработку, развитие стратегии и ее воплощение и планирование, управление изменениями и конфликтами [3].
Все категории, включенные в GRI, демонстрируют, что мировая экономика и глобальный бизнес, а также управление ими вовлекают в себя огромное количество самых разнообразных характеристик, важных с точки зрения экономической деятельности. Люди с вышеупомянутыми характеристиками лучше продают свои товары и лучше работают в команде. В глобальном бизнесе такие характеристики помогают вырабатывать общие подходы и находить взаимопонимание между абсолютно разными по культуре, расе и воспитанию людьми.
Глобальная компания - это компания, определяющая себя не по национальному признаку, а в качестве глобально апеллирующей компании, обслуживающей глобальный рынок и глобального потребителя. И если раньше международные (муль-
тинациональные) компании считали себя национальной компанией, имеющей бизнес за рубежом, то в настоящее время таким компаниям нужно одновременно «мыслить глобально и мыслить локально, действовать глобально и действовать локально» [4].
Интересно отметить, что глобальные параметры и локальные параметры в бизнесе приводят к разным экономическим результатам. Исследования показали, что бизнесмены, добившиеся успеха в своих собственных культурах, т.е. на локальном уровне, часто терпели неудачу в межкультурной среде, т.е. на глобальном уровне.
Глобальные компании обошли в своем развитии и результатах транснациональные и мультинациональные компании по четырем причинам:
1) Их - большинство: по всему миру в 1969 г. было 7000, в настоящее время - более 37000;
2) Они размещают производство по всему миру, чтобы воспользоваться преимуществом дешевой рабочей силы, с одной стороны, и более образованных рабочих и служащих - с другой;
3) Глобальный менеджмент ликвидирует все барьеры внутри компании, чтобы свободно обмениваться людьми и идеями;
4) Предпочтение при ведении бизнеса за рубежом отдается менеджерам, которые являются гражданами страны бизнеса.
Развитие глобальных рынков - необходимое условие дальнейшего успешного развития глобальных компаний, однако оно усиливает давление глобальной конкуренции. Само слово «конкуренция» имеет не только отрицательные оттенки значения - «борьба за рынки между организациями», но и положительные - «взаимодействие и взаимосвязь между организациями для достижения оптимальных результатов и оптимальной прибыли в своей экономической деятельности». Конкуренция, например, приводит к слиянию двух более слабых в отдельности компаний или банков, чтобы они могли стать более сильными и конкурентоспособными. Например, в ходе финансового кризиса в августе 1998г. в России Онэксим-банк,
Journal of Economy and Business, vol. 3
46
-Economy and Business-
Мост-Банк и банк Менатеп решили создать холдинг, вложив по 50% своих акций, что должно привести к укреплению их позиций на тот период времени. В современной же мировой экономике «слияние» банков становится обычной практикой. Особенно показательно слияние банков во время кризисов.
Конкуренция сама по себе является необходимым и важнейшим элементом рыночного механизма, однако формы ее проявления и методы ее ведения являются самыми разнообразными. Сама конкуренция видоизменяется с изменением и развитием глобального бизнеса, адаптируясь к новым экономическим условиям. Например, важным признаком развития бизнеса в настоящее время является переход от производства к развитию сферы услуг.
Толчком для этого явилось развитие информационных технологий, существенно убыстривших деловые и финансовые трансакции. С помощью информационных технологий капитал свободно переходит из одной страны в другую, рабочей силе нет необходимости мигрировать в поисках работы.
Инвестиции дают возможность экономического развития той стране, в которой глобальная корпорация осуществляет свою деятельность [5].
Информационные технологии делают возможной для служащих всех филиалов той или иной глобальной корпорации совместную работу над общими проектами. Компьютерные сети и телеконференции позволили дизайнерам корпорации Ford в Европе и США вместе работать над дизайном их новых автомобилей.
Глобальная конкуренция заставляет компании и корпорации искать пути снижения затрат и улучшения качества товаров и услуг, чтобы остаться конкурентоспособными. Одним из способов решения этих проблем является покупка иностранных товаров, компонентов, частей и запчастей определенных деталей вместо их производства (outsourcing). Самыми существенными причинами поиска зарубежных источников являются следующие:
1) более низкие цены у иностранных источников;
2) доступность иностранной продукции, которая недоступна локально;
3) глобализация операций компании;
4) продвинутые технологии у иностранных источников [2].
Хотя первоначальной причиной называется получение более низких цен, половина производителей считает, что у иностранных поставщиков есть продукция, которой нет в их стране. Одна четвертая поставщиков считает, что за рубежом есть высокотехнологичная и лучшего качества продукция.
Влияние глобализации на российскую экономику
Внешняя экономика постепенно завоевывает себе хорошие позиции на мировом рынке, благодаря тому, Россия обладает огромными запасами природных богатств.
Россия является одним из ведущих экспортеров энергоресурсов на мировом рынке, является крупным поставщиком химических удобрений, необработанных лесоматериалов, важный экспортер вооруже-ния[6].
Одним из способов влияния глобализации на российскую экономику является транснационализация производства, торговой и банковской деятельности. Транснационализация - это обрастание больших национальных компаний многочисленными дочерними фирмами и филиалами в разных странах. Транснациональная компания в современном мире является главной движущей силой экономической глобализации. ТНК акцентируют внимание на неосвоенных рынках с целью расширения рынка сбыта своей продукции.
Основным инструментом экспансии ТНК служат прямые иностранные инвестиции, с помощью которых «родительская» компания создает новые предприятия или контролирует и реконструирует уже существующие[4].
Меры по привлечение иностранных инвестиций предусмотрены Законодательством РФ.
Однако также существуют и факторы, мешающие притоку инвестиций:
Journal of Economy and Business, vol.3
-Economy and Business-
47
недостаточно стабильная ситуация в политике;
несовершенство налогового законодательства;
невысокий уровень развития инфраструктуры в России;
невысокий уровень развития института частной собственности.
Филиалы зарубежных ТНК в России размещены неравномерно. Большинство филиалов ТНК расположены в центральной части РФ (Москва, С.-Петербург, Московской, Ленинградской, Нижегородской областях и др.), что говорит о неравномерности размещения филиалов.
ТНК Западной Европы размещают свои филиалы в основном в Москве и СевероЗападном регионе, а японские и американские, в свою очередь, распространяют свои филиалы на Урале, в Сибири, в Приморье.
Транснациональные корпорации начинают развивать свою деятельность со следующих отраслей:
добывающие предприятия топливноэнергетического комплекса
пищевая промышленность (например, компания «Nestle» (Швейцария), «Кэдбери Швепс групп»);
торговля и общественное питание (в общественном питании лидируют Subway, McDonald’s, KFC, Starbucks; в торговле -Mango, Gucci и др).
Благодаря процессу глобализации активизируется конкуренция на внутренних рынках. Происходит это за счет того, что к внутренним компаниям присоединяются филиалы ТНК. С этой точки зрения глобализационные процессы выгодны, прежде всего, потребителям, так как конкуренция дает им возможность выбора и снижает
цены [7].
Библиографический список
1. Позмогов А.И., Бекойты А.Г. Особенности инвестиционной деятельности РСО-Алания (глава в коллективной монографии)/Финансовые аспекты регионального развития в посткризисный период: Монография [под ред. Л.А. Толстолесовой]. -Новосибирск: Изд. «СибАК», 2014.
2. D. A. Ball, W. H. McCulloch. International Business. The Challenge of Global Competition/ Chicago, London, Toronto: Irvin, 1996.
3. Is your Company Ready to Go Global? //Business Week/ December 1, 1997, p. 154 -155
4. Богомолов О.Т. Мировая экономика в век глобализации: учебник. - М.: Экономика, 2006. - 361с. - (Высшее образование: Экономика).
5. Тогузова И.З. Проблемы инвестиционного развития РСО-Алания./Личность и общество: социокультурные, экономические и политико-правовые аспекты взаимодействия в условиях глобализации: Материалы региональной научно-практической конференции. 2013. С. 160-166.
6. http://www.coolreferat.com/Глобализация_мировой_экономике (дата обращения 02.03.2015 года).
7. Мешалкин В.П., Фомченкова Л.В., Петров И.А. Проблемы и перспективы развития российского бизнеса в условиях глобализации экономики // Российское предпринимательство. — 2002. — № 5 (29). — c. 92-94. — http://www.creativeconomy.ru/articles/8313/ (дата обращения 07.03.2015 года).
Journal of Economy and Business, vol. 3
48
-Economy and Business-
THE CHALLENGES OF GLOBALIZATION IN THE RUSSIAN ECONOMY
AI Pozmogov, candidate of economic sciences, associate professor AV Dzhabieva, student
Vladikavkaz branch financial university under the Government of the Russian Federation (Russia, Vladikavkaz)
Abstract. The article examines the impact of globalization on the Russian economy. Global companies operating in the global market, are subject to increasing pressure of global competition, which forces them to look for ways to reduce costs and improve the quality of products and services to remain competitive. So one of the ways the impact of globalization on the Russian economy is the transnationalization of production, trade and banking.
Keywords: globalization, global companies, global markets, competition, multinational companies, foreign investment.
Journal of Economy and Business, vol.3