Научная статья на тему 'Проблемы генезиса экономики знания'

Проблемы генезиса экономики знания Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
272
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ / ГЕНЕЗИС ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФОРМ / ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЯ / ECONOMIC THEORY / THE GENESIS OF ECONOMIC FORMS / THE KNOWLEDGE ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гоженко К. Н.

В статье рассматриваются теоретические проблемы становления экономики знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problem of the knowledge economy genesis

This article deals with theoretical problems of establishing the knowledge economy

Текст научной работы на тему «Проблемы генезиса экономики знания»

TERRA ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3

ПРОБЛЕМЫ ГЕНЕЗИСА ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЯ

ГОЖЕНКО К.Н.,

доцент,

Кисловодский институт экономики и права, e-mail: konstang2007@yandex.ru

В статье рассматриваются теоретические проблемы становления экономики знания.

Ключевые слова: экономическая теория; генезис экономических форм; экономики знания.

This article deals with theoretical problems of establishing the knowledge economy.

Keywords: economic theory; the genesis of economic forms; the knowledge economy.

Коды классификатора JEL: D83.

Возникновение экономики знания можно было прогнозировать, исходя из общей тенденции роста культурнообразовательного уровня населения всех развитых стран, роста профессионально-квалификационного уровня занятых в производстве, повышении социального и экономического статуса университетов и других инновационно-образовательных центров.

Еще большую роль в возникновении экономики знания сыграли такие факты, как революционные улучшения в технологии связи (например, почта, железные дороги, телеграф, телефону, современные средства информационно-коммуникационных связей).

Особо должна быть отмечена выдающаяся роль крупных, в том числе и транснациональных, корпораций конца 19-го и начала ХХ в., создавших корпоративный сектор научных разработок.

Эти и другие технологические изменения произвели революцию в организации производства, изменяя, тем самым, и соотношение спроса на квалифицированных и на неквалифицированных агентов в пользу первых. В литературе отмечается, что «человеческий потенциал является важной составляющей национального богатства общества и представляет собой все население страны как потенциальную производительную силу» [1]. Именно поэтому в условиях экономики знания развитие человеческого потенциала выступает приоритетной задачей государственной политики.

В условиях формирования и развития экономики знания произошли важные изменения в социальной, технологической и институциональной структуре производства. В социальном аспекте трансформационные процессы обусловлены возникновением нового класса профессиональных наемных менеджеров, а также класс «синих воротничков» — работников, находящихся под их контролем. В технологическом аспекте — появлением наукоемких инновационных производств. В литературе справедливо отмечается, что «в современном мире наблюдается резкая активизация инновационных процессов, что связано с формированием нового типа экономического развития, который характеризуется принципиальным изменением производственно-технологической базы и характера выпускаемых товаров» [3].

В институциональном аспекте «экономика знания» представляет систему взаимодействия институтов бизнеса, власти, собственности, отражающих совокупность современных институциональных отношений (рис. 1).

Рис. 1. Институциональная структура экономики знания [7].

© К.Н. Гоженко, 2011

ПРОБЛЕМЫ ГЕНЕЗИСА ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЯ

119

Как видно из представленной на рис. 1 схемы, в условиях экономики знаний безусловный приоритет отдается интеллектуальным ресурсам, поскольку «ориентация на приращение человеческого и социального капитала и соответственно увеличение инвестиций в антропосоциальный капитал в процессе общественного воспроизводства интеллектуальных ресурсов как составные части национального благосостояния служат основой формирования его инновационных, ресурсовоспроизводственных функций» [5].

Сам термин «экономика знания» официально был введен Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в ее докладе о формировании наукоемкой экономики [8]. В этом докладе описывается появление экономики, которая основана на производстве, распределении и использовании знаний и информации. Для сравнения приводилась экономика ХХ в., которая, в отличие от экономики знаний, опиралась преимущественно на добычу, переработку и продажу сырьевых ресурсов, тех товаров, которые являлись результатом первичной и последующих переработок для получения корпоративных прибылей и личного дохода. В экономике же знаний место ключевых сырьевых товаров заняло «знание» и его максимальное использование для создания новых продуктов и услуг.

Экономика знаний открывает эру ускоренного экономического развития посредством умножения числа новых информационных и коммуникационных технологий, создания глобальной взаимосвязанной экономики.

В этой глобальной экономике время и пространство сжимаются благодаря достижениям в области информационнокоммуникационных технологий, ведущих к переплетению экономических и культурных систем в мире, в процессе, известном как глобализация. Ведь глобализация определяется как совокупность экономических, социальных, технологических, политических процессов, а также как диффузия культурных структур, связанных с изменением характера производства, потребления и торговли товарами и активами, которые составляют базу международной экономики. Глобализация является одним из условий становления экономики знаний, и это — следствие общемировых экономических процессов. В этой связи академик ИМЭМО РАН справедливо отмечает, что «начался переход от воспроизводства преимущественно замкнутого в национальных границах, к новому его типу, в основном информационному и взаимозависимому в в региональном и даже планетарном масштабах» [6].

Эффективность экономики знания тем выше, чем сильнее происходит глобализация в результате усиления структурной дифференциации традиционных товаров и активов, которая преодолевает традиционную разобщенность политических границ и экономических секторов, в результате формируется открытое и единое мировое экономическое пространство, обеспечивающее большее влияние политических и экономических изменений. Следовательно, экономика знания, будучи наднациональной производственной экономической системой, уже может обходиться без регулирующих функций национальных правительств с их «ролью регулятора» национальной экономики, что позволит открыть мировые источники инвестирования в инфраструктуру национальной экономики для адаптации и внедрения итогов научных исследований и разработок.

Характеристики изменений в трудовом потенциале, например, в западных странах, обнаруживают, что здесь за последние несколько десятилетий произошли огромные трансформации. Неполный рабочий день, временная и случайная работа, тенденция к росту безработицы сменились новыми тенденциями — появилась возможность большей зарплаты, рынок труда приобрел устойчивые, цивилизованные институциональные формы, в то время как приватизация, дерегулирование и сокращение государственных услуг оказывает все большее давление на бизнес в сторону повышения производительности труда для большинства рабочих мест. Однако прогресс в области различных технологий будет и далее оказывать позитивное воздействие на рынок труда в формирующейся экономике знания. И хотя технический прогресс, несомненно, уничтожит многие рабочие места, однако, в то же время, он же создаст много новых и еще неизвестных возможностей для трудоустройства, резко изменив баланс требований к квалификации работников, улучшив такую перспективу у высококвалифицированных работников. Однако в российской экономике эти тенденции не проявляются в той мере, в которой они присущи развитым странам. По этому поводу в литературе справедливо отмечается, что «для кардинального решения проблем российского общества требуется обновление основных качеств трудового потенциала страны, чтобы он полностью соответствовал современным вызовам. Это требует адекватных системно-концептуальных подходов к современной модели экономики, причем в органическом единстве развития знаний, человека и экономики» [4].

Современное экономическое развитие характеризуется как период глубоких перемен и необратимых преобразований различных форм экономической организации общества и его основных экономических тенденций. Реализация таких тенденций качественно изменяют характер производства, торговли, занятости и труда, которые в ближайшие десятилетия кардинально будут отличаться от того, что представляет собой экономика индустриального периода.

Существенные перемены можно исследовать на примере экономической динамики общественно-производственных форм. Так, в экономике аграрного типа земля выступает доминантным, ключевым ресурсом. В индустриальной же экономике место, занимаемое в аграрной экономике землей, занимают уже природные ресурсы (например, такие, как уголь или железная руда). Если же подходить к экономике в аспекте ее социальных характеристик, то мы должны признать в статусе исторических доминантных ресурсов и такой феномен, как труд (рабочая сила).

В экономике знаний именно знание является ключевым ресурсом. Конечно, идея о том, что знание является производительным фактором и играет важную роль в развитии экономики, не является новым открытием. Все этапы развития экономики основаны на знании в той или иной степени. Однако степень включения знаний и информации в экономическую деятельность в настоящее время настолько велика, что вызывает довольно глубокие структурные и качественные изменения в функционировании экономики и трансформации конкурентных преимуществ. Повышение интенсивности знаний в развитии мировой экономики и растущей способностью распространять эти знания увеличили его ценность для всех участников экономической системы. Последствия этого являются весьма существенными не только для стратегии фирмы и политики правительства, но и для институтов и систем, используемых для регулирования экономического поведения.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3

TERRA ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3

120

К.Н. ГОЖЕНКО

Между «индустриальной экономикой» и «экономикой знания» (как высшей стадией развития «постиндустриальной экономики») имеется существенное различие — если основным элементом индустриальной экономики являются наукоемкие предприятия, то основным элементом экономики знания выступают наукоемкие университеты. Именно наукоемкие университеты способны в экономике знания генерировать максимальные макроэкономические эффекты в сферах глобальной конкурентоспособности, качества продукции и системной трансформации сферы образовательных услуг. Более того, успехами или неудачами процесса формирования наукоемких университетов порождается глобальная иерархия национальных экономик, приводящая к неравномерному развитию в мировом масштабе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Архипов А. Экономика труда. М.: Экономика, 2008. С. 65.

2. Богомолова И.С. Модернизация системы управления ВУЗА на основе функционально-управленческой декомпозиции информационных потоков // Посткризисный мир: глобализация, многополярность, модернизация, институты. М.: Вузовская книга, 2010. С. 104.

3. Игнатова Т.В., Васильев П.П. Управление трудовым потенциалом как фактор развития научно-инновационной экономики // Terra economicus. Т. 7. № 2. 2009. С. 15.

4. Кучуков Р. Роль государства в формировании инновационной экономики // Экономист. № 6. 2009. С. 4.

5. ЛазареваЕ. Стратегия развития национального благосостояния в интересах инновационного экономического роста: результаты системной параметрической индикации // Terra economicus. Т. 7. № 2. 2009. С. 21.

6. Мартынов В.А. Прогноз тенденций мирового экономического развития. М.: Космополис, 1999. С. 12.

7. Рябова Е.Ю. Институциональные императивы функционирования экономики знаний // Terra economicus. Т. 7. № 2. 2009. С. 15.

8. Lynch Dr D.E. The Emergence of A Knowledge Economy // http://aaclm.com/learning-management/resources/86-ke-article.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.